Научная статья на тему 'Готовность к непрерывному развитию и другие компетенции современного работника по мнению студентов профессионально-технических учебных заведений'

Готовность к непрерывному развитию и другие компетенции современного работника по мнению студентов профессионально-технических учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность к непрерывному развитию и другие компетенции современного работника по мнению студентов профессионально-технических учебных заведений»

ГОТОВНОСТЬ К НЕПРЕРЫВНОМУ РАЗВИТИЮ И ДРУГИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО РАБОТНИКА ПО МНЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

А. Кульпа-Пучиньска

Данная работа является продолжением и дополнением материала, представленного в статье под названием «Ожидания польских работодателей относительно квалификаций и компетенций выпускников профессионально-технических учебных заведений. Отчет по результатам исследования»1, подготовленной к 9-й Международной конференции «Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития». Однако на этот раз рассмотрим мнения молодых людей (практически выпускников) о навыках и личных качествах, которые в настоящее время необходимы для нормальной работы на открытом и гибком рынке труда.

В работе представлены результаты, полученные в ходе исследования «Подготовка студентов профессионально-технических учебных заведений к гибким формам трудовых отношений и организации труда», которое финансировалось за счет средств, выделенных на научно-исследовательскую деятельность в 2009-2010 гг. в рамках исследовательского проекта (грант министерства науки и высшего образования № N 106 019236). В исследовании, в том числе, приняли участие 630 студентов профессиональнотехнических учебных заведений. При проведении исследования применялся метод опроса в форме анкетирования.

Образ современного работника глазами учащихся. В состав респондентов (студенты последнего курса), главным образом, входили учащиеся средних профессиональных учебных заведений, а именно студенты 4 курса профессионально-технического училища (52,5 % всех опрошенных). Студенты учебных заведений начального профессионального образования составили 28,1 % опрошенных, а студенты послесредних учебных заведений -11,3 %. Наименьший процент опрошенных (8,1 %) приходился на студентов учебных заведений дополнительного среднего профессионального образования. Среди опрошенных студентов учебных заведений начального профессионального образования преобладающими оказались профессии промышленного рабочего и оператора-станочника. Самая распространенная форма образования студентов средних профессионально-технических училищ - подготовка так называемого среднего технического персонала (в частности, ИТ-специалисты и операторы электронного оборудования). В учреждениях послесреднего образования наиболее популярными оказались экономические и административные специальности.

1 Кульпа-Пучиньска А. Ожидания польских работодателей относительно квалификаций и компетенций выпускников профессионально-технических учебных заведений. Отчет по результатам исследования // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: материалы Междунар. конф. Т. 9; под ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова, ЛГУ им. А.С. Пушкина, Ин-т соц.-экон. исслед. СПб., 2011. С. 137-141.

280

Участникам опроса было предложено высказать мнение о компетенциях, характеризующих современного работника (см. табл.).

Таблица

Установки и личные качества, которые, по мнению опрошенных студентов, должны характеризовать работника

№ Установки и личные качества BVS N=177 SVS N=382 PSS N=71 Общий сред- ний балл Место

X Rb X Rs X Rp

1. Готовность к многократной смене работы 3,74 XI 3,67 XII 3,69 XI 3,69 XIII

2. Способность адаптироваться к изменениям технологии и организации труда 3,94 VII 4,13 VII 4,20 V 4,08 VII

3. Самостоятел ьность 4,26 II 4,47 I 4,32 I 4,39 II

4. Открытость для новых форм трудовых отношений 4,02 V 4,24 V 4,08 VIII 4,16 V

5. Готовность проходить постоянное профессиональное обучение 4,13 III 4,37 III 4,28 II 4,30 III

6. Ответственность 4,27 I 4,49 II 4,27 III 4,40 I

7. Готовность инициировать хозяйственную деятельность со всеми сопутствующими рисками 3,75 X 3,86 X 3,62 XII 3,80 X

8. Склонность к внедрению новаторских решений 3,55 XIII 3,85 XI 3,79 X 3,76 XI

9. Г ибкость 3,80 IX 4,11 VIII 4,03 IX 4,01 IX

10. Готовность к переезду при поиске работы 3,73 XII 3,70 XIII 3,59 XIII 3,70 XII

11. Приверженность компании 3,99 VI 4,05 IX 4,13 VII 4,04 VIII

12. Эффективность выполнения порученных заданий 4,11 IV 4,26 IV 4,24 IV 4,21 IV

13. Инициативность 3,90 VIII 4,20 VI 4,15 VI 4,11 VI

Средний балл среди обследуемых групп 3,94 4,11 4,03 4,05

1. Стандартное отклонение 0,22 0,27 0,26 0,25

2. Основные стандартные диапазоны 4,16- 3,72 4,38- 3,84 4,29- 3,77 4,30- 3,80

Примечания: Rb - балл среди студентов учебных заведений начального профессионального образования; Rs - балл среди студентов учебных заведений среднего профессионального образования; Rp - балл среди студентов послесредних учебных заведений.

При анализе полученных результатов (ответов студентов) применялась следующая шкала оценки:

характеризует в очень большой степени - 5, в большой степени - 4, ни то, ни другое - 3, в небольшой степени - 2, в очень небольшой степени - 1.

Кроме того, применены следующие диапазоны оценки: 4.51-5 - безусловно положительный ответ; 3.51-4.5 - положительный ответ; 2.51-3.5 - точка зрения отсутствует; 1.51-2.5 - отрицательны^_______________________________________________________________________________

281

Все установки и черты характера, предложенные в исследовании, были оценены студентами как значимые (средний балл находился в диапазоне от 3,5 до 4,5 - положительный ответ). Студенты (как и работодатели) посчитали, что самыми важными качествами современных работников является ответственность и самостоятельность (средний балл по этим показателям составил соответственно 4,40 и 4,39). Среди установок наибольшую оценку получила готовность проходить постоянное профессиональное обучение (общий средний балл 4,30). Первые две установки также получили оценки выше стандартного уровня (от 4,40 до 3,80). В отличие от других участников исследования (например, работодателей), студенты также отметили значимость открытости для новых форм трудовых отношений (5-е место) и инициативности (6-е место). Такой выбор имеет большое значение, поскольку свидетельствует о позитивном отношении молодежи, студентов учебных заведений всех видов к изменениям в трудовой модели. С другой стороны, респонденты не оценили готовность к внедрению новаторских решений -инновационный способ решения проблем и готовность к принятию риска, что не менее важно в гибких условиях рынка труда. Последние места в рейтинге заняли такие установки, как готовность к многократной смене работы и готовность к переезду при поиске работы. Низкая мобильность характерна для жителей Куявско-Поморского воеводства (регион, в котором проводилось исследование). Подавляющее большинство людей работают там, где проживают, предпочитая не ездить на работу из других городов. С другой стороны, профессиональная мобильность достаточно популярна, однако определяется уровнем образования. Таким образом, в наиболее локализованные группы входят люди с начальным и средним профессиональным образованием.

Мнения студентов о собственных способностях в контексте их значимости для рынка труда. В ходе опроса студентам также было предложено указать собственные навыки1, которые имеют значение с точки зрения возможностей трудоустройства на современном гибком рынке труда (см. схему).

1 Слово «компетенция» в настоящее время означает: «умение что-то делать» - значение «компетенции», принятое в большинстве европейских стран (C. Levy-Leboyer, Kierowanie kompe-tencjami, Warsaw 1997, по Z. Wiatrowski, Podstawy pedagogiki pracy, Bydgoszcz, 2005. С. 110). “[...] Kompetencje okreslajq powiqzania miqdzy indywidualnymi zdolnosciami i cechami osobowosci a cechami wymaganymi do sprawnego wykonywania zadan zawodowych" [перевод: Компетенции определяют связь между способностями и личностными характеристиками и навыками человека, необходимыми для эффективного выполнения профессиональных обязанностей] (K. Symela, Kompetencje i jakosc pracy doradcy zawodowego, [в:] Edukacja dla rynku pracy. Problemy poradnictwa zawodowego, edited by S. M. Kwiatkowski, Z. Sirojc, Warsaw, 2006. С. 311-312).

282

Рис. Фактические навыки опрошенных студентов в контексте возможностей трудоустройства на современном рынке труда

К сожалению, было получено лишь 109 ответов, что составляет 17,3 % от общего числа опрошенных. Это очень низкий показатель с учетом того, что речь идет о студентах профессионально-технических учебных заведений, которые должны принимать во внимание свои навыки и профессиональные интересы при выборе направления образования. Во многих случаях вместо конкретных навыков респонденты называли личные качества. В случае принятия таких ответов, количество студентов, указавших свои личные качества, увеличилось бы до 234. По словам студентов, они являются ответственными, самостоятельными, гибкими и предприимчивыми людьми, готовыми учиться и посвящать себя работе. Соответственно, эти мнения не совпали с точкой зрения многочисленных работодателей, которые нарисовали другой (менее оптимистичный) портрет выпускника учебного заведения профессионального образования. Согласно предпринимателям у молодых людей, начинающих трудовую деятельность, отсутствует умение применять теоретические знания на практике, а также не развита способность адаптироваться к новым ситуациям. Кроме того, они отметили наличие проблем с ответственным отношением к работе и должным уровнем заинтересованности в выполнении трудовых обязанностей.

Проблема выделения конкретных умений опрошенных участников сопоставима с другими результатами исследования. Некоторые респонденты (32,7 %) не сообщили о своих намерениях относительно будущей работы. При ответе на вопрос о профессиональных планах после окончания училища студенты часто отвечали: «Меня интересует любая работа» или «У меня нет никаких конкретных профессиональных планов». Беспокойство вызывает тот факт, что соответствие будущей работы и выбранного направления образования было поставлено лишь на седьмое место. В целом можно сказать, что мнения студентов о характеристиках профессиональной работы не зависели от вида учебного заведения.

283

Самыми необходимыми компетенциями в современной экономике являются гибкость, коммуникативные навыки, ориентация на результат, лидерские качества, ориентация на клиентов, понимание целей организации и умение работать в команде. Следовательно, будущие работники должны быть сосредоточены на развитии данных новых навыков1. Экономическая ситуация в стране является одним из главных стимулов, формирующих направление развития образования - она учитывает индивидуальные потребности учащихся и предлагает им обширный набор форм образования, дополнительных тренингов и возможности профессиональной переподготовки. Однако современные работники должны быть готовы к повышению уровня профессиональных навыков, необходимых для выбранных ими профессий. Молодежи также следует знать о том, что их возможности по нахождению и сохранению трудоустройства на современном рынке во многом зависят от их мобильности и предпринимательских способностей. С другой стороны, работодателям необходимо напомнить, что индивидуальные компетенции2 работников в значительной мере определяют уровень конкурентоспособности и инновационный потенциал компаний.

1 Banka A. Otwartosc na nowe formy doswiadczania pracy i codziennosci a procesy integracji osobowosci, [в:] Praca cztowieka w XXI wieku. Konteksty - wyzwania - zagrozenia, edited by R. Gerlach, Bydgoszcz, 2008. С. 65-66.

2 Согласно многим польским специалистам в области трудовой педагогики, желательными характеристиками современного работника, прежде всего, являются личностные качества, позволяющие развивать квалификации в профессиональные компетенции, которые представляют собой новую категорию требований современного рынка труда (Z. Wiatrowski, Podstawy peda-gogiki pracy, цит. соч., с. 108).

284

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.