УЧАСТИЕ МЕСТНОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А. Кульпа-Пужинска
Недостаток хорошо обученных кандидатов для выполнения работы и высокие затраты помимо заработной платы составляют основную проблему польских работодателей. Поэтому предприниматели хотят более тесно сотрудничать со школами, которые предлагают профессиональное образование в основных областях и призывают студентов выходить на рынок труда еще во время обучения1. Несмотря на то, что подготовка к трудовой деятельности сегодня является одной и основных целей школ, мы не должны забывать о внешкольной образовательной деятельности в сфере предпринимательства, которой занимаются внешкольные учреждения, связанные с рынком труда, местные правительственные организации, неправительственные организации и предприятия. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о совместной ответственности за образование и кажутся особенно ценными, поскольку профессиональные школы в Польше обычно действуют отдельно от локальной (и экономической) ситуации. Однако необходимо подчеркнуть, что виноваты в этом не только сами школы.
Сотрудничество между школами и предприятиями может быть разным по сути: экономическое (например, стипендия для студентов, финансирование покупки оборудования для учебных классов, заключение трудового договора со студентами), социальное (совместное участие в ярмарках вакансий, публикации, организация выставок) и образовательное (например, совместное составление программ занятий, организация практических занятий)2. Типы сотрудничества между профессиональными школами и предприятиями (см. табл. 1).
1 Migracja pracownikow - szansa czy zagrozenie?. Отчет консалтинговой службы компании, KpMg, 2007.
2 E. Drogosz - Zabtocka, Wspolpraca szkol i przedsi^biorstw - zasady, formy i zakres wspolpracy, [in:] Optymalizacja ksztalcenia zawodowego z punktu widzenia potrzeb rynku pracy, edited by U. Jeruszka, Warsaw 2002, p.142.
45
Таблица 1
Тип сотрудничества между профессиональными школами и местными предприятиями.
Тип сотрудничества Преподаватели Работодатели
Кол-в N=122 % Кол-во N=74 %
1. Работодатели предоставляют информацию о квалификации и профессиональных навыках 68 55.7 2 2.7
2. Студенты проходят практику на предприятиях 114 93.4 22 29.7
3. Предприятия финансируют покупку современных учебных материалов 22 18 2 2.7
4. Преподаватели и эксперты-практики делятся своими знаниями и опытом. 41 33.6 4 5.4
5. Выработаны общие направления в сфере образования 14 11.5 1 1.4
6. Прочее 2 1.6 2 2.7
7. Недостаточное сотрудничество 2 1.6 40 54.1
8. Нет ответа 2 1.6 9 12.2
Данные1, приведенные в таблице, доказывают, что сотрудничество между профессиональными школами и местными предприятиями носит в основном образовательный характер - студенты проходят производственную практику. Этот тип сотрудничества, который в литературе по данной тематике описан, как основной, был назван 93,4% опрошенными преподавателями и 29,7% работодателями. Необходимо признать, что респонденты могли свободно выбирать количеств ответов. Тем не менее, полученный результат является удовлетворительным, поскольку он соответствует принципам реформы образования, в соответствии с которой профессиональная практическая подготовка должна проходить на местных предприятиях, то
1 Результаты, представленные в данной работе, были получены из исследования, которое называется «Подготовка студентов профессиональных школ к гибкой форме занятости и организации труда». В исследовании участвовали 122 преподавателя профессиональных школ (начальные, средние и старшие профессиональные школы) и 74 предприятия. В исследовании использовалась специально разработанная анкета. Исследование проводилось в городе Быдгощ в период с октября по декабрь 2008 г.
46
есть в реальной ситуации, соответствующей современным условиям работы. Однако любопытно заметить, что лишь 45,9% опрошенных сотрудников ответили утвердительно на следующий вопрос: «Ваше предприятие сотрудничает с какой-либо профессиональной школой?» Вышеописанный результат может быть подтвержден тем фактом, что 39,2% исследованных компаний - это частные предприятия и предприятия малого бизнеса. Представленная программа показано на схеме внизу:
цБыл выбран хотя бы один тип сотрудничества
Схема 1. Сотрудничество между профессиональными школами и местными предприятиями
Только двое из всех опрошенных преподавателей подтвердили, что их учебное заведение сотрудничает с местным предприятием, а двое других преподавателей вообще не смогли ответить на этот вопрос. Необходимо добавить, что тип школы, которую представляли опрошенные респонденты, не оказывал влияния на тип сотрудничества. Более того, респонденты в основном работали в разных типах школ.
Вышеуказанные результаты стоит дополнить мнением директоров школ, в которых проводилось исследование. Они высказывали свое мнение в ходе свободной беседы. Директора сказали, что когда у школы есть финансовые проблемы, в экономическом смысле очень
47
важно сотрудничать с предприятиями, но обычно так не происходит. Более того, активность на местном уровне играет очень важную роль для создания имиджа школы, оживления культурной жизни и создания благоприятной атмосферы для развития студентов. Необходимо также заметить, что в помещениях школ, в которых проводилось исследование, в рамках имеющегося сотрудничества между работодателями, образовательными учреждениями и центрами повышения квалификации, проводились временно нанятыми агентствами по найму персонала следующие мероприятия: ярмарки образования и ярмарки
вакансий, выставки и презентации проводились. В одной из школ предприимчивый преподаватель (на одном из своих обычных занятий) организовал встречу с интересными людьми, включая местных предпринимателей. Анализируя проблему сотрудничества между профессиональными школами и местными предприятиями, стоит отметить учреждения, с которыми чаще всего сотрудничают предприятия, принимавшие участие в опросе. Оказывается, что первые три места занимают соответственно: окружной центр занятости (47,3%), агентства по найму персонала (20,3%) и профессиональные школы (12,2 %). Для школ это не лучший результат, поскольку 22 работодателя (29,7% респондентов) заявили, что они не сотрудничали с внешними учреждениями. Таким образом, ответ на вопрос: «С какой организацией вы сотрудничаете, когда нанимаете людей на работу?» - подтвердил ранее полученные результаты.
Таблица 2
Организации, которые сотрудничали с исследуемыми предприятиями
Наименование организации Кол-во N=74 % Рейтинг
1. Окружной центр занятости 35 47.3 I
2. Образовательный и трудовой молодежный центр - VLC (добровольные рабочие дружины) 4 5.4 VI
3. Ассоциация работодателей 3 4.1 VII
4. Агентства по найму персонала 15 20.3 II
5. Центры планирования карьеры и информации 3 4.1 VII
6. Профессиональные школы 9 12.2 III
7. Некоммерческие организации 6 8.1 IV
8. Прочие организации 6 8.1 IV
9. Недостаточное сотрудничество 22 29.7 -
10. Нет ответа 1 1.4 -
48
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть тот факт, что сотрудничество между профессиональными школами и предприятиями является очень важным и одновременно сложным вопросом. В связи с тем, что данная статья ограничена по размеру, внимание было уделено только отдельным проблемам вышеупомянутого сотрудничества. Было доказано, что сотрудничество носит, в основном, образовательный и регулярный характер. К сожалению, эта ситуация встречается не всегда. Более того, ни работодатели, ни преподаватели тех школ, где проводилось исследование, не говорили о юридической основе их сотрудничества. Также вызывает тревогу ограниченное сотрудничество в сфере финансирования школ и выработки совместных концепций в области образования. Цель данной статьи подчеркнуть тот факт, что сотрудничество между школами и предприятиями имеет очень большое значение для эффективности профессиональной подготовки. Образовательная деятельность предприятий, направленная на студентов профессиональных школ, может иметь существенное влияние в контексте ускорения процесса профессиональной адаптации выпускни-ков1. Однако до того, как это произойдет, необходимо создать соответствующие законодательные, организационные и финансовые условия, которые сделают возможным сотрудничество между профессиональными школами и предприятиями 5. * 5
1 Z. Wolk, Edukacyjne inspiracje pracy, [in:] Edukacja i praca. Konteksty - wyzwania - antynomie, edited by R. Gerlach, Bydgoszcz, 2008, p. 55.
5 Ministry of National Education and Sport, Strategia rozwoju edukacji na lata 20072013, Warsaw, 2005.
49