тетные направления психологической подготовки, ориентированные на формирование рефлексии и рекомендации по включению в процесс профессиональной подготовки психологов МЧС специальных тренинговых программ, практику супервизии и супервизию как дисциплину или часть дисциплины «Психогигиена».
1. Новейший психологический словарь / сост. В. Е. Россо-ха, В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д, 2005. 808 с.
2. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.
3. Иванова С. П. Эмпирическое исследование рефлексии у будущих психологов МЧС России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010. N° 1(60). С. 110-118.
4. Шаров А. С. Рефлексия в развитии и становлении человека // Ежегодник РПО. Психология в системе наук (междисциплинарные исследования). М., 2002. Т. 9, вып. 1. С. 47-49.
5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.
6. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992. 192 с.
7. Трунов Д. Г Виды рефлексии: феноменологическое обоснование // Вестник Пермского университета. Сер. Психология. 2009. Вып. 2(28). С. 47-58.
8. Там же.
9. Карпов А. В. Указ. соч.
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ НЕТИПИЧНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. П. Агарков
В статье рассматриваются проблемы оценки и условий формирования готовности будущих практических психологов к разрешению нетипичных ситуаций в профессиональной деятельности. Ситуация, которая в силу внешних и внутренних факторов не может быть разрешена специалистом привычными способами, представлена как нетипичная.
Ключевые слова: оценка качества подготовки практического психолога в вузе, профессиональная готовность, нетипичная ситуация, рефлексия.
Оценка качества подготовки практического психолога в вузе в итоге выражается в оценке готовности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности. Деятельность не может актуализироваться без готовности к определенной форме реагирования, побуждающей действовать именно таким, а не каким-либо иным образом. Индивид настолько является субъектом деятельности, насколько он предуготовлен к ней [1].
Готовность студента-выпускника большинством исследователей рассматривается как существенная предпосылка эффективности его деятельности после окончания вуза. Это помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно исполь-
зовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий [2, с. 336]. Она является личностным новообразованием [3]. Готовность к профессиональной деятельности отражает притязания личности, в которых заключено предвосхищение ожидаемого результата на основе найденного соотношения внешней (требования профессиональной деятельности) и внутренней (личностные особенности) детерминации [4, с. 32].
Таким образом, высокий уровень готовности обеспечивает успешную адаптацию к труду и дальнейшее профессиональное саморазвитие специалиста. Низкий уровень готовности может привести к дезадаптации, мотивационным конфликтам, отказу работать по специальности и т. д.
Учитывая, что состояние готовности служит предпосылкой эффективной профессиональной деятельности выпускника, оно не влечет за собой автоматический перенос качеств и состояний личности, сформированных в период обучения, в новую ситуацию, их простую актуализацию по определенной схеме, шаблону. На реальную профессиональную деятельность оказывают влияние и те конкретные условия, в которых она осуществляется. К числу внешних и внутренних факторов, обусловливающих готовность, следует отнести: содержание задач, их сложность, новизну; условия и обстановку деятельности; мотивацию, стремление к достижению того или иного результата; оценку вероятности его достижения; самооценку собственной готовности; предшествующее нервно-психическое состояние; умение самонастраиваться, создавать оптимальные внутренние условия для предстоящей деятельности и т. д.
При формировании профессиональной готовности в условиях высшего образования необходимо учитывать многообразие прежде всего профессиональных, а не учебных задач, а также комплекс соответствующих требований, предъявляемых данной деятельностью к специалисту. В таком случае особое внимание стоит уделить готовности будущих практических психологов к разрешению нетипичных, проблемных ситуаций в предстоящей профессиональной деятельности. Под нетипичной мы понимаем такую ситуацию, которая прерывает нормальный ход деятельности в силу внешних и внутренних обстоятельств, требует поиска выхода. При этом имеющиеся у специалиста средства оказываются недостаточными для ее разрешения привычными способами [5].
Как показывают многочисленные исследования, в деятельности практического психолога и, в частности, в таком ее виде, как психологическое консультирование, существует множество факторов, способствующих возникновению нетипичных ситуаций. Среди внешних факторов выделяются, например, манипулятивное, агрессивное и враждебное поведение клиента, его нежелание решать проблему, пропуск встреч и задержка оплаты, неадекватные запросы, проявление скепсиса и т. д. Особое место занимает категория этических дилемм и нормативно-правовых конфликтов. В качестве внутренних факторов, потенциально способствующих возникновению нетипичных для выпускника ситуаций, рассматриваются незнание специфики проблемных ситуаций
и последовательности их разрешения, неустойчивость профессиональной позиции, высокий уровень эмоциональной и нервно-психической напряженности, неразрешенные личные проблемы и т. д.
Соответственно, готовность к разрешению нетипичных ситуаций предполагает знание выпускником вуза внешних и внутренних факторов, которые могут способствовать возникновению подобных ситуаций, определенную устойчивость профессиональной позиции, навыки саморегуляции эмоционального и нервно-психического состояния и, в целом, умение регулировать свою активность в соответствии с усвоенными профессиональными нормами, ценностями и правилами. Наиболее важным условием, способствующим формированию готовности будущего практического психолога к разрешению нетипичных ситуаций, является его способность к рефлексии. Как отмечает И. А. Вишняков, большинство ошибок и затруднений у обучаемого в ходе выполнения профессиональной деятельности могут возникать вследствие того, что он не придает должного значения явлениям, имеющим профессиональную значимость [6, с. 120]. Учитывая к тому же самостоятельный характер профессиональной деятельности, будущий психолог должен уметь самостоятельно определять возникающие у него трудности и вовремя корректировать их внутренние причины.
Такая возможность в рамках учебного процесса появляется только в том случае, если студент будет самостоятельно разрешать нетипичные профессиональные ситуации. На наш взгляд, данное условие является основополагающим в формировании готовности. Оно разрабатывалось, например, еще в трудах А. А. Вербицкого по контекстному обучению [7]. Одна из проблем современного образования и заключается как раз в том, что оно ориентировано на формирование качеств, необходимых для эффективной учебной, а не профессиональной деятельности. Если же студент-психолог в рамках учебного процесса не разрешает нетипичные ситуации, он будет иметь только вероятностное представление о реальных трудностях. «Играя» в специалиста, студент зачастую не может адекватно оценить уровень своей профессиональной готовности [8]. Если наблюдается данное явление, можно сделать вывод о том, что в образовательных условиях не осуществляется подготовка психолога к разрешению нетипичных ситуаций.
Описание процедуры эмпирического исследования. Эмпирическое исследование готовности будущих практических психологов к разрешению нетипичных ситуаций проходило в два этапа. На первом этапе группе студентов (15 человек) 5 курса факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) предлагалось описание 10 нетипичных ситуаций, которые могут встретиться в их профессиональной деятельности. Приведем несколько примеров: «Вы знаете такие методы, которые позволяют быстро решить проблему, потому что у меня нет денег, чтобы часто вас посещать»; «Я предлагаю вам за отдельную плату прийти к нам домой и поговорить с моим мужем. Он никак не может найти время, чтобы посетить вас».
Испытуемым предлагалось оценить свою готовность к разрешению данных ситуаций по заданным критериям. Свои ответы они фиксировали в специальном бланке, который включал следующие вопросы:
1. Как вы считаете, насколько данная ситуация может быть для вас сложной, проблемной в реальной практической работе?
2. Какие трудности могут у вас возникнуть?
3. Как вы считаете, насколько в реальной деятельности вам удастся справиться с этими затруднениями?
4. Какие эмоциональные реакции возникают у вас, когда вы представляете себя в данной ситуации?
5. Как вы можете оценить свою готовность к разрешению данных ситуаций?
На втором этапе этим же студентам предлагалось разрешить нетипичную ситуацию, но уже в рамках реального взаимодействия с клиентом. В роли клиентов выступали студенты 4 курса факультета психологии и педагогики вечернего отделения. Перед консультацией «клиенты» получали инструкцию, в соответствии с которой они должны были придерживаться проблемного, нетипичного поведения в общении с психологом. При этом с каждым «клиентом» определялось содержание его роли, пояснялись цель и задачи исследования, раскрывались значение понятия «нетипичная ситуация» и конкретные действия, необходимые для создания проблемной ситуации.
После проведения консультации для «клиента» испытуемые заполняли бланк со следующими вопросами:
1. Насколько работа с данным клиентом была для вас сложной, проблемной?
2. Какие трудности возникали у вас в ходе работы с клиентом?
3. Как вы считаете, насколько вам удалось справиться с этими трудностями?
4. Какие эмоциональные реакции возникали у вас в ходе консультации?
5. Как вы можете оценить свою готовность к работе с подобными ситуациями?
После эксперимента испытуемые получали подробную информацию о целях исследования, что, в свою очередь, давало им дополнительный стимул к рефлексии собственного уровня профессиональной готовности.
Анализ и интерпретация результатов. Полученные данные подверглись контент-анализу, в результате чего были выделены качественные единицы самооценки будущими практическими психологами собственной готовности к разрешению нетипичных ситуаций в профессиональной деятельности. Так как параметры самооценки в первом и втором срезах были аналогичными, мы определили для них общие качественные единицы по каждому вопросу (табл. 1).
Как можно увидеть из табл. 1, основанием для определения качественных единиц были оценочные суждения испытуемых о собственном уровне готовности к разрешению нетипичных ситуаций. По сути, «нетипич-ность», «проблемность» ситуации определяется в большей степени субъективными факторами, которые, с одной стороны, составляют основу для оценки испытуемыми уровня собственной готовности, а с другой - задают направление для самоизменений. Оценочные суж-
дения испытуемых позволили нам составить для каждого вопроса ординальную шкалу (по принципу «высокий», «средний», «низкий» уровень), за исключением второго вопроса, для которого была определена шкала наименований по ориентации испытуемых «на себя», ситуацию и клиента при определении содержания трудностей, возникших у них в ходе разрешения нетипичной ситуации.
Обратимся к результатам сравнения ответов испытуемых по первому и второму срезам (табл. 2).
Различия на высоком уровне значимости (р < 0,01) наблюдаются в третьем вопросе, пункт «удалось справиться с затруднениями» и в пятом вопросе, пункт «низкий уровень готовности». Как видим, максимальные различия в оценках испытуемых касаются важнейшего функционального параметра готовности, а именно, оценки собственных возможностей в разрешении нетипичных ситуаций. Данный параметр имеет регулирующее значение и связан как с прогнозированием результата, так и с выбором необходимых средств для эффективного разрешения нетипичной ситуации. Можно сказать, что испытуемые имеют не совсем ясное представление о своих возможностях и ограничениях, не способны адекватно оценить уровень собственной готовности. Эта же тенденция наблюдается при определении испытуемыми уровня сложности нетипичных ситуаций (вопрос № 1). Не имея опыта, студент лишается возможности «преднастройки» и может столкнуться с тем, что его ожидания в реальной проблемной ситуации не оправдаются. Многими исследователями, в частности, отме-
чается нереалистичность ожиданий начинающих психологов, стремление идеализировать профессиональную деятельность и в то же время, свести ее к известным для себя способам работы. Данное мнение подтверждается наличием значимого сдвига в определении испытуемыми содержания тех трудностей, с которыми они могут столкнуться или столкнулись при разрешении нетипичной ситуации (вопрос № 2). Как мы видим, произошло смещение внимания испытуемых с поведения клиента на себя. Данный сдвиг можно объяснить тем, что в ситуации реального взаимодействия с клиентом происходит актуализация тех внутренних трудностей, о которых психолог может даже и не подозревать. Например, Дж. Иган говорит о том, что многие начинающие психологи, при встрече с проблемной ситуацией впадают в смятение и оказываются лицом к лицу с неожиданными для себя собственными чувствами и эмоциями [9, с. 25].
На наш взгляд, наличие данного сдвига отражает положительную динамику и говорит о способности испытуемых к рефлексии и принятию собственных ограничений, что является необходимым этапом в профессиональном развитии и коррекции внутренних причин, способствующих возникновению нетипичной ситуации.
В целом, обратив внимание на распределение рангов в оценках испытуемыми собственной готовности к разрешению нетипичных ситуаций в профессиональной деятельности, можно увидеть существенные расхождения в зависимости от формы представленности нетипичных ситуаций: описательной и реальной.
Таблица 1
Качественные единицы контент-анализа самооценки будущими практическими психологами собственной готовности к разрешению нетипичных ситуаций в профессиональной деятельности
№ вопроса Качественные единицы контент-анализа Примеры высказываний испытуемых
1 Высокий уровень сложности Была трудноразрешимой; ожидала тупиковой ситуации; у меня совсем нет опыта для разрешения этой ситуации
Средний уровень сложности Вначале казалась неразрешимой, потом увидела «свет»; необходимо быть более внимательным; требуется самоконтроль, но это возможно
Низкий уровень сложности Думаю, что эти ситуации не отличаются особой сложностью по сравнению с другими
2 Ориентация на себя Незнание конкретных методов; не могла защитить себя; не получалось контролировать эмоции, мой непрофессионализм; сложно было сохранять уверенность
Ориентация на ситуацию «Ходили по кругу»; вернуть клиента к теме нашей беседы; «разговорить» клиента
Ориентация на клиента Навязчивое поведение; упрямство; сопротивление; авторитарность - диктовал свои правила; неадекватное поведение
3 Удалось справиться Я думаю, что удалось справиться; я человек настойчивый; я особо не переживала по этому поводу
Удалось справиться частично Не в полной мере; справлялась лишь на время; я бы не смогла себя сдерживать постоянно
Не удалось справиться Не удалось; не удалось, хотя и многократно пыталась; это оказалось мне не под силу
4 Конструктивные Желание помочь, ответственность, заинтересованность, уверенность
Нейтральные Спокойствие, удивление, собранность
Деструктивные Напряженность, злость, растерянность, раздражение, агрессия, обида
5 Высокий уровень готовности Я обладаю достаточной квалификацией для разрешения данных ситуаций; вполне разрешимая ситуация.
Средний уровень готовности Буду работать в этом направлении; пока плохо получается, но я буду стараться
Низкий уровень готовности Совсем не готов; больше не хочу работать с такими клиентами
Результаты сравнения самооценки испытуемыми собственной готовности к разрешению нетипичных ситуаций по первому и второму срезам (критерий ф - угловое преобразование Фишера)
№ вопроса Качественные единицы контент-анализа 1 срез (описание ситуаций), % Ранг 2 срез (работа с реальной ситуацией), % Ранг Эмпирическое значение критерия ф - угловое преобразование Фишера Уровень значимости различий
1 Высокий уровень сложности 35 2 65 1 1,95 р £ 0,05
Средний уровень сложности 55 1 30 2 1,64 р £ 0,05
Низкий уровень сложности 10 3 5 3 0,62 р > 0,05
2 Ориентация на себя 30 2 55 1 1,64 р £ 0,05
Ориентация на ситуацию 15 3 20 3 0,42 р > 0,05
Ориентация на клиента 55 1 25 2 1,90 р £ 0,05
3 Удалось справиться 30 2 5 3 2,30 р £ 0,01
Удалось справиться частично 45 1 50 1 0,32 р > 0,05
Не удалось справиться 25 3 45 2 1,35 р > 0,05
4 Конструктивные 45 1 30 2 0,99 р > 0,05
Нейтральные 15 3 10 3 0,48 р > 0,05
Деструктивные 40 2 60 1 1,28 р > 0,05
5 Высокий уровень готовности 25 2 5 3 1,90 р £ 0,05
Средний уровень готовности 65 1 40 2 1,64 р £ 0,05
Низкий уровень готовности 10 3 55 1 3,30 р £ 0,01
Примечание. За 100% принималось количество качественных единиц в каждой группе по каждому вопросу. При р < 0,05, р < 0,01 различия достоверны.
В связи с этим можно сделать вывод, что в образовательных условиях уделяется недостаточно внимания подготовке практических психологов в данном направлении. Имея отдаленное представление о собственных ограничениях и возможностях, специалист вряд ли сможет прогнозировать исход разрешения нетипичной ситуации как для себя, так и для человека, с которым он работает.
Стоит учитывать, что нетипичные ситуации являются наиболее острыми, конфликтными и неоднозначными моментами в работе практического психолога, и от исхода их разрешения зависит не только профессиональный статус психолога, но и статус юридический, а порой становятся актуальными вопросы гражданской и уголовной ответственности. От исхода разрешения нетипичных ситуаций зависит также физическое и психическое здоровье клиента, зачастую и его социальное положение.
Поэтому проблема формирования готовности к разрешению нетипичных ситуаций является актуальной не только для профессии психолога, но и большинства профессий, где имеется повышенный риск, вероятность возникновения подобных ситуаций: в работе педагогов, врачей, следователей, юристов.
1. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. С. 20-26. с. 11.
2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.
3. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. М., 2000. Кн. 2: Акмеологи-ческие основы управленческой деятельности. 536 с.
4. Вишняков И. А. Акмеологические условия подготовки школьного психолога в системе высшего образования: монография. СПб., 2004. 282 с.
5. Конева Е. В. Особенности мышления в субъект-субъек-тных видах деятельности // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 82-94.
6. Вишняков И. А. Указ. соч.
7. Вербицкий А .А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М., 1991. 207 с.
8. Вишняков И. А. Указ. соч.
9. Иган Дж. Уклоняющиеся и сопротивляющиеся клиенты // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. № 3. С. 21-26.