готовность будущего учителя физической культуры к формированию у школьников потребности в физическом совершенствовании
кандидат педагогических наук, доцент М. А. Ким, Б. З. Багланов, М. Х. Андакулов Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент
В статье представлены результаты исследований технологии формирования культуры двигательной деятельности личности в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Рассматривается комплексная программа «Новые технологии формирования культуры двигательной деятельности личности», которая направлена на самосохранение и саморазвитие целевого здоровья детей.
Ключевые слова: педагогические наблюдения, здоровый образ жизни, анализ педагогических наблюдений, уровень готовности, сочетание средств, технология формирования культуры.
На современном этапе совершенствование школьной физической культуры связывают с усилением ее образовательной направленности. И это понятно, ведь под школьной физической культурой понимают «... физическую культуру, являющуюся учебным предметом в общеобразовательных школах и других учебно-воспитательных учреждениях, где ее применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования.» [1].
Специалисты едины во мнении относительно необходимости личностно-ориентированного физкультурного образования школьников, которое рассматривают как педагогический процесс целенаправленного освоения ценностного потенциала физической культуры, характеризующийся формированием системы мировоззренческих категорий и ценностных ориентаций на физическое самосовершенствование и здоровый образ жизни.
Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности. В этой связи возникает необходимость разработки технологии формирования культуры двигательной деятельности личности в соответствии с возрастными особенностями ребенка, направленной на самосохранение и саморазвитие их целевого здоровья. С этой целью нами была разработана комплексная программа «Новые технологии формирования культуры двигательной деятельности личности» и выпущено учебное пособие для студентов и преподавателей физкультурных специальностей «Модернизированный подход к изучению теории и методики физической культуры и спорта по кредитной системе обучения». Учебное пособие было разработано для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры и широкого
круга молодежи. Мы его рекомендовали для подготовки к физкультурным занятиям, выполнения самостоятельных работ, оно включало новые подходы и концепции. Предлагаемые нами методики базировались на научной основе, были насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической культуры в жизни разных групп людей [2].
Цель данной программы связана с повышением уровня здоровья подростков. Главная задача нашей программы: содействовать гармоничному физическому развитию детей, воспитать у них ориентацию на здоровый образ жизни. Следует отметить, что процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной деятельностью ребенка как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития. Именно на основе интереса подростка к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности.
Исследование проводилось на базе Южно-Казахстанского гуманитарного института им. М. Сапарбаева, объектом исследования являлись студенты - выпускники факультета физической культуры и спорта. В программу исследования входили педагогические наблюдения на уроках физической культуры и секционных занятиях, и также во время педагогической практики студентов в школе, анализ учебной документации, анкетирование, беседы со студентами - выпускниками и учителями. Результаты исследования показали, что высокий уровень готовности к воспитанию у школьников потребности в физическом совершенствовании имеют лишь 15% студентов-выпускников. Средний уровень выявлен у 45% обследованных, а 40% выпускников имеют низкий уровень готовности.
В основу экспериментальной программы положено сочетание средств общей физической подготовки, элементов атлетической гимнастики, спортивных и подвижных игр, а также циклических упражнений. Двигательная плотность занятия составляла не менее 80-90% против 50% в контрольной группе, а объем занятий -3-4 часа в неделю вместо 2 часов в контрольной группе. Указанные средства использовались с приоритетом нагрузок смешанной энергетической направленности.
В результате проведенного педагогического эксперимента мы получили существенное улучшение всех показателей физической и функциональной подготовленности старшеклассников экспериментальной группы.
12
№2 • 2010
Таким образом, выбранное направление оптимизации школьной программы физической подготовки в сочетании с объективной количественной характеристикой ее оздоровительной эффективности является на сегодняшний день достаточно перспективным для дальнейшего совершенствования системы физического воспитания школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ким, М. А. Коррекция здоровья учащихся инновационными методами и средствами физического воспитания // Теория и методика физической культуры. - Ал-маты. - 2008. - №2, - С. 117-120.
2. Вавилов, Ю. Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1990. -№ 10. - С. 2-9.
readiness of a future teacher of physical education for forming the necessity in physical improving in schoolchildren
Kim M., Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Baglanov B., Andakulov M.
Southern Kazakhstan Humanitarian Institute named after M.Saparbaev, The republic of Kazakhstan, Shimkent.
Results of investigations in the field of technology of the formation of culture of a person's moving activity in accordance with a child's aged peculiarities are presented in the paper. The complex programme «New technologies of the formation of culture of a person's moving activity» is considered by the authors. It is
aimed at the self-preservation and self-development of children's health.
Key words: pedagogical observations, healthy way of life, analysis of pedagogical observations, level of preparedness, combination of means, technology of the formation of culture.
№2 • 2010
13