Научная статья на тему 'Государство и развитие экономических систем'

Государство и развитие экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / ГОСУДАРСТВО / МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анохин Л. М., Анохина Н. В.

В статье с позиций универсального эволюционизма сформулированы императивы, которые государство должно учитывать при разработке и реализации модели национальной экономики. Обосновано положение о том, что социальная рыночная экономика является наиболее приемлемым вариантом модели смешанной экономики для России, определена необходимость перехода к парадигме целостного социально-ориентированного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство и развитие экономических систем»

6 (243) - 2014 УДК 330.342.146

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

государство и развитие экономических систем

Л. М. АНОХИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и регионального развития E-mail: [email protected] Челябинский государственный университет

Н. В. АНОХИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected]

Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений, Челябинск

В статье с позиций универсального эволюционизма сформулированы императивы, которые государство должно учитывать при разработке и реализации модели национальной экономики. Обосновано положение о том, что социальная рыночная экономика является наиболее приемлемым вариантом модели смешанной экономики для России, определена необходимость перехода к парадигме целостного социально ориентированного развития.

Ключевые слова: методология, системно-эволюционный подход, универсальный эволюционизм, государство, модель национальной экономики, социальное рыночное хозяйство, экономический порядок.

Центральной проблемой российского общества остается необходимость выработки и обеспечение реализации стратегии устойчивого социально-экономического развития. Системный подход к решению данной проблемы предполагает выработку (выбор) концептуальной модели национальной экономики, в рамках которой обозначены взаимосвязанные долгосрочные цели стратегии социально-экономического развития и средства (инструменты) их достижения.

К обоснованию такой концептуальной модели национальной экономики следует подходить с по-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

зиций единства логического и исторического. Это означает, во-первых, необходимость приведения собственно теоретических (логических) аргументов, положений, а во-вторых, анализ и учет влияния исторического пути страны на траекторию ее последующего развития, поскольку, по мнению Д. Норта, история имеет значение, так как настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества.

Собственно теоретическое обоснование модели национальной экономики должно опираться, на взгляд авторов, на базовые положения универсального эволюционизма (системно-эволюционного подхода). К ним следует отнести прежде всего фундаментальные представления о механизмах «изменения состояния», т. е. механизмах развития сложных систем. По мнению Н. Н. Моисеева, эти механизмы, характеризующие сущность процесса развития, можно разделить на три группы: механизмы бифуркации, механизмы «сборки» системы и механизмы «дарвинского типа» (адаптации). Представляется, что данные механизмы, регулирующие развитие сложных систем, в том числе и социальных, с необходимостью предопределяют существование соответствующих функций государства, которые в общем виде можно подразделить

-б- 35

приоритеты и безопасность

на трансформационную, системообразующую и адаптационную.

Это означает, что характер прохождения социальной системы через точку бифуркации и выход ее на траекторию устойчивого развития во многом зависят от качественных и количественных характеристик процесса выполнения государством трансформационной функции. Соответственно, в социальной системе на этапе «сборки», т. е. самоорганизации системы, государство в дополнение к трансформационной должно выполнять и системообразующую функцию. Деятельность государства в лице его институтов должна выступать в качестве одного из центров структуризации образующейся социально-экономической системы. С точки зрения базовых принципов универсального эволюционизма, можно утверждать, что общество (государство), с одной стороны, обладает определенной степенью свободы, позволяющей влиять на состояние (траекторию движения) трансформируемой системы, с другой - должно считаться с объективными ограничениями.

Рассмотрим основные императивы, которыми необходимо руководствоваться обществу (государству) при разработке и реализации модели национальной экономики на стадии трансформации.

1. В раскрытии механизма направленности (отбора) эволюции сложных систем существенную роль играет так называемый принцип экономии энтропии, означающий, что сложные системы имеют «преимущество» перед простыми и выполняющий роль действующего критерия (фактора) отбора систем. В общем виде он формулируется следующим образом: если в данных условиях возможны несколько типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и последующее развитие именно тот, который позволит утилизировать внешнюю энергию наиболее эффективно [4]. Соответственно, можно говорить о направленности мирового эволюционного процесса и о том, что тенденции усложнения возможных организационных структур и рост их разнообразия являются важнейшими проявлениями такой направленности.

Интерпретация данного фундаментального принципа применительно к социальным системам позволяет предположить, что при прочих равных условиях большие шансы на стабильное развитие по сравнению с прочими будут иметь экономичес-

кие системы смешанного типа, основывающиеся на разнообразных формах собственности (организационно-правовых формах хозяйственной деятельности) и обеспечивающие эффективное использование ресурсов (рост благосостояния членов общества). Следовательно, в ситуации межсистемного перехода (трансформации) общество в лице государства должно ориентироваться на модель смешанной экономики.

2. Система должна обеспечивать максимально благоприятные условия для стимулирования социально-экономической активности своих членов как форм проявления самоорганизации (самодеятельности) на уровне отдельных индивидов. Дело в том, что при современном уровне обмена информацией, доступности знаний решающее значение приобретают качества субъективного фактора, человека как элемента производительных сил (уровень общей культуры, качество «человеческого капитала»), а также способность общества раскрыть потенциальные возможности к производительному труду его граждан.

Следует особо подчеркнуть, что в данном случае активность субъектов отнюдь не тождественна таким понятиям, как «деятельность», «труд» (т. е. тем процессам, где люди выступают преимущественно в качестве объекта управления). Существенное значение для понимания природы и функций активности имеет определение тех социально-экономических условий, при которых индивиды относятся к действительности именно как субъекты и от которых зависит формирование и развитие активности индивидов как субъектов общественных отношений.

Как отмечается в специальных исследованиях, категории «индивид» и «субъект» по своему содержанию не тождественны, поскольку индивид становится субъектом только в определенных условиях [1]. Качество субъекта выражается в его особом отношении к действительности. Данное отношение, обозначаемое как «проблемное», включает в себя два взаимосвязанных момента: с одной стороны, индивид оказывается в положении, с необходимостью требующим его активного отношения к действительности (необходимость преобразования действительности), с другой стороны, он осуществляет это отношение как «встречное» отношение, преобразующее ситуацию, как выражение его «самодеятельности», способности к активному взаимодействию. С этих позиций возможно обозначить в

наиболее общем виде качественные характеристики социально-экономической среды, благоприятной для проявления активности субъектов.

С одной стороны, социально-экономической среде должна быть присуща система стимулов, делающая необходимым активное экономическое поведение субъектов, результатом которого является, например, высокая производительность труда, рост доходов, повышение социального статуса и т. п. С другой стороны, качество социально-экономической среды должно быть таким, чтобы обеспечивать субъектов определенной степенью свободы выбора альтернатив, позволяющей использовать возможности социально-экономической среды для реализации собственных экономических интересов, возможностями преобразовывать социальную среду в этих целях.

Именно при наличии данных условий активность субъектов становится, говоря словами Ф. фон Хайека, «процедурой открытия», процессом реализации тех возможностей (получение полезного эффекта), которые обусловлены двойственным социально-экономическим положением субъектов (как субъектов социально-экономических отношений и как элемента производительных сил). Речь идет о таком полезном эффекте, получение которого было бы невозможно без самоорганизующейся деятельности (самодеятельности) экономических субъектов. В данном случае экономическая активность субъектов рассматривается как процесс реализации возможностей социально-экономической среды по росту благосостояния (максимизация полезности) каждого субъекта, проявляющего эту активность.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать принципиальный вывод: задача государства заключается в создании и развитии такой системы институтов, которые, обеспечивая субъектов известной степенью свободы (праваличности, разнообразие форм собственности и хозяйствования, демократия), с необходимостью обусловливала бы их высокую экономическую активность (личную ответственность за собственное экономическое благополучие). Другими словами, необходим определенный институционализированный баланс свободы и необходимости. При этом следует отметить, что свобода рассматривается как одна из высших ценностей личности, т. е. она самоценна сама по себе.

3. Общество должно быть способно выполнять условия экологического императива: обеспечить

гомеостазис человека как биологического вида на основе коэволюции человека и биосферы.

4. Общество должно быть способно решать проблемы национальной безопасности, обусловленные включенностью национальной экономики в мировую экономическую систему.

5. Поскольку в нелинейной (синергетической) ситуации определенность характерна только для ограничений, эволюционных запретов на некоторые пути развития сложных систем, постольку в известных пределах ничто окончательно не предопределено. Именно поэтому в социальных системах активность субъектов (в данном случае - государства) выступает важным фактором, способным оказать решающее влияние на исход событий, выбор пути развития. Подобная ситуация с точки зрения интересов общества в целом требует активности государства, главная задача которого - реализация определенных возможностей развития социальной системы по тому пути, которому общество отдает предпочтение. При этом с точки зрения характера организационно-управленческой деятельности (активности) государства основная проблема (задача) заключается в том, чтобы сделать это воздействие малым и резонансным, органически встроенным в самоуправляемое и самоподдерживающееся развитие системы в благоприятном для субъектов (общества) направлении. Таким образом, организационно-управленческая деятельность государства должна строиться исходя из адекватного понимания функций государства как элемента механизма саморазвития социально-экономической системы.

Именно данные характеристики должны рассматриваться в качестве базовых при разработке и реализации национальной модели экономики с использованием стратегии целенаправленного развития нашего общества.

Очевидно, что эти критерии следует применить ко всем возможным моделям смешанной экономики, поскольку все современные экономики находятся в диапазоне между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами. В экономической теории имеется множество примерно одинаковых определений сущности смешанных экономик. В общем случае в этих системах распределение ресурсов определяют и рыночные силы, и государственные решения, причем реальное соотношение «веса» государства и рынка значительно варьируется. Рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении координации и выбора, реа-

лизуемого экономическими субъектами в процессе хозяйственной деятельности.

Сформулированным выше критериям в наибольшей степени отвечает такая разновидность смешанной экономики, как социальная рыночная экономика (СРЭ). В силу теоретических соображений, отмеченных ранее, правомерно полагать, что именно данная модель - социальная рыночная экономика - является наиболее приемлемым вариантом модели смешанной экономики для России. В пользу данного вывода свидетельствует и историческое развитие нашей страны, существенной чертой которого является высокая степень огосударствления экономических процессов. При этом государственное вмешательство в экономику при всех его недостатках сыграло во многих аспектах важную и положительную роль в развитии национальной экономики. Примечательно, что в России «на протяжении XVIII- началаХ1Хвв. верховная власть в целом проводила компромиссную в интересах всех сословий политику во внутренних и международных делах и выступала лидером общества и проводником модернизации» [3].

Являясь своего рода альтернативой как либеральному капитализму, так и командной экономике, данная модель рыночной экономики продемонстрировала свою состоятельность в ряде европейских стран, прежде всего в ФРГ. Модель социальной рыночной экономики (социального рыночного хозяйства) представляет собой экономическую систему, функционирующую на основе рыночного механизма, в рамках которой государство играет активную роль в поддержании оптимального сочетания экономической эффективности с социальными гарантиями и социальной справедливостью. Как отмечает Х. Ламперт, «экономико-политическая концепция социального рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы (которая из-за неделимости свободы рассматривается как необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью» [2].

Рыночное хозяйство - основа экономической свободы, ее олицетворение. Термин «социальный» означает, во-первых, что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности создает экономические предпосылки «благосостояния для всех». Во-вторых, рыночное хозяйство должно огра-

ничиваться там, где «...оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными» [2].

С точки зрения возможностей развития и пригодности социального рыночного хозяйства для решения задач, которые могут возникнуть перед обществом в будущем, существенно то, что оно понимается как связанная с фундаментальными ценностями социальная технология, система целей которой открыта для возможных изменений.

Особая ценность концепции социального рыночного хозяйства с позиций осмысления долгосрочной стратегии социально-экономического развития нашей страны заключается в том, что в данной модели реализован комплексный (системный) подход к решению фундаментальных общественных задач в рамках определенного социально-экономического порядка, в котором собственно рыночное хозяйство рассматривается как органическая составная часть (подсистема) социума. Отметим наиболее важные содержательные моменты, характеризующие данную модель. К ним относятся в первую очередь основополагающие принципы социальной рыночной экономики: органическое единство рынка и государства, защита конкуренции, социальное партнерство. Кроме того, в данной модели имеет место функциональное соответствие системы социально-экономических целей и средств их достижения, как, например, в германской модели социального рыночного хозяйства (см. таблицу).

Все эти экономико-политические цели и средства для их достижения составляют единое целое с общественно-политическими целями свободного демократического общества, основывающегося одновременно на социальном государстве.

Необходимо подчеркнуть, что социальная рыночная экономика не представляет собой готовой, «застывшей» экономической системы. Напротив, ее следует рассматривать как развивающуюся, формирующуюся систему, в рамках которой возможно решение новых проблем, порождаемых социально-экономическим развитием, научно-техническим прогрессом, ухудшением экологической ситуации и т. п. Отсюда следуют важные для понимания стратегии развития национальной экономики выводы:

1) социальную рыночную экономику необходимо рассматривать как долговременную соци-

Цели социального рыночного хозяйства и средства их достижения (на примере ФРГ)

Цели Средства достижения

Достижение максимально высокого благосостояния Установление порядка конкуренции. Проведение целенаправленной политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые минимально ограничивают свободу. Обеспечение полной занятости как гарантии дохода каждому лицу, способному и желающему работать. Обеспечение свободы внешней торговли, свободного обмена валют и расширения международного разделения труда

Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы, обеспечение стабильности цен Существование независимого центрального эмиссионного банка. Стабильность (сбалансированность) государственного бюджета. Сбалансированность платежного баланса и обеспечение равновесия во внешней торговле

Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, справедливое распределение доходов и имущества Достижение максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности. Создание и поддержание порядка осуществления конкуренции, поскольку ее функция - сведение к минимуму социальной несправедливости и способствование социальному прогрессу. Государственная корректировка первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье, дотаций, мер, способствующих образованию собственности, имущества и т. п. При этом социально-политическая корректировка должна в минимальной степени ограничивать самостоятельность отдельных лиц и социальных групп, свободу и готовность к деятельности отдельного индивида и работоспособность экономики

Источник: [2].

ально-экономическую и политическую задачу, как генеральную перспективу развития национальной экономики (как характеристику качества желаемого состояния национальной экономики);

2) конкретные долго-среднесрочные задачи (и программы) социально-экономического развития нашего общества следует ставить и решать в тес-

ной связи и в рамках движения по пути реализации модели социальной рыночной экономики (в ее национальном варианте). Соответственно, все эти моменты должны быть органически взаимосвязаны в экономической политике государства.

Для нашей страны это будет означать переход от парадигмы социально-экономических преобразований, в рамках которой расходы на решение социальных проблем трактуются как некие издержки, сужающие возможности развития экономики, к парадигме целостного, социально ориентированного экономического развития (на основе инновационно активного роста).

Характерной чертой экономической политики в странах с переходной экономикой являлась минимальная роль государства. Теперь уже ясно не только теоретически, но и практически, что в условиях переходного периода, обладающего затяжным характером и сложной природой, ответственность государства должна скорее увеличиваться, чем уменьшаться. Вмешательство государства должно быть активным в те важные области, где рыночные силы не могут обеспечивать эффективного распределения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным, благам и условиям для жизни людей является несправедливым.

Слишком многие правительства, встав на путь быстрой и повсеместной либерализации цен, не осуществили адекватного вмешательства для стимулирования экономического роста. Падение объемов производства и доходов во многих странах с переходной экономикой в большей степени объяснялось крахом совокупного спроса, и в частности - резким снижением инвестиций. Ключом к экономическому возрождению является стимулирование более высокого уровня инвестиций, в том числе и в развитие человеческих ресурсов.

Успех экономических реформ зависит от проведения их в определенной последовательности, а не одновременно, как это в основном происходило. Опыт стран с переходной экономикой в Азии показал, что поэтапность ускоряет, а не замедляет реформы, которые должны основываться на поддержании экономического роста в противовес экономической стагнации или спаду.

Приоритет оживления экономического роста перед расширением систем социального обеспечения не означает, однако, что необходимые расходы на развитие человеческих ресурсов должны быть отложены. Такие расходы служат стимулом для роста

и благоприятно влияют на траекторию, скорость и направление движения переходной экономики.

В области социальной защиты политика «безответственности» государства должна быть пересмотрена. В контексте перехода к парадигме целостного социально ориентированного развития рассмотрим некоторые важнейшие направления достижения целей долгосрочного развития национальной экономики. В качестве таких стратегических целей можно выделить следующие:

1) экономическая стабилизация и экономический рост. В среднесрочной перспективе для России правительство ставит задачу достижения устойчивого экономического роста (по базовому и инвестиционному сценариям), а также снижения инфляции и обеспечения стабильности бюджетной системы;

2) социальные цели: повышение уровня и качества жизни, совершенствование социальных услуг и образования, равноправный доступ к плодам общественного прогресса, обеспечение экологической безопасности. Кроме того, для России актуальна борьба с бедностью;

3) установление «социального порядка», адекватного модели социальной рыночной экономики, а также целостной системы «порядков» (институциональных основ), обеспечивающих функционирование и развитие социального рыночного хозяйства: порядка, регулирующего право собственности, денежного и валютного порядков, порядка регулирования конкуренции, порядка внешнеэкономической деятельности, порядка в сфере труда и социальных отношений. Значимость подобных решений очевидна. Так, общепризнанно, что именно формирование законодательной базы (основы) обеспечения прав собственности является основной целью относительно и экономических, и социальных целей развития стран с незрелой рыночной экономикой;

4) политические цели: обеспечение внешней, в том числе экономической, безопасности.

С точки зрения обеспечения единства, комплексности в достижении отмеченных целей важнейшим направлением социальной политики государства, позволяющим сочетать как цели, так и средства их достижения, является политика стимулирования развития человеческого потенциала посредством различных программ инвестирования в человеческий капитал. Под человеческим капиталом понима-

ется совокупность всех производительных качеств работника, т. е. он включает приобретенные знания, навыки, а также мотивацию и энергию, которые используются для производства экономических благ [6].

Основным фактором формирования человеческого капитала являются инвестиции в человеческие ресурсы в целях повышения их производительности. Затраты осуществляются в ожидании будущих выгод. К основным формам инвестиций в человеческий капитал обычно относят затраты на:

- дошкольное воспитание в семье;

- приобретение (сохранение)здоровья;

- среднее и высшее образование, обучение без

отрыва от производства;

- получение информации о рынке труда в процессе поиска работы и т. п.

Расходы, связанные с формированием человеческого капитала, несут сами работники, работодатели и государство. В экономической науке человеческий капитал рассматривается как запас человеческих качеств, формируемый в течение всей жизни индивида (накопление) и приносящийработ-никам поток доходов (рост в будущем).

В последние 20-25 лет в экономическом развитии многих стран все большую роль играют инвестиции в человеческий капитал. Они растут более быстрыми темпами, чем производственные капиталовложения. В развитых странах сложилась устойчивая связь между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни. Так, если лица с начальным образованием в США в 1990 г. в течение всей своей жизни получали доход в размере 756 тыс. долл., то лица с высшим образованием - 1 720 тыс. долл. [6]. Характерно, что за последние 30 лет относительный разрыв в доходах между данными группами практически не изменился.

С учетом этой тенденции в 1980-1990-е гг. целый ряд экономистов провел исследования влияния человеческого капитала на процесс экономического роста. На основе концепции экономического роста были разработаны новые модели экономического роста, учитывающие возрастающую роль человеческого капитала (модели Р. Лукаса, Г. Менкью, Д. Ромера и Д. Уэйла). Полученные результаты свидетельствовали о том, что положительный вклад человеческого капитала в повышение темпов экономического роста неоспорим. Характерно, что в высоко- и среднеразвитых странах уровень раз-

вития человеческого капитала выше, чем уровень развития физического капитала [5].

В сегодняшнем мире человеческие ресурсы определяют содержание, характер и этапы социально-экономического развития большинства государств. Человеческий капитал является, с одной стороны, фактором экономического роста, а с другой - фактором роста благосостояния, уровня и качества жизни населения. Именно поэтому важнейшим императивом экономической политики государства в нашей стране является создание условий для формирования человеческого капитала и предпосылок (институционального, финансово-экономического характера) для практической реализации человеческого капитала.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977.

2. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1994.

3. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (ХУШ - начало XX в.). СПб: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2003.

4. Моисеев Н. Н. Стратегия разума // Знание -сила. 1986. № 10. С. 25.

5. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.