Научная статья на тему 'Государство и общество в посткризисный период: опыт региональной проекции'

Государство и общество в посткризисный период: опыт региональной проекции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
322
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНЯ / ГРУЗИЯ / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН / ТУРКМЕНИСТАН / УЗБЕКИСТАН / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эргашев Баходыр

В мировом потоке прогнозов посткризисного развития мира почти не уделяется внимания Центральной Азии (ЦА) и Кавказу: эти регионы мало вовлечены в мирохозяйственные индустриальные связи, а сырьевая направленность их экономик позволяет почти всем 8 республикам избежать серьезных социально-экономических потрясений. Но и при этом кризис, вероятно, будет иметь для этих государств разнообразные экономические, политические, культурные, демографические и другие последствия, и полностью предвидеть их невозможно. Первым из государств ЦА и других постсоветских стран наступающий кризис ощутил на себе Казахстан. Это случилось еще осенью 2007 года. Тогда пришлось срочно выделять государственные средства на поддержку экономики, используя ресурсы из "НЗ" нефтяного фонда. В связи с этим многочисленные заявления официальных властей, оценки экспертов и конструктивные предложения казахстанской оппозиции следует рассматривать с учетом так называемой "инерционной модели" социально-экономического развития, пропагандировавшейся в республике на протяжении многих лет. Если говорить о последствиях кризиса, то на Международной конференции в Бишкеке в марте 2009 года и на Международной конференции по антикризисной политике в странах Восточной Европы и Центральной Азии в декабре 2009 года в Алматы отмечалось, что наиболее серьезно его последствия ощущаются в тех странах, которые во многом зависят от России или испытывают серьезную потребность во внешнем финансировании. Именно поэтому многие публикации о перспективах государственного и общественного строительства следует относить в равной мере ко всем странам, чья экономика тесно связана с российской. Несколько иначе прогнозируется посткризисное развитие Туркменистана и Азербайджана. Здесь, как и прежде, упор делается на добычу и транзит энергоресурсов, а важнейшие политико-экономические решения принимаются с учетом дальнейшего наращивания экспорта нефти и газа, причем в выработке долгосрочных стратегий в этих двух странах активное участие принимают международные организации. Кроме того, они мало населены, что предопределяет относительно меньшее количество проблем. "Выжать максимум позитива для государственного и общественного строительства из реализации антикризисных мер" — такова краткая характеристика посткризисной стратегии Узбекистана. В 2009 году в республике началось осуществление государственной программы "Год развития и благоустройства села", то есть обозначился новый этап реформ. Руководство страны предусматривает расширить рамки государственных социальных программ, направленных на укрепление прав и свобод человека и построение гражданского общества. Особого внимания заслуживает модель посткризисного развития Грузии, в которой, по выражению М. Саакашвили, "вместо регулируемой экономики был выбран путь либеральной экономики". При этом в основе ее лежат не западные теории, опирающиеся на англо-саксонские традиции, а "экономическая философия либертарианца (монархиста) Ильи Чавчавадзе". При этом, "несмотря на многочисленные социальные проблемы, безработицу, бедность и политическую нестабильность, общество понимает, что необходимо осуществлять процесс путем диалога". В Грузии, по заявлениям ее руководства, "последней надеждой всегда была иностранная помощь и помощь международных финансовых организаций". В данной статье мы попытаемся сравнить и проанализировать возможное посткризисное развитие 8 стран: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана и рассмотреть вопросы о будущем государственных институтов и развитии гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство и общество в посткризисный период: опыт региональной проекции»

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД: ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ

Баходыр ЭРГАШЕВ

заместитель директора Института по изучению гражданского общества, доктор философских наук, профессор (Ташкент, Узбекистан)

В мировом потоке прогнозов посткри-зисного развития мира почти не уделяется внимания Центральной Азии (ЦА) и Кавказу: эти регионы мало вовлечены в мирохозяйственные индустриальные связи, а сырьевая направленность их экономик позволяет почти всем 8 республикам избежать серьезных социально-экономических потрясений. Но и при этом кризис, вероятно, будет иметь для этих государств разнообразные экономические, политические, культурные, демографические и другие последствия, и полностью предвидеть их невозможно.

Первым из государств ЦА и других постсоветских стран наступающий кризис ощутил на себе Казахстан. Это случилось еще осенью 2007 года. Тогда пришлось срочно выделять государственные средства на поддержку экономики, используя ресурсы из «НЗ» нефтяного фонда. В связи с этим многочисленные заявления официальных властей, оценки экспертов и конструктивные предложения казахстанской оппозиции следует рассматривать с учетом так называемой «инерционной модели» социально-экономического развития, пропагандировавшейся в республике на протяжении многих лет.

Если говорить о последствиях кризиса, то на Международной конференции в Бишкеке в марте 2009 года и на Международной конференции по антикризисной политике в странах Восточной Европы и Центральной Азии в декабре 2009 года в Алматы отмечалось, что наиболее серьезно его последствия ощущаются в тех странах, которые во многом зависят от России или испытывают серьезную потребность во внешнем финансиро-вании1. Именно поэтому многие публикации о перспективах государственного и общественного строительства следует относить в равной мере ко всем странам, чья экономика тесно связана с российской.

Несколько иначе прогнозируется пост-кризисное развитие Туркменистана и Азербайджана. Здесь, как и прежде, упор делается на добычу и транзит энергоресурсов, а важнейшие политико-экономические решения принимаются с учетом дальнейшего наращивания экспорта нефти и газа, причем в выработке долгосрочных стратегий в этих двух странах активное участие принимают международные организации. Кроме того, они мало населены, что предопределяет относительно меньшее количество проблем.

«Выжать максимум позитива для государственного и общественного строительства из реализации антикризисных мер» — такова краткая характеристика посткризис-ной стратегии Узбекистана. В 2009 году в республике началось осуществление госу-

1 Об этом подробнее см.: Государства Кавказа и ЦА ждет резкое падение темпов экономического роста, 6 марта 2009 [www.un.org]; В Алматы открылась Международная конференция по антикризисной политике в странах Восточной Европы и Центральной Азии [www.un.org].

дарственной программы «Год развития и благоустройства села», то есть обозначился новый этап реформ. Руководство страны предусматривает расширить рамки государственных социальных программ, направленных на укрепление прав и свобод человека и построение гражданского общества.

Особого внимания заслуживает модель посткризисного развития Грузии, в которой, по выражению М. Саакашвили, «вместо регулируемой экономики был выбран путь либеральной экономики». При этом в основе ее лежат не западные теории, опирающиеся на англо-саксонские традиции, а «экономическая философия либертарианца (монархиста) Ильи Чавчавадзе»2. При этом, «несмотря на многочисленные социальные проблемы, безработицу, бедность и политическую нестабильность, общество понимает, что необходимо осуществлять процесс путем диалога»3. В Грузии, по заявлениям ее руководства, «последней надеждой всегда была иностранная помощь и помощь международных финансовых организаций»4.

В данной статье мы попытаемся сравнить и проанализировать возможное пост-кризисное развитие 8 стран: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана и рассмотреть вопросы о будущем государственных институтов и развитии гражданского общества.

2 Saakashvili M. The President of Georgia Presented Economic Package to the Parliament of Georgia, 6 October 2009 [www.president.gov.ge].

3 Saakashvili M. The President of Georgia Met with the Members of the Anti-Crisis Council, 8 November 2008 [www.president.gov.ge].

4 Saakashvili M. The President of Georgia Presented Economic Package to the Parliament of Georgia.

Государство — инициатор, проводник и гарант посткризисных реформ: необходимые теоретические отступления

Нельзя чрезмерно увлекаться «финансовыми алгоритмами» посткризисного развития — это чревато забвением общественных интересов. Нужны поиск и разработка мер по выходу из кризиса. В частности, действия, направленные на сохранение регулирующей

силы государства, являются сегодня, как выразился один из современных политиков, «непреходящей исторической задачей»5.

По оценкам экспертов, мировой кризис знаменует собой «возвращение» государства, хотя существует точка зрения, согласно которой в основе кризиса лежит не мифическое «отсутствие государственного регулирования», а, напротив, активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества, излишняя опека других сфер общественной жизни, культ власти6.

В данном случае, видимо, важно не количество, а качество. Г оворя о «размерах государства», экономисты имеют в виду долю в ВВП финансовых ресурсов, перераспределяемых через государственный бюджет (так называемый бюджет расширенного правительства) и масштабы прямого вмешательства государства в функционирование экономики путем издания разного рода нормативных актов—«государственного регулирования» и путем «экономического управления в ручном режиме» со стороны органов исполнительной власти. «Свобода, — отмечает в аналогичной связи М. Саакашвили, — есть минимальное количество государственных органов, низкие налоги, минимальное участие государства, максимальная свобода предпринимателя и гражданина от бюрократических связей». По мнению грузинского лидера, в условиях мирового кризиса общественность достаточно дезориентирована социалистическими и популистскими лозунгами об усилении государства, и эту установку нужно ломать7.

В этой связи хотелось бы несколько подробнее рассмотреть вопрос о роли государства в посткризисном обществе.

Президент Кыргызстана К. Бакиев считает, что кризисную ситуацию «необходимо преодолевать усилиями всего общества», а для этого «нужны новая идеология и новые формы организации», тем более что «возникают предпосылки для реальных изменений». Поэтому необходимо поддерживать «разумный баланс между новациями и традициями, что позволит использовать ресурсы нашего наследия, актуального опыта и технологических достижений»8.

Об изменяющейся роли государства говорят и в Армении. «Есть одно недопонимание, которого хочу коснуться, — говорит в этой связи президент РА С. Саргсян. — Это то восприятие, что кризис имеет только финансовый и экономический характер, с социальными последствиями, сформировавшимися в результате. Всемирный кризис — большой вызов политическому полю, системе ценностей и нравственности»9. Таким образом, и руководство Армении считает, что выработка посткризисной стратегии обязательно должна быть связана с политическим аспектом.

Итак, мы видим, что в правящих элитах ЦА и Кавказа существует конкретное мнение о необходимости теоретического переосмысления традиционных путей общественного прогресса.

Посткризисный период: взаимоотношение государства и общества

Проблемы посткризисного развития привлекают большое внимание лидеров государств ЦА и Кавказа.

5 Фийон Ф. Выступление премьер-министра Франции «Роль современного государства в условиях ответственной рыночной экономики», 14 сентября 2009 // Веб-сайт Международной конференции в г. Ярославле «Современное государство и глобальное государство» [www.yaroslavl-2009.ru].

6 См., например, труды Дипака Лала — известного экономиста, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

7 Saakashvili M. The President of Georgia Presented Economic Package to the Parliament of Georgia.

8 Бакиев К. Выступление на заседании Жогорку Кенеша КР, 1 сентября 2009 [www.president.kg].

9 Саргсян С. Вступительное слово на тематическом совещании с председателями политических партий «Всемирный финансово-экономический кризис и Армения», 20 марта 2009 [www.president.am].

По словам президента И.Каримова, «мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития»10.

«Кризисы приходят и уходят, — отмечает, в свою очередь, президент Н. Назарбаев, — но общий вектор нашего движения к благополучному и процветающему обществу остается неизменным»11.

«Экономические и прочие кризисы — преходящи»12, — подчеркивает президент С. Саргсян.

Президент К. Бакиев говорит о «механизме долгосрочных изменений — курсе президента в условиях обострившихся и порожденных мировым финансовым кризисом про-блем»13 и призывает «быть готовыми к развитию», осуществить «перезагрузку», обновление подходов и форматов взаимодействия внутри системы управления страной и с другими общественными группами»14.

«Одним словом, реформа, реформа, и еще раз реформа — это единственный путь к превращению Г рузии в надежного партнера для наших союзников»15, — отмечает М. Саакашвили.

Еще в феврале 2009 года Н. Назарбаев поставил перед правящей партией «Нур Отан», правительством, администрацией президента и парламентом задачу по разработке Плана обновления Казахстана в послекризисный период16.

Как известно, в республике уже намечено семь направлений индустриально-технологического развития: модернизация аграрного сектора, развитие строительной индустрии, нефтепереработки и инфраструктуры нефтегазового сектора, металлургии и производства готовых металлопродуктов, а также ускоренное развитие химической, фармацевтической и оборонной промышленности, энергетики, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур17.

Президент Кыргызстана К. Бакиев определил четыре основных направления развития в среднесрочной перспективе: создание условий для реальной многопартийной системы и деятельности конструктивной оппозиции; налаживание диалога с институтами гражданского общества и сотрудничество с ними; реформация системы государственного управления (широкое участие всех слоев населения в выработке решений); проведение грамотной культурной политики18. Следует отметить, что позиция руководства Кыргызстана относительно более ориентирована на обеспечение насущных общественных потребностей.

О возможных вариантах посткризисного устройства говорят и в Армении. «Тема номер один обсуждений, несомненно, определение новых направлений прогресса, — говорит С. Саргсян. — Для преодоления навязанного нам кризиса лучшим путем является максимальная интенсификация реформ, а не их откладывание»19. Таким образом, речь идет о расширении спектра социально-экономических реформ и ускорении их проведения.

10 Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 2009.

11 Назарбаев НА. Обращение по случаю начала Национальной переписи населения. 24 февраля 2009 [www.akorda.kz].

12 Саргсян С. Поздравительное слово по случаю 18-й годовщины независимости, 21 сентября 2009 [www.president.am].

13 Бакиев К. Обращение «Курс на обновление страны», 24 марта 2009 [www.kyrgyzembassy.ru].

14 Бакиев К. Выступление на встрече с молодыми госслужащими и бизнесменами, 12 марта 2009 [www. president.kg].

15 Saakashvili M. Address to the Parliament of Georgia, 8 July 2009 [www.president.gov.ge].

16 См.: Назарбаев Н.А. Заключительное выступление на расширенном заседании Бюро Политсовета партии, 12 февраля 2009 [www.akorda.kz].

17 См.: Назарбаев Н.А. Интервью корреспондентам Агентства «Хабар» и ТРК «Казахстан», 20 мая 2009 [www.akorda.kz].

18 См.: Бакиев К. Обращение «Курс на обновление страны», 24 марта 2009 [www.kyrgyzembassy.ru].

19 Саргсян С. Приветственная речь к участникам съезда Союза промышленников и предпринимателей, 13 мая 2009 [www.president.am].

Летом 2009 года в Ашхабаде прошел международный симпозиум «Формирование посткризисного мира: региональные последствия и согласованные ответные действия стран — членов Исламского банка развития (ИБР)», участники которого обсудили меры, предпринимаемые государствами — членами ИБР в целях минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономики своих стран20.

Одновременно определилась позиция руководства Туркменистана; главную роль будет играть продажа энергоресурсов.

Защита прав человека: верховенство достатка или закона?

В конечном счете последствия кризиса во многом будут зависеть от того, насколько в государстве развиты институты гражданского общества. Поэтому мировой кризис вряд ли сведет на нет усилия по защите прав человека и обеспечению верховенства закона или помешает осуществлять судебно-правовую реформу.

По мнению экспертов ведущих международных организаций, необходимо «принимать дополнительные меры по защите прав уязвимых групп и отдельных лиц, особенно женщин, детей, мигрантов, беженцев, коренных народов, лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста». Следует опасаться и «роста ксенофобии по отношению к трудящимся-мигрантам»21.

Представители международных организаций, посетившие Узбекистан, позитивно оценивают проводимые здесь мероприятия по улучшению условий содержания под стражей и продлению действия Программы Международного комитета Красного Полумесяца. Вместе с тем звучат призывы «продолжать следовать рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ в таких областях, как укрепление законодательства по правам человека, борьба с торговлей людьми и повышение информированности общественности о правах человека»22.

Президент Грузии подтвердил «приверженность к внедрению народных судов при-сяжных»23.

В Кыргызстане представители международного сообщества среди актуальных задач выделяют «контроль над деятельностью полиции со стороны гражданского общества, защиту прав человека в местах заключения, а также наличие сильной и независимой судебной системы»24.

С целью укрепления и совершенствования судебной власти в Т аджикистане была утверждена Программа судебно-правовой реформы (2007 г.), в соответствии с которой, как утверждает руководство республики, продолжает осуществляться поэтапная судебная реформа.

Руководство Казахстана призывает «повышать доверие населения, прежде всего, к судебной системе через ее прозрачность и эффективность, строгое соблюдение законности в работе судов»25.

20 См.: Ашхабадский саммит ИБР: новая стратегия сотрудничества, 2 июня 2009 // Электронная газета «Туркменистан: золотой век» [www.turkmenistan.gov.tm].

21 Верховный комиссар ООН призвала не забывать о правах человека в ходе борьбы с глобальным кризисом, 20 февраля 2009 [www.un.org].

22 Заявление миссии США при ОБСЕ о ситуации с соблюдением прав человека в Узбекистане, 18 сентября 2009 [www.america.gov].

23 Saakashvili M. Address to the Parliament of Georgia, 8 July 2009 [www.president.gov.ge].

24 Ответ на выступление министра Кыргызстана по вопросу развития демократии. 2 октября 2009 [www.america.gov].

25 Назарбаев H.A. Выступление на открытии III сессии парламента РК четвертого созыва [www. akorda.kz].

В государствах ЦА и Кавказа рассуждения о защите прав человека базируются, в основном, на термине «верховенство закона». Что же включает в себя это понятие? Не вдаваясь в подробности, заметим, что с точки зрения провозглашаемого приоритета экономики над политикой это означает прежде всего, что органы государственной власти не должны проводить дискриминационную политику по отношению к тем или иным участникам экономической деятельности.

Обеспечение занятости: когда безработица одновременно опасна и полезна

Как известно, в государствах ЦА и Кавказа придерживаются различных точек зрения на вопросы занятости.

Так, в Таджикистане, где, вероятно, проблема безработицы стоит наиболее остро, осуществляется целый комплекс антикризисных мер, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, придание устойчивости реальному сектору экономики и содействие развитию частного сектора. Оказывается всесторонняя поддержка рынку труда путем вовлечения в него трудовых мигрантов; обеспечивается социальная поддержка населения26. Хотя, по всей вероятности, проблема создания в республике новых рабочих мест сохранит свою актуальность и в дальнейшем.

В Узбекистане помимо создания новых рабочих мест большое внимание уделяется развитию надомного труда, который базируется на кооперации с производственными предприятиями. В 2008 году надомниками произведено продукции и оказано услуг на 25 млн долл.27

С целью повышения занятости населения, особенно в сельской местности, поощряется увеличение числа людей, занимающихся выращиванием крупного рогатого скота в личных подсобных и дехканских хозяйствах.

Существует и мнение, что в посткризисном обществе должен сохраняться определенный уровень безработицы, чтобы таким образом «не обрубить нормальный мир, когда действительно должна быть инновационная экономика с высоким уровнем человеческого капитала, подготовки кадров»28. Но для государств ЦА и Кавказа, с их демографической ситуацией, уровнем социальной защищенности безработных, ментальностью населения, «реестром материальных затрат» и возможностями для переквалификации и быстрого создания новых рабочих мест, подобное утверждение малоприемлемо.

«Процесс, — говорит С. Саргсян, — должен походить на улицу с двухсторонним движением: нельзя под прикрытием улучшения предпринимательской среды извращать, препятствовать процессу реформ, ссылаясь на кризис»29. Общество должно реагировать на возможный экономический подъем стабилизацией продолжительности рабочего времени, восстановлением оплачиваемых административных отпусков и ликвидацией задержек выдачи зарплат. Лидер Армении говорит также о социальной ответственности бизнеса, но некоторые экономисты оспаривают его мнение, утверждая, что подобная благотворительность означает «перекладывание бремени забот на плечи акционеров».

26 См.: Таджикистан признателен ООН за поддержку в преодолении последствий глобальных кризисов, 29 июня 2009 [www.un.org]; Выступление Сироджидина Аслова, Постоянного представителя Республики Таджикистан при ООН. Нью-Йорк, 29 июня 2009 года // Конференция ООН по вопросу о мировом финансово-экономическом кризисе и его последствиях для развития [http://www.un.org/ru/ga/econcrisissummit].

27 См.: Улучшение положения женщин — приоритет государственной политики Узбекистана, 19 марта 2009 [www.un.org].

28 См.: Безработица — одна из самых тяжелых составляющих экономического кризиса [www.svobodanews.ru].

29 Саргсян С. Приветственная речь к участникам съезда Союза промышленников и предпринимателей Армении, 13 мая 2009 [www.president.am].

Сокращение бедности: где конец «скромности» и начало угрозы?

Как известно, мировой кризис резко снизил финансовые поступления (за счет уменьшения поступления налогов, денежных переводов и кредитов); как отмечается в документах Всемирного банка, он свел к нулю достигнутые за последние 10 лет успехи в деле сокращения бедности30 (так, в Азербайджане за 2004—2008 гг. уровень бедности снизился с 49% до 16%)31.

Подобные негативные тенденции способны вызвать рост социальной напряженности, создать почву для экстремизма и остановить процесс реформ. Для выхода из этой сложной ситуации необходимо обеспечить рост государственных доходов и, соответственно, социальных расходов (пенсий, пособий и социальной помощи). Иными словами, проводить еще более сильную социальную политику, ориентированную на развитие рыночной экономики и укрепление государства. Это становится возможным лишь при высоком уровне консолидированности власти, четко действующих социальных институтах и обязательном соблюдении этико-правовых норм.

Как известно, бедность тормозит развитие в стране демократии; в связи с этим необходимо обратить особое внимание на справедливое распределение поступающей донорской помощи. Странам регионов, особенно Таджикистану, по мнению Всемирного банка, необходима система управления государственными финансами, которая будет обеспечивать эффективное распределение средств и их прозрачное и рациональное использование в целях сокращения бедности и достижения макроэкономической стабильности32.

На Западе считают, что помощь в обеспечении экономического роста и в борьбе с нищетой следует оказывать лишь тем странам, которые проводят «правильную» политику по развитию и укреплению институтов гражданского общества. Однако некоторые экономисты придерживаются иного мнения: помощь должна оказываться независимо от курса, которого придерживается государство, и должна стимулировать экономические реформы, так как общество не может нести ответственность за ошибки правящей элиты.

Кроме того, меры финансовой помощи оказываются совершенно неэффективными из-за того, что международные организации ни перед кем не отчитываются и никаких объективных показателей и оценок эффективности их действий не существует. Вместо предоставления гражданам стран третьего мира максимальной свободы и помощи в достижении определенного благосостояния в рамках рыночной экономики им предлагают выбираться из нищеты по единому, спущенному «сверху» плану, который разработают для них международные эксперты33.

Противодействие коррупции: «от нашего «нет» зависит многое»

Посткризисное обустройство (термин, употребляемый ООН) должно предусматривать целый ряд мероприятий по соблюдению этических норм и борьбе с коррупцией в

30 См.: 35 миллионов человек в Европе и Центральной Азии могут вновь оказаться за порогом нищеты, 24 апреля 2009 [www.un.org].

31 См.: Алиев И. Интервью агентству «Интерфакс-Азербайджан», 20 марта 2008 [www.interfax.az].

32 См.: Всемирный банк выделил Таджикистану 5 млн долл. на улучшение системы управления государственными ресурсами, 15 мая 2009 [www.un.org].

33 См.: Истерли У. В основе международной борьбы с бедностью лежит идеология «нового коллективизма», 7 апреля 2009 [http://www.inliberty.ru/library/study/352; http://www.inliberty.ru/library/authors/William_Easterly].

государственном и частном секторах. При этом положение о банковской тайне более не должно являться препятствием для возвращения похищенных активов.

В рамках известной Инициативы по возвращению похищенных активов следует помогать государствам в возвращении украденных у них средств. Как отмечает глава ООН, не следует забывать, что коррупция ослабляет демократические институты, подрывает принцип верховенства закона и дает террористам возможность финансировать свою преступную деятельность34.

Президент Н. Назарбаев, в свою очередь, подчеркивает, что «борьба с коррупцией — это не кампания, это — наш важный приоритет. Ни в коем случае нельзя допустить сведения счетов в этом вопросе»35. В связи с этим президент считает необходимым «внести в парламент в первоочередном порядке законопроекты о научной, в том числе антикоррупционной, экспертизе законов и подзаконных актов»36. Подобные высказывания руководителей постсоветских государств последовали за многочисленными схожими заявлениями президента России Д. Медведева.

Принято считать, что в странах с низким уровнем экономической свободы коррупция препятствует экономическому росту. Увеличение ее масштабов означает уменьшение конкуренции, а это ведет к спаду производства. Отсюда следует, что наиболее эффективный способ обуздания коррупции — это усиление экономической свободы. По образному выражению Эллы Панеях, социолога, директора Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге, общественные организации, претендующие на звание элементов гражданского общества, становятся «фантомами, предназначенными на вытягивание ресурсов — только что не из бюджета, а из зарубежных грантодателей»37.

Внедрение современных инновационных технологий: «из кризиса мир выведут новые изобретения»

Для преодоления отставания от Западной Европы, США и Юго-Восточной Азии в странах ЦА и Кавказа должно оказываться активное содействие распространению знаний, новаторских подходов, освоению и внедрению современных технологий.

Здесь уместно привести высказывание известного футуролога, лауреата Нобелевской премии Э. Тоффлера: «В силу бесконечности знания в постиндустриальном обществе государство многое попросту не может охватить. Из кризиса мир выведет не экономика, а человеческий мозг и новые изобретения»38.

Как отмечает Н. Назарбаев, эффективная индустриальная политика «должна быть основана на инновациях, самых современных знаниях и технологиях. Поэтому надо разработать и принять новый Закон о науке, определить в нем принципы развития отечественной научной сферы»39. Хотя «технико-технологический уклад сегодня не является

34 См.: Глава ООН уверен, что коррупция стала одной из причин нынешнего финансового кризиса, 9 декабря 2008 [www.un.org].

35 Назарбаев Н. Выступление на открытии III сессии парламента РК четвертого созыва.

36 Назарбаев Н. Заключительное выступление на расширенном заседании Бюро Политсовета партии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 февраля 2009.

37 Панеях Э. «Ресурсное государство» Симона Кордонского: заметки на полях, 5 марта 2009 [http:// www.liberal.ru/articles/cat/4212].

38 Новости конференции, 17 сентября 2009 // Веб-сайт Международной конференции в г. Ярославле «Современное государство и глобальное государство» [www.yaroslavl-2009.ru].

39 Назарбаев Н. Выступление на открытии III сессии парламента РК четвертого созыва.

определяющим для процветания страны и мира — именно страны с высшим уровнем развития техники и технологий стали главным источником и ключевой причиной глобального кризиса»40.

В Узбекистане «должны думать о... внедрении современных инновационных технологий»41, выработав для этого стратегическую программу, рассчитанную на 2009—2014 годы. Разрабатываемые проекты включают около 450 инвестиционных документов в топливноэнергетической, химической, металлургической, легкой и текстильной промышленности и других отраслях экономики на общую сумму свыше 24,0 млрд долл.; из них на строительство новых объектов предназначено около 18,5 млрд, а на проекты модернизации, реконструкции, технического и технологического перевооружения — около 6,0 млрд.

Как отмечает К. Бакиев, «тот, кто лучше и раньше освоит новую инновационную модель посткризисного развития, тот и выиграет в конкуренции»42.

Президент Таджикистана Э. Рахмон считает, что «назрела необходимость внесения изменений в систему обучения». С этой целью он предлагает «общеобразовательные школы перевести с сентября 2014 года на новую систему общего образования, чтобы тем самым создать основу для вхождения в мировое образовательное простран-ство»43. По его мнению, точные науки, техническое мышление, современные технологии и информационное мировоззрение превратились в факторы, двигающие экономику и будущее общества44.

Само собой разумеется, что инвестиции должны быть направлены в города, которые уже обладают определенным техническим и технологическим потенциалом. Так, в Казахстане наиболее перспективным городом для внедрения высокотехнологичных проектов является Алматы (в будущем — Костанай, Павлодар и Караганда). Кроме того, планируется создание технополисов, свободных научных зон, биоагроэкополисов и т.д.

Рождение фермерства: не эпитафия, а «аллилуйя» среднему классу

В Узбекистане ставится задача реализовать в перспективе «широкий комплекс долгосрочных, глубоко взаимоувязанных мер, направленных на кардинальное улучшение качества жизни и облика села, ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры, коренной пересмотр статуса, роли и значения собственника, предпринимательства и малого бизнеса, всемерную поддержку развития фермерского хозяйства». Республика решает вопросы «повышения устойчивости, а главное — эффективности фермерских хозяйств», ибо «маломощные хозяйства не в состоянии обеспечить себя необходимой техникой, оборотными средствами, быть кредитоспособными, а главное, покрыть свои затраты и обеспечить доходность, быть надежной основой для повышения доходов»45.

В Таджикистане, по словам его лидера, требуется «широко и всесторонне внедрять достижения современной науки и техники, обеспечить максимально рациональное и эффективное использование орошаемых земель и принять все возможные меры для выра-

40 Назарбаев Н. Пятый путь // Известия, 22 сентября 2009.

41 Каримов И.А. Указ. соч.

42 Бакиев К. Реформа образования нацелена на укрепление независимости и будущее страны, 10 июня 2009 [www.president.kg].

43 Рахмон Э. Послание Маджлиси Оли, 15 апреля 2009 [www.president.tj].

44 См.: Рахмон Э. Телевизионное обращение ко Дню государственной независимости [www.president.tj].

45 Каримов И.А. Указ. соч.

щивания и создания запасов качественных семян высокоурожайных сортов, в первую очередь пшеницы»46.

Задача реорганизации сельского хозяйства в других странах ЦА и Кавказа определяется нескольку по-иному, с упором на общее индустриальное развитие.

Обеднение среднего класса является одним из негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. «Средний класс в Европейском союзе и Центральной Азии, — как справедливо отмечается в одном из документов Международного Красного Креста, — борется за удовлетворение самых элементарных нужд, в том числе связанных с продовольствием»47.

Таким образом, укрепление положения среднего класса, прежде всего предпринимателя и фермера, становится важным направлением социально-экономических реформ в посткризисный период.

Общая стратегия посткризисного мира: «залог благополучия — согласие»

По определению ООН, существует несколько основных элементов единой стратегии по преодолению кризиса и построению посткризисного мира. К ним относятся:

— ответственное и устойчивое использование ограниченных природных ресурсов;

— возвращение экономике надлежащего места в обществе;

— распространение демократии на все общественные отношения и институты;

— определение общих минимальных моральных ценностей человечества; укрепление духовного видения мира48.

Как справедливо отмечает Э. Рахмон, «не баланс сил, а баланс интересов, не стремление к выгоде за счет других, а поиск согласия и консенсуса, не претензии и самоуправство, а взаимное уважение — вот те принципы, понятные каждому разумному человеку на основе опыта прошлых веков, которые могут стать основой нового справедливого устройства современного мира»49.

Лидер Туркменистана Г. Бердымухаммедов, в свою очередь, считает, что «нет и не может быть преград там, где помимо фактора добрососедства, территориальной и духовной близости присутствуют честность, открытость, здравый смысл, прозрачность намерений — одним словом, все то, что обретает особую ценность на фоне мирового кризиса и общего поиска выхода из него»50.

Важно, чтобы оказание содействия и помощи развивающимся странам, «в особенности странам без выхода к морю, не сопутствовало увеличению их долгового бремени, а, наоборот, помогало достижению устойчивого развития и укреплению национального потенциала по противодействию подобным и другим кризисам»51.

46 Рахмон Э. Обращение к земледельцам и народу страны, 27 июля 2009 [www.president.tj].

47 Г лобальный экономический кризис привел к тяжелым гуманитарным последствиям в Европе и Центральной Азии, 19 октября 2009 [ww.un.org].

48 См.: Мигель д’Эското Брокман: человечество не должна постичь судьба динозавров, 24 июня 2009 [www.un.org].

49 Рахмон Э. Выступление на 15-м заседании глав государств и правительств стран Движения неприсоединения, 16 июля 2009 [www.president.tj].

50 К итогам визита Президента Туркменистана в Иран, 7 февраля 2009 // Электронная газета «Туркменистан: золотой век» [www.turkmenistan.gov.tm].

51 Казахстан призвал ликвидировать барьеры на пути товаров государств, отрезанных от моря, 20 октября 2009 [www.un.org].

Важным позитивным моментом является то, что лидеры стран ЦА и Кавказа, излагая свое видение проблем, призывают к общественной дискуссии экспертов. С одной стороны, это реальный вызов креативным силам гражданского общества, с другой — средство эмоционального общения политического лидера с народом.

Руководители стран ЦА и Кавказа едины во мнении, что в новом посткризисном мире эгоизм и алчность должны уступить место солидарности; с этим согласны и лидеры многих других малых стран, особенно на евроазиатском материке.

Глобальную экономику следует дополнить универсальными этическими нормами; результатом станет качественно новая модель — «этика общего блага». Основными ее принципами должны стать уважение к человеческой личности, ответственность и сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.