Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 1 (82) Том 4. ЯНВАРЬ 2025 г. УДК 347.45/.47
Рубцова И.Н.
студент Волжский филиал Волгоградский государственный университет (г. Волжский, Россия)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КОНТРАКТ КАК ВИД ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА
Аннотация: в статье проводится глубокий анализ правовой природы государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых в рамках Закона о контрактной системе, с акцентом на их статус как гражданско-правовых договоров и как элементов административной процедуры. Предмет обсуждения — особенности и споры вокруг определения этих контрактов, их регламентации, а также роли в развитии экономики и поддержки социальных нужд. Таким образом, аннотируемая статья является ценным ресурсом для понимания правовой природы государственных контрактов в России и их значимости для развития экономики и удовлетворения социальных потребностей.
Ключевые слова: госконтракт, НПА, административная процедура.
Институт публичных закупок товаров работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд играет важную роль в развитии отечественной экономики, выполняя ряд значимых задач, среди которых удовлетворение основных потребностей государства, поддержка социально незащищенных слоев общества, сокращение бюджетных расходов, развитие бизнеса путем создания внутреннего спроса, а также благоприятных условий для участия в закупочных процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства и производителей российских товаров.
Основным инструментом, посредством которого осуществляется государственный-муниципальный заказ выступает государственный-муниципальный контракт. Главной особенностью таких контрактов и их отличием от других гражданско-правовых договоров является урегулированность специальными правовыми нормами, в числе которых существенным образом преобладают императивные, что, тем не менее, не лишает рассматриваемые контракты диспозитивности, поскольку, как указано в п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - «Закон о контрактной системе»), государственный (муниципальный) контракт представляет собой в первую очередь гражданско-правовой договор. Особый статус государственных (муниципальных) контрактов вызывает множество споров в научном сообществе относительно их правовой природы 1. Мнения ученых по данному вопросу представлены двумя принципиально противоположными точками зрения, одна из которых касается рассмотрения государственных контрактов как гражданско-правовых договоров, а другая как этапа административной процедуры.
Рассмотрим мнения ученых, придерживающихся первой позиции в отношении указанного вопроса.
Так, Л.И. Шевченко в своих трудах рассматривает государственный (муниципальный) контракт с точки зрения гражданско-правового договора, содержащего в себе признаки административно-правового акта2. Аналогичным образом о правовой природе государственного (муниципального) контракта рассуждает В.В. Балакин, который усматривает в государственных контрактах признаки административных договоровЗ.
Акцентирует внимание на гражданско-правовом характере государственных контрактов Ф.А. Тасалов, который при этом обращает внимание на важность соблюдения при заключении подобных договоров
требований, установленных императивными нормами Закона о контрактной системе4.
Заслуживает внимание точка зрения Заботиной Н.Н., которая в своей работе находит в государственном контракте признаки «специальной правовой конструкции», призванной создать некое равновесие между интересами государства и бизнеса. В тоже время ученый делает акцент на низкой эффективности указанной конструкции в контексте гражданский правоотношений 5.
Ряд ученых, в числе которых И.В. Елисеев, В.Е. Лукьяненко в развитие позиции Заботиной Н.Н. отмечают сходство государственного (муниципального) контракта с предварительным и публичным договорами, что по мнению Шмелевой М.В. противоречит сути государственного контракта, который уже сам по себе является самостоятельным договором, а не соглашением сторон о намерениях. При этом в данном случае в контексте договора о намерениях, на наш взгляд, рассматривать можно разве что подачу участником закупочной процедуры заявки на участие в ней, но ни в коем случае не сам государственный контракт, который фиксирует договоренности заказчика и участника процедуры в окончательной форме.
Еще одним сторонником позиции, касающейся гражданско-правового характера государственного (муниципального) контракта является Д.А. Чваненко, который рассматривает такие контракты как отдельную договорную модель, имеющую целый ряд особенностей, в числе которых назначение контракта, статус участников, характер отношений сторон, а также отсутствие самостоятельных существенных условий и предмета, присущих конкретным видам договоров, представленным в общей части гражданского кодексаб.
Одним из ключевых факторов, позволяющих рассматривать государственный контракт как гражданско-правовой договор является равноправие участников государственного (муниципального) заказа, которое прослеживается как в рамках закупочных процедур, так и в содержании самого государственного контракта. По мнению О.Е Маховой Отсутствие элементов
подчинения в государственных (муниципальных) контрактах не позволяет приравнять их к административным процедурам 7.
Теперь рассмотрим мнения ученых, рассматривающих государственный контракт как этап административной процедуры.
Так, например, по мнению К.В. Кичика государственный (муниципальный) контракт представляет собой одну из вариаций проявления государственного заказа. Государственный контракт, как часть закупочной процедуры, являет собой жестко регламентированный административный механизм, который предназначен для выполнения одной из основных государственных функций по удовлетворению государственных (муниципальных) нужд 8. Аналогичным образом рассматривает государственный (муниципальный) контракт и В.Е. Белов9.
На наш взгляд, определять государственный контракт как часть административной процедуры исключительно исходя из публично-правовых функций контрактной системы некорректно, поскольку помимо упомянутых функций контрактная система также призвана реализовывать ряд других не менее важных государственных задач, среди которых, в том числе, создание внутреннего спроса, развитие предпринимательства внутри государства, поддержка отечественных производителей через систему преференций, предоставляемых при проведении закупочных процедур. Достижение таких задач без создания благоприятных условий для сотрудничества между государством и бизнесом неосуществимо, ввиду чего Закон о контрактной системе не случайно определяет контракт как гражданско-правовой договор.
Для более четкого понимания правовой природы государственного (муниципального) контракта проведем краткий анализ положений гражданского кодекса и Закона о контрактной системе, которыми урегулирована указанная правовая конструкция.
Как было указано ранее, в представленном в ст. 3 понятийном аппарате Закона о контрактной системе термин «контракт» (как государственный, так и муниципальный) трактуются в контексте гражданско-правового договора.
Одним из базовых принципов гражданского законодательства, без которых не обойдется заключение ни одного гражданско-правового договора, является равенство участников гражданских правоотношений, равный доступ к осуществлению прав. Указанный принцип также находит свое отражение и реализуется в ст. 8 Закона о контрактной системе, где указано, что обеспечивается равный доступ для любого заинтересованного лица при соблюдении контрактного законодательства к участию в государственных закупках. При этом согласно ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в тендерных процедурах может быть ограничено только в случае несоответствия участника требованиям Закона. Указанное условие, по мнению ряда ученых уже лишает государственный контракт диспозитивности и наделяет статусом этапа административно-правовой процедуры. Тем не менее, на наш взгляд указанные ограничения скорее направлены на повышение конкуренции в отдельном рыночном сегменте и, как следствие, качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, нежели ее ограничение. Условия участия в процедурах, предусмотренные самим Законом, в особенности с учетом последних изменений являются выполнимыми для большинства участников рынка, а введение специальных правительственных актов, таких как Постановление правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», исключающих возможность за счет демпинга со стороны крупных компаний препятствовать допуску на рынок малого бизнеса, и вовсе создали исключительно благоприятные условия для сотрудничества отечественных предпринимателей с государством.
Еще одним аргументом в поддержку позиции об административно-правовой природе государственного (муниципального) контракта является достаточно сильная урегулированность рассматриваемой договорной конструкции нормами специального законодательства.
Спорить здесь довольно трудно, ведь Законом о контрактной системе, на самом деле, урегулирован достаточно большой пласт отношений, складывающихся между сторонами государственного контракта.
Так, например, условия о предмете контракта, его стоимости, ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, способах и сроках поставки товара, работы, услуги определяются Заказчиком в документации и по результатам, проведенных торгов и не подлежат изменению на стадии исполнения контракта. А некоторые условия контрактов и вовсе определены Законом о контрактной системе и подзаконными актами, в числе которых Постановление правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа», регулирующее порядок определения размера неустойки.
По мнению ряда ученых, столь детальное урегулирование специальными нормами контрактных правоотношений наталкивает на мысль о том, что допустимо рассмотреть государственный контракт как отдельный вид гражданского договора и еще раз убедиться в правильности закрепления таких договоров в особенной части ГК РФ. Основным заблуждением в указанной позиции, на наш взгляд, является попытка рассматривать специальные условия Закона о контрактной системе в качестве существенных. Существенные условия договора определяют его содержание, суть правоотношений, с их помощью договор можно отделить от других договорных конструкций. Но разве в рамках Закона о контрактной системе не заключаются договора с разными существенными условиями? В самом названии закона уже перечислены, три вида договорных конструкций, предусмотренных особенной частью ГК РФ.
При таких обстоятельствах на наш взгляд, государственный муниципальный контракт следует рассматривать именно как особую договорную конструкцию, применимую для согласования целого ряда гражданских правоотношений, складывающихся по поводу государственных (муниципальных) нужд, одним из участников которых выступает государство в
лице различных образований либо определенные юридические лица, указанные в Законе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020. 224 с;
3. Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. с. 268;
4. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. с. 152;
5. Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданско-правового регулирования: на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. М., 2013. 23 с;
6. Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. с;
7. Чваненко Д.А. «Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора»: автореф. дис ... канд. юрид. наук. М. 2021. с;
8. Махова О.Е. Договор строительного подряда как институт гражданского права: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с;
9. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012. с 1;
10. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2011. с. 204
Rubtsova I.N.
Volzhsky branch Volgograd State University (Volzhsky, Russia)
STATE (MUNICIPAL) CONTRACT AS A TYPE OF CIVIL-LAW CONTRACT
Abstract: the article provides an in-depth analysis of the legal nature of state (municipal) contracts concluded within the framework of the Law on the contract system, with an emphasis on their status as civil-law contracts and as elements of administrative procedure. The subject of discussion is the features and disputes surrounding the definition of these contracts, their regulation, as well as their role in the development of the economy and support for social needs. Thus, the annotated article is a valuable resource for understanding the legal nature of state contracts in Russia and their importance for the development of the economy and the satisfaction of social needs.
Keywords: state contract, law, administrative procedure.
1 Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. М.: Статут, 2020. 224 с;
2 Шевченко Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: дис. ... д-ра юрид. наук. Кемерово, 2001. с. 268;
3 Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. с. 152;
4 Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданско-правового регулирования: на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: автореферат дис. ... кандидата юридических наук. М., 2013. 23 с;
5 Заботина Н.Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. с;
6 Чваненко Д.А. «Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора»: автореф. дис ... канд. юрид. наук. М. 2021. с;
7 Махова О.Е. Договор строительного подряда как институт гражданского права: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с;
8 Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012. с 1;
9 Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М., 2011. с. 204