УДК 347
А. А. Абрегова
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА
Аннотация. Актуальность и цели. Изменения в системе государственных закупок, вызванные большим количеством правоприменительных проблем, обусловливают необходимость изучения самой сути института государственного контракта как одного из способов их решения. Одной из актуальных проблем остается проблема определения правовой природы, гражданской или административной, государственного контракта, государственной закупки и государственного заказа. Цель работы - анализ правовой природы государственного контракта. Материалы и методы. Реализация поставленных исследовательских задач была достигнута с помощью анализа правовых норм российского законодательства, регулирующих заключение и исполнение государственного контракта, а также порядок формирования государственного заказа. Особую роль в исследовании сыграло изучение различных точек зрения на данную проблему ведущих отечественных теоретиков в области права. Методологический потенциал включает общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция) и частнонаучные методы (системный, лингвистический, формально-юридический и сравнительно-правовой), которые позволяют сопоставить различные взгляды на правовую природу государственного контракта как на особое правовое явление, содержащиеся в таких источниках права, как законодательные акты, правоприменительная практика судов и позиции доктрин административного и гражданского права. Результаты. Рассмотрена проблема определения правовой природы государственного контракта, рассмотрена его природа с точки зрения исследователей административного и гражданского права, а также с позиции законодателя, приведены аргументы, опровергающие или же подтверждающие их, обоснована собственная позиция по данной проблеме. Выводы. Изучение правового явления государственного контракта позволило выявить его гражданско-правовую природу и сделать вывод о том, что данная юридическая конструкция занимает особое положение среди конструкций гражданско-правовых договоров, находясь в одном ряду с договором присоединения, предварительным договором, публичным договором, договором в пользу третьего лица, предусмотренными в Общей части Гражданского кодекса РФ.
Ключевые слова: государственный контракт, государственные закупки, государственный заказ.
A. A. Abregova
THE PROBLEM OF DETERMINING THE LEGAL NATURE OF THE GOVERNMENT CONTRACT
Abstract. Background. The changes in the public procurement system, caused by a large number of enforcement problems necessitate studying the essence of the state contract institute as one of the ways to solve them. One of the most pressing problems is the problem of determining the legal, civil or administrative, nature of government contracts, government procurement and government order. The purpose of the paper is the analysis of the legal nature of the government contract. Materials and methods. The implementation of the research objectives was achieved through analyzing the legal norms of the Russian legislation governing the conclusion and
execution of government contracts, as well as the order of formation of the government order. Studying various points of view on this issue expressed by the leading domestic law theorists has played a special role in the research. The methodological potential includes general scientific methods (dialectical analysis, synthesis, analogy, induction, deduction) and special scientific methods (systematic, linguistic, technical and comparative legal), which allows us to compare different viewpoints on the legal nature of the government contract as a special legal phenomenon found in such law sources as acts of legislation, court enforcement practice and administrative and civil law doctrine positions. Results. The problem of determining the legal nature of the government contract has been regarded, its nature has been considered from the standpoint of administrative and civil law researchers, as well as from the position of the legislator, the arguments to refute or confirm them have been given, our own position on the issue has been justified. Conclusions. Studying the legal phenomenon of the government contract allowed to reveal its civil legal nature and conclude that this juridical issue holds a special position among the legal civil contract patterns, being in the same line with the contract of adhesion, preliminary agreement, public contract, beneficiary contract enumerated in the General Part of the Civil Code of the Russian Federation.
Key words: government contract, government procurement, government order.
Проблема определения места государственного контракта среди гражданско-правовых отношений является достаточно сложной. Прежде всего это объясняется тем, что переход к рыночной экономике повлек за собой в значительной степени замену административных рычагов регулирования экономики договорным способом. Договор в качестве регулятора общественных отношений стал использоваться не только в традиционных сферах его применения - гражданском, трудовом праве, но и в публично-правовых областях -налоговом, таможенном, бюджетном праве и др.
Сложность определения отраслевой принадлежности государственного контракта вызвана и тем, что правовое регулирование государственных закупок, начиная с процесса формирования государственных нужд, размещения заказов, финансирования государственных закупок, заключения и исполнения государственных контрактов, осуществляется нормами различных отраслей права.
Большинство дискуссий в вопросе определения сущности государственного контракта связаны со спецификой субъектного состава (государство-заказчик), целевым содержанием государственного контракта (удовлетворение государственных нужд), особенностями финансирования (выделение бюджетных ассигнований). Вместе с тем понимание правовой сущности государственного контракта является ключевым моментом в характеристике его режима (гражданско-правового либо административно-правового).
Исследования правовой природы государственного контракта проводятся по нескольким направлениям. Первая точка зрения сформулирована представителями науки административного права и базируется на разработках школы «хозяйственного права». По мнению исследователей, поддерживающих эту теорию, гражданское законодательство не в полной мере справляется со своими задачами, так как, кроме предпринимательских отношений на условиях равенства, отношений «по горизонтали», регулируемых гражданским законодательством, существуют предпринимательские отношения «по вертикали», где активное участие принимает государство, приобретая продукцию для удовлетворения собственных нужд [1, с. 37-39].
Превалирующей является точка зрения о возможности заключения административных договоров, хотя и отмечается, что теоретические вопросы административного договора современной наукой административного права не разработаны.
В советский период, рассматривая понятие административного договора, авторы отмечали такие его особенности, как отсутствие подлинной юридической равноценности воли участников отношений, наступление за неисполнение договорных условий административной, а не гражданско-правовой ответственности, применение ответственности органом, который является стороной по договору или вышестоящим органом; отсутствие, как правило, ответственности стороны, обладающей властными полномочиями [2, с. 42-43]. Равноправие сторон в сфере хозяйственного управления как одно из основных необходимых условий заключения договора отсутствовало при административноплановой системе хозяйствования.
Рассматривая понятие государственных контрактов, А. В. Демин обращает внимание на их наименование, которое подчеркивает, по его мнению, наличие в их правовом режиме публично-правовых элементов [3, с. 148-154]. Обосновывая наличие в государственных контрактах административно-правовых признаков, автор отмечает, что законодательные акты, регулирующие государственные контракты, по своему содержанию, структуре, предмету и методам регулирования являются комплексными и включают нормы гражданского и административного права. Причем административные нормы носят специальный характер, устанавливая изъятия и отраслевые особенности для данной категории договоров по отношению к общим положениям и принципам обязательственного (гражданского) права.
Этим и аргументируется вторая позиция относительно правовой природы государственного контракта: его предлагается рассматривать, как указывает В. И. Новоселов, как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы [2, с. 148].
Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. М. Козлов, отмечая такую особенность государственных контрактов, как сочетание в себе элементов административно-правовых и гражданско-правовых договоров [4, с. 68].
Таким образом, несмотря на различные точки зрения на правовую природу государственного контракта, почти всеми исследователями отмечается наличие в них публично-правовых и частноправовых элементов. При этом некоторыми авторами делается вывод о том, что государственные контракты относятся к комплексной сфере правового регулирования, в которой государственное вмешательство носит разноотраслевой характер [3, с. 148].
Однако позволим себе не согласиться с позицией А. В. Демина и солидарных с ним исследователей, поскольку, по нашему мнению, более правильной является точка зрения П. С. Тарабаева, который указывает, что цель государственного контракта, обеспечение государственных нужд, не может служить основанием для признания наличия публичных элементов в данном договоре [5, с. 86].
То есть, несмотря на публично-правовой характер целей государственного контракта, само их наличие или характер не может влиять на правовую природу заключаемого государственного контракта. Цель, ради которой заключается государственный контракт, необходима для правильной юридиче-
ской квалификации договора в рамках гражданско-правовой материи, которая, в свою очередь, определяет особенности его заключения и исполнения, а также особенности гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств.
Что касается некоммерческого (непредпринимательского) характера целей государственного контракта, то далеко не все гражданско-правовые договоры носят исключительно предпринимательский характер (к примеру, договор дарения, безмездного пользования) [6, с. 115].
Следует, однако, отметить, что на специфические особенности государственных контрактов обратил внимание Высший арбитражный суд РФ, указав, что «... их не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. При рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений» [7, с. 67].
Гражданский кодекс РФ регулирует, и то весьма неполно, заключительную стадию процесса размещения государственных заказов - заключение государственного контракта и отчасти его содержание. Вместе с тем государственные закупки представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и правовое регулирование которых должно быть взаимосогласованным.
На наш взгляд, для правильного определения правовой природы государственного контракта необходимо провести различие между такими правовыми понятиями, как государственный контракт, государственный заказ и государственные закупки.
Как говорилось ранее, нормативное определение государственного контракта содержится в Законе о размещении заказов, в котором под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следует отметить, что на гражданско-правовую природу государственного контракта указывают и положения Проекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», в настоящее время находящегося на рассмотрении в Государственной думе. Так, ст. 3 Проекта определяет государственный и муниципальный контракт как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инве-стиций1.
Под государственным заказом же в условиях рынка следует понимать обеспечиваемые за счет бюджетных и внебюджетных средств государственные потребности в товарах (работах, услугах) в период времени, на который
1 Проект Федерального закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.06.2012).
утвержден соответствующий бюджет. То есть государственный заказ можно рассматривать как перечень товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) для федеральных государственных нужд либо нужд субъекта РФ [8].
По нашему мнению, основной ошибкой исследователей в области государственных закупок является смешивание этих понятий в одну правовую категорию, в то время как они, являясь тесно взаимосвязанными, все же различны. В данном случае связь понятия государственного заказа и государственного контракта представляет собой схему «предпосылка - следствие».
Что касается государственных закупок, то, на наш взгляд, в данном случае речь идет о комплексном процессе, целью которого является удовлетворение потребностей публичных образований. Государственные закупки представляют собой целостную систему, состоящую из элементов (формирование заказов, их размещение, заключение государственных контрактов и др.), которые неразрывно связаны между собой. Это дает основания предполагать, что категории «государственный контракт» и «государственный заказ» по отношению к государственным закупкам соотносятся как часть и целое.
С учетом вышеизложенного считаем неприемлемым отождествление данных категорий, поскольку это ведет к неправильному пониманию их сущности. На наш взгляд, тесная взаимосвязь государственного контракта и государственного заказа отнюдь не исключает возможности разноотраслевого характера их правовой природы.
В данном контексте считаем целесообразным исследование сущности государственного контракта без привязки к предшествующей его заключению стадии размещения государственного заказа.
Заключению государственного контракта предшествует подготовительная (предварительная) стадия, на которой государственный заказчик осуществляет отбор потенциальных поставщиков для участия в торгах, а затем организует и проводит конкурсные процедуры по выявлению победителей [9, с. 262]. Следует согласиться с М. В. Волынкиной, что главное заблуждение авторов, отрицающих сугубо гражданско-правовую природу государственного контракта, это то, что определение потребностей, формирование заказа смешиваются с отношениями по заключению и исполнению государственного контракта, в то время как они связаны между собой (одно предшествует другому), но не тождественны: первые имеют публично-правовую природу, вторые - частноправовую [10 с. 9-18]. В связи с этим указание многих авторов на административный характер государственного контракта, а равно и наличие в нем административных элементов, представляются нам необоснованным.
При этом нельзя не отметить, что аналогичное понимание государственной закупки содержится и в заключенном правительствами Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана Соглашении «О государственных (муниципальных) закупках» от 9 декабря 2010 г. В данном соглашении указывается, что термин «государственная закупка» включает в себя одновременно и приобретение заказчиком товаров и услуг, и отношения, связанные с исполнением договоров (контрактов) о закупках [11].
В связи с этим, на наш взгляд, административные элементы проявляются не в государственных контрактах, а в процессе формирования и разме-
щения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В пользу гражданско-правового характера государственного контракта говорит прежде всего само его определение как договора.
Безусловно, в современных условиях договор является универсальной правовой конструкцией, используемой различными отраслями российского права. Однако, как справедливо отмечено представителями современной ци-вилистической науки, гражданско-правовой договор обладает определенными особенностями, позволяющими выделить его из иных договоров, используемых различными отраслями права.
Сторонником квалификации государственного контракта как гражданско-правового договора является Н. Н. Заботина, справедливо указывающая на то, что отношения по поставке товаров для государственных нужд не являются управленческими, субординационными с властным преобладанием одной из сторон, а являются имущественными, стороны которых равноправны, и, как следствие, гражданско-правовыми [12, с. 8].
По нашему мнению, государственный контракт, являясь гражданско-правовым, имеет частноправовую природу. И неправы те исследователи, которые говорят о наличии в государственном контакте элементов как гражданского, так и административного характера, поскольку нельзя сконструировать единое «административно-гражданское» договорное правоотношение, ибо само включение государственного контракта в систему норм гражданского права говорит о равенстве контрагентов [6].
Об этом свидетельствует в первую очередь характер отношений, сложившихся в процессе удовлетворения государственных нужд. Так, поведение каждого из субъектов не продиктовано властным велением другого и в, свою очередь, не носит императивный характер. Более того, в рамках рассматриваемого правоотношения обе стороны наделены равными правовыми возможностями.
То есть государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд представляет собой соглашение, учитывающее обоюдную волю равноправных сторон, направленную на возникновение взаимных прав и обязанностей.
Как отметил М. И. Брагинский, наличие между сторонами отношения власти и подчинения вообще исключает возможность применения не только гражданского законодательства, но и самой конструкции договора как такового [34, с. 18].
На частноправовую природу государственного контракта указывает также Закон о размещении заказов, закрепляющий в ч. 9 ст. 9, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства уплачивается неустойка. При невыполнении обязательств по государственному контракту, кроме уплаты неустойки, сторона также возмещает понесенные контрагентом убытки. Значит, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта строится на общих началах гражданско-правовой ответственности.
Как отмечает В. Г. Блинов, заключая государственный контракт, его стороны устанавливают гражданские права и обязанности, но никак не административные. Анализ судебной практики показывает, что суды также не выделяют административно-правовых элементов государственного контракта [14, с. 101].
Следует отметить, что специфика государственного контракта не позволяет остановиться лишь на выяснении его отраслевой принадлежности. Несмотря на дискуссионность вопроса о его правовой природе, мнения исследователей сходятся в том, что государственный контракт никак нельзя отнести к обычному договору.
И. В. Елисеевым, к примеру, было отмечено, что государственные контракты заключаются не только в сфере поставок, но и при выполнении работ и оказании услуг. В связи с этим был сделан вывод о том, что государственный контракт как таковой является особым типом договоров гражданского права, стоящим в одном ряду с предварительным и публичным договорами, и его следовало бы закрепить в ч. 1 ГК РФ в качестве контракта на обеспечение государственных нужд [15, с. 71].
Следует отметить, что заключение государственных контрактов в ГК РФ предусмотрено при поставке товаров для государственных нужд (§4 гл. 30), выполнении подрядных работ для государственных нужд (§ 5 гл. 37). То есть, по существу, правовому регулированию в ГК РФ подверглись, да и то весьма неполно, два государственных контракта - на поставку товаров и выполнение подрядных работ. О возможности заключения иных государственных контрактов в ГК РФ только упоминается. Правовое регулирование иных договорных отношений сводится к отсылочным нормам [16].
В Федеральном законе от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено заключение государственных контрактов на поставку газа покупателям для государственных нужд. В транспортных уставах и кодексах имеются отдельные правила о заключении государственных контрактов на перевозку грузов.
Фактически государственные контракты можно заключать по модели любого договора в тех случаях, когда обеспечение государственных нужд предполагает применение договорного способа.
Кроме того, государственный контракт может представлять собой и смешанный договор, содержащий элементы различных договоров [18, с. 170].
В связи с этим можно утверждать, что государственный контракт рассматривается в действующем законодательстве как общеприменимая (универсальная) правовая форма (разновидность договора), способная опосредовать отношения, связанные с передачей имущества, оказанием услуг, выполнением работ. Как отмечает В. Г. Блинов, существование его обусловлено спецификой отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей государства в тех или иных товарах, работах и услугах, а также участием особого субъекта - государственного заказчика. На основании положений действующего гражданского законодательства можно утверждать, что в зависимости от содержания и существа отношений, которые опосредуют государственный контракт, последнему может придаваться характер того или иного вида гражданско-правового договора: поставки, подряда, оказания услуг и т. д. [17].
Иными словами, государственный контракт является неким собирательным понятием, за которым скрываются различные виды гражданско-правовых договоров, сущность которых определяется единой целью - удовлетворение потребностей публично-правового образования.
С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что государственный контракт представляет собой особую гражданско-правовую конст-
рукцию договора (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг), заключаемого с публичным образованием, имеющего целью удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в товарах, работах или услугах. При этом нельзя не отметить, что данная юридическая конструкция может рассматриваться в одном ряду с договором присоединения, предварительным договором, публичным договором, договором в пользу третьего лица, предусмотренными в Общей части ГК РФ.
Список литературы
1. Лаптев, В. В. Хозяйственное право - право предпринимательской деятельности I В. В. Лаптев II Государство и право. - 1993. - № 1.
2. Новоселов, В. И. К вопросу об административных договорах I В. И. Новоселов II Правоведение. - 1969. - № 3.
3. Демин, А . Государственные контракты (публично-правовой аспект) I А. Демин II Хозяйство и право. - 1997. - № S.
4. Административное право : учебник I под ред. Ю. М. Козлова. - М., 1994.
5. Тарабаев, П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд : дис. ... канд. юрид. наук I Тарабаев П. С. -Екатеринбург, 2008.
6. Левченко, М. Дискуссионные вопросы правовой природы государственного контракта I М. Левченко II Хозяйство и право. - 2009. - № 12.
7. Письмо ВАС РФ от 19 августа 1994 г. № С1-7ЮП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» II Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 11.
S. Белов, В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование I В. Е. Белов. - М. : Норма ; Инфра-М, 2011.
9. Шевченко, Л. И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в РФ рыночной экономики : дис. . докт. юрид. наук I Шевченко Л. И. - Кемерово, 2001.
10. Волынкина, М. В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд : сб. научных трудов ИГУМО I М. В. Волынкина. - М. : Логос, 2005. - С. 9-1S.
11. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (Заключено в г. Москве 09.12.2010) II Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 5. - Ст. 540.
12. Заботина, Н. Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд : авто-реф. дис. . канд. юрид. наук I Заботина Н. Н. - Волгоград, 2006.
13. Брагинский, М. И. Договорное право. Общие положения I М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. - М. : Статут, 1997.
14. Блинов, В. Г. Правовое регулирование частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных нужд : дис. . канд. юрид. наук I Блинов В. Г. - Казань, 2009.
15. Гражданское право : учебник I под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 1997. - Ч. II.
16. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» II Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 3105.
17. Брагинский, М. И. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг I М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. - М., 2002.
References
1. Laptev V. V. Gosudarstvo ipravo [State and law]. 1993, no. 1.
2. Novoselov V. I. Pravovedenie [Jurisprudence]. 1969, no. 3.
3. Demin A. Khozyaystvo ipravo [Economy and law]. 1997, no. 8.
4. Administrativnoe pravo: uchebnik: pod red. Yu. M. Kozlova [Administrative law: textbook edited by Y. M. Kozlov]. Moscow, 1994.
5. Tarabaev P. S. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie postavki tovarov dlya federal’nykh gosudarstvennykh nuzhd: dis. kand. yurid. nauk [Civil-legal regulation of delivery of goods for federal state needs: dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Ekaterinburg, 2008.
6. Levchenko M. Khozyaystvo ipravo [Economy and law]. 2009, no. 12.
7. Vestnik VASRF [Bulletin of the supreme arbitral court of the Russian Federation]. 1994, no. 11.
8. Belov V. E. Postavka tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh nuzhd: pravovoe regulirovanie [Goods delivery, job execution, services render for the state needs: legal regulation]. Moscow: Norma; Infra-M, 2011.
9. Shevchenko L. I. Problemy formirovaniya dogovornykh otnosheniy postavki v uslo-viyakh stanovleniya v RF rynochnoy ekonomiki: dis. dokt. yurid. nauk [Problems of formation of contractual relations of delivery in conditions of market economy formation in the Russian Federation: dissertation to apply for the degree of the doctor of juridical sciences]. Kemerovo, 2001.
10. Volynkina M. V. Pravovaya priroda gosudarstvennogo kontrakta na postavku tovarov dlya gosudarstvennykh nuzhd: sb. nauchnykh trudov IGUMO [Legal nature of the state contract on goods delivery for state needs: collected papers of the Insitute of humanitarian education and information technologies]. Moscow: Logos, 2005, pp. 9-18.
11. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2012, no. 5, art. 540.
12. Zabotina N. N. Pravovaya priroda pravootnosheniy, voznikayushchikh v svyazi s zak-lyucheniem kontraktov na postavku tovarov dlya gosudarstvennykh nuzhd: avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Legal nature of legal relantionships appearing as a result of conclusion of contracts on goods delivery for state needs: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Volgograd, 2006.
13. Braginskiy M. I. Dogovornoe pravo. Obshchie polozheniya [Law of contracts. General provisions]. Moscow: Statut, 1997.
14. Blinov V. G. Pravovoe regulirovanie chastnykh i publichnykh otnosheniy pri postavke tovarov dlya gosudarstvennykh nuzhd: dis. kand. yurid. nauk [Legal regulation of private and public relations in the course of goods delivery for state needs: dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Kazan, 2009.
15. Grazhdanskoe pravo: uchebnik: pod red. A. P. Sergeeva, Yu. K. Tolstogo [Civil law: textbook edited by A.P. Sergeev, Y.K. Tolstoy]. Moscow, 1997, part II.
16. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2005, no. 30 (part 1), art. 3105.
17. Braginskiy M. I., Vitryanskiy V. V. Dogovornoe pravo. Kn. 3: Dogovory o vypolnenii rabot i okazanii uslug [Law of contracts. Book 3: Contracts on job execution and services]. Moscow, 2002.
Абрегова Асият Аслановна адвокат, Некоммерческая организация коллегия адвокатов «Майкопский адвокатский центр»
(Россия, г. Майкоп, ул. Жуковского, 38); аспирант, Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, 13)
E-mail: 350ap.adygheya@mail.ru
Abregova Asiyat Aslanovna Lawyer, nonprofit bar organization «Maikop Law Center»
(38 Zhukovskogo street, Maikop, Russia); postgraduate student, Kuban State Agricultural University (13 Kalinina street, Krasnodar, Russia)
УДК 347 Абрегова, А. А.
Проблема определения правовой природы государственного контракта / А. А. Абрегова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 46-55.