Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2015
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
И КРЕДИТ
А.О. ШАБАЛИН доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН
ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО ДОЛГА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ1
В 2010-2014 гг. в России наблюдался рост государственного и корпоративного долга. При сохранении современных тенденций совокупный национальный долг России в 2020 г. превысит 200% ВВП. В статье анализируются угрозы экономике, возникающие в связи с ростом долгового бремени, и предлагаются меры по его снижению.
Ключевые слова: внешний и внутренний государственный долг, внешний и внутренний корпоративный долг, корпоративные займы, снижение долгового бремени, рынок ценных бумаг, облигации, инвестиционные займы.
1БЬ: С300, С380, Н600, Н630, Н690.
В 2014 г. совокупный государственный и корпоративный долг России вырос с 97% ВВП (на начало года) до 112% ВВП на конец года. Рост беспрецедентный. Наиболее серьезными изменениями в области совокупного долга, влияющими на экономику в целом, являются рассматриваемые ниже процессы.
Оценка динамики государственного долга
Внешний государственный долг достиг максимального значения на начало октября 2013 г. - 80,2 млрд долл. С IV квартала 2013 г. началось снижение внешнего госдолга. К 01.10.2014 г. внешний госдолг сократился до 64,0 млрд долл. (см. табл. 1). Из приведенных данных следует, что в стране начиная с последнего квартала 2013 г., т.е. задолго до введения санкций против России, сложилась ярко выраженная тенденция к снижению внешнего госдолга.
1 Данная работа является продолжением тематики статьи «Бюджет России 20152017 гг. - бюджет торможения структурной перестройки экономики», опубликованной в журнале «Вестник Института экономики РАН» в №1 за 2015 г. [1, с. 6580], и глубже раскрывает проблему государственного и корпоративного долга.
Таблица 1
Динамика внешнего госдолга РФ в 2013-2014 гг. (млн долл.)
01.01. 2013 01.04. 2013 01.07. 2013 01.10. 2013 01.01. 2014 01.04. 2014 01.07. 2014 01.10. 2014
1. Органы государственного управления 54 403 57 472 55 927 62 672 61 738 53 629 57 128 48313
1.1. Федеральные органы управления 53 462 56 527 55 059 61 865 60 957 52 857 56 446 47681
1.1.1. Кредиты 2 348 2 129 1 994 1 810 1 723 1 532 1 915 1777
1.1.2. Ценные бумаги в иностранной валюте 24 661 23 894 23 607 28 876 27 821 24 736 23 367 20104
1.1.3. Ценные бумаги в российских рублях 24 018 28 028 27 074 28 764 29 023 24 214 29 355 24096
1.1.4. Прочая задолженность 2436 2476 2384 2413 2389 2376 1809 1704
1.2. Субъекты Российской Федерации 941 945 867 808 781 771 682 632
2. Центральный банк 15 639 19 545 18 968 17 562 15 963 15 335 16 040 15697
2.1. Кредиты (прямое РЕПО) 2 986 6 951 5 962 3 848 1 827 1 742 2 349 3510
2.2. Наличная национальная валюта и депозиты 3 935 4 090 4 475 5 012 5 400 4 825 4 922 3778
2.3. Прочая задолженность (распределение СДР) 8 718 8 504 8 531 8 702 8 736 8 768 8 769 8410
3. Всего 70 042 77 017 74 895 80 234 77 701 68 964 73 168 64 010
Источник: рассчитано автором по данным сайта ЦБ России. cbr.ru/statistics.
Эта тенденция является одним из проявлений стагнации экономики. В то же время на снижение внешнего госдолга в 2014 г. стали оказывать влияние и санкции западных стран против России. Наиболее остро на санкции отреагировали нерезиденты - держатели ОФЗ. В ¡-III кварталах 2014 г. их совокупный портфель ОФЗ уменьшился на 4,9 млрд долл.
В законе «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период
2016 и 2017 гг.» предусматривается продолжить практику внешних заимствований. В результате новых кредитов и займов объем внешнего госдолга составит: на 1 января 2016 г. - 64,0 млрд долл.; на 1 января
2017 г. - 71,5 млрд долл.; на 1 января 2018 г. - 77,0 млрд долл.
Потребности органов государственного управления в иностранной
валюте невелики. За 2015-2017 гг. прирост внешнего госдолга составит от 5,5 до 7,5 млрд долл. в год. Такие потребности в валюте, даже в условиях действия жестких санкций против России, легко могут быть удовлетворены частично за счет заимствований на восточных рынках (в Гонконге, Сингапуре, Шанхае, арабских странах и т.д.), частично (возможно и полностью) за счет золотовалютных резервов.
В то же время в период 2013-2014 гг. усилилась угроза сбоев в бюджетном процессе в связи с ростом внутреннего государственного долга. Перед кризисом в 2008г. внутренний госдолг составлял 1,8 трлн руб. В начале 2015 г. он возрос почти до 7 трлн руб.
В соответствии с Законом о федеральном бюджете на 20152017 гг. объем внутреннего госдолга должен составить: на 01.01.2016 г. 7,2 трлн руб.; на 01.01.2017 г. - 7,7 трлн руб.; на 01.01.2018 г. - 8,5 трлн руб. Рост внутреннего госдолга в 2015-2017 гг. будет осуществляться прежде всего за счет гигантских масштабов выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке.
Так, Минфин предлагает разместить в 2015-2017 гг. государственных ценных бумаг на внутреннем рынке на сумму 2729,4 млрд руб. Между тем в августе 2014 г. - январе 2015 г. большинство аукционов по размещению госбумаг были отменены.
Связано это, во-первых, со стагнацией экономики. Уже в 2013 г. начались серьезные проблемы с размещением госбумаг. Во-вторых, с экономическими санкциями против России. Нерезиденты распродают российские госбумаги. С 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. нерезиденты сократили свой портфель российских государственных ценных бумаг с 29,0 млрд долл. до 16,1 млрд долл.
Нерезиденты также отказались от участия в аукционах по размещению госбумаг. Это повлияло на поведение российских инвесторов, резко сокративших заявки на приобретение ОФЗ. В феврале - марте 2015 г. Минфину удалось, наконец, провести ряд аукционов по размещению госбумаг. Однако если в начале 2014 г. ОФЗ размещались под 7-7,5% годовых, то в начале 2015 г. они размещаются под 10-12% годовых. Возможен и дальнейший рост аукционных ставок. Это ведет к росту затрат на обслуживание внутреннего госдолга. При таких процентных ставках доля расходов на погашение, обслуживание государственного долга и на исполнение государственных гарантий в общих расходах федерального бюджета составит в 2015 г. не 8,8%, а около 10%.
Масштабы и структура корпоративного долга
Внешний корпоративный долг
На начало 2013 г. внешний корпоративный долг составлял 566,4 млрд долл. К середине 2013 г он вырос на 66,4 млрд долл. и достиг 632,8 млрд долл. За вторую половину 2013 г. долг вырос всего на 18,4 млрд. долл. и составил 651,2 млрд долл. К 1.10.2014 г. долг снизился до 614,4 млрд долл. (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика внешнего корпоративного долга в 2013-2014 гг., млн долл.
01.01. 2013 01.04. 2013 01.07. 2013 01.10. 2013 01.01. 2014 01.04. 2014 01.07. 2014 01.10. 2014
Банки 201 567 205 864 211 923 207 084 214 394 214 022 208 905 192 026
Прочие секторы 364 803 408 783 420 939 428 935 436 764 432 834 449 102 422 398
Всего внешний корпоративный долг 566 370 614 647 632 862 636 019 651 158 646 856 658 007 614 424
Источник: рассчитано автором по данным сайта ЦБ России cbr.ru/statistics.
Анализ данных, приведенных в табл. 2, показывает, что в условиях стагнации экономики страны в 2013 г. сформировалась тенденция к снижению темпов роста внешнего корпоративного долга. С введением в 2014 г. санкций против России долг стал сокращаться.
Насколько опасна сложившаяся тенденция для экономики страны? Безусловно, ограничение доступа к внешним кредитам и займам негативно повлияет на темпы роста экономики. Однако здесь нужно учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, снижение внешних заимствований началось задолго до введения санкций против России. Оно вызвано резким падением темпов роста экономики в 2013-2014 гг. Если темпы роста экономики возрастут, то увеличатся и внешние заимствования. Ведь санкции введены не для всех предприятий и банков России.
Во-вторых, следует учитывать неэффективное использование внешних кредитов и займов. Дело в том, что около 40% прироста внешнего долга банков в 2011-2014 гг. связано не с кредитованием отечественной экономики, а с резким увеличением обслуживания операций нерезидентов [2, с. 83]. Прежде всего это относится к увеличению операций по текущим счетам и депозитам нерезидентов в российских банках. Эти нерезиденты - в основном оффшорные фирмы, принадлежащие российским бизнесменам. Через российские банки деньги уходят в оффшоры и все больше используются там для расчетов между
нерезидентами и хранения их депозитов. Необходимо принимать специальные меры против подобных операций банков. Тогда кредитование экономики страны возрастет.
В-третьих, следует учитывать специфику использования внешних кредитов и займов нефинансовых предприятий. В 2012-2014 гг. значительная часть внешних заимствований использовалась предприятиями для сделок по слиянию и поглощению, а также для покупки непрофильных активов как внутри страны, так и за рубежом. Ограничение подобных операций также приведет к увеличению инвестирования отечественной экономики.
В-четвертых, 20% внешних долгов банков и 27% внешних долгов предприятий номинированы в рублях [3, с. 44-45]. Это кредиты, выданные, зарегистрированными в оффшорах дочерними кредитными организациями российских банков. Формально это внешний долг, а по сути, - это долг российским банкам.
Таким образом, если экономика страны перейдет к росту, внешние заимствования предприятиями и банками возобновятся. Проблема внешних заимствований станет проблемой тех субъектов экономики, которые подпали под санкции, в том числе и ряда крупнейших госбанков и госкорпораций.
Возможно ли смягчить эту проблему? За 2011-2013 гг. внешний долг банков возрос на 70,2 млрд долл., из них долг госбанков, подпавших под санкции, составляет 36 млрд долл. Около 40% этого долга приходится на обслуживание операций по текущим счетам и депозитам оффшорных компаний. Если средства из этих операций использовать для кредитования экономики, то это даст около 14,5 млрд долл.
Помимо этого, в стране имеются значительные запасы наличной иностранной валюты на руках населения. В 2013г. они выросли на 16,7 млрд долл., за I квартал 2014 г. - почти на 20 млрд долл [4, с. 39]. В настоящее время основная масса валютных депозитов населения в Сбербанке хранится под 1,5%-3,0% годовых. Если поднять ставки по депозитам в госбанках до 4%-6%, то можно привлечь около 40 млрд долл.
Рост депозитов юридических лиц может составить до 15 млрд долл. Вполне вероятно, что на валютные депозиты можно привлечь гораздо большую сумму, чем 55 млрд долл. Ведь только в октябре 2014 г. депозиты населения выросли на 15,6 млрд долл., а депозиты организаций -на 3,3 млрд. долл.2.
Кроме того, госбанки должны активнее выходить на новые рынки капитала - в Китай, Корею, Индию, арабские страны и т.п. За 2 года вполне реально привлечь до 25 млрд долл. Если они смогут это сде-
2 Деловая конъюнктура. //Эксперт. 2014. № 48. С. 102.
лать, то проблема внешнего финансирования госбанков будет в основном будет решена.
Всего за 2 года банки смогут привлечь 95 млрд долл. На обслуживание (выплату процентов по кредитам) и погашение долгов (исключая внешние долги, номинированные в рублях) они за 2 года должны израсходовать 29 млрд долл. Итого, для кредитования экономики можно будет использовать 66 млрд долл.
Что касается подпавших под санкции нефинансовых предприятий, то в течение 2 лет они должны выделить на обслуживание и погашение внешних долгов (исключая внешние долги, номинированные в рублях) 39 млрд долл. За счет продажи непрофильных активов и использования полученных средств для выплаты задолженности объем погашения долга можно сократить до 25 млрд долл. Как следует из наших расчетов, госбанки смогут прокредитовать эти предприятия на 66 млрд долл. Следовательно, предприятия смогут не только погасить долг, но и получить до 41 млрд долл. кредитов.
Новые кредиты госкорпорации могут получить также у финансовых институтов Китая, Сингапура, Гонконга, арабских стран и т.д. Всего за 2 года рассматриваемые предприятия смогли бы получить внешних кредитов на 20 млрд долл. С учетом кредитов госбанков привлечение иностранной валюты составит 61 млрд долл. Это больше, чем смогли получить эти предприятия за 2012-2013 гг. - 36 млрд долл. Если к тому же большую часть кредитов использовать не на финансирование сделок по слиянию, поглощению и покупку непрофильных активов (как в 2012-2013 гг.), а на инвестирование, то проблема привлечения валютных заимствований госкорпорациями будет в значительной мере решена.
Реальная опасность ограничения внешних заимствований создастся в том случае, если действие санкций будет продолжено на 2017 г. и далее. В этом случае действительно существует возможность отсутствия внешнего финансирования и вымывания иностранной валюты из страны.
Казалось бы, сокращение внешнего корпоративного долга должно смягчить проблемы, вызванные его быстрым ростом в предшествующий период. Однако курс доллара за январь - декабрь 2014 г. вырос более чем на 50%, а ВВП - на 0,8%. В результате долг по отношению к ВВП резко увеличился - с 31,6% на конец 2013 г. до почти 43% на начало декабря 2014 г. Это означает, что проблемы, связанные с увеличением роста внешнего корпоративного долга к ВВП, сохраняются. Основными из них являются:
- чрезмерная концентрация внешнего корпоративного долга. К апрелю 2014 г. около 30% долга предприятий перед нерезидентами приходилось всего на 5 заемщиков: «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», РЖД, «Татнефть» [5, с. 59]. Таким образом,
рост внешнего корпоративного долга ведет к огосударствлению и монополизации экономики;
- наличие у иностранных инвесторов корпоративных долговых обязательств на сумму более, чем в 150 млрд долл. Это создает угрозу дестабилизации рынка ценных бумаг и бюджетной системы страны при возникновении кризисных явлений на внешних рынках;
- чрезмерно высокая концентрация корпоративных еврооблигаци-онных займов. На 15 крупнейших заемщиков приходится 80,9% всего объема корпоративных еврооблигаций. На 7 заемщиков -«Газпром», ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Вымпелком, ВЭБ - 57,5% [6, с. 18-20; 7, с. 7-9]. Ресурсная база для погашения корпоративных еврооблигационных долгов необычайно низка по сравнению с ресурсной базой для погашения внутреннего корпоративного долга, долга по рублевым облигациям, долга по внешним кредитам. Узость ресурсной базы может привести к тому, что в случае дальнейшей дестабилизации зоны евро и рынка еврооблигаций, крупнейшие российские эмитенты еврооблигаций, во избежание банкротства, будут финансироваться из бюджета;
- превышение объема внешнего корпоративного долга над объемом золотовалютных резервов. К середине 2014 г. внешний корпоративный долг превысил золотовалютные резервы более чем на 180 млрд долл. Совокупный внешний долг государства и корпораций превысил золотовалютные резервы более чем на 240 млрд долл.3. Это означает, что в случае возникновения кризиса большая часть внешнего корпоративного долга будет финансироваться из бюджета;
- усиление сырьевой направленности развития экономики. Доступ к крупным кредитам у нерезидентов имеют прежде всего корпорации реального сектора, добывающие и транспортирующие углеводороды, сырье для химической промышленности, руды черных и цветных металлов. В настоящее время на них приходится свыше 70% внешнего долга предприятий4. Банки же, получая валютные кредиты, используют их в первую очередь, для кредитования предприятий, занимающихся добычей и транспортировкой тех же самых углеводородов и металлических руд.
Внутренний корпоративный долг
В условиях ограничения доступа к внешнему финансированию увеличивается и напряженность на рынке внутреннего корпоративного долга. Это связано с тем, что внутренние заимствования в опреде-
3 Рассчитано по данным сайта Банка России в Интернете.
4 Данные сайта Банка России в Интернете.
ленной мере должны заместить внешнее финансирование. На начало июля 2014 г. задолженность по внутренним корпоративным кредитам и займам превысила 55,5% ВВП.5 Основная масса корпоративной задолженности приходится на кредиты. Объем кредитов в 2002-2014 гг. вырос почти в 20 раз.
Быстро увеличивается и объем рынка корпоративных облигаций. В 2000 г. емкость корпоративных облигаций в обращении составила сумму 39 млрд руб. Вплоть до 2006 г. объем корпоративных облигаций ежегодно почти удваивался и к началу третьего квартала 2008 г. достиг почти 2,5 трлн руб. [8, с. 53].
В октябре 2008 г. - феврале 2009 г. рынок корпоративных облигаций находился в состоянии стагнации. С весны 2009г. он начал быстро оживать. К началу сентября 2014 г. объем корпоративных облигаций в обращении достиг 5,6 трлн руб.6.
Быстрое развитие внутреннего долгового рынка привело к возникновению угроз экономической безопасности бюджетной системе. Главные из них следующие:
- резкий рост внутреннего корпоративного долга в условиях стагнации экономики. Это является следствием неэффективного использования кредитов, которые вместо финансирования экономики используются на покупку непрофильных предприятий, средств массовой информации, спортивных клубов и т.п. в России и за рубежом. В начале 2014 г. ситуация еще более обострилась. В условиях резкого изменения паритета между долларом и рублем предприятия стали брать рублевые кредиты и закупать на них иностранную валюту. Валюта, вместо использования ее для покупки машин, оборудования и т.п., резервируется, в частности, помещается на депозиты. Это еще больше усилило неэффективность использования кредитов. В результате за первое полугодие 2014 г. внутренний корпоративный долг по отношению к ВВП вырос на 11%. Такого не было за весь постдефолтов-ский период;
- рост плохих долгов. В настоящее время объем просроченной задолженности по кредитам составляет более 1 трлн руб. По кредитам нефинансовым организациям доля просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов превысила 3%. Особенно острое положение сложилось среди 14 крупнейших частных коммерческих банков, занимающих по размеру активов 6-20 места среди всех банков страны. Просроченная задолженность этим банкам достигла почти 6%. Фактически это свидетель-
5 Рассчитано по данным сайта Банка России в Интернете.
6 Данные сайта Банка России в Интернете.
ствует о том, что указанные банки находятся в предкризисном состоянии. Уже сейчас этим банкам необходима поддержка со стороны Центрального банка;
- проблема плохих долгов характерна и для рынка корпоративных облигаций. За период с середины 2010 г. по начало июля 2014 г. произошло 245 случаев невыплаты процентов по облигациям, отказа эмитентов от погашения облигаций в срок, неисполнению оферт (предусмотренных в проспекте эмиссии облигаций возможности их досрочного погашения). Это привело к неисполнению обязательств на сумму 107,2 млрд руб.7. Учитывая, что крупнейшими заемщиками являются государственные корпорации и госбанки, для финансовой помощи им, в случае дальнейшей дестабилизации рынка облигаций, в недалекой перспективе возможно придется выделять средства из бюджета;
- стремительный рост государственных гарантий по корпоративным кредитам и займам. До определенного момента величина гарантий была невелика. На начало 2009 г. она составляла 72,5 млрд руб. В период кризиса объем государственных гарантий вырос в 3,5 раза - до 251,4 млрд руб. В посткризисный период объем государственных гарантий продолжал расти огромными темпами. К середине 2014 г. он достиг 1,3 трлн руб.8. По бюджетным проектировкам на 2015-2017 гг. предусматривается дальнейший рост государственных гарантий. Однако в кризисной ситуации предприятия и банки, взявшие кредиты под гарантии государства, будут иметь трудности с погашением этих кредитов. В этом случае расходы на погашение данных кредитов будут браться из федерального бюджета. Следовательно, резкий рост государственных гарантий привел к возникновению еще одной угрозы для стабильного функционирования бюджетного процесса.
В целом рынок внутреннего корпоративного долга продолжает оставаться неустойчивым. Это еще больше дестабилизирует весь долговой рынок.
Особо следует обратить внимание на быстрый рост всего совокупного государственного и корпоративного долга. В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» внешний и внутренний государственный долг, с учетом долга Банка России, составит в 2017 г. около 14% ВВП. Корпоративный внутренний долг, учитывая начавшийся в посткризисный период рост корпоративных кредитов и займов, составит в 2017 г. 75% ВВП. Корпоративный долг нерезидентам составит в 2017 г. (при-
http://www.rusbonds.ru/mstcorp.asp.
Данные сайта Министерства финансов РФ в Интернете.
7
8
нимая во внимание тенденции 2010-2014 гг.) 60% ВВП. Весь совокупный государственный и корпоративный долг по отношению к ВВП достигнет в 2017 г. 150% ВВП. А к 2020 г. он вплотную приблизится к 200% ВВП.
Пути снижения долгового бремени
Для снижения долгового бремени в условиях ограничения доступа к внешним заимствованиям и резкого снижения внутренних заимствований в результате дестабилизации рынка госбумаг, необходимо вернуться к мерам, широко применявшимся в 1990-е годы и в 2009-2010 гг.
Во-первых, необходимо возобновить нерыночные продажи ОФЗ Центральному банку. В современной экономической ситуации в 2015-2017 гг. Банк России должен покупать ОФЗ на 25-30 млрд долл. ежегодно. При улучшении экономической ситуации объемы покупок должны быть резко сокращены.
Банк России должен покупать ОФЗ под 6,0-6,5% годовых на срок от 5 до 20 лет. Деньги, полученные от продажи ОФЗ, должны поступать на счета казначейства, но не храниться там до конца года, а выдаваться в виде депозитов госбанкам. Это позволит увеличить ресурсы госбанков.
Во-вторых, нужно возобновить выпуск ценных бумаг нерыночных займов. Эти ценные бумаги находятся у их владельцев до момента погашения. Они не могут быть проданы на свободном рынке, но могут быть предметом залога. В странах с развитой рыночной экономикой стабильные ценные бумаги нерыночных займов являются важной частью государственных ценных бумаг. Так, в США на нерыночный долг приходилось почти треть всего госдолга. Облигации нерыночных займов должны выпускаться прежде всего для госбанков, государственного пенсионного фонда и местных бюджетов.
Немаловажную роль в снижении темпов роста внешнего долга может сыграть выпуск облигаций инвестиционных займов. Эти займы, выпускаемые государством, имеют важное значение для экономики. Их главная цель - финансирование государственных инвестиционных программ, в которых участвуют как госкорпорации, так и частные предприятия. В России за счет доходов от инвестиционных займов необходимо финансировать строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, автострад федерального значения, государственных элеваторов, зерноскладов, жилья для военнослужащих и т.п. Облигации инвестиционных займов, наряду с инфраструктурными облигациями (выпускаемыми специализированными проектными организациями), могут стать важным источником финансирования объектов инфраструктуры. В приобретении облигаций
инвестиционных займов будут заинтересованы не только банки, но и потенциальные пользователи объектами инфраструктуры - промышленные, транспортные, торговые предприятия, субъекты Федерации, муниципальные образования.
Важной особенностью выпуска облигаций инвестиционных займов должно быть установление их двусторонней котировки. Облигации должны котироваться не только на рынке. Минфин (или его представитель) обязан устанавливать свои котировки, которые должны меняться в соответствии с рыночными котировками, но быть несколько ниже их. За 2 недели до назначенного срока (один или два раза в год) Министерство финансов должно через средства массовой информации, объявлять эти котировки. В течение установленной министерством недели любой владелец облигации имеет право продать ее через отделение Сбербанка (или другие органы) государству. Причем с момента объявления цены сберегательных облигаций в средствах массовой информации она не должна меняться.
Существенным источником кредитования коммерческих банков, позволяющим снизить их зависимость от внешних заимствований, могут стать кредиты Центрального банка. Среднесрочные кредиты должны выдаваться под залог ОФЗ и корпоративных облигаций, входящих в ломбардный список. Однако важнейшим препятствием для этого является узость залоговой базы - подавляющая часть ОФЗ находится в руках ВЭБа, Сбербанка, нерезидентов и самого Центрального банка.
Расширить залоговую базу для рефинансирования поможет увеличение ломбардного списка Банка России. Сейчас в этот список включаются бумаги эмитентов, имеющих рейтинг международных рейтинговых агентств. Однако международные рейтинги присваиваются для оценки возможности внешних кредитов и займов. Они не могут служить единственным критерием для оценки кредитоспособности на внутреннем рынке.
Присваивать рейтинги облигациям российских эмитентов должно рейтинговое агентство, созданное при непосредственном участии Минфина, а также уже существующие негосударственные рейтинговые агентства. Сейчас эти агентства имеют неопределенный статус. Необходимо принять нормативные акты, четко регламентирующие права и обязанности негосударственных рейтинговых агентств. В этом случае Банк России обязан включать корпоративные облигации, имеющие определенный рейтинг, в ломбардный список. Это поможет существенно увеличить количество ценных бумаг, принимаемых в залог Центробанком.
Необходимо обратить пристальное внимание на чрезвычайно быстрый рост внутреннего госдолга. Объем государственных заимствований на внутреннем рынке в посткризисный период постоянно рас-
тет. Массовый выпуск госбумаг подрывает финансовые ресурсы для развития реального сектора.
Первостепенную роль в улучшении структуры рынка госбумаг играет восстановление рынка сберегательных ценных бумаг. Население во многих странах активно участвует в операциях с ценными бумагами - купле, продаже, игре на курсовой цене. В России еще с дореволюционного периода сложился особый рынок ценных бумаг для населения - рынок сберегательных облигаций. Эти ценные бумаги не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главное предназначение - сохранять сбережения граждан. Население России предпочитает вкладывать свободные денежные средства не в игровые финансовые инструменты, дающие возможность получить высокие дивиденды и заработать на росте котировок ценных бумаг, а в сберегательные бумаги. Об этом, в частности, свидетельствуют вложения в облигации государственного сберегательного займа. В докризисный период их объем составлял 2,5-3,5 млрд долл. в среднегодовом исчислении [9, с. 352]. Это столько же, сколько вкладывают в подобные ценные бумаги граждане США, при том, что емкость рынка ценных бумаг США в указанные годы примерно в 400 раз превышала емкость российского рынка.
Учитывая все вышесказанное, целесообразно внести следующие изменения в закон о федеральном бюджете на 2015-2017 гг.
На 2015 г.
1. Размещение ОФЗ ограничить объемом погашения госбумаг в 2015 г. - 879,7 млрд руб., т.е. эмиссию госбумаг сократить на 396,6 млрд руб.
2. Обеспечить объем чистых заимствований (объем выпуска за вычетом объема погашения) государственных сберегательных облигаций на сумму 200,0 млрд руб.
На 2016 г.
1. Размещение ОФЗ ограничить объемом погашения госбумаг в 2016 г. - 565,8 млрд руб., т.е. эмиссию госбумаг сократить на 522,1 млрд руб.
2. Обеспечить объем чистых заимствований государственных сберегательных облигаций (ГСО) на сумму 250 млрд руб.
На 2017 год.
1. Размещение ОФЗ ограничить объемом погашения госбумаг в 2017 г. - 524,7 млрд руб., т.е. эмиссию госбумаг сократить на 701,0 млрд руб.
2. Обеспечить объем чистых заимствований государственных сберегательных облигаций на сумму 300,0 млрд руб.
Чистые заимствования от выпуска ГСО, полученные в 2015-2017 гг., направить на погашение дефицита федерального бюджета, а в случае
его отсутствия - на финансирование государственных инвестиционных программ.
Это позволит сократить темпы роста госдолга, а также диверсифицировать внутренний госдолг в сторону увеличения доли наиболее стабильных бумаг - сбероблигаций. При этом эмиссия госбумаг будет в гораздо меньшей степени рассчитана на инвестиционные ресурсы реального сектора. Это произойдет как за счет уменьшения выпуска госбумаг, так и за счет привлечения к вложению в сбероблигации главного источника свободных финансовых ресурсов - наличной СКВ на руках населения.
Рассматривая проблемы снижения долгового бремени, необходимо обратить внимание на политику Минфина. В последнее время Министерство финансов усиленно проводит курс на привлечение на рынок долговых обязательств средств нерезидентов - за последний год объем их операций с государственными облигациями возрос примерно в 3,5 раза. При этом российские долговые бумаги покупают не только частные инвесторы-нерезиденты, но и иностранные государственные институты. Так в конце 2012-начале 2013 г. государственный пенсионный фонд Норвегии купил российские гособлигации на сумму почти 3 млрд долл. [10, с. 33-34].
В определенной мере это вызвано объективными обстоятельствами. В условиях быстрого роста рынка госбумаг недопустимо положение, когда на многих аукционах по их размещению большую часть облигаций приобретает только Сбербанк.
Поэтому в условиях, когда расширение участников рынка госбумаг за счет российских банков (в силу недостаточности их ресурсов) идет крайне слабо, необходимо привлечь на рынок средства нерезидентов. Практически во всех странах с развитым фондовым рынком нерезиденты являются важными участниками операций с ценными бумагами. Нерезиденты вкладывают финансовые инвестиции в экономику страны, приносят новые технологии операций с ценными бумагами. Но, пожалуй, главная их функция состоит в том, что они являются участниками международного перелива капиталов. Поэтому в перспективе роль нерезидентов на российском рынке ценных бумаг будет возрастать.
Допуская нерезидентов на российский рынок, необходимо, во-первых, стимулировать их вложения в реальный сектор. При этом важно, чтобы иностранные инвесторы создавали не только собственные предприятия, но и совместные предприятия с государством и российскими предпринимателями. Во-вторых, нужно стимулировать покупку нерезидентами долгосрочных корпоративных облигаций, выпускаемых предприятиями реального сектора. В то же время необходимо ограничивать спекулятивные инвестиции нерезидентов, направляемые на фондовый рынок.
Принимая во внимание данное обстоятельство, Банку России необходимо разработать новые механизмы привлечения средств нерезидентов на российский фондовый рынок. Их основой должно стать:
- разрешение нерезидентам приобретать российские ценные бумаги по рыночной цене. Это даст возможность иностранным инвесторам получать превышающие (в ближайшей перспективе на 10-20%) доходы от вложений в ценные бумаги развитых стран;
- гарантирование государством безусловного погашения нерезидентам имеющихся у них федеральных долговых обязательств. В случае возникновения кризиса Центральный банк РФ погашает федеральные облигации нерезидентов вплоть до использования эмиссионных источников;
- введение досрочного выкупа государственных и корпоративных ценных бумаг. Эмитент обязывается один раз в год выкупать ценные бумаги у нерезидентов по их номинальной цене, с учетом дисконта.
В связи с необходимостью привлечения средств нерезидентов на рынок внутреннего госдолга следует разработать комплекс мер по регулированию операций нерезидентов с российскими ценными бумагами, включающий:
- установление лимитов вложений нерезидентов в российские ценные бумаги, в % к емкости рынка. Уроки кризиса 2009 г. показывают, что эти лимиты должны находиться в пределах 10-20% от емкости рынка государственных облигаций;
- варьирование размерами короткой позиции нерезидентов по деньгам (величина заемных средств, вложенных в ценные бумаги) и по бумагам (стоимость взятых в заем ценных бумаг);
- варьирование размерами фьючерсных контрактов, заключаемых в целях хеджирования валютных рисков при вложении денежных средств нерезидентов в российские ценные бумаги (в пределах от 100% до 0% от объема средств, вложенных в ценные бумаги);
- запрещение биржевым посредникам выполнять заказы нерезидентов в случае их игры на понижение котировок ценных бумаг, а также на продажу крупных партий ценных бумаг в период кризисов;
- установление срока (3-4 месяца), в течение которого нерезиденты не могут вывести за границу средства, полученные от продажи российских государственных и корпоративных облигаций в короткие сроки (до 6 месяцев со дня покупки);
- снижение доходов по государственным и корпоративным долговым обязательствам (в момент их конвертации в СКВ) в том случае, если нерезиденты продают их через 1-2 месяца после покупки и не вкладывают полученные от продажи деньги в другие национальные финансовые инструменты.
Предлагаемые меры позволят обеспечить финансирование дефицита федерального бюджета, компенсировать ограничения внешнего финансирования госбанков и государственных корпораций, повысить ликвидность банков, стабилизировать рынок ценных бумаг, что создаст необходимые условия для роста российской экономики.
Литература
1. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И., Караваева И.В., Иванов Е.А. Бюджет России 2015-2017 гг. - бюджет торможения структурной перестройки экономики // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 1.
2. Шабалин А.О. Внешний долг российских банков: тенденции и структура // Вестник Института экономики РАН. 2014. № 3.
3. Шабалин А.О. Динамика и структура совокупного национального долга // Экономист. 2014. № 2.
4. Журавлев С. Где финиш рублевой гонки? // Эксперт. 2014. № 39.
5. Шабалин А. О. Масштабы и структура корпоративного долга России // Экономическая наука современной России. 2014. № 2 (65).
6. Матовников М. Удивительно прозрачная юрисдикция // Эксперт. 2013. № 35.
7. Шабалин А.О. Динамика внешнего долга банков в современной России // Банковские услуги. 2014. № 2.
8. Шабалин А.О. Динамика и масштабы государственного, корпоративного и частного долга в современной России // Вестник Института экономики РАН. 2013. № 3.
9. Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.
10. Шабалин А.О. Масштабы и динамика внешнего корпоративного долга // Экономист. 2013. № 4.
A.O. SHABALIN
doctor habilitatus in economics, chief research fellow of the Institute of economics of the
Russian Academy of sciences, Moscow, Russia
DYNAMICS OF RUSSIA'S PUBLIC AND CORPORATE DEBT IN THE CONDITION OF ECONOMIC SANCTIONS
During the period of 2010-2013 the corporations and the public debts resumed rapid growth. At preservation of current trends the cumulative national debt of Russia in 2020 will exceed 200% of GDP. This paper analyzes the threat to the economy arising from the increasing debt burden and suggests mitigation measures. Keywords: national debt, corporate debt, government borrowing. JEL: G300, G380, H600, H630, H690.