УЧЕТ, АНАЛИЗ, АУДИТ ACCOUNTING, ANALYSIS, AUDIT
УДК 657.6 ББК 65.052.8 В 57
М.П. Владимирова
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва. Тел.: (910)349-14-57, e-mail: [email protected].
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные подходы к экономической категории «государственный аудит эффективности», целевые установки и механизмы реализации; рассмотрен процесс осуществления оценки эффективности расходования финансовых ресурсов государства, основанный на параметрах экономичности, продуктивности и результативности освоения государственных финансовых средств; даются рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и бюджетной политики государства, направленные на изменение структуры общественного воспроизводства и перспективное развитие экономики, нацеленные на эффективное использование бюджетных средств.
Ключевые слова: финансовые ресурсы государства, бюджетный процесс, бюджетная политика, государственный финансовый контроль, государственный аудит, государственный аудит эффективности, эффективность использования государственных ресурсов, политика общественных расходов, политика управления, деятельность органов исполнительной власти.
M.P. Vladimirova
Doctor of Economics, Professor of Economics and Finance Public Sector Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANE&PA), Moscow. Ph.: (910)349-14-57, e-mail: [email protected].
STATE AUDIT EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS AS A FACTOR OF IMPROVING STATE FINANCIAL CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The paper considers conceptual approaches to the economic category of «state audit effectiveness», target settings and implementation mechanisms. It discloses the process of evaluating of the effectiveness of state financial resources expenditure, based on the economical parameters as well as efficiency and effectiveness of public development funds. The author provides recommendations for improving the budgetary process and fiscal policy aimed at changing the structure of social reproduction and the future development of the economy, aimed at efficient use of budgetary funds.
Keywords: financial resources of the state budget process, fiscal policy, the state financial control, state audit, state audit efficiency, efficient use of public resources, the policy of public expenditure, management policy, the activities of the executive authorities.
Возникновение внешнего государственного аудита эффективности использования государственных ресурсов обусловливается потребностью осуществления контроля не только корректности и целевой направленности освоения средств, но также эффективности и результативной составляющей подобного освоения. Рассматриваемая разновидность контроля охватывает комплексное исследование причин, как реальных, так и потенциальных, неэффективного расходования бюджетных средств и предполагает выработку соответствующих рекомендаций и предложений как для объектов контроля, в рамках функционирования которых были выявлены недостатки, так и для действующего законодательства — предложения и рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса и бюджетной политики государства.
Анализируя представленные в экономической литературе концептуальные подходы определения «государственный аудит эффективности», с уверенностью можно сказать, что общей чертой, характерной для всех точек зрения, касающихся данной проблематики, является только «оценка эффективности», тогда как предмет, подлежащий подобной оценке, претерпевает значительные изменения в зависимости от рассматриваемой трактовки (например, это может быть политика общественных расходов, политика управления, деятельность органов исполнительной власти).
В случае, если бы основная целевая установка аудита эффективности заключалась в комплексной оценке эффективности деятельности исполнительных органов власти, осуществляющих расходование государственных средств, то представляло бы значительное затруднение использование адекватного способа подобной оценки по причине специфичности деятельности и сложного многоуровневого характера структуры данных органов.
Зарубежные исследователи также делают акцент на данном положении, отмечая, что ориентация аудита эффективности направлена, в первую очередь, на выяв-
ление и решение проблем эффективности, а не на ранжирование ведомств исполнительной власти сообразно эффективности их деятельности [1].
Как уже упоминалось ранее, общей чертой, характеризующей все точки зрения относительно проблематики определения понятия «аудит эффективности» и его целевой установки, является то, что служит определению эффективности расходования государственных финансовых средств. В то же время в экономических кругах отсутствует единство мнений касательно понимания определяющих положений непосредственно эффективности (например, мнения исследователей не всегда совпадают в том, что именно является эффективностью расходования государственных средств; в том, что именно является аудитом эффективности в рамках государственного финансового контроля; а также в том, какие именно финансовые средства государства должны подвергаться аудиту).
В ряде экономических дисциплин понятие эффективности олицетворяет собой соотношение результатов полученных в процессе какой-либо деятельности, и затрат, необходимых для осуществления этой деятельности [2].
Экономическая эффективность — это многоуровневая категория, отражающая отношения взаимосвязанных между собой процессов организации производства, формирования необходимой ресурсной базы, достижения определенных производственных результатов за счет данных ресурсов и величины затраченных расходов как итогового показателя. Эффективность как экономическое понятие не ограничивается только отношением результатов и затрат (в узком смысле), но представляет собой отношение интегрированного достигнутого социального эффекта деятельности, представленного в натуральной и стоимостной форме, в соизмерении со стоимостной формой совокупных затрат труда [3].
Процесс осуществления оценки эффективности расходования финансовых ресурсов государства предполагает опре-
Рисунок1. Элементы эффективности использования финансовых ресурсов
деление таких параметров, как экономичность, продуктивностьи результативность освоения государственных финансовых средств[4].
Категория экономичности представ-ляетсобой достижение эффекта экономии бюджетных ресурсов при заданных количественных и качественных результатах их освоения.
Категория продуктивности олицетворяет соизмерение достигнутыхрезуль-татов и необходимых затраченных наих осуществление ресурсными единицами (материальными, трудовыми, денежными и т.д.).
Категория результативности представляет собой уровень осуществления плановых показателей вместе с социально-экономическим эффектом от освоения финансовых ресурсов государства (схематически составные части эффективности использования финансовых ресурсов показаны на рисунке 1).
Представляется целесообразным подчеркнуть, что общей чертой, характеризующей категории экономичности и продуктивности, является то, что они отражают эффективность расходования государственных средств на основе соотношения с достигнутыми результатами. Категория результативности, помимо прочего, представляет еще и социально-экономический эффект, сопровождающий полученные результаты.
Оценка результативности расходования бюджетных ресурсов государства заключается в определении последствий функционирования государственного учреждения, выражающихся социально-экономическим эффектом, достигаемым
за счет освоения бюджетных ресурсов государственной организацией [5].
Необходимо отметить, что процедура проведения аудита эффективности йотоль-зования бюджетных средств и процедура оценки целесообразностииобоснованнос-тибюджетных показателей не являются тождественными мероприятиями. Процедура проведения аудита эффективности использования бюджетных средств проводится в случаеоценкиэффективности уже потраченных государственных средств, в то время какв рамках процедуры оценки целесообразности иобоснованностибюд-жетныхпоказателей оценкапроводится в плоскости планируемых расходов бюджета. Представляется некорректным отождествление понятий «эффективность», « обоснованность », « целесообразность », поскольку установление фактов целесообразности и обоснованности ассигнований, выделяемых бюджетом, осуществляется на стадии составления проекта бюджета в рамках осуществления экспертно-ана-литических мероприятий контрольным органом, в то время как аудит является разновидностью контрольных мероприятий, в связи с чем использование данного понятия по отношению к определению целесообразности и обоснованности бюджетных показателей неправомерно и может стать причиной смешения понятийных категорий, применяемых в государственном финансовом контроле. Методология и практические аспекты реализации механизмов внешнего государственного аудита эффективности представлены в таблице 1.
Такая разновидность государственного финансового контроля, как внешний государственный аудит эффективности, сде-
Таблица 1
Теоретико-методологические и практические аспекты реализации механизмов внешнего государственного аудита эффективности
Особенности Реальности проявления
1. Реальное использование принципов эффективности и экономичности бюджетных средств Осуществляется переход от простого распределения бюджетных средств к контролю за достижением заданных результатов с использованием наименьшего объема средств
2. Включение финансового контроля (в плане оценки эффективности) в схему формирования бюджета Усиливается ответственность разработчиков бюджета активизируется фаза предварительного контроля бюджетного процесса
3. Стимулирование движения от «контроля исполнения» к «контролю принятия решений» Концентрируются усилия на экспертизе бюджета по макроэкономическим параметрам в соответствии со стратегическими целями развития государства и экономики
4. Повышение уровня системности контрольных функций Формируется реальный симбиоз функций контроля и активизация мониторинга исполнения бюджета, особенно по параметрам результативности
5. Повышение уровня ответственности субъектов контроля над использованием финансовых ресурсов и собственности Ответственность приобретает реальные очертания, выявляются причинно-следственные связи нарушений
6. Фактор перехода к «бюджетированию, ориентированному на результат» или «программно-целевому бюджетированию» с использованием индикативных методов планирования Формируется новая система бюджетного планирования, решающей становится схема «расходы — отдача» в аспекте оценки эффективности и экономичности использования ресурсов
лала возможным переход государственного контроля бюджетно-финансовой сферы на качественно новый уровень, благодаря использованию в своей основе многофакторного анализа причинно-следственных связей эффективного освоения государственных средств по отдельно взятым получателям. Применение подобного подхода позволяет формировать благоприятную «почву» для противодействия коррупционным проявлениям в органах государственной власти вследствие выявления реального положения дел в том или ином подведомственном учреждении, получающем и осваивающем бюджетные средства.
Систематизируя концептуальные подходы к формированию системы внешнего государственного аудита эффективности и результативности достижения целей экономического развития, можно резюмировать следующее. Вектор развития, ориентированный на новые вызовы и потребности современности, как правило, тесно сопряжен с объективной переоценкой имеющихся в наличии теоретических и
практических постулатов прошлого, что в полной мере применимо к внешнему государственному финансовому контролю, который еще не в полной мере исчерпал свой потенциал в реализации своих институциональных особенностей, в дальнейшем развитии и структуризации цивилизованных разновидностей контроля, одну из которых олицетворяет собой аудит эффективности расходования бюджетных средств [6].
Возникновение внешнего государственного аудита эффективности использования государственных ресурсов обусловливается потребностью осуществления контроля не только корректности и целевой направленности освоения средств, но также эффективности и результативной составляющей подобного освоения. Рассматриваемая разновидность контроля охватывает комплексное исследование причин, как реальных, так и потенциальных, неэффективного расходования бюджетных средств и предполагает выработку соответствующих рекомендаций и предложений как для объектов контроля, в
рамках функционирования которых были тах контроля и, как следствие, сигнализи-
выявлены недостатки, так и для действу- рует о наличии назревающей потребности
ющего законодательства — предложения реформирования бюджетно-финансового
и рекомендации по совершенствованию механизма, что в конечном итоге приво-
бюджетного процесса и бюджетной поли- дит к росту качества оказываемых госу-
тики государства. дарством услуг, увеличивает эффектив-
Четко организованный аппарат вне- ность деятельности сотрудников, занятых
шнего государственного аудита эффек- в бюджетной сфере, способствует рацио-
тивности и результативности освоения нальному освоению бюджетных средств,
государственных средств сигнализирует о ускоряет темпы и минимизирует затраты
наличии существующих (или потенциаль- достижения целей экономического разви-
ных) проблем в подведомственных объек- тия государства.
Примечания:
1. Performance Auditing at the Swedish National Audit Bureau. Stockholm, 2003. P.50.
2. Ларина С.Е. Общее и особенное в развитии бюджетной централизации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2013. Вып. 4. С. 43-52
3. Карпенко Ю.А. Формирование современной инновационной экономики через развитие инвестиционного потенциала домохозяйств // Бизнес в законе. 2014. № 5. С. 290-292.
4. Гоненко Д.В. Методологические основы инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности Российской Федерации // Бизнес в законе. 2014. № 6. С. 211-214.
5. Машкова Н.Н. Развитие эффективности социальных расходов в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2014. № 6. С. 157-159.
6. Владимирова М.П. Институциональные аспекты осуществления внешнего государственного аудита в системе факторов экономического развития // Бизнес в законе. 2014. № 5. С. 227-331.
References:
1. Performance Auditing at the Swedish National Audit Bureau. Stockholm, 2003. P.50
2. Larina S.E. General and especial in the development of fiscal centralization // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2013. Vol. 4. Pp 43-52
3. Karpenko Yu.A. Formation of modern innovative economy through the development of the investment potential of households // Business in Law. 2014. № 5. Pp. 290-292.
4. Gonenko D.V. Methodological bases of innovative transformations and increase of competitiveness of the industry of the Russian Federation // Business in law. № 6. Pp. 211-214.
5. Mashkova N.N. The development of the effectiveness of social expenditures in the Russian Federation // Business in Law. 2014. № 6. Pp. 157-159.
6. Vladimirova M.P. Institutional aspects of the external state audit in the system of factors of economic development // Business in Law. 2014. № 5. Pp. 227-331.