ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук
По данным Федерального казначейства, за январь-сентябрь 2014 г. доходы федерального бюджета выросли относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,8 п.п. ВВП. Нефтегазовые доходы федерального бюджета увеличились за рассматриваемый период на 0,6 п.п. ВВП, а ненефтегазовые — на 0,2 п.п. ВВП. Расходы федерального бюджета сократились при этом на 0,2 п.п. ВВП. По результатам исполнения федерального бюджета за январь—сентябрь 2014 г. был зафиксирован профицит федерального бюджета в размере 2,2% ВВП.
Несмотря на прогнозируемое дальнейшее снижение мировых цен на нефть до 80 долл./ барр, Правительство РФ не планирует вносить изменения в проект федерального бюджета на 2015 г. и 2016—2017 гг., который в настоящее время рассматривается в Государственной Думе.
Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2014 г.
За январь-сентябрь 2014 г. доходы федерального бюджета составили 10 697,7 млрд. руб., или 20,4% ВВП, что на 0,8 п.п. ВВП оказалось выше, чем за соответствующий период предыдущего года. Нефтегазовые доходы составили при этом 10,4% ВВП, на 0,6 п.п. ВВП превысив показатель за первые девять месяцев 2013 г.; одновременно до 10,0% ВВП выросли и ненефтегазовые доходы, на 0,2 п.п. ВВП увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 3013 г. Расходы федерального бюджета за январь-сентябрь 2014 г. выразились значением в 9585,3 млрд. руб. (18,2% ВВП), что оказалось на 0,2 п.п. ВВП ниже, чем за аналогичный временной отрезок предыдущего года.
По итогам исследуемого периода федеральный бюджет исполнен с профицитом в
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета РФ в январе-сентябре 2013 и 2014 гг.
Январь-сентябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Доходы 10 697,7 20,4 9603,5 19,6 0,8
втом числе:
Нефтегазовые 5494,7 10,4 4774,2 9,8 0,6
Ненефтегазовые 5203,0 10,0 4829,3 9,8 0,2
Расходы 9585,3 18,2 9010,3 18,4 -0,2
втом числе:
Процентные 341,4 0,6 300,0 0,6 0,0
Непроцентные 9243,9 17,6 8710,3 17,8 -0,2
Профицит (+) / Дефицит (-) 1112,4 2,2 593,2 1,2 1,0
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -4382,3 -8,3 -4181,0 -8,5 0,2
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 52540 48869
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
2,2% ВВП (1112,4 млрд. руб.), что на 1,0 п.п. ВВП превысило сальдо исполнения федерального бюджета за первые девять месяцев 2013 г. При этом объем ненефтегазового дефицита в долях ВВП сократился относительно соответствующего периода предыдущего года на 0,2 п.п. ВВП и составил 8,3% ВВП. (См. табл. 1.)
За исследуемый период доходы федерального бюджета в долях ВВП выросли по сравнению с аналогичным временным интервалом предыдущего года по большинству налоговых поступлений.
Поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности за январь-сентябрь 2014 г. в долях ВВП относительно аналогичного периода 2013 г. не изменились, составив 7,4% ВВП; в абсолютном выражении их прирост за год достиг 7,3% при общем увеличении доходов федерального бюджета за первые девять месяцев текущего года по сравнению с тем же периодом предыдущего на 11,4%.
Поступления по НДПИ в долях ВВП за анализируемый период увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. на 0,3 п.п. ВВП, или на 16,3% в абсолютном выражении.
Поступления по внутреннему НДС выросли на 0,3 п.п. ВВП (+18,3% в абсолютном выражении), в то время как по импортному НДС доходы сократились на 0,2 п.п. ВВП, увеличившись в абсолютном выражении относительно первых девяти месяцев 2013 г. всего на 1,7%. Доходы по налогу на прибыль организаций увеличились на 0,1 п.п. ВВП, или на 23,6%. Поступления по внутренним акцизам выросли на 0,3 п.п. ВВП (+77,5% в абсолютном выражении), тогда как по импортным акцизам они остались на уровне января-сентября 2013 г. -0,09% ВВП (+19,2% в абсолютном выражении). (См. табл. 2.)
Расходы федерального бюджета в долях ВВП за первые девять месяцев текущего года относительно соответствующего периода предыдущего изменились следующим образом: • выросли по разделам: «Общегосударственные вопросы» и «Здравоохранение» -на 0,1 п.п. ВВП по каждому, «Национальная оборона» - на 0,4 п.п. ВВП, «Национальная экономика» -на 0,3 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» - на 0,02 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» - на 0,2 п.п. ВВП;
Таблица 2
Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2013 и 2014 гг.
Январь-сентябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Налоговые доходы - всего 9707,7 18,5 8625,5 17,6 0,9
втом числе:
Налог на прибыль организаций 320,7 0,6 259,4 0,5 0,1
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 1663,8 3,2 1406,4 2,9 0,3
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1230,8 2,3 1210,0 2,5 -0,2
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 376,4 0,7 212,1 0,4 0,3
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 50,3 0,09 42,2 0,09 0,0
НДПИ 2174,5 4,1 1870,3 3,8 0,3
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3891,2 7,4 3625,1 7,4 0,0
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
• снизились по разделам: «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП по каждому, «Образование» - на 0,2 п.п. ВВП, «Социальная политика»- на 0,9 п.п. ВВП, «Физическая культура и спорт»- на 0,03 п.п. ВВП. По остальным разделам расходы федерального бюджета в долях ВВП за исследуемый период остались на уровне января-сентября 2013 г. (См. табл. 3.)
По состоянию на 1 октября текущего года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 2847,3 и 2795,8 млрд. руб. соответственно. В течение января-сентября 2014 г. курсовая разница от переоценки средств составила: по ФНБ - 162,6 млрд. руб., по Резервному фонду - 196,7 млрд. руб. В сентябре финансовые активы ФНБ в валюте РФ в объеме 214,0 млрд. руб. с депозитного счета Внешэкономбанка были размеще-
ны в привилегированные акции Внешторгбанка. Операции по счетам по учету средств Резервного фонда в сентябре 2014 г. не проводились.
Динамика изменения структуры ФНБ и Резервного фонда в течение первых девяти месяцев текущего года показала:
• сокращение объема ФНБ в иностранной валюте, в том числе в долларах США - на 0,6% (157,4 тыс. долл.), в евро и фунтах стерлингов - на 0,5% по каждой валюте (114,5 тыс. евро и 20,7 тыс. фунтов стерлингов);
• рост объема Резервного фонда в иностранной валюте, в том числе в долларах США -на 7,2% (2736,4 тыс. долл.), в евро и фунтах стерлингов - на 6,8 и 6,7% соответственно (1994,8 тыс. евро и 362,3 тыс. фунтов стерлингов). (См. табл. 4.)
Таким образом, изменение структуры счетов ФНБ и Резервного фонда в иностранной валюте в течение января-сентября текущего
Таблица 3
Динамика расходов федерального бюджета за январь-сентябрь 2013 и 2014 гг.
Январь-сентябрь 2014 г. Январь-сентябрь 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 9585,3 18,2 9010,3 18,4 -0,2
втом числе:
Общегосударственные вопросы 624,3 1,2 557,0 1,1 0,1
Национальная оборона 1858,9 3,5 1444,7 2,9 0,4
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1377,1 2,6 1332,7 2,7 -0,1
Национальная экономика 1250,8 2,4 1049,6 2,1 0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 80,0 0,1 87,5 0,2 -0,1
Охрана окружающей среды 30,8 0,06 18,6 0,04 0,02
Образование 480,1 0,9 523,6 1,1 -0,2
Культура и кинематография 63,2 0,1 52,7 0,1 0,0
Здравоохранен ие 358,5 0,7 299,3 0,6 0,1
Социальная политика 2441,3 4,6 2781,1 5,7 -0,9
Физическая культура и спорт 31,5 0,06 42,9 0,09 -0,03
СМИ 53,6 0,1 51,9 0,1 0,0
Обслуживание государственного долга 341,4 0,6 300,0 0,6 0,0
Межбюджетные трансферты 593,5 1,1 468,4 0,9 0,2
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
года свидетельствует о том, что Минфин России пока сохраняет баланс валютных счетов и не выделяет какую-либо валюту в качестве приоритетной для сохранения национальных резервов.
Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2014 г.
По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2014 г. составили 5704,7 млрд. руб., или 12,4% ВВП, на 0,3 п.п. ВВП, или на 10,5% в абсолютном выражении, превысив уровень соответствующего периода 2013 г. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за рассматриваемый период в долях ВВП сократились по сравнению с аналогичным временным интервалом 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП и выросли относительно его в абсолютном выражении на 6,7% - до 5421,7 млрд. руб. (11,8% ВВП). (См. табл. 5.)
Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в долях ВВП выросли только по налогу на прибыль:
на 0,3 п.п. ВВП - до 2,9% ВВП; в абсолютном выражении его прирост составил 21,8%. Другие налоговые и неналоговые поступления в региональные бюджеты остались на уровне соответствующего периода предыдущего года, а именно:
• по НДФЛ - 3,6% ВВП (+7,0% в абсолютном выражении);
• по налогу на имущество - 1,4% ВВП (+5,0%);
• по внутренним акцизам - 0,7% ВВП (-0,01%);
• по налогу на совокупный доход - 0,5% ВВП (+7,3%);
• по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ -2,2% ВВП (+10,6%).
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам первых восьми месяцев текущего года по большинству разделов в долях ВВП изменились незначительно или остались на уровне января-августа предыдущего года; в частности, сократились расходы по разделу «Национальная экономика» - на 0,2 п.п. ВВП и выросли расходы по разделу «Социальная политика» - на 0,1 п.п. ВВП. (См. табл. 6.)
Таблица 4
Изменение структуры Фонда национального благосостояния и Резервного фонда за январь-сентябрь 2014 г., млн. валюты счета
Счет Остаток средств Изменение за период
на начало года на конец сентября в млн. валюты счета в %
ФНБ
В рублях 0,0 0,0 0,0 0,0
В долларах США 24 576,8 24419,4 -157,4 -0,6
В евро 24089,4 23 974,9 -114,5 -0,5
В фунтах стерлингов 4375,0 4354,3 -20,7 -0,5
Резервный фонд
В рублях 0,0 0,0 0,0 0,0
В долларах США 38 084,1 40 820,5 2736,4 7,2
В евро 29 395,8 31 390,6 1994,8 6,8
В фунтах стерлингов 5399,3 5761,6 362,3 6,7
Источник: Федеральное казначейство.
Таблица 5
Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-августе 2013 и 2014 гг.
Январь-август 2014 г. Январь-август 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ввп п.п. ВВП
Доходы 5704,7 12,4 5161,6 12,1 0,3
втом числе:
Налог на прибыль организаций 1354,3 2,9 1112,4 2,6 0,3
НДФЛ 1658,1 3,6 1550,6 3,6 0,0
Акцизы внутренние 319,5 0,7 321,8 0,7 0,0
Налог на совокупный доход 235,0 0,5 219,4 0,5 0,0
Налог на имущество 645,8 1,4 614,2 1,4 0,0
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1028,1 2,2 929,1 2,2 0,9
Расходы 5421,7 11,8 5080,6 11,9 -0,1
Профицит (+) / Дефицит (-) 283,0 0,6 81,0 0,2 0,4
Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 45867 42676
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
По итогам января-августа 2014 г. консоли- 0,6% ВВП, что на 0,4 п.п. ВВП выше значения дированный бюджет субъектов РФ исполнен с за аналогичный период предыдущего года. профицитом в размере 283,0 млрд. руб., или Несмотря на усиление внешних негативных
Таблица 6
Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-август 2013 и 2014 гг.
Январь-август 2014 г. Январь-август 2013 г. Отклонение,
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП
Расходы - всего 5421,7 11,8 5080,6 11,9 -0,1
втом числе:
Общегосударственные вопросы 351,8 0,8 327,7 0,8 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 58,8 0,1 53,7 0,1 0,0
Национальная экономика 894,6 1,9 888,1 2,1 -0,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 457,5 1,0 440,1 1,0 0,0
Охрана окружающей среды 13,1 0,03 13,0 0,03 0,0
Образование 1533,2 3,3 1432,1 3,3 0,0
Культура и кинематография 187,6 0,4 170,6 0,4 0,0
Здравоохранен ие 804,6 1,8 777,9 1,8 0,0
Социальная политика 913,6 2,0 806,3 1,9 0,1
Физическая культура и спорт 105,4 0,2 91,5 0,2 0,0
СМИ 26,1 0,06 25,0 0,06 0,0
Обслуживание государственного и муниципального долга 69,4 0,1 48,1 0,1 0,0
Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
факторов - в частности, на начавшееся летом текущего года снижение цен на нефть, прогнозируемое МВФ замедление темпов роста мировой и европейской экономики1, финансовые и экономические санкции в отношении Российской Федерации, - пересмотр проекта федерального бюджета на 2015 г. и последующие 2016-2017 гг. не планируется2. Тем не менее в условиях сильной волатильности нефтяных цен велика вероятность того, что в 2015 г.
для покрытия дефицита федерального бюджета придется использовать средства Резервного фонда.
Однако решить проблему бюджетного дефицита за счет резервов можно только в краткосрочном периоде, и если за это время не будет создана основа для институциональной перестройки и изменения структуры национальной бюджетной системы, то риски ее устойчивости к 2016 г. возрастут многократно. ■
1 В начале октября 2014 г. МВФ понизил прогноз по темпам роста мировой экономики в 2014 г. с 3,7 до 3,3%, в 2015 г. — с 4,0 до 3,8%; в 2014 г. прогнозируемый рост ВВП в еврозоне составит всего лишь 0,8%, а в Японии — 0,9%. Источник: http:// money.cnn.com/2014/10/07/news/economy/economy-imf-outlook
2 Общие параметры проекта федерального бюджета на 2015 г. и 2016—2017 гг. и заключение Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара на проект бюджета на 2015—2017 гг. см.: http://www.iep.ru/ru/institut-gaidara-predstavil-zakliuchenie-na-proekt-biudzheta-na-2015-2017-gg.html