Научная статья на тему 'Государственные программы в системе стратегического планирования: механизм интеграции и реализация принципов проектного управления'

Государственные программы в системе стратегического планирования: механизм интеграции и реализация принципов проектного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1713
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (ИНДИКАТОР) / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (ИНДИКАТОР) / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE PROGRAM / PROGRAM-TARGET PLANNING / METHODS OF PERFORMANCE EVALUATION / TACTICAL INDICATOR (INDICATOR) / STRATEGIC INDICATOR (INDICATOR) / STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / NATIONAL PROJECT / FEDERAL PROJECT / PROJECT ACTIVITY / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гродская Г. Н., Валяева Е. С.

Вызовы и задачи, с которыми сталкивается современная Россия, требуют максимальной концентрации усилий и ресурсов, а также их рационального использования в долгосрочной перспективе. Поэтому одним из ключевых направлений деятельности государственных органов власти Российской Федерации является развитие системы стратегического планирования с целью достижения высоких социально-экономических показателей и решения приоритетных задач в долгосрочной перспективе. Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа действующих государственных программ Самарской области, представления механизма их интеграции в систему стратегического планирования, анализе процесса адаптации государственных программ Самарской области в соответствии с утвержденными национальными проектами, а также в обосновании основных направлений совершенствования процесса разработки государственных программ Самарской области. Ведущим методом, позволяющим достичь заявленные цели, является метод комплексной оценки эффективности государственных программ, позволяющий получить объективную оценку о степени достижения основных целей и задач действующих государственных программ. В результате проведенного анализа были выявлены и обоснованы основные направления совершенствования разработки и реализации государственных программ в регионе. Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов и предложенных рекомендаций в практике региональных органов управления при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гродская Г. Н., Валяева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROGRAMS IN THE STRATEGIC PLANNING SYSTEM: INTEGRATION MECHANISM AND IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF PROJECT MANAGEMENT

Challenges and tasks faced by modern Russia require maximum concentration of efforts and resources, as well as their rational use in the long term. Therefore, one of the key activities of the state authorities of the Russian Federation is the development of a strategic planning system with the goal of achieving high socio-economic indicators and solving priorities in the long term. The purpose of the article is to conduct a comprehensive analysis of existing government programs in the Samara Region, present the mechanism for their integration into the strategic planning system, analyze the adaptation process of the Samara Region state programs in accordance with the approved national projects, and justify the main directions for improving the development process of the Samara Region state programs. The leading method to achieve the stated goals is a method of comprehensive assessment of the effectiveness of government programs, which allows to obtain an objective assessment of the degree of achievement of the main goals and objectives of existing government programs. As a result of the analysis, the main directions for improving the development and implementation of state programs in the region were identified and substantiated. The practical significance of the work is determined by the possibility of using the results obtained and the proposed recommendations in the practice of regional governing bodies in the development and implementation of state programs of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственные программы в системе стратегического планирования: механизм интеграции и реализация принципов проектного управления»

УДК: 332.145

ББК: 65.054

Гродская Г.Н., Валяева Е.С.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ: МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Grodskaya G.N., Valyaeva E.S. STATE PROGRAMS IN THE STRATEGIC PLANNING SYSTEM: INTEGRATION MECHANISM AND IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF PROJECT MANAGEMENT

Ключевые слова: государственная программа, программно-целевое планирование, методика оценки эффективности, тактический показатель (индикатор), стратегический показатель (индикатор), стратегия, стратегическое планирование, национальный проект, федеральный проект, проектная деятельность, проектное управление.

Keywords: state program, program-target planning, methods of performance evaluation, tactical indicator (indicator), strategic indicator (indicator), strategy, strategic planning, national project, federal project, project activity, project management.

Аннотация: вызовы и задачи, с которыми сталкивается современная Россия, требуют максимальной концентрации усилий и ресурсов, а также их рационального использования в долгосрочной перспективе. Поэтому одним из ключевых направлений деятельности государственных органов власти Российской Федерации является развитие системы стратегического планирования с целью достижения высоких социально-экономических показателей и решения приоритетных задач в долгосрочной перспективе.

Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа действующих государственных программ Самарской области, представления механизма их интеграции в систему стратегического планирования, анализе процесса адаптации государственных программ Самарской области в соответствии с утвержденными национальными проектами, а также в обосновании основных направлений совершенствования процесса разработки государственных программ Самарской области.

Ведущим методом, позволяющим достичь заявленные цели, является метод комплексной оценки эффективности государственных программ, позволяющий получить объективную оценку о степени достижения основных целей и задач действующих государственных программ.

В результате проведенного анализа были выявлены и обоснованы основные направления совершенствования разработки и реализации государственных программ в регионе.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов и предложенных рекомендаций в практике региональных органов управления при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.

Abstract: challenges and tasks faced by modern Russia require maximum concentration of efforts and resources, as well as their rational use in the long term. Therefore, one of the key activities of the state authorities of the Russian Federation is the development of a strategic planning system with the goal of achieving high socio-economic indicators and solving priorities in the long term.

The purpose of the article is to conduct a comprehensive analysis of existing government programs in the Samara Region, present the mechanism for their integration into the strategic planning system, analyze the adaptation process of the Samara Region state programs in accordance with the approved national projects, and justify the main directions for improving the development

process of the Samara Region state programs.

The leading method to achieve the stated goals is a method of comprehensive assessment of the effectiveness of government programs, which allows to obtain an objective assessment of the degree of achievement of the main goals and objectives of existing government programs.

As a result of the analysis, the main directions for improving the development and implementation of state programs in the region were identified and substantiated.

The practical significance of the work is determined by the possibility of using the results obtained and the proposed recommendations in the practice of regional governing bodies in the development and implementation of state programs of the constituent entities of the Russian Federation.

Необходимость достижения целей, определённых Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», повышает актуальность реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов. Одним из приоритетов данного вида деятельности является фокусирование на результативности использования бюджетных средств. В современных условиях наиболее эффективным инструментом, позволяющим оценить результативность использования бюджетных средств, являются государственные программы.

В качестве новой ступени развития стратегического планирования в Российской Федерации выступает проектная деятельность, являющаяся ответом на растущую сложность задач государственного управления и способствующая формированию новых подходов к устранению проблем, что, в свою очередь, позволит обеспечить успешное социально-экономическое развитие страны. Так, в числе поручений, направленных на обеспечение реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», на Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральный проектный офис возложена обязанность подготовки предложений по обеспечению интеграции национальных проектов (программ) и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации1.

1 Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и

Таким образом, на сегодняшний день на федеральном уроне, а также на уровне субъектов Российской Федерации происходит активное включение мероприятий национальных проектов в государственные программы Российской Федерации, а также государственные программы субъектов Российской Федерации, в т.ч. в государственные программы Самарской области.

Анализ динамики объема общих расходов, направленных на реализацию мероприятий действующих госпрограмм Самарской области и Республики Татарстан (региона лидера по основным социально-экономическим показателям среди регионов Приволжского федерального округа), показал, что в 2018 году значение данного показателя в Самарской области составило 128,2 млрд. рублей, что выше уровня 2014 года на 37,8 млрд. рублей или на 41,8% (рисунок 1). При этом уровень финансирования государственных программ Самарской области значительно ниже (более, чем в 2 раза), чем в Республике Татарстан, при том, что количество действующих государственных программ Республики Татарстан значительно меньше, чем в Самарской области (в 2014 году - 25 государственных программ и 39 государственных программ соответственно, в 2018 году - 32 государственные программы и 43 государственные программы соответственно).

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/

350 300 250 200 150 100 50 0

322.5

249.2 259.1 ^ШЯ

Jjljrl11

2014

2015

2016 Годы

2017

2018

■ Расходы на реализацию мероприятий действующих государственных программ Самарской области, млрд. рублей

Расходы на реализацию мероприятий действующих государственных программРеспу блики Татарстан, млрд. рублей

Рисунок - Динамика объема общих расходов на реализацию мероприятий действующих госпрограмм Самарской области и Республики Татарстан, млрд. рублей

Наибольшая часть средств, направляемых на реализацию действующих государственных программ Самарской области, поступает из областного бюджета. Так, за последние пять лет доля расходов областного бюджета Самарской области, реализованных с помощью программно-целевого метода, выросла на 23,7 п.п. с 63% в 2014 году до 86,7% в 2018 году.

В 2018 году из областного бюджета на реализацию мероприятий действующих государственных программ было направлено 116,4 млрд рублей, что выше уровня 2014 года на 48,8%, из федерального бюджета - 11,8 млрд рублей, что ниже уровня 2014 года на 3,3%. При этом наибольший объем средств в Самарской области в течение последних пяти лет был направлен на развитие социальный сферы региона. Так, в 2018 году финансирование данной сферы составило 78,1 млрд рублей, что выше уровня 2014 года на 70,5% (в 2014 году -45,8 млрд рублей).

В Самарской области разработка и реализация государственных программ Самарской области осуществляется в соответствии с требованиями Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 (далее - Порядок). В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2018 № 425 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 «О разработке и реализа-

ции государственных программ в Самарской области» (далее - постановление Правительства 425) анализ эффективности государственных программ Самарской области в 2018 году осуществлялся на основе анализа степени выполнения стратегических показателей (индикаторов) и комплексной оценки эффективности реализации государственных программ, основанной на анализе степени выполнения программных мероприятий, уровне их финансирования и степени достижения тактических показателей (индикаторов)1.

В соответствии с требованиями пункта 2 постановления Правительства 425 ответственным исполнителям государственных программ необходимо было в срок до 01.11.2018 г. обеспечить внесение изменений в государственные программы в части приведения их в соответствие с данным постановлением. Однако по состоянию на 31.12.2018 г. были утверждены постановления Правительства Самарской области о внесении изменений лишь в 18 государственных программ из 46 утвержденных в части приведения их в соответствие с требованиями постановления Правительства 425.

Таким образом, оценка эффективности госпрограмм как документов стратегического планирования в 2018 году была проведена в отношении 18 госпрограмм, приведен-

1 Постановление Правительства Самарской области № 498 «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области» от 20.09.2013 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/

ных в соответствие с требованиями постановления Правительства по состоянию на 31.12.2018 г., а также 2 госпрограмм, соответствующие изменения в которые были внесены в 2019 году:

- государственная программа Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2021 года»

- в связи с длительными сроками согласования проекта постановления Правительства Самарской области о внесении изменений в государственную программу в 2018 году;

- государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021 года. Согласно постановлению Правительства Самарской области от 14.02.2019 № 76 о внесении изменений в государственную программу положения данного постановления, касающиеся значений стратегических и тактических показателей (индикаторов), распространяют свое действие на отношения, связанные с подготовкой и представлением отчетов о ходе реализации за 2018 год.

Фактические значения стратегических показателей (индикаторов) 4 государственных программ соответствуют запланированным. Фактические значения стратегических показателей (индикаторов) 12 государственных программ превысили запланированные значения, что свидетельствует об эффективности региональной политики в соответствующих сферах социально-экономического развития региона. Наибольшее превышение фактических значений над плановыми наблюдается в государственной программе Самарской области «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2015-2025 годы (в 6,1 раза), наименьшее - в государственной программе Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015-2021 годы (на 0,5%).

Степень достижения стратегических показателей (индикаторов) 4 государственных программ ниже 100%, а именно:

1. Государственная программа Самарской области «Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2025 и на пе-

риод до 2030 года» (80%) - в связи с отсутствием согласования Министерством обороны Российской Федерации проекта распоряжения Губернатора Самарской области о создании охранных зон 6 памятников природы регионального значения;

2. Государственная программа Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2030 годах» (90%) - в связи с наличием незавершенных работ по берегоукреплению участка в с. Рождествено Волжского района;

3. Государственная программа Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 - 2030 годы (92,8%) - в связи с сокращением инвестиций в основной капитал и недостаточно активным участием предприятий в инновационной деятельности при значительном росте объема отгруженной продукции;

4. Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года (94,7%) - в связи низким уровнем покупательской способности населения по причине высоких ставок по ипотечным кредитам.

Оценка эффективности государственных программ как документов бюджетного планирования осуществляется в 2 этапа. На первом этапе происходит оценка степени выполнения мероприятий государственной программы. При этом, в 2018 году постановлением Правительства 425 были уточнены критерии оценки эффективности госпрограмм, а именно повышен критерий отнесения государственных программ к эффективным с 80% до 90%. Таким образом, в 2018 году в полном объеме выполнены мероприятия 20 госпрограмм, что на 3 госпрограммы меньше, чем в 2017 году. Степень выполнения мероприятий 14 госпрограмм составила от 90% до 100%, что больше уровня 2017 года на 4 госпрограммы. Степень выполнения мероприятий 9 госпрограмм в 2018 году составила менее 90%, в том числе у двух госпрограмм «Развитие культуры в Самарской области на период до 2021 года» и «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030

годах» в интервале от 80% до 90%.

На втором этапе комплексной оценки эффективности реализации государственной программы происходит расчет показателя эффективности ее реализации. При этом при анализе эффективности реализации государственных программ в 2018 году были учтены отдельные положения постановления Правительства 425, а именно уточнённые критерии эффективности (90% вместо 80%) и ограничения значений степени достижения тактических показателей (индикаторов), используемых для расчета показателей эффективности - 130%. Таким образом, в 2018 году по 35 госпрограммам значение показателя эффективности составило более 100%, по 4 госпрограммам - в интервале от 90% до 100%.

Значение показателя эффективности менее 90% сложилось по следующим четырем государственным программам:

1. «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области на 2014-2020 годы»;

2. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Самарской области» на 2014-2021 годы;

3. «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах»;

4. «Установление на местности границ муниципальных образований Самарской области» на 2014-2020 годы.

В соответствии с критериями комплексной оценки эффективности, установленными Порядком, с учётом степени выполнения мероприятий и расчётным значением показателя эффективности реализация 20 госпрограмм в 2018 году признана высокоэффективной, 14 госпрограмм - эффективной, 9 госпрограмм - низкоэффективной (в 2017 году соответственно 23 высокоэффективных, 16 эффективных и 1 низкоэффективная госпрограмма). Таким образом, проведенный анализ свидетельствует об увеличении по сравнению с 2017 годом количества низкоэффективных и уменьшении количества высокоэффективных госпрограмм, что обусловлено, в том числе, уточнением критериев оценки эффективности госпрограмм (увеличение порога отнесения

госпрограмм к эффективным с 80% до 90%). При применении критериев, используемых для оценки эффективности госпрограмм в 2017 году, количество эффективных госпрограмм составило бы в 2018 году 16, низкоэффективных - 7.

В целях совершенствования процесса разработки и реализации государственных программ Самарской области и в связи с необходимостью приведения государственных программ Самарской области в соответствие со Стратегией социально-экономического развития Самарской области до 2030 года (далее - Стратегия) и иными документами стратегического планирования федерального и регионального уровней министерством экономического развития и инвестиций Самарской области было разработано постановление Правительства Самарской области от 25.07.2018 № 425 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области» (далее - постановление Правительства 425). Данным постановлением были внесены изменения в Порядок, предусматривающие включение в государственные программы двух типов показателей (индикаторов):

1. Стратегических показателей (индикаторов), представляющих собой интегральные показатели, характеризующие изменение состояния (динамику) соответствующей сферы (сфер) социально-экономического развития Самарской области, значения которых установлены в федеральных и (или) региональных документах стратегического планирования, планах действий долгосрочного характера, указах и решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Необходимо отметить, что планируемые значения данных показателей устанавливаются до 2030 года (период реализации Стратегии социально-экономического развития Самарской области) независимо от срока реализации госпрограммы. При этом корректировка значений стратегических показателей (индикаторов) проводится исключительно в случаях утверждения стратегических и концептуальных документов феде-

рального и (или) регионального уровней или внесения изменений в действующие стратегические и концептуальные документы федерального и (или) регионального уровней, позволяющих оценить реализацию госпрограмм как документов стратегического планирования. Таким образом, стратегические показатели (индикаторы) позволяют оценить реализацию госпрограмм как документов стратегического планирования;

2. Тактических показателей (индикаторов) - количественно выраженных характеристик достижения целей, решения задач и выполнения мероприятий госпрограмм. Тактические показатели (индикаторы) используются для оценки госпрограмм как инструментов бюджетного планирования.

3. В постановление Правительства 425 также были включены положения, выработанные практикой реализации Порядка в 2017-2018 годах:

включены дополнительные требования к оценке эффективности госпрограмм: дополнительно к действующей комплексной оценке эффективности реализации госпрограмм, позволяющей оценить эффективность реализации госпрограмм как документов бюджетного планирования на основе степени выполнения программных мероприятий, степени достижения тактических показателей (индикаторов) и уровня финансирования госпрограммы, предусмотрена оценка эффективности госпрограмм как документов стратегического планирования на основе степени достижения стратегических показателей (индикаторов);

скорректированы методики расчёта показателей эффективности реализации госпрограмм. В целях более объективной оценки эффективности реализации госпрограмм в случае некачественного планирования значений показателей (индикаторов) установлено ограничение значения степени достижения тактического показателя (индикатора), используемого для расчета показателя эффективности - 130%;

уточнены критерии оценки эффективности госпрограмм (подпрограмм, иных программ и планов мероприятий, входящих в состав госпрограмм). В действующей на момент принятия постановления Правительства редакции Порядка нижней грани-

цей критериев отнесения госпрограмм к эффективным являлось значение показателей эффективности и степени выполнения программных мероприятий равной 80%. Анализ результатов реализации госпрограмм за предыдущие годы свидетельствовал о ежегодном увеличении количества высокоэффективных и эффективных госпрограмм. При этом степень выполнения мероприятий большинства признанных эффективными госпрограмм находилась в диапазоне от 80% до 90%, что свидетельствовало о не полном достижении результатов, запланированных в данных госпрограммах. В связи с этим в целях активизации деятельности ответственных исполнителей, соисполнителей и участников госпрограмм по своевременному и полному освоению бюджетных средств, направленных на реализацию программных мероприятий, и соблюдению сроков их выполнения в новой редакции Порядка данный критерий был установлен на уровне 90%;

установлена ответственность соисполнителей и участников госпрограмм за реализацию в рамках своей компетенции программных мероприятий и достижение запланированных значений соответствующих показателей (индикаторов). В действующей до принятия постановления Правительства редакции Порядка ответственность за реализацию госпрограммы была возложена только на ответственного исполнителя госпрограммы;

установлены дополнительные требования к содержанию распоряжений Правительства Самарской области о ходе реализации госпрограмм, предусматривающие включение в них информации о перечне недостигнутых значений стратегических и тактических показателей (индикаторов), перечне невыполненных и (или) выполненных не в полном объеме мероприятий, фактах неосвоения (неполного освоения) предусмотренных и направленных на их реализацию бюджетных средств, а также задачах по устранению ответственным исполнителем (соисполнителем, участником) госпрограммы выявленных недостатков.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с требованиями пункта 2 постановления Правительства ответственным исполни-

телям госпрограмм необходимо было в срок до 01.11.2018 г. обеспечить внесение изменений в госпрограммы в части приведения их в соответствие с данным постановлением Правительства1. Однако по состоянию на 31.12.2018 г. были утверждены постановления Правительства Самарской области о внесении изменений лишь в 18 госпрограмм из 46 утвержденных в части приведения их в соответствие с требованиями постановления Правительства.

При этом следует отметить, что необходимость внесения соответствующих изменений в 5 госпрограмм отсутствовала по следующим причинам:

1. В государственную программу Самарской области «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу» -в связи с окончанием срока её реализации в 2018 году;

2. В государственные программы Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области на 2014 - 2020 годы», «Содействие занятости населения Самарской области» на 2014 - 2020 годы и «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014 - 2030 годы - в связи с окончанием реализации данных госпрограмм в 2018 году и разработкой новых госпрограмм в соответствующих сферах (госпрограмма «Содействие занятости населения Самарской области» на 2019 - 2023 годы уже утверждена, проекты новой госпрограммы по развитию предпринимательства, а также госпрограмм «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», разработанных взамен госпрограммы «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области на 2014 - 2020 годы», находятся на согласовании в органах власти);

3. В государственную программу Самарской области «Оказание содействия

1 Постановление Правительства Самарской области от 25.07.2018 № 425 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 498 «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/

добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014 - 2023 годы - в связи с необходимостью соответствия госпрограммы типовой форме в соответствии с требованиями министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, в Самарской области была проведена колоссальная работа в части приведения государственных программ Самарской области в соответствие со Стратегией. При этом на сегодняшний день еще остаётся ряд методологически сложных и пока ещё не решенных проблем, в том числе и в части модернизации методик оценки эффективности реализации госпрограмм.

Кроме того, на сегодняшний день практически все государственные программы приведены в соответствие со Стратегией, т.е. практически каждая государственная программа Самарской области содержит стратегические показатели (индикаторы), но при этом в текстовой части госпрограммы отсутствуют пояснения, почему в качестве стратегического показателя (индикатора) был выбран тот или иной показатель. Таким образом, на наш взгляд, является целесообразным дополнить Порядок требованиями о необходимости включения в госпрограммы обоснований выбора стратегических показателей (индикаторов), а также установления их прогнозируемых значений.

Кроме того, типовые методики комплексной оценки эффективности реализации государственных программ Самарской области, прописанные в Порядке, содержат в себе определенные недостатки. Как уже было указано ранее, эффективность реализации госпрограммы (подпрограммы) рассчитывается как отношение степени достижения всех тактических показателей (индикаторов) госпрограммы к уровню их финансирования.

При этом практически во все госпрограммы включены нефинансируемые, т.е. реализуемые в рамках текущей деятельности ответственного исполнителя, соисполнителя или участника госпрограммы, мероприятия, которые увязаны с тактическими показателями (индикаторами), характеризующими степень их выполнения, и используются для расчёта эффективности госпро-

граммы.

Как правило, фактические значения тактических показателей (индикаторов), характеризующих реализацию нефинансируе-мых мероприятий (количество участников массовых мероприятий, проведенных заседаний комиссий, круглых столов, публикаций в средствах массовой информации и др.), соответствуют запланированному уровню либо превышают его по причине некачественного планирования либо невозможности точного определения значения на этапе планирования.

Фактические значения тактических показателей (индикаторов), характеризующих реализацию финансируемых мероприятий, напротив, по различным причинам могут быть не достигнуты (недостаточное финансирование соответствующих программных мероприятий, нарушение сроков ввода объектов в эксплуатацию, несвоевременное освоение субсидий муниципальными образованиями и др.). При этом именно тактические показатели (индикаторы) финансируемых мероприятий характеризуют эффективность использования бюджетных средств, направляемых на финансирование госпрограммы, подпрограммы или иной программы.

Таким образом, при наличии в госпрограмме значительного количества тактических показателей (индикаторов), характеризующих выполнение мероприятий, реализуемых в рамках текущей деятельности ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) госпрограммы и участвующих наряду с тактическими показателями (индикаторами) финансируемых мероприятий в оценке эффективности её реализации, значение показателя эффективности может быть недостаточно объективным. Наиболее значительный дисбаланс наблюдается при значительном перевыполнении индикаторов нефинансируемых мероприятий при низком уровне освоения бюджетных средств, направляемых на реализацию финансируемых мероприятий.

В связи с тем, что практически все органы исполнительной власти используют для оценки эффективности госпрограмм, подпрограмм или иных программ типовые методики, является целесообразным внести

изменения в Порядок в части использования для расчёта показателей эффективности реализации госпрограмм, подпрограмм или иных программ только тех тактических показателей (индикаторов), достижение значений которых обеспечивается за счёт мероприятий, на реализацию которых предусмотрены (направлены) бюджетные ассигнования.

Так, в целях реализации положений статьи 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019 - 2024 годы, утверждённой распоряжением Правительства Самарской области от 31.01.2019 № 117-р, необходимо внести изменений в Порядок в части:

уточнения критерия отнесения госпрограмм к эффективным путём установления границы степени достижения мероприятий до 95%;

дополнения его положениями о необходимости включения в госпрограммы информации о налоговых расходах, соответствующих целям и задачам соответствующих госпрограмм, показателей результативности налоговых расходов, а также использования показателей результативности налоговых расходов для оценки эффективности реализации госпрограмм.

Кроме того, в настоящее время в Самарской области все более активно происходит внедрение принципов проектного управления в программно-целевое планирование. Адаптация госпрограмм под национальное проектирование осуществляется в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти, ответственными за реализацию соответствующих национальных проектов. В настоящее время ответственными исполнителями госпрограмм проводится активная работа по интеграции национальных проектов в госпрограммы, то есть по включению в госпрограммы мероприятий, реализация которых осуществляется в рамках региональных составляющих национальных проектов, а также показателей, включенных в паспорта данных проектов, в качестве стратегических и тактических показателей (индикаторов) госпрограмм.

В случае необходимости осуществля-

ется разработка новых госпрограмм. Так, в целях привлечения дополнительного финансирования на объекты коммунальной инфраструктуры в рамках национального проекта «Экология» для повышения качества питьевого водоснабжения населения и снижения объёма загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волга, Министерством энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области разработаны проекты новых государственных программ Самарской области «Чистая вода» и «Оздоровление Волги». Также в 2019 году разработана новая госпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2019-2030 годы, куда планируется включить показатели и мероприятия национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В ряд госпрограмм уже включены, а также планируются к включению, показатели и мероприятия следующих национальных проектов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В государственную программу Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области» на 2019 -2023 годы:

- федерального проекта «Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет) национального проекта «Демография»;

- федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;

2. В государственную программу Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015 - 2021 годы» - федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Социальная активность» нацио-

нального проекта «Образование»;

3. В государственные программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2030 годах», «Развитие лесного хозяйства Самарской области на 2014 - 2030 годы», «Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года» - федеральных проектов «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение лесов» и «Чистая страна» национального проекта «Экология»;

4. В государственную программу Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2021 годы» - федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография»;

5. В государственную программу Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014 - 2021 годы - федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медикосанитар-ной помощи» национального проекта «Здравоохранение»;

6. В государственную программу Самарской области «Формирование комфортной городской среды на 2018 - 2022 годы» -федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда»;

7. В государственную программу Самарской области «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» до 2025 года:

- федерального проекта «Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет) национального проекта «Демография»;

- федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»;

8. В государственную программу Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025

годы)» - федерального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные дороги»;

9. В государственную программу Самарской области «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» - федеральных проектов «Системные меры по повышению производительности труда» и «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;

10. В государственную программу Самарской области «Развитие культуры в Самарской области на период до 2021 года» - федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура» национального проекта «Культура»;

11. В государственную программу Самарской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014-2021 годы:

федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

федерального проекта «Экспорт продукции АПК» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Таким образом, на сегодняшний день в Самарской области происходит активное включение мероприятий национальных проектов в государственные программы Самарской области. Кроме того, в регионе была развернута обширная деятельность по приведению государственных программ Самарской области в соответствие со стратегией. При этом на сегодняшний день в регионе еще остаётся ряд методологически сложных и пока ещё не решенных проблем, в том числе и в части модернизации методик оценки эффективности реализации государственных программ Самарской области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.05.2019).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 13.05.2019).

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» от 02.08.2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 4.05.2019).

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 31.10.2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 28.05.2019).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1950-р «Перечень государственных программ Российской Федерации» от 11.11.2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 5.05.2019).

6. Распоряжение министерства экономического развития Российской Федерации № 26Р-АУ «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» от 14.02.2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.05.2019).

7. Постановление Правительства Самарской области № 498 «О разработке и реализации государственных программ в Самарской области» от 20.09.2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.05.2019).

8. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 г. № 441 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.05.2019).

9. Распоряжение Правительства Самарской области № 756-р «Об утверждении Перечня государственных программ Самарской области» от 04.10.2016 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://economy.samregion.ru/programmy/gpso/perechen-gosudarstvennykh-programm/ (дата обращения 25.05.2019).

10. Приказ министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области № 202 «Об утверждении Порядка подготовки Перечня государственных программ Самарской области и признании утратившим силу приказа министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 17.01.2014 № 8 «О порядке ведения реестра государственных программ Самарской области» от 13.09.2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.samregion.ru/programmy /gpso/perechen-gosudarstvennykh-programm/ (дата обращения 25.05.2019).

11. Официальный сайт министерства экономического развития и инвестиций Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.samregion.ru/.

12. Официальный сайт министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/.

13. Борщевский, Г.А. Инструменты оценки реализации государственных программ Российской Федерации [Текст] // Государственное управление. Электронный вестник. -2018. - №67. - С. 6-30.

14. Валяева, Е.С. Программно-целевой метод управления как основной инструмент реализации стратегии развития региона [Текст] // Международный научно-практический журнал «Интеграция наук». - 2019. - № 3(26). - С. 115-118.

15. Меликсетян, С.Н. Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования [Текст] // Финансы и кредит. - 2017. - №26 (746). - С. 1545-1562.

16. Tatham, M., Bauer, M.W. The State, the Economy, and the Regions: Theories of Preference Formation in Times of Crisis [Text] / Journal of Public Administration Research and Theory. 2016. Vol. 26. No 4. P. 631-646.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.