ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Вафаева Д.Б.
Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра основ гражданского общества и национальной идеи, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются особенности формирования гражданского общества в Узбекистане, отношения между властью и обществом, реализуемые в форме органов исполнительной власти и негосударственных объединений. Раскрывается законодательная база, обеспечивающая развитие институтов гражданского общества в Узбекистане.
Ключевые слова: государство, гражданское общество, негосударственные объединения, общественный контроль, социальное партнерство.
Гражданское общество формируется и функционирует на основе процессов самоорганизации, в связи с этим управленческая деятельность органов государственной власти по отношению к нему имеет свои ограничения. Мы считаем вполне оправданной точку зрения, согласно которой органы исполнительной власти должны не управлять гражданами, а только создавать условия для реализации их прав, свобод, потребностей. Президент Узбекистана во всех своих выступлениях особое внимание обращает на данный вопрос. В частности, в выступлении на торжественной церемонии вступления в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса Ш.Мирзиёев отметил «... не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу» [1, с. 45].
Другими словами, «исполнительная власть создается не для себя самой, своего внутреннего аппаратного дела, но для служения обществу...». В этом же выступлении отмечается: «Как Президент страны считаю своим важнейшим долгом и задачей твердо и неукоснительно выполнять требования Конституции Республики Узбекистан, обеспечивать верховенство закона, осуществлять внутреннюю и внешнюю политику, гарантирующую права и свободы граждан» [1, с. 34].
Таким образом, орган исполнительной власти, их совокупность или система образуются для установления взаимоотношений с гражданским обществом на основе сформированной законодательной, нормативной правовой базы. Эти взаимоотношения не имеют административного управленческого характера, поскольку все его институты - политические партии и движения, средства массовой информации, общественные объединения, бизнес и пр. -являются независимыми образованиями в государстве. Их отношения с властью строятся не на основе управления, а на базе реализации функций этой ветви власти. В Законе РУ «О негосударственных некоммерческих организациях» в статье 4 указывается, что «государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, создание им равных правовых возможностей для участия в общественной жизни....Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность негосударственных некоммерческих организаций не допускается» [2, ст. 4]. Такая же статья есть и в другом Законе РУ, принятом в 2007 году «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» [3, ст. 5].
Основная задача органов власти - создание условий для свободного развития общества, функционирования процессов самоорганизации. Именно в данной деятельности реализуется их организующая функция по отношению к гражданскому обществу.
Функционирование, развитие общества определяется наличием сочетания процессов социальной самоорганизации и организации, самоуправления и управления, отношений
равенства и подчинения. Гражданское общество не может существовать вне государства и без государственной власти, как уравновешивающего, стабилизирующего начала. Государство, в данном случае, берет на себя ответственность за судьбу всего общества, выступая руководящей и организующей силой. Специфика взаимоотношений государственной власти, как управляющего, организующего начала и гражданского общества, как сферы функционирования процессов самоорганизации определяется, в той или иной стране, сложившимися исторически условиями. Характерной особенностью нынешней ситуации в Узбекистане является то, что гражданское общество находится на стадии формирования. Кроме того, стратегический (по крайней мере, официально провозглашенный) курс руководства страны, направленный на создание демократической политической системы, формирование рыночных отношений в экономике, реализуется также в значительных преобразованиях системы государственной власти.
Указанное обстоятельство, по нашему мнению, с особой остротой ставит вопрос о поиске модели взаимодействия государственной власти и гражданского общества. Характер и особенности данного взаимодействия, по нашему мнению, выступают одним из основных элементов, определяющих развитий будущего узбекистанского общества.
Рассматривая возможные варианты взаимодействия гражданского общества и государственной власти, самоуправления и управления в развитии социума обратимся к опыту изучения данной проблемы в научной мысли. В истории научной мысли значительное место занимают учения, согласно которым государственная власть (в данном случае, носители этой власти) выполняет основную, первостепенную функцию регуляции общественных отношений. Данная идея нашла свое отражение в трудах Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля и др. которые утверждают, что государство должно максимально полно контролировать экономические, политические, духовные, культурные и прочие сферы жизни людей, распространять свое влияние на все общественные структуры. Специфика взаимоотношения государства и общества в Узбекистане определяет особенности системы государственной власти. В данном случае для системы государственной власти является характерным высокий уровень централизации, формирование жесткой вертикальной структуры управления государством, строгую подотчетность нижестоящих органов власти и их руководителей перед вышестоящими.
Точка зрения, отрицающая главенствующую роль государственной власти в регуляции общественных отношений, нашла свое отражение в социально-политических учениях антиэтатической направленности. В подобных учениях наблюдается два основных течения:
Для представителей первого (утопический социализм, марксизм, анархизм) государство выступает как явление, необходимое для развития человечества, но до определенного этапа. В процессе исторического развития оно должно исчезнуть. В обществе без государства, при выработке общих решений будет господствовать гармоничное согласие. Государственное управление теряет свою необходимость ввиду развития различных форм народного самоуправления. В данном обществе процессы самоорганизации должны найти свое максимальное, воплощение. Нужно отметить, что в социальной практике подобные идеи пока не были реализованы, более того, их реализация приводила к прямо противоположным результатам, а именно не к разрушению политической власти, а к ее максимальному усилению и сосредоточению в руках узкого круга лиц;
Представителями второго течения (Г. Спенсер, К. Поппер, Ф. Хайек др.) государственная власть оценивается как необходимая лишь в определенных пределах и для осуществления строго ограниченных функций. Считается целесообразной децентрализация государственного управления, уменьшение полномочий органов государственной власти, передача их органам местного самоуправления. Степень государственного контроля над обществом должна быть сведена к необходимому минимуму. Граждане, их объединения самостоятельно решают социальные проблемы. Социальная система тем самым саморегулируется, принимая в сложившихся условиях наиболее оптимальную конфигурацию. Деятельность органов власти, ввиду сокращения сферы управления, становится более оперативной и эффективной.
Все это мы рассматриваем благоприятные факторы для развития гражданского общества. В то же время необходимо отметить, что реализация изложенного выше подхода, в условиях отсутствия устойчивых демократических традиций, традиций самоуправления, стабильной правовой системы не всегда приводит к ожидаемым результатам.
Процесс формирования гражданского общества, является интегративным эффектом экономических, правовых, духовных, социальных процессов и условий. Их характер, прежде всего, зависит от деятельности государственной власти как организующей, управляющей социальной подсистемы. Поэтому выявить причины, возникающие затруднения в развитии гражданского общества и невысокий уровень реализации возможностей населения влиять на ситуацию в стране возможно лишь при анализе и оценке деятельности органов государственного управления на современном этапе развития Узбекистана.
Следует выяснить, насколько деятельность государственной власти в экономической, политической, правовой сферах способствует либо препятствует развитию гражданского общества, другими словами каким образом процессы социальной организации влияют на процессы самоорганизации.
За прошедший период существования Узбекистана как самостоятельного государства в ходе политических преобразований органы государственной власти внесли значительный вклад в формирование условий, способствующих становлению гражданского общества. Прежде всего, следует отметить создание соответствующей нормативной базы.
При проведении в стране реформ предпринят ряд мер, направленных на создание организационно-правовых, материальных условий для формирования институтов гражданского общества. Приняты законы об органах самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организациях, общественных объединениях и фондах, профессиональных союзах, о гарантиях и правах их деятельности. Большое общественно-политическое значение имело принятие законов о СМИ, защите профессиональной деятельности журналистов, о гарантиях и свободе получения информации и других законов. Реализуется принятая в Узбекистане Программа осуществления целей и задач демократизации и обновления общества, реформирования и совершенствования страны, которая предусматривает меры дальнейшего развития сильного гражданского общества.
Вместе с тем заметная активизация институтов гражданского общества сопровождалась и конституционными гарантиями их деятельности. Важным, с точки зрения поддержки институтов гражданского общества, явился Закон Республики Узбекистан «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». Созданная на сегодня законодательная база Законов обеспечивает свободное развитие ННО. Приняты ряд законов: «Об общественных объединениях» (1991 г.); «О негосударственных некоммерческих организациях» (1999 г.); «Об общественных фондах» (2003 г.); «О благотворительности» (2007 г.); «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» (2007 г.); «Об экологическом контроле» (2013 г.); «О социальном партнерстве» (2014 г.); «Об обращениях физических и юридических лиц» (2014 г.); «Об общественном контроле» (2018 г.) Данные законы, а также Постановления и Указы содержат в себе систему правовых, экономических, организационно-технических мер поддержки многообразной деятельности ННО, развития социального партнерства между ННО и органами государственной власти и управления.
Список литературы
1. Мирзиёев Ш. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Т. Узбекистон. С. 45.
2. Закон РУ «О негосударственных некоммерческих организациях.Т., 1999. Ст. 4.
3. Закон РУ «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций». Т., 2007. Ст. 5.