ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Суренков К.А.
Суренков Константин Александрович - магистрант, кафедра экономики и менеджмента, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва
Аннотация: государственная служба в России в течение последних лет прошла через ряд реформ и преобразований. Одной из таких реформ можно назвать реформу в Министерстве внутренних дел в 2009-2011 гг., административную реформу в сфере государственного управления. В статье рассматриваются государственные программы и проекты, принципы разработки и механизмы реализации на примере ФССП России.
Ключевые слова: ФССП России, Государственная служба, РФ, государственные программы, эффективность.
Качество функционирования территориальных местных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) оценивают по направлениям «Организация исполнительного производства» (далее - ИП), «Организация дознания», «Организация обеспечения установленного порядка деятельности судов» и «Организационно-управленческая деятельность». Для финальной оценки эффективности функционирования территориальных органов применяются статистические данные, учитывающие текущее состояние и итоговые результаты работы по конкретным направлениям деятельности.
По объективным данным и выводам отделов судебных приставов, причинами нереализации показателей работы в сфере исполнительного производства становятся некоторые объективные и субъективные причины [2].
К объективным причинам нереализации спрогнозированных показателей относят следующие: изменение обновленных документов относительно таких же в аналогичный период прошлого года (снижается доля документации по незначительным суммам взыскания). Реализация требований исполнительных актов в период деградации экономической ситуации в регионе, а именно: увеличение объема нефункционирующих предприятий, банкротство крупных организаций, которые стимулировали работу региона, сокращение рабочего персонала. Также влияет постоянная проблема динамики кадрового состава, что приводит к снижению уровня профессиональных навыков относительно всего штата за счет новых работников.
К объективным причинам недостаточного исполнения судебных актов также относятся миграция должников в целях поиска полноценной работы, отсутствие официальной рабочей регистрации должника.
К субъективным причинам относят следующие: низкая профессиональная подготовка судебных приставов-исполнителей (далее - СПИ) из-за высокого уровня кадровой мобильности в отделах. Это ведет к снижению дисциплины исполнителей и контроля над подчиненными начальниками отделов - старшими судебными приставами.
Все показатели делятся на основные и дополнительные.
1. В сфере ИП:
- процент фактически исполненных исполнительных производств;
- динамика и качество исполнения требований судебных актов и постановлений других органов, предъявленных к исполнению;
- уровень влияния обработки долгового имущества на качество реализации актов судов и различных уполномоченных органов;
- процентные показатели отношения выполнения планового задания по взысканию исполнительского сбора относительно реально взысканных средств;
- доля фактически исполненных ИП, возбужденных на основе судебных актов;
- объем фактически исполненных ИП, возбужденных на основании судебных актов о взыскании административных штрафов.
2. В сфере организации обеспечения утвержденного режима деятельности судов:
- процентный показатель реализации приводов в суд по уголовным производствам;
- процентный показатель реализации приводов в суд по административным делам.
3. В сфере организации процесса дознания:
- процентные результаты расследования уголовных дел в сфере преступлений против правосудия;
- оперативность дознания относительно затраченного времени;
- процентные показатели законности действий при расследовании уголовных дел;
- коэффициент примененных уголовно-правовых принуждений (УПП) по ИП, возбужденным в отношении юридических лиц
- коэффициент применения мер УПП по ИП, подразумевающих взыскание задолженностей по кредитам на сумму свыше 2,5 млн руб. [1].
Обеспечить выполнение установленных показателей в сфере принудительного исполнения поможет проведение мероприятий с учетом приоритетных направление деятельности.
- Наблюдение и контроль обращения взысканий на денежные средства должников, находящихся в кредитных учреждениях и банковских счетах.
- Проведение работы, направленной на расширение перечня кредитных учреждений и банков, с которыми ведется взаимный контроль по исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей, при помощи электронных средств.
- С целью выявления должников, проходящих по учетным документам соответствующих органов, проводить работы направленные на совершенствование электронного взаимодействия с государственными и другими регистрирующими органами.
- Для повышения результативности принудительного исполнения, применять новые информационные технологии. Повысить информированность населения о возможностях оплаты и погашения задолженности при помощи интернет-сервисов и платежных терминалов.
- Совершенствовать взаимодействие с представителями, уполномоченными принимать решения о взыскании денежных средств: банки и кредитные организации, предприятия в сфере ЖКХ, ТЭК и другие категории взыскателей и органов.
Положительную динамику на розыск физических лиц оказывает метод, основанный на проведении рейдов в пунктах регистрации автотранспорта ГИБДД, сотрудничество с больницами и службой скорой медицинской помощи. Для большей результативности стоит поддерживать постоянные международные связи с иностранными представителями и службами, а также организациями внутри нашего государства.
Государственные услуги Федеральной службы судебных приставов, включает в себя консультации, а также предоставление государственных услуг для информирования юридических или физических лиц о наличии/отсутствии судебных и иных взысканий, а также включение сведений в госреестр юридических лиц, реализовывающих деятельность по возвращению долгов.
Предоставление данных государственных услуг в России проводится территориальными отделениями ФССП России, а также структурными подразделениями. В данном случае заявителями на получение услуг выступают обычно юридические и физические лица, или же их представители с соответствующими полномочиями, которые обратились с заявлением для предоставления перечисленных государственных услуг или одной из них.
Федеральная служба судебных приставов постоянно принимает участие в разных программах государственного плана по развитию страны и управления государством.
Госпрограмма «Юстиция». Целью данной программы является реализация гражданских прав и прав организаций, а также рост защиты публичных интересов.
В задачи программы входят поддержание и развитие на рынке в отрасли предоставления профессиональных юридических услуг. Для этого исключают всех недобросовестных участников, а также проводят упорядочивание системы оказания профессиональных услуг в области юриспруденции.
Результат, который ожидается от программы - рост уровня защиты законных интересов и прав граждан и организаций, а также формирование единого рынка услуг, направленных на оказание профессиональной помощи в области юриспруденции разных гражданам и слоям населения.
Госпрограмма «Развитие здравоохранения».
Целью программы является обеспечение доступности и оптимальных условий развития медицинской реабилитации, а также лечения в санаторно -курортных заведениях для всех слоев населения, в том числе и для детей.
Задачи: повысить качество и доступность санаторно -курортного лечения для всех категорий граждан.
Ожидаемые итоги: достижение высокого уровня качества и доступности для сотрудников ФССП России и их родственников медицинской помощи.
Госпрограмма «Поддержка населения».
Целью программы можно назвать развитие социальных мер помощи для отдельных категорий граждан РФ.
Задачи: рост уровня доступности соцобеспечения граждан, а также формирование условий для повышения благосостояния российских граждан.
Ожидаемый результат: наращивание объемов услуг социальной сферы, которые оказываются социально ориентированным некоммерческим организациям.
Судебные приставы регулярно принимают участие в благотворительных мероприятиях и акциях, которые направлены на поддержку детей, растущих в неблагополучных семьях, а также в семьях, попавших в сложные ситуации в жизни.
Приведенный перечень проблем исполнения судебных и других актов далеко не полон. В Российской Федерации законодательная система об исполнительном производстве недостаточно эффективная и нуждается в регулярном совершенствовании. В первую очередь, пересмотру и добавлению дополнительных правил подлежат установленные нормы, касающиеся заработных плат судебных приставов, вопросы обжалования различных действий (бездействия) судебных исполнителей (приставов) и быстрого принятия определенных мер по гражданским обращениям и жалобам взыскателей.
Список литературы
1. Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические
основы / Под ред. Вахлеева Д.Х., Челышева М.Ю. М.: Статут, 2009. С. 302.
2. Новокрещенов А.Н. Две стороны одной медали ФССП России или необходимость реформы службы судебных приставов РФ // Законодательное собрание Свердловской области РФ.
3. Новокрещенов А.Н. Необходимость реформы службы судебных приставов РФ // Законодательное собрание Свердловской области РФ.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (ред. от 10.02.2017) // СЗ РФ, 2010. № 32. Ст. 4329.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (ред. от 08.04.2017) // СЗ РФ. 2010. № 47. Ст. 6166.