ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Суренков К.А.
Суренков Константин Александрович - магистрант, кафедра экономики и управления, Московский финансово-юридический университет Московская финансово-юридическая академия, г. Москва
Аннотация: эффективность государственной власти и методы ее повышения можно назвать основным ориентиром совершенствования государственной службы. Таким образом, степень эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов как органа исполнительный власти, который должен реализовать определенный законом алгоритм функционирования судов на территории России. В статье рассмотрена Федеральная служба судебных приставов в системе органов исполнительной власти.
Ключевые слова: ФССП, РФ, исполнительная власть, государственное управление.
По данным Министерства экономического развития РФ один из основных нюансов эффективного экономического развития России - это качество управления государственными органами [1]. Современные условия рынка предъявляют все более высокие требования к качеству работы государственного управленческого аппарата и собственно исполнительной власти. Исходя из этого, функционирование органов власти подлежит разносторонней оценке ее качества и эффективности.
Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет Федеральную службу судебных приставов (ФССП России) и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов для принудительного исполнения судебных актов, должностных лиц и актов других органов [2].
Штат сотрудников строился с позиции обязательного высшего или среднего юридического (профильного) образования.
Общая концепция административной реформы определяет, что ФССП России подведомственно относится к Минюсту России. Последнее, в свою очередь, входит в состав федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которой руководит Президент РФ. Минюст России осуществляет контроль и координацию функционирования находящейся в его ведении службы судебных приставов, а также принимает нормативные правовые акты, относящиеся к функционированию Службы.
Согласно Положению о ФССП России (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316) ключевыми задачами ФССП России обозначены:
- обеспечение безопасности работы в судах;
- организация принудительного исполнения исполнительных документов судов, а также других органов;
- выявление, пресечение и расследование преступлений против правосудия.
При этом нужно уточнить, что все задачи (кроме последней) должны реализовываться через решение важных заданий, которые ставятся судебным приставам.
Первая задача реализуется ФССП России обеспечением утвержденного режима функционирования судов (далее судебные приставы по ОУПДС), где организовывается безопасная работа всех категорий судов. Еще при императоре Александре II в обязанности приставов входила передача в руки (вручение) бумаг и повесток, выполнение указаний, полученных от председателя суда. Судебные приставы, служащие при мировых съездах, занимались передачей и отсылкой денег и иных ценных грузов или пакетов. Перед началом судебного заседания пристав докладывал председателю о готовности к заседанию, указывал присутствующим на
выход судьи и присяжных в зал заседания. Пристав предлагал всем встать и не покидал зал в течение всего разбирательства, поддерживая порядок и тишину в зале суда, а на основе письменного приказа - заключал под стражу присутствовавших, нарушивших установленный порядок. Устанавливалась дисциплинарная и уголовная ответственность судебных приставов. Они могли понести наказание за любой незаконный отказ от исполнения своих прямых обязанностей, промедление при доставке порученных бумаг, превышение допустимой власти и другие противозаконные действия. Приставам запрещалось самостоятельно менять место жительства с наказанием вплоть до увольнения с должности.
Современные обязанности судебного пристава по ОУПДС, существенно не отличаются от тех же, что были в 1864 г.
Деятельность судебных приставов в большинстве своем направлена на обеспечение судебной защиты свобод и прав (ст. 46 Конституции РФ).
Вторая задача - это реализация решений судов судебными приставами-исполнителями (далее - СПИ) в рамках исполнительного производства (далее - ИП).
Ключевыми обязанностями ИП являются: своевременная и правильная реализация исполнительных актов для защиты нарушенных свобод, прав и законных требований граждан РФ и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).
Принудительная реализация решений суда является обязательной частью функционирования системы правосудия. При этом исполнение ИП производится органом исполнительной власти - ФССП России, гос. служащими которой и является СПИ.
Решение указанных задач подразумевает законодательную конкретизацию условий и порядка принудительного выполнения постановлений судебных и смежных органов.
В некоторых случаях, которые предусмотрены Федеральным законом, указания, содержащиеся в решениях судов, на основании ст.7 Закона об ИП, могут выполняться другими должностными лицами или гос. органами. Подобные органы выполняют постановления исполнительных актов, на основании ч.2. ст.7 ФЗ «Об исполнительном производстве», в порядке, который может регулироваться другими ФЗ. Устанавливаются бюджетным законодательством РФ порядок и условия исполнения решений судов о передаче гражданам и организациям финансовых переводов соответствующего фонда бюджетного комплекса РФ. К органам, уполномоченным реализовывать подобные постановления, относят: Минфин РФ и смежные финансовые государственные органы субъектов РФ (муниципальных образований), органы казначейства. В исключительных случаях реализация судебных актов становится возможной посредством передачи исполнительных документов к СПИ.
Третья задача - это первичное расследование, которое происходит в форме дознания и вступило в силу на основе постановления от 19.07.2009 г. № 194- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О судебных приставах» [3]. Первичное расследование осуществляют дознаватели (специалисты-эксперты) ФССП России. На практике СПИ довольно часто сталкиваются с отказом от исполнения своих требований должником, что в свою очередь, препятствует реальному (фактическому) исполнению судебных решений. Отказ исполнения приговора, решения суда или иного акта, ведет не только к административной, но и к уголовной ответственности. Специалист эксперт-дознаватель определяет подобные факты. Непосредственным предметом дела могут стать имущественные и неимущественные отношения, законные интересы субъектов, предприятий, организаций, учреждений. Действующий УК РФ предусматривает несколько определений состава преступлений, которые базируются на реализации решений суда, распределенных в различные категории дел. Таковыми признаются:
- злостное невыполнение приговора, решения суда или других судебных актов (ст. 315 УК РФ);
- незаконные манипуляции относительно имущества, зафиксированного в описи или находящимся под арестом, либо определенного к конфискации (ст. 312 УК РФ);
- разглашение информации о мерах безопасности, применяемых в отношении лица, участвующего в отправлении правосудия (ч. 1 ст. 311 УК РФ);
- злостный отказ в погашении задолженности по кредиту (ст. 177 УК РФ);
- злостный отказ уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей или недееспособных родителей (ст. 157 УК РФ);
- препятствие реализации правосудия (ст.294 УК РФ);
- неуважение к суду, оскорбление присутствующих на судебном разбирательстве (ст. 297 УК РФ).
Критическим влиянием в правовом регулировании функционирования территориальных органов ФССП России владеет ведомственная база нормативных актов.
Список литературы
1. Приказ Минюста РФ от 09.04.2007 № 69 (ред. от 30.12.2008) «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.04.2007 № 9305).
2. Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
3. Федеральный закон от 19.07.2009г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛОБНИ Вышегородцев А.В.
Вышегородцев Антон Викторович - магистрант, кафедра экономики и управления, Московский финансово-юридический университет МФЮА, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются ключевые аспекты по проблеме формирования и развития государственно-частного партнерства в России на конкретном примере -администрации города Лобни. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также отечественного опыта в данном вопросе. Ключевые слова: партнерство, формирование, администрация города, Лобня, обустройство, городская среда.
Государственно-частное партнерство становится все более востребованным инструментом в решении социально-экономических задач. Так, администрацией города Лобни принят инновационный проект, рассчитанный на государственно -частное партнерство в секторе жилищно-коммунальных услуг.
Попытаемся разобраться с опытом работы в этой сфере и оценить ее преимущества на примере администрации Лобни. Итак, городская администрация приняла проект в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обустройства городской среды. Проект рассчитан на реализацию в течении 2017-2020 года. Всего планируется привлечь до 500 млн. инвестиций со стороны частных инвесторов. первый и самый важный вопрос - обустройство дворовых территорий. [1]
Очевидно, что возможности управляющих компаний исчерпаны, между тем, современными требованиями установлен жесткий регламент по совершенствованию условий проживания в городской среде. Так, планируется обустроить свыше 100 дворовых территорий на сумму больше 75 млн. руб. К участию в работе