Научная статья на тему 'Государственные источники финансирования территориального развития муниципального образования'

Государственные источники финансирования территориального развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИНЖЕНЕРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Елена Владимировна

Основным приоритетом социально-экономического развития региона является повышение качества жизни населения. Государственные источники финансирования в комплексное освоение территорий позволит не только решить жилищную проблему населения, но и создать более комфортные условия жизни, повысить уровень экономического развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные источники финансирования территориального развития муниципального образования»

Государственные источники финансирования территориального развития муниципального

образования

Аннотация: Основным приоритетом социально-экономического развития региона является повышение качества жизни населения. Государственные источники финансирования в комплексное освоение территорий позволит не только решить жилищную проблему населения, но и создать более комфортные условия жизни, повысить уровень экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: комплексное освоение территорий, жилищное строительство, инженерная и социальная инфраструктуры, социальная эффективность, экономическая эффективность.

Mihaylova E.V. State sources of financing of territorial development of municipality

Abstract: The main priority of social and economic development of the region is improvement of quality of life of the population. The state sources of financing in complex development of territories will allow not only to solve housing problem of the population, but also to create more comfortable living conditions, to raise level of economic development of municipality.

Key words: complex development of territories, housing construction, engineering and social infrastructures, social efficiency, economic efficiency.

Основной целью управления территориями является удовлетворение широкого спектра растущих потребностей населения в труде, жилье, питании, образовании, быте, отдыхе и др. Удовлетворение этих потребностей повышает качество жизни населения и является условием перехода экономики на более высокий уровень развития.

Одной из первичных потребностей индивидуума и общества является потребность в жилье, воспроизводство которого стимулирует развитие других инфраструктурных элементов. При этом жилье выступает одновременно и как инструмент создания условия для формирования важнейшего ресурса региональной экономики - кадрового ресурса.

Отсутствие реальных возможностей у населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания тормозит развитие человеческого потенциала, его свойств, необходимых для современной инновационной экономики, препятствует полноценному и гармоничному развитию личности, снижает демографическую активность населения, обостряет социальную напряженность в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития регионов страны.

Решением этой проблемы является комплексное освоение территорий, когда наряду с жилым фондом развивается инженерная инфраструктура, строятся объекты социальной сферы: детские сады, школы, объекты соцкультбыта, кинотеатры и т.д. Кроме того, капитальное строительство является важнейшим источником новых рабочих мест, так как на одно рабочее место в строительстве создается до 8-10 рабочих мест в смежных отраслях (транспорт, энергетика, производственная база и

др.).

Поддержка комплексной компактной застройки осуществляется в рамках отбираемых субъектами РФ на конкурсной основе проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях массового жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, привлекаемых для проживания на территории комплексной застройки.

Разработка такого проекта предполагает осуществление следующих этапов:

1.Проведение анализа демографической ситуации в муниципальном образовании по следующим показателям:

1. Динамика численности населения, человек;

2. Динамика изменения удельного веса мужчин и женщин в общей численности населения, %;

3. Динамика изменения удельного веса отдельных возрастных категорий в общей численности населения, человек

Михайлова Елена Владимировна

К.э.н., доцент НОУ ВПО ВИБ Г. Волгоград tranz-volga@yandex. ru

4. Занятость трудовых ресурсов занятых в экономике муниципального образования по основным видам деятельности, человек;

5. Структура трудовых ресурсов, %;

6. Структура миграционных процессов муниципального образования, человек

Если в результате проведенного анализа демографическая ситуация оценивается как критическая и рождаемость не превышает 15 младенцев в год на 1000 человек, то инвестиции в комплексную застройку могут быть не эффективными.

Если демографическая ситуация не по всем индикаторам относится к критической, наблюдается миграционный прирост и рождаемость на 1000 человек - 15 и более младенцев, или относится к приемлемой и устойчивой, то главе муниципального образования рекомендуется начать работу по реализации инвестиционного проекта, связанного с обновлением жилого фонда.

2.Анализ существующего жилищного фонда проводится по показателям:

• общая площадь жилищного фонда;

• общая площадь жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным (ветхим);

• общая площадь жилищного фонда, приходящаяся в среднем на одного жителя;

• степень благоустройства жилищного фонда;

• количество граждан, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий (на этом этапе целесообразно формирование списка нуждающихся в разрезе муниципальных образований региона, а также планируемые к строительству крупные инвестиционные проекты региона, которые потребуют привлечения новых трудовых ресурсов).

3.Рассчитывается объем строительства позволяющий обновлять жилищный фонд муниципального образования делением общего количества домовладений на 100 (это будет тот объем строительства, который позволит обновлять жилищный фонд).

4.Определяются категории граждан способные за свой собственный счет или за счет государства обеспечить строительство нового жилья

5.Суммируя требуемые объемы строительства жилья по пунктам 3 и 4 рассчитывается фактический объем строительства.

6.Определяется прирост численности населения в результате реализации инвестиционного проекта и на основе таблиц сопряженности рабочих мест в других смежных отраслях.

7.Определяется необходимость реконструкции или дополнительного строительства объектов социальной инфраструктуры.

8.Рассчитывается площадь земельного участка под строительство в соответствии со СНиП 2.07.01-89* и региональных нормативов градостроительного проектирования.

9.Определяется потребность в объектах инженерной инфраструктуры

• Проводится оценка текущего состояния инженерного оборудования.

• Выявляются объекты инженерной инфраструктуры первичные для будущего строительства.

10.Составление схемы территориального планирования и генерального плана муниципального образования.

11.Разработка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы, подготовка заявки для включения в проект адресной инвестиционной программы региона (для обеспечения софинансирования), размещение государственного заказа на выполнение работ и услуг.

12.Оборудование земельного участка объектами инженерной инфраструктуры и строительство жилья.

Одной из основных проблем при жилищном строительстве является поиск источников финансирования. В Волгоградской области в рамках подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства" областной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы) возможно получение следующих субсидий из областного бюджета:

• бюджетам муниципальных образований и юридическим лицам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам производится из расчета предусмотренной кредитным договором процентной ставки, но не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на три процентных пункта.

• бюджетам муниципальных образований на финансирование развития инженерной и социальной инфраструктур муниципальных образований, для строительства жилья экономкласса, в том числе осуществляемого жилищно-строительными кооперативами, членами которых являются работники бюджетной сферы

• бюджетам муниципальных образований субсидий на развитие инженерной и социальной инфраструктур осуществляется на условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований. Размер долевого участия муниципальных образований определяется в соответствии с Законом Волгоградской области от 11 апреля 2008 г. N 1661-ОД "О предоставлении бюджетам муниципальных образований Волгоградской области субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения".

Объемы государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства отражаются в федеральном бюджете на соответствующий плановый период в соответствие с программой государственных внутренних заимствований. Максимальный размер государственной гарантии по заимствованиям, осуществляемым субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и юридическими лицами в целях жилищного строительства, в том числе при малоэтажном жилищном строительстве, составляет 50 процентов от суммы основного долга. При этом обеспечением оставшейся части обязательств перед кредитором могут быть любые иные формы обеспечения [1, с. 33].

В качестве залогового механизма для обеспечения обязательства предлагается использовать свободные земельные участки, предназначенные для жилищного строительства. Органы местного самоуправления оформляют свободные земельные участки поселений, предназначенные для жилищного строительства в качестве обеспечения государственных и муниципальных гарантий. Особенность состоит в том, что под залог этих участков привлекаются денежные средства в объеме необходимом для создания инженерной инфраструктуры. В этом случае федеральный и региональный бюджеты принимают на себя обязательства по предоставлению государственных гарантий.

Максимальный срок государственной гарантии должен соответствовать срокам исполнения обязательства, обеспечиваемого данной гарантией. В виду того, что кредиты на подготовку земельных участков могут быть возвращены за счет средств от реализации земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, или жилья, построенного на данных земельных участках, то гарантии предоставляются на срок не более 3 лет при условии, что кредитный период не превышает сроков реализации соответствующих подпрограмм.

Реализация проекта по комплексному обустройству территорий позволяет получить два вида эффекта: экономический и социальный.

Экономическая эффективность выражается в увеличении оборота строительной отрасли, в развитии банковской, страховой сферы, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования и др. Помимо этого происходит рост доходной части бюджетов всех уровней за счет повышения поступлений налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций.

Социальная эффективность проекта оценивается не только ростом дополнительных услуг социального характера, но и исходя из дополнительных рабочих мест, создаваемых в процессе и после его реализации. Помимо этого, подразумевая, что новые рабочие места будут заняты работниками со своими семьями, следует говорить о социальной эффективности проекта в части прироста как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения (детей)

Таким образом, комплексное освоение территорий не только решает жилищную проблему, но и повышает качество жизни населения, способствует экономическому развитию региона.

Список литературы

1. Кабанов В.Н. Принципы управления жилищным строительством в муниципальной социально-экономической системе // Региональная экономика: теория и практика - 2009. - №22. - С. 32 - 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.