Научная статья на тему 'Государственные источники финансирования территориального развития муниципального образования'

Государственные источники финансирования территориального развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
268
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексное освоение территорий / жилищное строительство / инженерная и соци- альная инфраструктуры / социальная эффективность / экономическая эффективность / complex development of territories / housing construction / engineering and social infrastructures / social efficiency / economic efficiency

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кривченкова Елена Валерьевна

Основным приоритетом социально-экономического развития региона является повыше-ние качества жизни населения. Государственные источники финансирования в комплексное освоение тер-риторий позволит не только решить жилищную проблему населения, но и создать более комфортные усло-вия жизни, повысить уровень экономического развития муниципального образования.комплексное освоение территорий, жилищное строительство, инженерная и соци-альная инфраструктуры, социальная эффективность, экономическая эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SOURCES OF FINANCING OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF MUNICIPALITY

The main priority of social and economic development of the region is improvement of quality of life of the population. The state sources of financing in complex development of territories will allow not only to solve housing problem of the population, but also to create more comfortable living conditions, to raise level of economic development of municipality.

Текст научной работы на тему «Государственные источники финансирования территориального развития муниципального образования»

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Горизонты новой экономики

УДК 332.145 ББК 65.261.7 К 82

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Кривченкова Елена Валерьевна,

магистрант кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел. (937) 553 69 00, e-mail: [email protected]

Аннотация. Основным приоритетом социально-экономического развития региона является повышение качества жизни населения. Государственные источники финансирования в комплексное освоение территорий позволит не только решить жилищную проблему населения, но и создать более комфортные условия жизни, повысить уровень экономического развития муниципального образования.

Ключевые слова: комплексное освоение территорий, жилищное строительство, инженерная и социальная инфраструктуры, социальная эффективность, экономическая эффективность.

STATE SOURCES OF FINANCING OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF MUNICIPALITY

Krivchenkova Elena Valeryevna,

graduate student of the Department of Economics and Management of the Volgograd Institute of Business,Volgograd. Ph.: (937) 553 69 00, e-mail: [email protected]

Summary. The main priority of social and economic development of the region is improvement of quality of life of the population. The state sources of financing in complex development of territories will allow not only to solve housing problem of the population, but also to create more comfortable living conditions, to raise level of economic development of municipality.

Keywords: complex development of territories, housing construction, engineering and social infrastructures, social efficiency, economic efficiency.

Одна из главных целей управления территориями - повышение качества жизни населения. В свою очередь удовлетворение основных потребностей населения в труде, образовании, жилье, питании и т.д. является условием для перехода экономики на более высокий уровень развития.

Удовлетворение потребности человека и общества в жилье позволяет стимулировать развитие ряда инфраструктурных элементов. При этом жилье является одним из инструментов формирования кадрового ресурса региональной экономики.

Если у населения отсутствует реальная возможность по удовлетворению потребности проживания в комфортных условиях, то это отрицательно сказывается на развитии человеческого потенциала. Помимо этого снижается демографическая

активность населения и обостряется социальная напряженность, что приводит к замедлению регионального экономического развития.

Решением этой проблемы является комплексное освоение территорий, которое включает в себя не только строительство жилого фонда, но и объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Кроме того, капитальное строительство является важнейшим источником новых рабочих мест, так как на одно рабочее место в строительстве создается до 8-10 рабочих мест в смежных отраслях (транспорт, энергетика, производственная база и др.).

Поддержка комплексной компактной застройки осуществляется в рамках отбираемых субъектами РФ проектов на конкурсной основе. Проекты

29

Горизонты новой экономики

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

должны предусматривать комплексное освоение земельных участков: жилищное строительство и создание благоприятных условий для проживания граждан на территории застройки.

Разработка такого проекта предполагает осуществление следующих этапов:

Проведение анализа демографической ситуации в муниципальном образовании по следующим показателям:

1. Динамика численности населения, человек;

2. Динамика изменения удельного веса мужчин и женщин в общей численности населения, %;

3. Динамика изменения удельного веса отдельных возрастных категорий в общей численности населения, человек

4. Занятость трудовых ресурсов занятых в экономике муниципального образования по основным видам деятельности, человек;

5. Структура трудовых ресурсов, %;

6. Структура миграционных процессов муниципального образования, человек

Если в результате проведенного анализа демографическая ситуация оценивается как критическая и рождаемость не превышает 15 младенцев в год на 1000 человек, то инвестиции в комплексную застройку могут быть не эффективными.

Если демографическая ситуация не по всем индикаторам относится к критической, наблюдается миграционный прирост и рождаемость на 1000 человек - 15 и более младенцев, или относится к приемлемой и устойчивой, то главе муниципального образования рекомендуется начать работу по реализации инвестиционного проекта, связанного с обновлением жилого фонда.

Анализ существующего жилищного фонда проводится по показателям:

• общая площадь жилищного фонда;

• общая площадь жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным (ветхим);

• общая площадь жилищного фонда, приходящаяся в среднем на одного жителя;

• степень благоустройства жилищного фонда;

• количество граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (на этом этапе целесообразно формирование списка нуждающихся в разрезе муниципальных образований региона, а также планируемые к строительству крупные инвестиционные проекты региона, которые потребуют привлечения новых трудовых ресурсов).

Рассчитывается объем строительства позволяющий обновлять жилищный фонд муниципального образования делением общего количества домовладений на 100 (это будет тот объем строительства, который позволит обновлять жилищный фонд).

Определяются категории граждан способные за свой собственный счет или за счет государства обеспечить строительство нового жилья

Суммируя требуемые объемы строительства жилья по пунктам 3 и 4 рассчитывается фактический объем строительства.

Определяется прирост численности населения в результате реализации инвестиционного проекта и на основе таблиц сопряженности рабочих мест в других смежных отраслях.

Определяется необходимость реконструкции или дополнительного строительства объектов социальной инфраструктуры.

Рассчитывается площадь земельного участка под строительство в соответствии со СНиП 2.07.0189* и региональных нормативов градостроительного проектирования.

Определяется потребность в объектах инженерной инфраструктуры

• Проводится оценка текущего состояния инженерного оборудования.

• Выявляются объекты инженерной инфраструктуры первичные для будущего строительства.

Составление схемы территориального планирования и генерального плана муниципального образования.

Разработка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы, подготовка заявки для включения в проект адресной инвестиционной программы региона (для обеспечения софинансирования), размещение государственного заказа на выполнение работ и услуг.

Оборудование земельного участка объектами инженерной инфраструктуры и строительство жилья.

Одной из основных проблем при жилищном строительстве является поиск источников финансирования. В Волгоградской области в рамках подпрограммы “Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства” областной целевой программы “Жилище” на 20112015 годы) бюджетам муниципальных образований возможно получение следующих субсидий из областного бюджета [1]:

- на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, которые были получены в российских кредитных учреждениях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков. Возмещение производится из расчета процентной ставки, предусмотренной кредитным договором, но не боле ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на три процентных пункта.

- на финансирование развития инженерной и социальной инфраструктур муниципальных образований, для строительства жилья экономкласса.

30

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Горизонты новой экономики

- выплата субсидий на развитие инженерной и социальной инфраструктур осуществляется на условиях софинансирования. Величина долевого участия муниципального образования определяется в соответствии с Законом Волгоградской области № 1661-ОД от 11 апреля 2008 г. [2].

Сумма государственных гарантий РФ по заимствованиям, направленным на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства отражаются в федеральном бюджете. Максимальный размер государственной гарантии по заимствованиям составляет 50% от суммы основного долга. Обеспечением оставшейся суммы обязательств могут быть любые другие формы [3, c. 33].

Залогом для обеспечения обязательств могут выступить земельные участки, которые предназначены для жилищного строительства. Органы местного самоуправления оформляют эти земельные участки в качестве обеспечения государственных и муниципальных гарантий. Под залог участков привлекаются денежные средства в том объеме, который необходим для возведения объектов инженерной инфраструктуры.

Возврат кредитов на подготовку земельных участков может быть осуществлен за счет средств от реализации участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, или жилья возведенного на этих участках. Поэтому гарантии должны предоставляться на срок до 3 лет. При этом кредитный период не должен превышать сроков реализации соответствующих подпрограмм [4].

Реализация проекта по комплексному обустройству территорий позволяет получить два вида эффекта: экономический и социальный.

Экономическая эффективность выражается в увеличении оборота строительной отрасли, в развитии банковской, страховой сферы, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования и др. [5] Помимо этого происходит рост

доходной части бюджетов всех уровней за счет повышения поступлений налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций.

Социальная эффективность проекта оценивается не только ростом дополнительных услуг социального характера, но и исходя из дополнительных рабочих мест, создаваемых в процессе и после его реализации. Помимо этого, подразумевая, что новые рабочие места будут заняты работниками со своими семьями, следует говорить о социальной эффективности проекта в части прироста как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения (детей).

Таким образом, комплексное освоение территорий не только решает жилищную проблему, но и повышает качество жизни населения, способствует экономическому развитию региона.

ИСТОЧНИКИ:

1. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы : постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 06.10.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 5. -Ст. 739

2. О предоставлении бюджетам муниципальных образований Волгоградской области субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения: Закон Волгоградской области от 11 апреля 2008 г. № 1661-ОД.

3. Баянов Б.А. Система бюджетных инструментов финансовой поддержки жилищного строительства // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - № 1. -С. 30-33.

4. Кабанов В.Н. Принципы управления жилищным строительством в муниципальной социально-экономической системе // Региональная экономика: теория и практика - 2009. - №22. - С. 32 - 35.

5. Шамрай Л.В., Горбунова Е.Г. Оценка результативности управленческих решений по критериям экономической эффективности // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 2. - С. 160.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.