Одним из важнейших средств обеспечения реальности прав и свобод человека в современном обществе является деятельность государства и его органов по созданию условий для полной реализации законных прав и свобод, также обеспечивающая в необходимых случаях эффективные средства для их защиты. Меры по защите прав человека требуют надлежащих гарантий их обеспечения. Под гарантиями обеспечения прав человека понимается не только правовая обеспеченность, закрепленная в международном и государственном законодательстве, но и система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер [5, с. 12]. Общие условия реализации прав личности, к числу которых относятся экономические, социальные, политические и духовные основы функционирования общества, в юридической литературе получили название общих гарантий, закрепленных в законе средств, являющихся правовым выражением общих условий, непосредственно обеспечивающих возможность правомерной их реализации и охраны, прав человека в обществе [4, с. 125].
Государственную систему защиты прав человека образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, специальные государственные органы, обеспечивающие надзор за соблюдением прав человека, дополнительные государственные учреждения и организации, принимающие участие в обеспечении соблюдения и защиты прав человека в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также международными принципами и нормами в сфере реализации прав человека.
Основные функции государственной системы защиты прав человека сводятся к следующему:
- выявление, предупреждение и искоренение нарушений прав свобод человека со стороны государственных органов, должностных лиц, учреждений, организаций либо граждан;
- развитие и совершенствование законодательных основ обеспечения прав человека в соответствии с принципами верховенства Конституции и закона;
- наделение органов государственного управления, а также органов судебной власти, правоохранительных органов необходимыми организационно-правовыми механизмами обеспечения, восстановления и защиты прав человека;
- создание необходимых условий для доступа граждан в органы, входящие в систему государственной защиты прав человека, особенно самых незащищенных слоев населения;
- постоянное совершенствование форм и методов государственной защиты прав человека с учетом изменений, происходящих в обществе, а также зарубежного опыта, накопленного в данной сфере;
- содействие информационно-просветительскому обеспечению населения по вопросам прав человека, воспитанию культуры реализации гражданами своих прав;
- разработка и совершенствование форм координации правозащитной деятельности государственных органов между собой, а также механизмов взаимодействия государства, институтов гражданского общества и международных организаций по вопросам защиты прав человека.
Содержание гарантий государственной защиты прав и свобод личности весьма динамично. Оно обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью и зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в стране.
Гарантии государственной защиты можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле речь должна идти о совокупности условий, средств и других факторов (принципов государственной защиты и т.д.), позволяющих обеспечить государственную защиту прав и свобод каждого. В узком смысле это только условия и средства, позволяющие осуществлять государственную защиту прав и свобод личности. Как справедливо указывал Л.Д. Воеводин, понятием «гарантии» охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и защиту прав и свобод, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений [10, с. 44].
Следует отметить, что среди ученых-юристов нет единого определения гарантий, существует много различных подходов к их определению, что во многом связано как с объемом, так и со сложностью изучения всей системы гарантий прав и свобод личности. Тем не менее выделим некоторые общие положения, нашедшие отражение в научной литературе. Различные авторы под гарантиями понимают определенные средства, условия, способы, факторы, меры обеспечения
возможности реализации и защиты. Так, А.С. Мордовец определяет гарантии как систему социальноэкономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности граждан для осуществления своих прав, свобод и интересов [6, с. 275].
У Л.Д. Воеводина основное функциональное предназначение гарантий - это «...создание возможностей более полного претворения в жизнь прав и свобод личности», а также «...неукоснительная охрана и защита этих прав и свобод от любых нарушений со стороны как отдельных органов государства, должностных лиц, так и граждан» [2, с. 108].
Помимо правообеспечительных и правоохранительных функций, гарантии могут выполнять и превентировать функции, суть которых выражается в создании преград, препятствующих развитию негативных сторон. Кроме того, гарантии должны срабатывать и в случае нарушения субъективного права, устранять последствия правонарушений. Гарантийные средства, защищающие и восстанавливающие субъективное право, делают возможным его реализацию.
В механизме правового регулирования ученые отмечают, что гарантии выполняют мотивационную функцию в правовом поведении граждан, влияют на выбор его определенного варианта правомерного поведения [9, с. 13]. Иногда эти функции выполняются не одной гарантией, а рядом групп гарантий, что дает основание говорить о соответствующей системе.
По мнению О.А. Снежко, гарантии - это те общие условия и специальные средства, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и в случае нарушения защиту прав человека и гражданина. В этом заключаются функциональные назначения гарантий [8, с. 142-145].
В рассматриваемом контексте их можно определить как совокупность общесоциальных, политических, юридических и организационных условий и средств, используемых органами государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения прав и свобод, безопасности личности от возможных посягательств.
Неразрывность правового статуса человека и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус человека, не снабженный правовыми гарантиями, обеспечивающими человеку реализацию его прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо, скорее, он будет носить формальный характер.
Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т.п., при помощи которых обеспечивается осуществление правового статуса человека с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов [5, с. 11].
С точки зрения формы закрепления, правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантированности основных прав, свобод и обязанностей граждан подобно тому, как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовые положения граждан, а лишь его основы. Но, по конституционным гарантиям, необходимо подчеркнуть, что можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем.
Юридические гарантии являются основными гарантиями защиты прав человека, обеспечения свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону. Обязанность государства - обеспечивать человека правом на судебную защиту и на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной [4, с. 120].
Мы предлагаем понимать под гарантиями государственной защиты прав и свобод человека и гражданина совокупность определенных условий, специальных средств и способов организационной деятельности государственных органов, призванных обеспечить государственную защиту прав и свобод человека.
В современных условиях на первый план выходит задача формирования и действия системы реальных гарантий защиты прав человека. В научной литературе выдвинуто положение о новой отрасли научных знаний, именуемой «наукой прав человека» (Ф.М. Рудинский, Б.Л. Назаров, П.В. Анисимов и др.). Полагается, что «наука прав человека» входит в состав общей теории права и
государства и составляет существенную часть теории правового статуса и правового положения человека. Точнее, следует говорить о «теории прав человека», как это делает Е.А. Лукашева. Права человека составляют предмет многих отраслей юридической науки, равно как изучаются и иными общественными науками [3, с. 328].
Для практического осуществления этих прав во всех областях общественной и политической жизни необходимо эффективное, согласованное и целенаправленное взаимодействие структур гражданского общества и правового государства. «Человек в России и в мире в целом должен воспитываться так, чтобы он понимал, что, если нарушит закон, его ждет суровая кара - наказание, причем большее, чем выгода от правонарушения. Но в то же время человек, ущемленный в законных правах, не только должен знать, что он может их защищать, но должен знать и реальный универсальный механизм защиты прав человека, который мы должны создать» [6, с. 278]. Относительная самостоятельность политической и неполитической сфер жизни, их взаимные противодействия и сдержки должны быть дополнены их активными усилиями и сотрудничеством, без чего невозможно взаимосогласованное, сбалансированное и стабильное развитие этих двух сфер социального целого.
При формировании и реализации концепции гарантий защиты «...необходимо последовательно учитывать, что правовое начало в концентрированном виде, согласно Конституции, представлено в виде прав человека. В силу этого основные правовые характеристики всего конституционно регламентируемого пространства в целом и правовой государственности в особенности даны в Конституции с позиций и под углом зрения прав человека» [7, с. 28]. Основная цель современной правовой политики состоит в провозглашении и защите прав человека, создании механизмов для их реализации. Ограничение произвола государства рамками закона, ликвидация бесправия человека -внутренние условия функционирования гражданского общества и правового государства. Соблюдение и защита прав граждан традиционно считаются одним из основополагающих принципов построения правового государства [1, с. 27].
Поэтому важнейшим ориентиром гарантий прав современного государства, особенно заявившего о своем стремлении быть правовым, безусловно, является защита прав человека, закрепленных как в международных договорах, так и во внутригосударственном праве, в первую очередь в Основном законе страны.
Литература
1. Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. М., 1995.
2. Воеводин Л.Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов власти социалистического государства. М., 1979.
3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности: Монография. М., 2008.
4. Институт защиты прав человека: Монография / Под ред. П.В. Анисимова, И.А. Блинова, В.П. Палченкова. Волгоград: ВА МВД России, 2009.
5. Миронов А.Л. Обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина // Закон и право. 2011. № 3.
6. Мордовец А.С. Гарантии прав личности, понятие и классификация: Лекция // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.
7. Нерсесянц В.С. Правовая политика Российской Федерации: основные направления и задачи: Монография. М., 2006.
8. Снежко О.А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
9. Халфина Р.О. Право и управление экономикой // Советское государство и право. 1986. № 2.
10. Юридические гарантии конституционных прав и свобод в социалистическом обществе / Под ред. Л.Д. Воеводина. М., 1987.