Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 19 (348).
Право. Вып. 39. С. 10-15.
С. В. Брусницына
СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Рассматриваются понятие, основные функции и виды юридических гарантий права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Анализируются конституционные и отраслевые гарантии, а также дополнительные (региональные) гарантии обеспечения названного права.
Ключевые слова: право на благоприятную окружающую среду, гарантии экологических прав, конституционные гарантии, автономные гарантии права на благоприятную окружающую среду.
На современном этапе развития общества все более актуальным становится вопрос обеспечения и защиты провозглашенного ст. 42 Конституции РФ права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Известно, что конституционные права и свободы человека и гражданина должны не только провозглашаться, но и защищаться, гарантироваться государством. Именно государство должно создавать такие условия, при которых граждане могли бы свободно и беспрепятственно осуществлять реализацию своих прав, а в случае их нарушения могли бы их восстановить. Поэтому конституционное признание права на благоприятную окружающую среду предполагает и определение правовых средств, с помощью которых государство будет гарантировать реализацию и защиту названного права. В связи с чем для реализации права на благоприятную окружающую среду особое значение приобретают гарантии. Права и свободы, закрепленные в Конституции, будут действенными только тогда, когда их осуществление будет материально и юридически гарантировано. Поэтому возможность реализации прав и свобод граждан можно оценивать по реальным гарантиям.
Гарантия выступает как специальное средство, существенно увеличивающее возможность наступления желаемого результата1. По мнению Л. Д. Воеводина, гарантии служат тем надежным «мостиком», который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности
переход от общего к частному, от прокламируе-^ ^ 2 мой в законе возможности к действительности2.
Именно гарантии призваны способствовать воплощению норм законодательства в реальную жизнь.
Гарантированность экологических прав, в том числе права на благоприятную окружающую среду, в современных условиях развития
демократического правового государства имеет принципиальное значение, прежде всего для обеспечения достойного уровня жизни каждого человека, находящего на территории РФ. К сожалению, как показывает практика, именно в этой сфере чаще всего наблюдается невыполнение государством своих обязательств. Поэтому гарантиям, обеспечивающим права каждого на благоприятную окружающую среду, должно придаваться особое значение.
В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов3.
Понятие «гарантия» весьма объемное. Это социально-политическое и юридическое явление, которое характеризует три момента: 1) познавательный, позволяющий раскрыть предметные теоретические знания об объекте их воздействия, получить практические сведения о социальной и правовой политике государства;
2) идеологический, используемый государством как средство пропаганды демократических идей;
3) практический, признаваемый в качестве инструментария юриспруденции, предпосылки удовлетворения социальных благ личности4.
В юридической науке много внимания уделяется классификациям гарантий прав личности. Так, одной из них является деление гарантий прав человека и гражданина на три вида: общие, специальные (юридические) и организационные5. Важное место в системе условий и способов охраны, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан принадлежит юридическим гарантиям.
По мнению Н. В. Витрука, юридические гарантии можно рассматривать как «закрепленные
в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану (защиту) прав, обязанностей и законных интересов личности»6.
В. Н. Протасов считает, что юридическая гарантия — это установленное юридическими нормами или индивидуальным правовым соглашением специальное правовое средство, направленное на обеспечение реализации субъективного юридического права или охраняемого законом интереса7.
И. А. Алжеев под юридическими гарантиями понимает «закрепленные в Конституции РФ и других нормативных актах способы и средства претворения указанных прав в жизнь, а также защиту их от нарушений, от кого бы эти нарушения не исходили»8.
Стоит согласиться с Д. С. Велиевой, которая предлагает под юридическими гарантиями понимать закрепленные в Конституции РФ и конкретизированные в отраслевом законодательстве способы и средства, обеспечивающие претворение в жизнь прав и свобод личности, а также охрану и защиту в случае их нарушения9.
Основной функцией юридических гарантий является обеспечение реализации правового статуса личности в результате осуществления которой:
1) создается практическая возможность пользования субъективным правом и выполнения юридической обязанности субъектов;
2) исключается отступление от целей правовых норм в процессе пользования субъективным правом;
3) стимулируется правовая активность граждан;
4) реализуется общая и частная превенция нарушений субъективных прав, невыполнения обязанностей;
5) осуществляется защита субъективного права в ситуациях, препятствующих его нормальной реализации;
6) обеспечивается восстановление нарушенного субъективного права и необходимое поведение обязанного лица10.
Юридические гарантии конституционных прав и свобод граждан носят многообразный характер, но все они закреплены в законодательстве, в первую очередь в Конституции РФ.
С учетом принципа отраслевой принадлежности юридические гарантии можно подразделить на конституционные (общие) и отраслевые (уго-
ловно-правовые, административные, гражданско-правовые и др.).
Конституционные гарантии представляют собой средства и способы охраны и защиты конституции от всяких посягательств на нее, от кого бы такие посягательства ни исходили11. Конституционные гарантии являются своего рода базой гарантирования прав и свобод человека и гражданина.
По нашему мнению, конституционные гарантии права на благоприятную окружающую среду можно определить как совокупность правовых средств и способов, установленных Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ, с помощью которых государство берет на себя обязательства по обеспечению экологической безопасности, устойчивого функционирования естественной экологический системы для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека в интересах настоящего и будущего поколений людей. Главное назначение конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду, заключается в том, чтобы обезопасить субъектов, обладающих таким правом, от решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, противоречащих нормам конституционного законодательства и препятствующих реализации права пользования благоприятной окружающей средой.
В качестве структурных элементов конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина можно выделить правовые принципы, субъективные права и свободы, юридические обязанности, запреты, ограничения, требования; меры, направленные на охрану, защиту и компенсацию; полномочия Президента РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений.
Все названные элементы в различной степени определены в Конституции РФ, конституции (уставах) субъектов РФ и действующем законодательстве. На наш взгляд, к конституционным гарантиям, направленным на обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду, установленного Конституцией РФ, можно отнести следующие.
Прежде всего это положения, закрепленные в ст. 42 Конституции РФ, устанавливающие
право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением. С одной стороны, названные конституционные права человека и гражданина можно рассматривать как самостоятельные экологические права, обладающие своим собственным содержанием и механизмом реализации. С другой — это своего рода гарантии, с помощью которых обеспечивается реализация права на благоприятную окружающую среду. Также в качестве одной из основных гарантий выступает закрепленная ст. 58 юридическая обязанность сохранения природы и окружающей среды. Следующей гарантией можно назвать норму ст. 24 ч. 2 о том, что государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе экологических (ст. 45). Решения и действия (или бездействие) должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие экологические права граждан, могут быть обжалованы в суд (ст. 46). Конституция оговаривает обязанность государства гарантировать каждому право на пользование квалифицированной юридической помощью (ст. 48). Кроме того, каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей (ст. 53). Особо оговаривается в Конституции право каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, в том числе экологических, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46).
Заслуживает внимания позиция М. В. Морозовой, которая предлагает конституционные гарантии права на благоприятную окружающую среду подразделить на общие и специальные 12. Общие гарантии, по ее мнению, распространяют свое правовое воздействие на широкую группу конституционных прав и свобод. К ним относятся как нормы, регулирующие особенности
становления и развития российского государство в целом (ст. 2, 3, 7, 9 Конституции РФ), так и нормы, обеспечивающие защиту прав и свобод (ст. 45, 46, 48, 53). Специальные гарантии (право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58)) позволяют определить смысл, содержание и механизм непосредственного обеспечения рассматриваемого права12.
Основная цель названных конституционных гарантий — обеспечение претворения в жизнь прав и свобод человека и гражданина, в частности права на благоприятную окружающую среду и охраны этого права от всевозможных нарушений.
Важное значение для обеспечения реализации экологических прав имеют не только конституционные (общие) гарантии прав и свобод человека и гражданина, но и отраслевые гарантии, закрепленные в законодательстве об охране окружающей среды. Отраслевые гарантии способствуют более полному определению содержания провозглашенных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также их конкретизации. К специальным отраслевым гарантиям права каждого на благоприятную окружающую среду можно отнести предусмотренные экологическим законодательством институт государственной экологической экспертизы; институт государственного экологического надзора и контроля; институт информирования и участия общественности в принятии управленческих решений; институт прекращения и приостановления экологически вредной деятельности и др.
По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Международно-правовые гарантии закреплены во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются Организация Объединенных Наций (ООН), ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой, через различные международные программы и проекты. Большое значение имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной ассамб-
леи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений, в частности Комитета по правам человека. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН13.
Гарантии региональных международных сообществ (Совет Европы, Содружество Независимых Государств и др.) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов. Так, государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и дополнительными протоколами к ней, в частности Протоколом № 4 от 4 ноября 1950 г. Контроль их реализации осуществляет Европейский Суд по правам человека. Страны — члены Содружества Независимых Государств (СНГ) приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав и свобод граждан всех государств — членов СНГ. В частности это Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.
Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.
Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (например республик, областей). Так, обеспечение экологических прав, в том числе права на благоприятную окружающую среду, наряду с федеральными органами берут на себя и субъекты РФ.
В виду федеративного устройства Российского государства эффективная реализация права на благоприятную окружающую среду возможна только в том случае, если юридические гарантии обеспечения рассматриваемого права будут закреплены не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. В связи с чем для обеспечения комплексного и всестороннего подхода к гарантированности экологических прав человека и гражданина большое значение приобретает участие в этом субъектов РФ.
В ситуации напряженной экологической обстановки во многих регионах РФ экологические права в условиях современного развития общества приобретают огромное значение, можно даже сказать — имеют большую ценность, чем,
например, гражданские, политические или социальные права. От реализации права на благоприятную окружающую среду зависит возможность реализации всех иных прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь таких естественных прав, как право на жизнь, передвижение, охрану здоровья и др. Кроме того, ценность экологических прав заключается еще и в том, что они затрагивают интересы не только одного лица или группы лиц, а интересы всего общества в целом, интересы всего населения РФ, да и всех жителей планеты.
В этом смысле важна роль субъектов РФ, которые могут устанавливать дополнительные гарантии экологических прав, в том числе права каждого на благоприятную окружающую среду, с учетом региональных особенностей природного, климатического, биологического, геологического, техногенного, национально-этнического и иного характера, а также возможности использования своих собственных финансовых средств для осуществления установленных гарантий. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии, разработанные и принятые ими в целях обеспечения и защиты прав и свобод своих граждан, предусмотрено п. «б» ст. 72 Конституции РФ.
Анализ законодательства субъектов РФ позволяет говорить о реализации права установления дополнительных гарантий в целях обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду как на конституционном уровне (конституции, уставы субъектов РФ), так и на уровне отраслевого законодательства. Например, в ст. 31 Устава (Основного Закона) Алтайского края закрепляются такие дополнительные гарантии реализации права на благоприятную окружающую среду, как государственный надзор и общественный контроль за рациональным использованием природных ресурсов и сохранением окружающей среды; проведение экологической экспертизы в отношении документов и/или документации, обеспечивающей планируемую хозяйственную или иную деятельность; ограничение, приостановление либо полный запрет по решению суда на осуществление действий органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, юридических лиц, наносящих вред окружающей среде 14. А ст. 75 Устава Забайкальского края содержит норму о том, что органы государственной власти края и органы местного самоуправления
осуществляют экологическое просвещение населения края посредством распространения информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов и экологической безопасности, о законодательстве в области охраны окружающей среды15. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) в гл. 1 «Основы конституционного строя» в ст. 6 устанавливает, что государство обеспечивает защиту экологических интересов общества в хозяйственной, промышленной и иной деятель-ности16. В этой же норме подчеркивается, что на территории Республики Саха (Якутия) не допускаются действия по хранению и использованию промышленных отходов ядерного, химического, бактериологического и иных видов производства, а также испытания оружия массового поражения, нарушающие права и охраняемые законом интересы населения. В Уставе Красноярского края (разд. I «Основные ценности и принципы», ст. 9) содержится следующая норма: «...1. Охрана и улучшение окружающей среды являются задачей государственной власти края. <...> 4. Решения о реализации мероприятий, в экологической безопасности которых существуют обоснованные сомнения, могут приниматься только после их всесторонней экспертизы, гласного обсуждения и с учетом мнения заинтересованного населения»17.
Дополнительные (автономные) гарантии права на благоприятную окружающую среду находят свое отражение не только в конституционном, но и в отраслевом законодательстве субъектов РФ. Так, некоторые субъекты РФ (например Нижегородская18, Воронежская19, Костромская20, Курская21 области, Красноярский край22, Чувашская Республика23) приняли свои законы об экологической безопасности. В Чукотском автономном округе принят закон об общественном экологическом контроле 24, регламентирующий участие общественных объединений, некоммерческих организаций и граждан в природоохранной деятельности в целях реализации права каждого гражданина, проживающего на территории Чукотского автономного округа, на благоприятную окружающую среду. Для реализации переданных полномочий в сфере организации и проведения государственной экологической экспертизы ряд субъектов РФ приняли законы об экологической экспертизе 25.
Таким образом, анализируя научный подход к проблеме гарантий права каждого на благо-
приятную окружающую среду, хотелось бы отметить, что каждая из названных видов гарантий, на наш взгляд, по-своему важна, но только все вместе они будут способствовать обеспечению полной и всесторонней реализации права каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Примечания
1 Протасов, В. Н. Лекции по общей теории права и теории государства. М. : Юристъ, 2010. С. 394.
2 Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России. М. : Эксмо, 1997. С. 221.
3 Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов : Астра, 1996. С. 25.
4 Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М. : Юристъ, 2001. С. 311; Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н. И. Матузова. Саратов : Альфа, 1996. С. 168.
5Мордовец, А. С. Указ. соч. С. 171-173.
6 Витрук, Н. В. Основы теории правового положения личности в социальном обществе. М. : Юристъ, 1979. С. 199-200.
7 Протасов, В. Н. Указ. соч. С. 395.
8 Алжеев, И. А. Защита конституционных прав граждан РФ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. : Юристъ, 1993. С. 15.
9 Велиева, Д. С. Конституционно-правовые вопросы реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду : дис. ... канд. юрид. наук. М. : Юристъ, 2001. С.154.
10 Синюкова, Т. В. Юридические гарантии реализации прав и обязанности советских граждан (вопросы теории) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск : Прииск, 1986. С. 9.
11 Эбзеев, Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М. : Закон и право, 1996. С. 97.
12Морозова, М. В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 61.
13 Теория государства и права : учеб. для вузов / под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перева-лова. М. : Юристъ, 2002. С. 546.
14 Устав (Основной закон) Алтайского края от 5 июня 1995 г. № 3-ЗС (в ред. от 2 июля 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/re-gion/ustav_altai/chapter/1/#block_101010
15 Закон Забайкальского края от 11 февраля 2009 г. № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» (в ред. от 9 июля 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/region/ustav_ zabaikal/ chapter/1/#block_100001
16 Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (утв. Законом Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 г. 54-З № 445-II) (в ред. от 8 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://constitution. garant.ru /region/cons_saha/chapter/1/#block_999
17 Устав Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777 (в ред. от 4 апреля 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru /region/ustav_ krasnoyar/chapter/1/#block_555
18 Об экологической безопасности: Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. // Правовая среда. 1996. № 36 (136).
19 Закон Воронежской области от 5 июля 2005 г. № 48-ОЗ «Об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории Воронежской области» // Коммуна. 2005. 14 июля.
20 Закон Костромской области от 4 марта 2010 г. № 589-4-ЗКО «Об обеспечении экологической безопасности на территории Костромской области» (ред. от 26.03.2012) // СП — норматив. док. 2010. № 10.
21 Закон Курской области от 5 июля 1997 г. № 16-ЗКО «Об экологической безопасности» (ред. от 01.02.2012) // Сб. законодательства Кур. обл. 1997. № 10.
22 Закон Красноярского края от 20 сентября 2013 г. № 5-1597 «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае» // Вед. высш. органов гос. власти Краснояр. края. 2013. № 40 (615).
23 Об обеспечении экологической безопасности в Чувашской Республике: Закон от 20 июня 2002 г. № 19 (ред. от 10.05.2012) // Собр. законодательства Чуваш. Респ. № 7. Ст. 295.
24 Закон Чукотского автономного округа от 21 декабря 2007 г. № 158-ОЗ «Об общественном экологическом контроле в Чукотском автономном округе» // Ведомости. 2007. 28 дек.
25 См., например: Закон Республики Бурятия от 14 марта 2008 № 94-^ «Об экологической экспертизе в Республике Бурятия» (ред. от 05.07.2013) // Собр. законодательства Респ. Бурятия. 2008. № 3 (108); Закон Республики Ингушетия от 12 июля 2008 г. № 14-РЗ «Об экологической экспертизе в Республике Ингушетия» (ред. от 03.10.2011) // Ингушетия. 2008. № 91; Закон Республики Тыва от 26 июня 2007 г. № 142 ВХ-2 «Об экологической экспертизе в Республике Тыва» (ред. от 08.04.2013) // Тувин. правда. 2007. № 78 и др.
25 См., например: Закон Республики Бурятия от 14 марта 2008 г. № 94-1У «Об экологической экспертизе в Республике Бурятия» (ред. от 05.07.2013) // Собр. законодательства Респ. Бурятия. 2008. № 3 (108); Закон Республики Ингушетия от 12 июля 2008 г. № 14-РЗ «Об экологической экспертизе в Республике Ингушетия» (ред. от 03.10.2011) // Ингушетия. 2008. № 91; Закон Республики Тыва от 26 июня 2007 г. № 142 ВХ-2 «Об экологической экспертизе в Республике Тыва» (ред. от 08.04.2013) // Тувин. правда. 2007. № 78 и др.