- планирования штатной численности;
- изучения эффективности использования трудовых ресурсов.
2. Научно-обоснованные нормы времени на исследования, осуществляемые ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации, могут послужить основой эффективного использования трудовых ресурсов, а так же бюджетных средств на осуществление государственных услуг, оказываемых учреждениями.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Апалькин В.А., Никитин И.Н. «Нормирование труда работников ветеринарных лабораторий». Ветеринария, №1, 2006. -С. 7-10. 2. Трофимова Е.Н. «Нормирование труда ветеринарных врачей-биохимиков и лаборантов». Учёные записки КГАВМ, Казань, 2006, т. 183. - С. 231-239.
НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВЕТЕРИНАРИИ
Никитин И.Н., Васильев М.Н., Трофимова Е.Н.
Резюме
Разработаны нормы времени на лабораторные исследования, осуществляемые ветеринарными лабораториями субъектов Российской Федерации, которые могут послужить основой эффективного использования трудовых ресурсов, а так же бюджетных средств на осуществление государственных услуг, оказываемых учреждениями.
NORMS OF TIME ON VETERINARY LABORATORY RESEARCHES
Nikitin I.N., Vasiliev M.N., Trofimova. E.N.
Summary
The norms of time on laboratory researches which are carried out by veterinary laboratories of the subjects of Russian Federation are developed which can form the basis an effective utilization of a manpower, and as budget means for realization of state services rendered by establishments.
УДК 619: 614.2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ ВЕТЕРИНАРНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЯМ
Никитин И.Н.- д.в.н., профессор, зав.кафедрой; Васильев М.Н. - к.вет.н., доцент
Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана
тел. (843) 273-97-25
Ключевые слова: государственное задание, предельные цены, бюджетный кодекс, ветеринарное учреждение
Keywords: the state task, limiting prices, budget code, veterinary establishments.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение основных видов деятельности бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на выполнение государственных заданий. Введение такой системы финансирования потребовало разработку и внедрение государственных заданий ветеринарным учреждениям.
Материал и методика. Материалом научных исследований по разработке государственных заданий ветеринарных учреждений явились исходные данные, предоставленные органами исполнительной власти в области ветеринарии Республики Татарстан, Воронежской, Липецкой областей: перечень ветеринарных работ, включаемых в государственное задание; отчеты о финансовой деятельности ветеринарных станций, лабораторий за предшествующий год; структура затрат на финансовое обеспечение учреждений. Средний размер зарплаты работников, выполняющих государственное задание, норма времени на выполнение отдельных видов ветеринарных мероприятий.
При составлении государственного задания ветеринарным учреждениям руководствовались Законом РФ от 14.05.1993г. «О
ветеринарии», с дополнениями и изменениями; перечнем платных и бесплатных ветеринарных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы МСХ РФ, утвержденной 21.01.1992г.; типовыми нормами времени на выполнение ветеринарных работ, Бюджетным кодексом РФ, ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»; методикой расчета
стоимости ветеринарных работ (услуг) ФГБОУ ВПО КГАВМ; методическими рекомендациями по определению расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг от 22.10.2009г. и 29.10.2010г., приказами Минфина РФ №149н., Минэкономразвития РФ №625 от 7.11.2011г.
Расчетно-нормативные затраты на оказание государственных ветеринарных услуг определяют по формуле:
N _ Них +Nrn+N ус +N ту+N' ку +-^ап +-^си +^пу +-^пр +-^усос +№усмз
где: NOT- норматив затрат на оплату труда;
Nm - норматив затрат на прочие выплаты;
Мус - норматив затрат на услуги связи;
N^ - норматив затрат на транспортные услуги;
N^ - норматив затрат на коммунальные услуги;
Nra - норматив арендной платы;
NOT - норматив затрат на услуги по содержанию имущества;
Кпу - норматив затрат на прочие услуги;
Кпр - норматив затрат на прочие расходы;
^сос - норматив затрат на увеличение стоимости основных
фондов;
^усмз - норматив затрат на увеличение стоимости материальных запасов.
Расчет нормативных затрат на оказание единицы государственных услуг осуществляли по структурному методу.
Результаты исследований. Фрагмент нормативов стоимости противоэпизоотических мероприятий, проводимых в рамках государственных заданий Государственным ветеринарным учреждением отдельных субъектов РФ, представлен в таблице 1.
1. Нормативы стоимости противоэпизоотических мероприятий , проводимых в рамках Государственных заданий в отдельных субъектах
Российской Федерации
Наименование государственных ветеринарных услуг Но рмативы стоимости
Республика Татарстан Воронежская область Липецкая область
Взятие крови у лошадей 12,42 9,1 31,71
крупного рогатого скота 23,31 17,08 59,54
свиней 25.85 18,94 66,01
собак 25,34 16,71 58,24
птиц 5,07 3,71 12,94
Аллергическое исследование
на сап 21,29 15,6 54,36
на туберкулез 16,98 12,44 43,36
Вакцинация против сибирской язвы
лошадей 6,34 4,67 16,18
крупного рогатого скота 6,34 4,67 16,18
овец и коз 6,34 2,76 10,35
птиц 1,22 0,89 3,11
свиней 4,31 3,16 11,0
Вакцинация против бешенства собак 31,68 23,21 80,89
Исследование свинины на 78,56 57,56 218,69
трихинеллез
Из таблицы 1 видно, что в Воронежской области установлены более низкие нормативы стоимости отдельных противоэпизоотических мероприятий, осуществляемых в рамках государственного задания, что обусловлено производственно-экономическими условиями
функционирования государственных ветеринарных учреждений: низкий уровень заработной платы ветеринарных врачей и фельдшеров, низкий уровень бюджетного финансирования ветеринарных учреждений. При сравнении нормативов стоимости отдельных мероприятий можно
заметить, что в Липецкой области они в 3,5 раза больше, чем в Воронежской области и в 1,36 раза больше, чем в Республике Татарстан.
2. Нормативы стоимости лабораторных исследований, проводимых в рамках государственных заданий ветеринарных служб отдельных
субъектов РФ
Стоимость исследований, руб
Наименование лабораторных исследований Республика Татарстан Воронежская область Липецкая область
Бактериологические исследования: на бруцеллез 814,82 685,29 1899,23
сибирскую язву 846,15 715,21 1820,32
туберкулез 849,13 1283,98 3795,97
Вирусологические исследования: на бешенство РИФ 238,84 91,89 258,92
на грипп лошадей РЗГА 47,53 57,73 63,5
Серологические исследования: на бруцеллез РА 3,04 2,76 7,26
РСК 4,24 3,82 10,15
на лептоспироз (моча) 29,91 28,60 35,16
на лейкоз ИФА 100,50 96,50 215,14
на африканскую чуму свиней ПЦР 429,22 366,31 1031,36
Нормативы стоимости лабораторных исследований в Липецкой области в 2,77 раза выше, чем в Воронежской области, - 1,19 раза, чем в Республике Татарстан.
3. Объем основных видов ветеринарной деятельности, включенных в государственные задания учреждениям ветеринарии отдельных субъектов
Российской Федерации
Виды государственных заданий Стоимость государственных затрат,млн.руб
Республика Татарстан Воронежская область Липецкая область
Противоэпизоотические мероприятия 117,6 94,5 87,6
Ветсанэкспертиза продуктов 20,4 38,3 23,7
Лабораторные исследования 54,0 13,6 68,0
Организационные работы 9,7 5,4 14,6
Непредвиденные работы 23,9 15,2 19,1
Всего 225,6 167,0 193,9
На осуществление основных видов ветеринарной деятельности государственные ветеринарные учреждения Воронежской области получили субсидии из бюджета в сумме 167 млн.руб., в Республике Татарстан - больше на 35%, в Липецкой области - на 16%. В общей сумме
субсидий наибольший удельный вес занимает стоимость противоэпизоотических мероприятий: в Республике Татарстан - 52,1%, в Воронежской области - 55,6 и в Липецкой области - 45,2% ; значительно меньше отводится на лабораторные исследования - соответственно 23,9; 8,14 и 35,1%; на ветеринарно-санитарную экспертизу - 9; 22,9; 12,3%. По данным органов исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии, выделенные субсидии вполне обеспечивают потребности государственных ветеринарных учреждений на осуществление основных видов их деятельности. При активной работе по оказанию платных ветеринарных услуг большинство государственных ветеринарных учреждений имеют возможности для материального стимулирования труда специалистов, достигающих высоких показателей
производительности труда и обеспечивающих ветеринарное благополучие обслуживающих территорий.
Выводы. 1. Разработка и внедрение государственных заданий учреждениям Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации обеспечивает своевременное и достаточное финансовое обеспечение их основной производственной деятельности. 2. Финансирование деятельности государственных ветеринарных учреждений в виде субсидий из бюджета субъектов Российской Федерации гарантирует целевое и эффективное использование финансовых средств.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31
июля 1998г. ( в ред. от 31 декабря 2008г.); 2. Закон РФ от 14.05.1993г. «О ветеринарии» с доп. и изм.; 3. Никитин И.Н. «Государственное задание ветеринарным учреждениям - новый инструмент бюджетного финансирования». Ученые записки КГАВМ, т. 2003, 2010, - с.36 - 40;
4.Никитин И.Н. «Обоснование бюджетного финансирования обязательных ветеринарных услуг». Ученые записки КГАВМ, т. 198, 2009. - с.136 - 138;
5.Трофимова Е.Н. «Государственное задание ветеринарным учреждениям, обслуживающим мелких домашних животных. Вопросы нормативно-правоаого регулирования в ветеринарии». №1, 2011. - с.55 - 59.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ ВЕТЕРИНАРНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
Никитин И. Н., Васильев М. Н.
Резюме
Проведенны исследования по разработке и внедрению государственных заданий учреждений Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации. Установлено, что бюджетное финансирование государственных ветеринарных учреждений в виде субсидий обеспечивает рациональное использование бюджетных средств.
Nikitin I.N., Vasiliev M.N.
Summary
The carried out(spent) researches on development and introduction of the state tasks of establishments of a State veterinary service of the subjects of Russian Federation. Is established, that the budget financing of state veterinary establishments as the grants provides rational use of budget means.
УДК 619:616.982
ВЫДЕЛЕНИЕ ВЫСОКОСПЕЦИФИЧЕСКИХ АНТИГЕННЫХ СТРУКТУР МИКОБАКТЕРИЙ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СЕРОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
*Нуруллин А.А. - к.б.н, директор; Ахметов Т.М. - д.б.н., доцент;
*Нафиков М.М. - д.с.-х.н., профессор *Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Чистополь Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана
тел.: (84342) 5-02-10
Ключевые слова: туберкулез, микобактерии, диагностика, антиген,
ИФА.
Keywords: tuberculosis, micobacteria, diagnostics, antigen, ELISA.
Разработка и совершенствование методов диагностики и профилактики туберкулеза сельскохозяйственных животных и птиц невозможны без точных знаний антигенного состава его возбудителя и родственных микроорганизмов.
По определению Р.В. Петрова [6], под специфичностью антигена микробной клетки следует понимать наличие в нем детерминант (против которых образуются антитела), уникальных для соответствующего вида. Чем меньше в антигене детерминант, общих для других родственных видов, тем большей специфичностью обладает антиген. Поэтому применение неочищенных препаратов антигенов резко снижает специфичность серологических методов исследования.
Микобактерии туберкулеза обладают многими антигенными субстанциями различной химической природы: белки, липопротеиды, фосфатиды, липополисахариды, которые представляют собой строго специфичные видовые или общие групповые антигены [7, 5]. Роль и значение отдельных химических микобактерий еще окончательно не выяснены [1].