Государственное вмешательство как фактор развития экономики
вполне разумными и допустимыми. При этом создание информационных ценностей представляет собой процесс, в котором труд и средства производства становятся неразделимыми, в результате чего «противоречие между трудом и средствами производства, бывшее постоянной чертой, доставшейся нам в наследство от промышленной революции, начнет сходить на нет, и в обществе будущего станет превалировать новая концепция хозяйства, в которой эти два элемента гармонично сольются воедино»10.
Таким образом, значение таких социальных явлений, как классовая борьба и противостояние труд - капитал, в условиях становления информационного общества ослабевает или вовсе сходит на нет. Это отнюдь не означает, что будут упразднены полностью все социально-экономические конфликты - скорее всего возникнут новые противоречия (скажем, «во взаимоотношениях эксплуататоров и эксплуатируемых, с одной стороны, и всеми остальными - с другой»11).
Примечания
1 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. - М.: Academia, 1999; МасудаЕ. Ком-
пьютопия I Пер. с англ. Л.Я. Розовского. - М. : Идея-Пресс, 1998.
2 Bell Daniel. The Social Framework of the Information Society. - N.Y: Basic Books, 1980. - P. 55.
3 Маркс К. Капитал. Т. i II Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. - Т. 23. - С. 244.
4 Тоффлер Э. Метаморфозы власти I Пер. с англ. - М. : АСТ, 2002. - С. 81.
5 Неоэкономика: Очерки теории и методологии I Под ред. A.B. Бузгалина. - М. : Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. - С. 18.
6 Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества I Пер. с англ. - СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2004. - С. 103.
7 Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М., 1997. - С. 276.
8 Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М.: Научный мир, 1998.
9 Тоффлер Э. Третья волна I Пер. с англ. - М. : АСТ, 1999. - C. 441.
10 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология I Под ред. В.Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. - С. 356.
11 Фурсов А . Диалог цивилизаций II Эксперт. -2003. - №> 35. - С. 74.
О.М. Лазурина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Одной из основных задач государства в сфере экономики является создание благоприятных условий для обеспечения хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами. Государственное управление финансированием предприятий предполагает использование ряда методов, в числе которых основную роль играют такие как: прямое субсидирование предприятий; финансирование затрат инвестиционного характера; гарантированные государственные закупки; инструменты налоговой политики, финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
Выбор методов государственного управления процессами финансирования предприятий зависит от состояния экономики и базовых концепций, служащих теоретическим обоснованием экономической политики.
Теоретическим обоснованием государственного вмешательства в экономику в 30-е годы прошлого века служила кейнсианская теория. Теория Кейнса и его последователей носила макроэкономический характер, но вместе с тем она предполагала активное вмешательство государства в экономику с использованием таких инструментов, как прямое государственное финансирование, налоги и льготы, что прямо сказывалось на микроэкономике, оказывало непосредственное воздействие на развитие самофинансирования.
Исходя из отрицания того, что производство само способно создать необходимый спрос, в теории Дж.М. Кейнса обосновывалась необходимость создания «эффективного спроса» с помощью различных рычагов государственного регулирования. Государству при этом отводилась роль по поддержанию спроса на должном уровне с по-
© О.М. Лазурина, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
307
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Л.Г. Белянкина
мощью различных методов для компенсации недостаточности «эффективного спроса». Важная роль при этом отводится наиболее явным методам трансформации государственных финансовых ресурсов в финансовые ресурсы предприятий в форме субсидий и прямых инвестиций из государственного бюджета, дополненных многочисленными налоговыми льготами.
В 1950-1960-е годы идеи Дж.М. Кейнса развиваются в теориях «экономического роста» такими представителями экономической науки как Р. Харрод, У Феллнер, Дж. Робинсон и др. Их теории так же носят в основном макроэкономический характер. Базовое положение состоит в том, что рост национального дохода является производным от накопления капитала. Следовательно, для достижения экономического роста необходимо обеспечить накопление капитала, в том числе и с помощью методов государственного регулирования. В числе этих методов должны применяться: государственные заказы и предпринимательство, денежно-кредитное регулирование, бюджетно-налоговое воздействие на экономику.
Методы макроэкономического регулирования вместе с тем оказывают непосредственное воздействие на хозяйственный механизм капиталистических предприятий.
С помощью системы государственных заказов обеспечивается гарантированный сбыт продукции частных корпораций, что является необходимым условием для получения доходов и создания накоплений служащих собственными источниками финансирования, тем самым расширяются возможности самофинансирования.
Государственное предпринимательство также является важным методом воздействия на условия финансирования. Так, государственные предприятия могут получать субсидии и дотации из бюджета для обеспечения реализации по льготным ценам. Таким образом, фактически происходит перераспределение бюджетных ресурсов в пользу частных предприятий, у которых появляются дополнительные возможности самофинансирования.
Другим способом обеспечения частного сектора дополнительными источниками средств за счет государства является создание смешанных предприятий с государственным участием, участие государства в акционерном капитале корпораций.
Не менее важное воздействие на самофинансирование предприятий оказывается с помощью
методов денежно-кредитного регулирования. В этой связи особенное значение имеет режим функционирования финансовых рынков, основные параметры которого могут задаваться государственным регулированием, и находится под государственным контролем. Кроме того, государство само может выступать в качестве кредитора, при этом, как правило, условия кредитования являются льготными для заемщиков по сравнению с заимствованием у частных финансово-кредитных институтов.
Наконец, третьим элементом государственного воздействия на условия финансирования выступают условия налогово-бюджетных взаимоотношений с предприятиями. Снижение налоговых ставок, налоговое кредиты и налоговые льготы расширение прав в области амортизационных вычетов существенно увеличивают возможности предприятий для самофинансирования. Эти методы стали широко использоваться в условиях экономического кризиса и продолжают оставаться популярными и в настоящий момент.
Применение на практике кейнсианской теории регулирования экономики вначале давало неплохие результаты, но впоследствии привело к неоправданному увеличению государственных расходов, как следствие, увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. Результатом этого стала хроническая инфляция, под влиянием которой выросли издержки производства, что отрицательно повлияло на условия самофинансирования.
Хроническая инфляция, вызванная ростом государственных расходов как существенного условия государственного регулирования экономики в системе кейнсианской модели, настолько серьезно осложнила условия хозяйствования, что стала очевидной необходимость перехода к другим формам государственного регулирования, отличным от создания «эффективного спроса» с помощью системы дефицитного финансирования.
В конце 1970-х - начале 1980-х годов капиталистические страны стали отказываться от кейнси-анской модели регулирования экономики через создание «эффективного спроса». Вместо нее на вооружение принимаются теория экономики предложения и монетаризм.
Суть теории предложения заключается в том, чтобы воздействовать на накопление капитала и развитие производства с помощью ослабления налогового бремени, так как высокие же налоги
308
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
О некоторых аспектах занятости населения
мешают нормальному функционированию рынка. Главным методом при этом становится понижение налоговых ставок, вследствие чего у предприятий расширяются возможности финансирования за счет внутренних источников. Кроме того, снижение налогов становится стимулом к инвестированию за счет внешних источников капитала в промышленность, которая является сектором экономики, создающим предложение. Равновесие на рынке в соответствии с этой теорией будет создаваться самим рынком естественным образом. Согласно этой теории государство не должно использовать для выравнивания доходов налоговую систему, что предполагает существенное сокращение числа налоговых льгот.
Рассматривая основанную на этой теории модель государственного регулирования с позиции развития самофинансирования, можно придти к выводу, что в этой концепции упор делается на накопление собственных источников для самофинансирования за счет значительного снижения налогов с корпораций.
Теория предложения развивалась в начале 1980-х годов в США А. Лэффером, Д. Ванниским
и Д. Стокмэном. В значительной мере данная концепция вобрала в себя идеи А. Смита о возможностях саморегулирования рынка.
Теория монетаризма, предложенная американским экономистом М. Фридманом, также делает ставку на снижение налогов и сокращение государственных социальных расходов при сохранении относительно высокого уровня военных расходов. В качестве основных регуляторов рыночной экономики в данной концепции выдвигается объем денежной массы и величина процентных ставок. Сжатие или расширение денежной массы является основным способом влияния на поведение корпораций и в целом на условия экономического роста.
На сегодняшний день в практике государственного регулирования экономики капиталистических стран используются инструменты, предлагаемые в рамках неокейнсианства - бюджетные и налоговые рычаги и в рамках теории предложения и монетаризма - влияние через объем денежной массы и динамику процентных ставок в сочетании с налоговыми рычагами и сокращением социальных расходов бюджета.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ
Закономерность демографических процессов во многом определяется социально-экономическими условиями жизни общества. Так, сложившиеся к началу 1990-х годов показатели движения населения в России объективно отражали уровень развития экономики и социальных отношений. Произошедший в течение следующего десятилетия спад в экономике страны серьезно повлиял на демографическую ситуацию. Ежегодная убыль населения свидетельствует о масштабном демографическим кризисе и дает пессимистический прогноз численности населения России в середине 2020-х годов.
За период 1992-2005 гг. население Ярославской области сократилось почти на 9,1% или на 131,7 тыс. чел. Из материалов статистической отчетности по Ярославской области понятно, что основной причиной снижения численности населения региона стала его естественная убыль,
Л.Г. Белянкина ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
так как за годы анализируемого периода индекс смертности в расчете на тысячу жителей превышал индекс рождаемости более, чем в два раза. Некоторый прирост населения области наблюдается за счет миграции, но ее уровень с 1995 года сократился в 3,5 раза.
Нами проведен прогнозный расчет численности населения региона до 2015 года, где приняты средние показатели рождаемости и смертности на тысячу жителей области за последние четыре года (8,18 и 19,57 соответственно). Результаты расчетов приведены в таблице 1.
Данные таблицы 1 показывают, что если соотношение числа умерших к количеству рождаемых сохранится на уровне 2000-2005 гг. (2,4:1,0), то к 2015 году общая среднегодовая численность населения Ярославской области сократится по отношению к 1990 году на 18,2, а к 2005 году - на 8,5%, что весьма отрицательно отразится на обеспеченности региона трудовыми ресурсами.
© Л.Г. Белянкина, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2006
309