УДК 332.146.2
государственное управление центрами технологического трансфера: региональный аспект
(на примере Ставропольского края)
е. в. холопенкова,
аспирант кафедры экономической теории E-mail: kate_026@mail. ru
Ставропольский государственный университет
Для эффективной коммерциализации наукоемкой продукции необходима комплексная инфраструктура продвижения интеллектуальной деятельности на региональные рынки. Процесс кооперации науки и производства для развития инновационно-предпринимательских структур состоит в формировании интегрированных организаци-онныхформ — центров трансфера технологий, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры под единым технологическим и финансовым управлением и способных создавать готовый инновационный продукт.
Ключевые слова: центр трансфера технологий, государственное управление, региональный технологический парк, инновационно-инвестиционный проект, Ставропольский край.
Для успешного продвижения в регионы высокотехнологичной продукции и ускорения ее внедрения по всей территории страны необходима комплексная инфраструктура трансфера продуктов интеллектуальной деятельности, целью которой является создание благоприятных условий для выполнения исследований и разработок, трансфера технологий и коммерциализации инноваций. Она призвана стимулировать создание технологий для отраслей новой экономики, в которых потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой нормой добавочной стоимости, способствовать развитию малого и среднего бизнеса в инновационной сфере, обладать высоким уровнем технической оснащенности, отвечающим мировым стандартам.
Важным элементом инфраструктуры межрегионального обмена инновациями являются центры
трансфера технологий (ЦТТ), на базе которых отрабатываются организационно-финансовые механизмы коммерциализации научных достижений и результатов научно-исследовательской деятельности. В инфраструктуру ЦТТ входят фирмы и организации, выполняющие как непосредственно функцию перемещения новых технологий и знаний на региональные рынки, так и обеспечивающие благоприятные условия для трансфера инновационной продукции, а также финансовую, информационную, правовую и кадровую поддержку.
Главная идея и цель создания ЦТТ — содействие экономическому развитию регионов путем разработки механизмов, связывающих процесс создания высокотехнологичного продукта и его коммерциализацию, повышающих тем самым результативность инновационного процесса.
К основным региональным центрам технологического трансфера относятся:
научно-технологические кластеры; учебно-научные инновационные комплексы; технологические парки; бизнес-инкубаторы;
консалтинговые и инжиниринговые центры; центры научного маркетинга; сети интернет-коммерции: электронные биржи, электронные торговые площадки, интернет-магазины [4].
Кооперация научных достижений и их коммерциализация с ориентацией на производство конечного продукта, способного конкурировать на мировом рынке, создает условие для развития инновационной отрасли региональной экономической
системы, которая составляет ядро современного технологического уклада. Государству в данном отношении отводится ключевая роль. Государственное управление центрами трансфера технологий в регионе позволяет соединить партнерскими отношениями политическую силу государства с экономическими возможностями бизнеса.
Основными механизмами и мерами по управлению региональными ЦТТ являются:
• целевое оказание государственной финансовой помощи предприятиям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на развитие инновационного бизнеса;
• финансирование инновационной инфраструктуры ЦТТ и ее связующих звеньев;
• субсидирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации и взаимодействия участников инновационного процесса и, следовательно, для улучшения функционирования национальной инновационной системы в целом;
• распространение и тиражирование опыта лучших ЦТТ;
• улучшение юридического обеспечения инновационной деятельности (права на интеллектуальную собственность, законодательное регулирование создания и функционирования ЦТТ, налоговое стимулирование и т. д.). Эффективность государственного управления ЦТТ в регионах увеличит благосостояние населения, позволит наладить взаимовыгодное сотрудничество с отечественными и зарубежными партнерами, уменьшит безработицу и, как следствие, стабилизирует социально-экономическую ситуацию в регионе в целом.
В статье рассмотрены основные инновационно-инвестиционные проекты, реализуемые на территории Ставропольского края при участии государства. В настоящее время Ставропольский край является одним из динамично развивающихся и открытых для инноваций и инвестиций субъектов РФ. Выгодное экономико-географическое положение, благоприятные климатические условия, а также наличие достаточного потенциала для развития делают край выгодной площадкой для коммерциализации научных разработок, их широкого применения и тиражирования на территории всей страны.
В Стратегии социально-экономического развития Ставропольского
900
750
600
450
300
150
края [5] в качестве генерального направления модернизации промышленной политики предложен переход к кластерной политике. По определению, региональные кластеры должны быть инновационно направленными. В рамках разработки стратегических направлений инновационного развития были проанализированы возможности и перспективы формирования сети высокотехнологичных кластеров с акцентом на создание сетевой организации промышленных, строительных, транспортных предприятий и организаций, управляющих структур и научных институтов в целях выпуска конкретной наукоемкой продукции.
Законом Ставропольского края от 29.12.2009 № 98-кз «О региональных индустриальных, турист-ско-рекреационных и технологических парках» [2] установлены основные направления специализации создаваемых на территории края технопарков. К ним относятся:
• информационные и телекоммуникационные технологии;
• биомедицина, биотехнологии, фармацевтическая деятельность;
• пищевые технологии;
• инновационные технологии в промышленности;
• нанотехнологии;
• энергосбережение и рациональное природопользование.
Динамика затрат на научные исследования и разработки в Ставропольском крае имеет устойчивый инкрементальный характер (рис. 1). Это позволяет привлекать дополнительные инвестиции в экономику региона, коммерциализировать инновационные разработки и реализовывать новые высокотехнологичные проекты.
В целом на создание новых высокотехнологичных производств в Ставропольском крае будет привлечено 1,9 млрд руб., из которых 1,7 млрд руб. — внебюджетные инвестиции, еще
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Рис. 1. Валовые затраты на научные исследования и разработки в Ставропольском крае, млн руб. [6]
- 43
200 млн руб. — средства федерального и регионального бюджетов [3].
Губернатор Ставропольского края В. В. Гаев-ский, представляя инвестиционные возможности региона в Торгово-промышленной палате РФ, акцентировал внимание на взаимосвязи долгосрочных планов развития края с общими целями и задачами Северо-Кавказского федерального округа: опережающим развитием реального сектора экономики, созданием новых рабочих мест, повышением уровня жизни. Глава края отметил ряд конкурентных преимуществ .Ставрополья, включая «столичное» положение в федеральном округе, устойчивые показатели развития промышленности, АПК и курортной сферы. Он также акцентировал внимание на переходе к территориально-кластерному управлению экономическим развитием Ставропольского края и связанной с этим реализацией инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства. «Ставропольский край — это территория широких возможностей. Они доступны всем, у кого есть бизнес-идеи и желание работать на российском Юге», — заявил губернатор [7].
На территории Ставропольского края планируется создать семь центров трансфера технологий: четыре региональных индустриальных технологических парка (в Ставрополе, Невинномысске, Георгиевске и Буденновске) и три агропарка (на территории Новоалександровского, Красногвардейского и Георгиевского районов). Спецификация деятельности региональных индустриальных технологических парков детерминирована структурой затрат на исследования и разработки по областям науки (рис. 2).
4 (0,06) 5 (2,7)
2 (18,6)
6 (33,5)
1 (40,5)
Рис. 2. Затраты на исследования и разработки по областям науки в Ставропольском крае за 2009 г., % [6]: 1 — медицинские науки; 2 — сельскохозяйственные науки; 3 — общественные науки; 4 — гуманитарные науки; 5 — естественные науки; 6 — технические науки
В настоящее время одним из наиболее значимых и масштабных проектов, реализуемых на территории Ставропольского края, является создание регионального технологического парка (РТП) в Буденновске, который ориентирован на развитие и размещение производств, связанных с переработкой и использованием продуктов крупнейшего на территории Юга России завода «Ставролен». На территории РТП планируется производство и переработка этилена, пропилена, полиэтилена, полипропилена в готовую продукцию с использованием инновационных технологий обработки материалов, а также внедрением процессных инноваций. Парк также будет оснащен всей необходимой транспортной и коммунальной инфраструктурой с достаточными запасами энергомощности. Помимо налоговых льгот и преференций на 20-летний период, резиденты получат абсолютно прямой и привилегированный доступ к продуктам завода «Ставролен», тем самым освобождая себя от дополнительных транспортных издержек. Это в корне меняет рентабельность бизнеса, а значит, повышает конкурентоспособность предприятий, причем не только на отечественном, но и на мировом рынке. На площади свыше 60 га будут размещены десятки новых производственных предприятий, а к 2020 г. появится свыше 6 тыс. новых рабочих мест. Стоимость проекта составит более 100 млрд руб.
Другой ключевой проект — создание регионального технологического парка на территории Невинномысска. Проектом предусмотрено создание промышленного кластера в виде сконцентрированной группы взаимосвязанных компаний. В первую очередь запланировано размещение крупных производств, которые нуждаются в развитой инфраструктуре и высокой энергомощности. Сегодня площадь парка составляет 200 га, а в дальнейшем произойдет его расширение до 725 га. Бесспорными преимуществами данного РТП являются выгодное географическое положение и непосредственная близость к крупнейшим транспортным артериям и международным транспортным коридорам. Министерство экономического развития Ставропольского края рассчитывает реализовать на данной территории не менее восьми инновационно-инвестиционных проектов общей стоимостью более 15 млрд руб. и, что самое немаловажное, создать к 2020 г. более 8 тыс. новых рабочих мест.
К приоритетам региональной экономической политики Ставропольского края также относится реализация проектов в области фармацевтики. Ее развитию как одной из стратегических отраслей
уделяется самое пристальное внимание. Более того, Ставрополье стало одним из первых субъектов в России, разработавших собственную концепцию создания фармацевтического кластера, которая была одобрена Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Целью создания фармкластера является формирование платформы, на основе которой будут объединены научный и образовательный потенциалы, инновационные разработки и высокотехнологические производства фармацевтической отрасли. Для этого уже сформированы все необходимые составляющие. В Ставропольском крае расположены крупные научные и образовательные учреждения, такие как Пятигорская государственная фармацевтическая академия, Ставропольская государственная медицинская академия, Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт, являющиеся с незапамятных времен кузницей высококвалифицированных кадров для фармацевтической промышленности. Здесь же проводятся научные исследования мирового уровня, многие из которых уже сегодня находят применение в бизнесе.
Центральным элементом фармацевтического кластера станет индустриальный парк «Фармацевтика» в Ставрополе. Его резидентам предоставляется стандартный пакет налоговых льгот и преференций на 20 лет вместе с необходимой инфраструктурой. Создаваемый индустриальный парк будет обеспечен наноцентром, что означает возможность коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием всеми резидентами парка.
Также планируется реализация проекта научно-производственного концерна «ЭСКОМ» по организации выпуска нового поколения лекарственных препаратов на основе технологии конструирования липосомальных наноконтейнеров и строительству завода, производящего инфузион-ные растворы и парентеральное питание. Общий объем инвестиций для данного проекта составит более 7 млрд руб.
Еще одним из значимых инновационных проектов является создание компанией «Биоком» современного фармацевтического концерна, в рамках которого будет организовано отечественное промышленное производство лекарственных препаратов, в том числе на лицензионной основе, а также дженериков нового поколения. Стоимость проекта насчитывает более 4 млрд руб.
В настоящее время правительство Ставропольского края активно содействует развитию
новой отрасли по созданию автопромышленного кластера, основой которого является строительство автомобильного технического комплекса — технопарка «ИНТРАЛЛ» (совместный проект правительства Ставропольского края с ЗАО «Группа Химэкс»). На его территории будут располагаться научно-технический комплекс для развития высокотехнологичных и инновационных продуктов в области автомобилестроения, конструкторский центр, автосборочный завод мощностью 60 тыс. малотоннажных грузовых автомобилей. Планируется создать более 8 тыс. рабочих мест, построить жилой микрорайон для рабочих завода, обеспеченный всей необходимой инфраструктурой. Общая стоимость проекта составляет более 20 млрд руб., из которых 6,9 млрд руб. будут потрачены на обустройство социальной, транспортной и коммунальной инфраструктур. Этот проект даст мощный эффект для развития экономики не только Ставропольского края, но и всего СКФО [1].
Инновационно-инвестиционная активность является одним из решающих факторов развития успешной модернизации в России. Реализуемые региональными властями при участии отечественных и зарубежных инвесторов проекты наглядным образом демонстрируют социально-экономический потенциал региона в рамках инновационной стратегии развития Ставропольского края. Государственное управление современными ЦТТ на Ставрополье имеют комплексный подход, что позволяет в будущем модернизировать уже имеющиеся производства в соответствии с современными требованиями науки и техники, привлекать новых партнеров для сотрудничества, реализовывать собственные инновационные разработки и коммерциализировать уже готовые решения. По мнению автора, наиболее лаконично политику краевых властей в области реализации современных инновационно-инвестиционных программ можно охарактеризовать словами министра экономического развития Ставропольского края Ю. В. Ягудаева, который отметил, что «мы готовы рассматривать все формы сотрудничества, в том числе по оказанию государственной помощи и содействию в привлечении финансовых средств путем предоставления государственных гарантий, использования механизмов субсидирования, залогового фонда и других. Готовы через систему стимулирования внедрения инноваций так называемого инновационного лифта выращивать стартапы, причем на любых стадиях и, что самое важное, оказывать финансовую поддержку».
Список литературы
1. Инвестиционные проекты Ставропольского края: доклад министра экономического развития Ставропольского края Ю. В. Ягудаева на презентации инвестиционных возможностей Ставропольского края в Торгово-промышленной палате РФ. Москва. 19.10.2010. [Интернет-ресурс]. URL: http://www. stavinvest. ru/news. php?_=897.
2. О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках: закон Ставропольского края от 29.12.2009 № 98-кз.
3. Официальный сайт министерства экономического развития Ставропольского края. [Интернет-ресурс]. URL: http://www. stavinvest. ru/news. php?_=873.
4. Ростанец В., Топилин А. Инфраструктура межрегионального трансфера инноваций // Экономист. 2008. № 11. С. 17-18.
5. Стратегия развития инновационной деятельности в Ставропольском крае до 2020 года // Официальный сайт министерства экономического развития Ставропольского края. URL: http://www. stavinvest. га/?_=89&q=4.
6. Ставропольский край в цифрах. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. 2010. С. 186.
7. Торгово-промышленные Ведомости / Газета Торгово-промышленной палаты РФ. 2010. № 20 (444). С. 2.