УДК 631.152.2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СЕЛЬСКОЕ
ХОЗЯЙСТВО
STATE STIMULATION OF INNOVATION IN AGRICULTURE
М.Н. Елсаков, аспирант ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] M.N. Elsakov, post-graduate student FSBEI HE Orel SAU
Аннотация. В статье дано обоснование необходимости условиях применения санкционных мер поддержки агропромышленного комплекса значительного повышения доступности удобрений на российском рынке посредством частичной компенсации их покупки, а также на системной основе государственная помощь должна реализоваться не благодаря прямым инвестициям, а стимулированием модернизации материально-технической базы во внедрение инноваций посредством повышения доступности кредитных ресурсов. В статье дается анализ современного состояния агропромышленного комплекса Орловской области, рассматривается отраслевая структура АПК Орловской области. Рассмотрены организационные, управленческие и экономические аспекты развития АПК на основе разработки и освоения инновационных проектов, определены этапы инновационного проекта, рассмотрены методические подходы и правовые требования к разработке и оценке инновационных проектов в агропромышленном комплексе.
Ключевые слова: государственная поддержка, инновация, модернизация, сельское хозяйство, научно -технический прогресс, инновационное развитие
Abstract. In article the substantiation of necessity of the conditions of application of the measures of support of agriculture of a significant increase in the availability offertilizers on the Russian market through partial compensation of their purchase, but also for systematic government assistance should be realized not through direct investments, and the modernisation of material-technical base in innovation by increasing the availability of credit resources. The article provides an analysis of the current state of agro-industrial complex of the Oryol region, discusses the sectoral structure of agriculture Orel region. Considered the organizational, managerial and economic aspects of agricultural development based on the design and development of innovative projects, the stages of the innovation project, describes the methodological approaches and legal requirements for the development and evaluation of innovative projects in the agricultural sector.
Key words: government support, innovation, modernization, agriculture, scientific-technical progress, innovation development
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года направляет на поэтапный переход к инновационному пути развития [2]. Основная модернизационная задача правительства -замена сформировавшейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста нам необходимо перейти к «инновационному».
Государственная инновационная политика в АПК - это создание и помощь соответствующих механизмов и методик, которые обеспечивают продвижение в производство сверхтехнологичных ресурсосберегающих проектов и научно-технических разработок, побуждение инноваторской активности компаний.
Комплексная программа развития биотехнологий в РФ на период до 2020 года выделяет 3 главных направленности развития технологий для инновационного развития экономики России: информационные технологии, нано технологии и биотехнологии.
В секторах, в которых потребление товаров промышленной биотехнологии сравнительно развито, преобладают международные фирмы: импортируется около 100 процентов кормовых аминокислот для сельского хозяйства, около 80% кормовых ферментных препаратов, 100 процентов ферментов для бытовой химии, наиболее 50% кормовых и ветеринарных лекарств, 100 процентов молочной кислоты, 50-100% биопищевых ингредиентов.
Индикаторами инновационного развития АПК Российской Федерации для снабжения нужного конкурентоспособного потенциала являются ресурсосберегающие технологии и биотехнологии, какие к 2020 году на мировом рынке обязаны охватить 40-50% площади пашни РФ; технологии с использованием многооперационной сельскохозяйственной техники и оборудования, экологически безвредные технологии, органическое сельское хозяйство, методики регуляции процессов реализации потенциала большой
урожайности растений и большой продуктивности животных, обязаны реализоваться в практике 25-30% всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Жизненно важным являются ускоренное формирование системы селекционно-генетических инноваций, для вступления в производство видов и гибридов, устойчивых к неблагоприятному климату, заболеваниям и вредителям, с тем, чтоб к 2020 г. наиболее пятидесяти процентов сельскохозяйственных товаропроизводителей могли широко их применять.
Существуют следующие формы государственной поддержки инновационной деятельности: прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов, которые пользуются большими налоговыми льготами; уменьшение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим проектам; реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков и т.п.
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы выделена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» [1].
Цели программы проявлены в целевых индикаторах:
- объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новейшей техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны);
- численность реализованных инноваторских проектов;
- рост внедрения биосредств охраны растений и микробиологических удобрений в растениеводстве;
- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, которые переработаны методами биотехнологии.
Ожидаемые итоги реализации подпрограммы:
- осуществление производителями сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов, в том числе новейших моделей (с оказанием мер государственной помощи)- 12,6 тыс. тракторов, 5,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,3 тыс. кормоуборочных комбайнов;
- повышение численности реализованных инноваторских проектов до 104;
- покупка в 2013 году сельскохозяйственной техники сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением людей, у которых личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), в том числе 6 тыс. штук тракторов, 4,8 тыс. штук зерноуборочных комбайнов и 0,8 тыс. штук кормоуборочных комбайнов;
- рост внедрения биосредств охраны растений и микробиологических удобрений в растениеводстве (к 2010 году) на 32,2 процента;
- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, которые переработаны методами биотехнологии, - 11,5 процента.
В настоящее время основным ориентиром политики инноваций в сельском хозяйстве является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, направленная на снабжение роста экономики за счет развития инноваций. Во исполнение программы реализуются наикрупнейшие инноваторские проекты -молочно-товарные фермы, мясокомбинаты, овощехранилища, сверхтехнологичные теплицы, системы капельного орошения и т. п. В то же время улучшается инфраструктура экспорта зерна, мяса КРС при участии фермерских хозяйств. В соответствии со Стратегией инновационного развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2020 года главными звеньями трансфера инноваций должны быть центры сельскохозяйственного консультирования, соединенные в комплексную систему и имеющие разветвленную сеть, близкую к сельскому товаропроизводителю.
В Стратегии предусматривается выделение средств на грантовую поддержку - 200 инноваторских центров (лабораторий) при НИИ и университетах, которые в содружестве с опытнейшими и иными хозяйствующими коллективами сумеют создать и фактически реализовать инновации, перевести для широкомасштабного тиражирования региональным системам сельскохозяйственного консультирования.
Информационное и консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и людей сельской местности является принципиальным условием инноваторского развития сельского хозяйства на современном этапе развития.
В 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению оказывали услуги 65 региональных консультационных предприятий в 50 субъектах России. Главная часть сельскохозяйственных консультационных фирм сконцентрирована в Центральном (24,6%), Приволжском (21,5%) и Сибирском (15,4%) федеральных округах РФ. В разрезе направлений консультирования более важными в 2013 году остаются консультационные сервисы в области растениеводства (18%) и животноводства (17%). Третий год ведется учет инновационной деятельности предприятий по сельскохозяйственному консультированию.
Полученный экономический результат от внедрения инноваций возрос наиболее чем в 2 раза и составил 391,9 млн. руб.
В Орловской области за последние 5 лет наблюдается значимый рост долгосрочных вложений в организациях АПК (в стоимостном выражении наиболее чем в 4 раза). Не считая этого, поменялась и структура источников финансирования инноваций, если в 2010 году наиболее 70% инвестиций приходилось на привлечённые средства (кредиты банков, займы иных организаций), то в 2014 году 65% долгосрочных инвестиций финансировались из собственного капитала предприятий. Здесь необходимо заметить, что значительно снизилась доля амортизации как источника формирования вложений в производственные фонды (с 57% в 2012 г. до 30% в 2014 г.). Амортизация, являясь экономическим средством возмещения издержек на покупку основных фондов, не сформировывает финансовую основу для их обновления. С помощью амортизации производители продукции сельского хозяйства практически возвращают затраты на покупку уже используемых основных средств, так как амортизация включена в состав выручки от реализации продукции, являясь частью себестоимости [3]. Поэтому увеличение удельного веса прибыли в собственных источниках финансирования долгосрочных инвестиций говорит о значительной смене инвестиционной политики организаций. Вместо обычного обновления техники и оборудования, ремонта производственных цехов, средства направлены на технологическое перевооружение. Сюда следует отнести технику новейшего поколения, которая позволяет использовать нулевую и минимальную технологии обработки земли; ресурсосберегающее оснащение для содержания и питания животных; постройку комплексов по переработке сельскохозяйственной продукции и т. д. Производители продукции сельского хозяйства на модернизацию производства не считая собственных средств значительно применяют заёмные источники. За последние 5 лет объём привлеченных инвестиций в агробизнес возрос выше чем в 2 раза. Следует отметить, что увеличение инвестиционной активности свойственно для всей экономики Орловской области. Доля АПК в общем объеме долгосрочных вложений за последние 5 лет составляла около 16,5%, что является вторым показателем после обрабатывающей промышленности. Одним из главных факторов роста вложений в модернизацию материально-технической базы сельского хозяйства является значительное повышение государственной поддержки, целью которой является поднятие объёмов производства продукции и стимулирование внедрения инновационных технологий. Особую значимость эффективность господдержки получила в контексте вступления Российской Федерации в ВТО и применение санкционных мер для иностранных сельхозтоваропроизводителей. Исходя из показателей сводных годовых отчётов агропромышленных организаций Орловской области объём средств бюджета, направленный на поддержку разных направлений сельскохозяйственного производства в период с 2010-2014 г., увеличился на 28% и составил 2,3 миллиардов рублей. При этом фактически 90% субсидирования исполняются за счёт федерального бюджета и только 10% за счёт бюджета Орловской области. Государственная поддержка отрасли животноводства в Орловской области исполняется в основном программно-целевым методом [4]. В частности, для усовершенствования экономических условий и для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства действует областная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012-2016 годы» [4-6]. В 2014 г. объём субсидий исходя из этой программы составил 35,9 млн. руб. Не считая экого активно стимулируется замена имеющегося в организациях поголовья крупного рогатого скота благодаря высокопродуктивному племенному скоту, который адаптирован под климат Орловской области. На эти цели за 5 лет было выделено больше 200 млн. руб. В итоге реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Орловской области было построено небольшое количество инновационных сверхтехнологичных комплексов для разведения и откорма свиней, так же уникальный селекционно -генетический центр, который сейчас является одним из наиболее крупных в России производителей и поставщиков генетики для свиноводства. Это практически возродило данную ветвь в регионе.
Главными направлениями господдержки в растениеводстве являются элитное семеноводство и возмещение некоторого количества затрат на уплату страховой премии. С 2009 г. по 2013 г. на эти направленности было освоено 348 млн. руб. Введение инновационных технологий в производство предполагает огромные капитальные затраты, часть которых приходится на инвестиционные кредиты. В данной связи принципиально подметить, что субсидирование доли процентной ставки по долгосрочным финансовым и краткосрочным займам является важным инструментом государственной помощи. В 2013 г. В Орловской области на эти цели было выделено больше 1,3 миллиардов рублей, в том числе на краткосрочные 403 млн. руб., что в 2 раза превосходит показатель 2009 г. Эффективность государственной помощи оценивается обилием социально-экономических характеристик, среди которых число созданных рабочих мест, объём налоговых поступлений от реализации грантовых проектов в расчете на рубль субсидий и т. д. В АПК эффективность государственной поддержки отображается в первую очередь увеличением изготовления продукции.
Несмотря на большой рост субсидий и инвестиций в основной капитал есть некоторое количество направлений, которым уделено мало внимания. В частности, субсидирование покупки удобрений и средств защиты растений. П уровню внесения удобрений на гектар Российская Федерация в 5 раз отстает от США и
Индии, в 7 раз от Белоруссии, в 10 раз от Китая. Орловская область по уровню внедрения минеральных удобрений в 2,5 раза превосходит среднероссийские показатели, поэтому и урожайность зерновых в 2 раза больше. Но и в нашем регионе имеются огромные запасы для повышения урожайности. В условиях применения санкционных мер поддержки агропромышленного комплекса нужно значительно повысить доступность удобрений на российском рынке посредством частичной компенсации их покупки. С иной стороны, на системной основе государственная помощь должна реализоваться не благодаря прямым инвестициям, а стимулированием модернизации материально-технической базы во внедрение инноваций посредством повышения доступности кредитных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: http ://www.mcx. ru/navigation/docfeeder/show/342. html
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
3. Минакова И.В., Бухвостов Ю.В Формирование национальной инновационной системы как институциональной основы перехода к постиндустриальному обществу // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. № 1. С. 59-66.
4. Полухин А.А., Полухина М.Г. Развитие племенного молочного скотоводства // Аграрная наука. 2012. №3 С. 20-21.
5. Полухина М.Г. Influence of selection-organizational and genetic factors on efficiency of stock breeding in dairy cattle breeding of the Orel region // Вестник Орел ГАУ. 2014. №6. С. 17-22
6. Ставцев А.Н. Оценка эффективности использования технического потенциала молочного скотоводства // АПК: Экономика, управление. 2012. № 7. С. 48-55.
7. Ставцев А.Н., Яковлев А.С. Развитие молочно-продуктового подкомплекса России в условиях импортозамещения // Аграрная Россия. 2015. № 6. С. 23-25.
8. Polukhin A.A. Technical modernization of Russian agriculture in the conditions of international integration and economic sanctions // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2015. Т. 42. № 6. С. 41-51.
9. Санду И.С., Полухин А.А., Бурак П.И Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 10. С. 11-19.
10. Парахин Н.В., Полухин А.А. Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства Орловской области // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2014. № 4. С. 48-51.
11. Бурак П.И., Санду И.С., Полухин А.А. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства: проблемы и решения // АПК: Экономика, управление. 2014. № 12. С. 53-59.
12. Санду И.С., Полухин А.А., Бурак П.И. Импортозамещение на рынке сельскохозяйственной техники России // АПК: Экономика, управление. 2016. № 3. С. 46-50.
13. Санду И.С., Полухин А.А., Бурак П.И. Технико-технологическая модернизация АПК Орловской области - приоритет развития // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 8. С. 9-12.
14. Гуляева Т.И., Калиничева Е.Ю. Экономическое обоснование повышения конкурентоспособности продукции свеклосахарного производства // Орел, 2003.
15. Дурнев Г.И., Калиничева Е.Ю., Лысенко Н.Н. Сахарная свекла в Черноземной лесостепи // Орел,
2013.
16. Климова С.П., Кондыков А.В. Формирование кадрового потенциала для АПК Орловской области // В сборнике: Научные исследования - сельскохозяйственному производству Материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. Ответственные за выпуск: Ярован Н.И. 2017. С. 29-36.
17. Кондыков А.В., Климова С.П. Государственная поддержка молодых специалистов // В сборнике: Научные исследования - сельскохозяйственному производству Материалы Международной научно -практической Интернет-конференции. Ответственные за выпуск: Ярован Н.И. 2017. С. 37-45.
18. Калиничева Е.Ю. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 31. С. 37-41.
19. Степкина И.И. Оценка вклада инноваций в повышение стоимости бизнеса // Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве: материалы Международной научно-практической конференции. Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова. 2015. С. 170-171.
20. Ваулина О.А. Стратегические направления развития сельского хозяйства Рязанской области // Экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты современных ресурсосберегающих технологий в АПК: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Д.В. Виноградова. - Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ, 2017. Ч.2. С.43-46
21. Голубева А.И., Дорохова В.И., Соколов Е.В. Эффективность технологических инноваций в молочном скотоводстве региона // Развитие институтов инновационной экономики в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство: сб. тр. по материалам международ. научно-практ. конф. - М.: «Научный консультант», 2016 . С. 77-85.