Научная статья на тему 'Государственное регулирование в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий'

Государственное регулирование в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2243
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / ВЕТЕРАНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОПЕКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE MANAGEMENT IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION OF WAR VETERANS / SOCIAL PROTECTION OF WAR VETERANS / ADMINISTRATIVE GUARDIANSHIP / STATE SOCIAL ASSISTANCE / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сабодаш Анатолий Николаевич, Полякова Светлана Владимировна

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий. Представлена позиция авторов по поводу того, что регулирование социальной защиты ветеранов боевых действий является составной частью государственного регулирования в сфере социальной защиты граждан. Оно обеспечивает достижение цели и выполнение задач социальной политики государства, которые закреплены в соответствующих правовых актах. Аргументированно утверждается, что административная опека также представляет собой часть социальной защиты государством ветеранов боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сабодаш Анатолий Николаевич, Полякова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Management in the Field of Social Protection of War Veterans

In the article of state regulation in the sphere of social protection of war veterans. Presenting the position of the authors about the fact that the regulation of social protection of war veterans is part of the state regulation in the sphere of social protection of citizens. It achieves the goals and objectives of social policy, as enshrined in the relevant legislation. The administrative trusteeship is also a part of the social protection of the state in relation to the combatants.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378).

Право. Вып. 44. С. 90-96.

ББК Х401.131

УДК 342.9

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

А. Н. Сабодаш

ГУ МВД России по Челябинской области, Челябинск, Россия

С. В. Полякова

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), Челябинск, Россия

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий. Представлена позиция авторов по поводу того, что регулирование социальной защиты ветеранов боевых действий является составной частью государственного регулирования в сфере социальной защиты граждан. Оно обеспечивает достижение цели и выполнение задач социальной политики государства, которые закреплены в соответствующих правовых актах. Аргументированно утверждается, что административная опека также представляет собой часть социальной защиты государством ветеранов боевых действий.

Ключевые слова: государственное регулирование в сфере социальной защиты, ветераны боевых действий, административная опека, государственная социальная помощь, социальная поддержка.

Государственное регулирование является необходимым условием существования всякого демократического государства и цивилизованного общества [19. С. 92-93]. В условиях реформирования и модернизации наиболее актуальными становятся вопросы эффективности государственного регулирования в социальной сфере.

Статья 7 действующей Конституции РФ закрепляет положения о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Руководствуясь содержанием этой статьи, профессор Д. Н. Бахрах отмечает, что именно состояние реализации и защиты прав и свобод граждан — истинный показатель эффективности функционирования государственной власти [17].

«Социальная политика в России имеет три уровня управления: федеральный, региональный, муниципальный. Каждый уровень имеет свои компетенции и полномочия в этой области» [20. С. 11]. Социальная политика государства как значимый элемент социального развития страны требует экономических затрат, законодательного подкрепления, одним из инструментов ее воплощения в жизнь является отлаженная система социального обеспечения, а также гарантии социальной защищенности нуждающихся в государственной помощи и поддержке, что носит «социе-

тальный» характер и требует государственного регулирования [16. С. 98-102]. Мы всецело поддерживаем мнение о том, что социальное обеспечение и социальная защищенность относятся к обществу, рассматриваемому как единое целое, и, следовательно, эти отношения должны быть урегулированы нормами права.

В последнее десятилетие в социальной сфере государственной деятельности выявилась тенденция использовать термин «социальная защита» в качестве обобщающего, и это заменило собой более узкий, исторически сложившийся в нашей стране (в советский период) термин «социальное обеспечение» (при сохранности его использования для более узкой области) [21. С. 223]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в области социальной политики государства вследствие реформирования и модернизации произошло перерастание систем социального обеспечения в системы социальной защиты [17].

В настоящее время в Российской Федерации существуют разные формы социальной защиты: охрана труда и здоровья людей, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, система пенсионирования по возрасту, трудовому стажу, в связи с инвалидностью и многое другое. Жизнь не стоит на месте, и в обществе возникают то одни, то другие потребности в социальной защищенности. В связи с этим существует проблема постоянного совершенствования нормативно-

правового инструментария, регламентирующего вопросы социальной направленности, так как практическая жизнь людей вносит свои коррективы [18. С. 5-16].

Особое геополитическое положение России, необходимость и способность поддерживать военный потенциал для защиты своих интересов, а также оказывать поддержку дружественным странам в рамках соглашений о взаимной военной помощи сделали востребованным нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий. Обеспечение достойной жизни ветеранам различных войн и военной службы, чье здоровье было подорвано на службе Отечеству, в наши дни становится актуальной проблемой в связи с нарастанием напряженности социально-экономической и военно-политической обстановки последних лет на Евразийском континенте.

После Второй мировой войны свыше миллиона наших граждан принимали участие более чем в 30 вооруженных конфликтах за пределами страны. По данным, опубликованным в средствах массовой информации, только на территории Афганистана военную службу прошли 620 тыс. военнослужащих.

В словаре-справочнике по административному праву под редакцией Б. В. Россинского указано: «В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» с учетом заслуг при защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда в Российской Федерации устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда. Каждой из этих категорий граждан государством гарантируются определенные меры социальной защиты» [15].

В настоящее время на территории Российской Федерации и стран СНГ проживает значительное число тех, кто имеет статус ветеранов боевых действий. К ним относятся лица, принимавшие участие в боевых действиях на территориях зарубежных стран и на территории Российской Федерации с 1962 по 2008 г. Эти временные рамки и соответствующие территории закреплены в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который дан

в приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 28 июня 2014 г.) [5] (далее — Федеральный закон «О ветеранах»). Речь идет о боевых действиях в Алжире (1962—1964), Египте (1962— 1974), Йеменской Арабской Республике (1962— 1969), Вьетнаме (1961—1974), Сирии (1967—1973), Анголе (1975—1992), Мозамбике (1969—1988), Эфиопии (1977—2000), Афганистане (1978— 1989), Камбодже (1997), Бангладеш (1972—1973), Лаосе (1960—1970), Сирии и Ливане (1982), Республике Таджикистан (1992—1997).

Кроме боевых действий в перечне названы выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чечне и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта (1994— 1996), выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории СевероКавказского региона (с 1999 г.), выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия (2008).

Деятельность государства по обеспечению социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей является одним из важнейших направлений государственной социальной политики Российской Федерации и регулируется целым рядом нормативно-правовых актов.

Государственное регулирование в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий в России осуществляется федеральными законами: от 12 ноября 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [19], от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» [6], от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [7]; законами Российской Федерации: от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [8], от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения

и при вооруженных конфликтах» [9] и другими нормативными правовыми актами.

Правовое регулирование социальной защиты ветеранов боевых действий обеспечивает государственное управление в сфере социальной защиты граждан и направлено на выполнение задач и достижение целей в социальной политике, кото -рые закреплены в соответствующих документах политико-правового характера. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. [10], в качестве первого направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначено развитие человеческого потенциала России.

Среди главных приоритетов социальной политики указаны: решение основных социальных проблем военнослужащих; структурная и технологическая модернизация здравоохранения и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения. Социальная защита ветеранов боевых действий выражается в следующих формах: 1) социальное страхование; 2) государственное социальное обеспечение; 3) предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 4) обязательное государственное страхование; 5) благотворительность;

6) негосударственное пенсионное обеспечение;

7) содействие занятости; 8) обеспечение жилыми помещениями.

Государственное регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется на основе положений актов политико-правового и нормативного характера. В мае 2012 г. президент РФ В. В. Путин подписал несколько указов по данным вопросам: «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [11]; «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» [12]. Для социальной защиты ветеранов боевых действий в части предоставления им мер социальной поддержки значимы и решения Конституционного Суда РФ. Среди них, например, Постановление «По делу о проверке конституционности положений ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ».

Государственная социальная помощь и социальная поддержка представляют собой относительно самостоятельные блоки социальной защиты населения. Государственная социальная

помощь регулируется федеральными законами от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [13], от 28 июня 1999 г. «О государственной социальной помощи» [14].

Известно, что человек может иметь несколько социальных статусов одновременно. Конкретизируем данное положение: например, ветераны боевых действий получают особый статус как заслужившие получение соответствующих благ, закрепленных законодательно. Однако как субъекты социума они так же не защищены от воздействия неблагоприятных жизненных обстоятельств: такой человек может стать беженцем, одиноким отцом, получить заболевание, инвалидность и многое из того, что с этой точки зрения делает его субъектом административной опеки.

Термин «административная опека» в научный оборот был введен Д. Н. Бахрахом, который сформулировал фундаментальные принципы и выделил категории лиц, являющихся ее субъектами. Д. Н. Бахрах определяет административную опеку как «практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, которую осуществляет аппарат исполнительной власти на основании норм административного права» [17].

Среди субъектов административной опеки Д. Н. Бахрах выделяет две категории лиц: 1) слабые по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных национальностей, малочисленных народностей Крайнего Севера и др.); 2) жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий) [Там же].

Выделение данных субъектов и категорий лиц закладывает ряд основополагающих принципов административной опеки: гуманизма; законности; учета материальных, организационных возможностей государства, муниципальных образований; оказания помощи лишь тем, кто в этом нуждается больше всего. Административная опека (льготы, материальная помощь и др.) всегда является адресной и предоставляется по заявлению гражданина. Условием обретения данного правового положения являются определенные неблагоприятные жизненные обстоятельства или факторы [Там же].

Нормативная практико-ориентированная база административной опеки в России огромна. Она сложилась в основном в первой половине 1990-х гг. (ее ядро образуют федеральные законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вынужденных переселенцах, беженцах, сиротах и др.). Очевидно, что невозможно рассмотреть хотя бы кратко все варианты административной опеки, в том числе осуществляемую в отношении ветеранов боевых действий.

В административном праве данное понятие — административная опека — в силу недостаточной разработанности используется крайне редко, в то время как на практике административная опека в России осуществляется в отношении миллионов граждан, включая ветеранов боевых действий, но объективные статистические данные по людям, получающим такую социальную помощь и поддержку со стороны государства, на данный момент отсутствуют.

В настоящее время ряд авторов рассматривают различные научно-практические аспекты государственного регулирования в сфере социальной защиты, в том числе и административной опеки: административно-правовой статус субъектов административной опеки, ее место в государственном регулировании [22], а также отличия административной опеки от смежных явлений. Диссертационное исследование Е. В. Павловой посвящено изучению правовых и организационных вопросов административной опеки [24]. В работах Ю. А. Черемухиной административная опека несовершеннолетних рассматривается как институт административного права России [25].

В монографии Д. В. Осинцева [23] отражены результаты многолетних фундаментальных исследований административно-правовых методов государственного управления. Автор отмечает, что методы государственной поддержки выражаются в административном попечительстве и государственной поддержке элементов социальной инфраструктуры, отраслей и регионов, где требуется непрерывность функционирования публичных служб. Административную опеку он относит к методу административного попечительства. «Под общественным призрением, или административным попечительством, следует понимать ту отрасль внутреннего управления,

в которой государство приходит на помощь отдельным лицам в целях удовлетворения их физических и духовных потребностей в тех случаях, когда сами эти лица лишены возможности обеспечить для себя средствами существования [22].

Д. В. Осинцев указывает, что в отношении конкретных лиц административное попечительство осуществляется согласно предоставленному им специальному административно-правовому статусу в связи:

1) с объективно негативными факторами: угрожающими явлениями природного и техногенного характера (пострадавшие от различных катастроф, ветераны подразделений особого риска и т. п.); возрастными особенностями, состоянием здоровья (инвалиды, лица, страдающие психическими расстройствами, и т. д.); кризисной экономической обстановкой (безработные);

2) субъективно негативными факторами: социальными конфликтами (беженцы, вынужденные переселенцы), действием в интересах государства (ветераны), незаконными лишениями со стороны государства (жертвы политических репрессий и т. п.) [Там же].

Д. В. Осинцев акцентирует внимание на отличии административного попечительства от государственного социального обеспечения: «По вопросам социального обеспечения принимаются базовые федеральные законы (о пенсионном обеспечении, медицинском и социальном страховании и др.), гарантирующие публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности». Также автор отмечает, что на данный момент «единый нормативный акт по вопросам административного попечительства отсутствует» [Там же].

Государственное регулирование социальной защиты ветеранов боевых действий, являясь частью социальной защиты населения РФ, обладает как специфическими признаками, характерными только для социальной защиты этой категории, так и общими чертами, присущими социальной защите в целом. Системный характер социальной политики государства, затрагивающей все стороны жизни населения России, требует совершенствования нормативно-правовой базы и соответствующих управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию мер по выполнению задач и достижению цели социальной политики государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газ. - 1993. - № 237.

2. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая» (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 50. - Ст. 4872. (Утратил силу.)

4. Федеральный закон от 21.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.

5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 3.- Ст. 168.

6. Федеральный закон от 02.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.

7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

8. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей // Рос. газ. - 1993. - 5 марта.

9. Закон РФ от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. - 1993. - № 6.

10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2008. - № 47 - Ст. 5489.

11. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2334.

12. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - № 19. - Ст. 2341.

13. Федеральный закон от 17.07.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 43. - Ст. 4904.

14. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.

15. Административное право : слов.-справ. — М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2000.

16. Анбрехт, Т. А. Совершенствование государственного управления социальным обслуживанием в условиях реформирования социально-обеспечительного законодательства / Т. А. Анбрехт, О. А. Ди-зер // Проблемы права. - 2015. - № 2 (50). - С. 98-102.

17. Бахрах, Д. Н. Административное право России : учеб. для вузов / Д. Н. Бахрах. - М. : НОРМА, 2002.

18. Волкова, Н. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация / Н. С. Волкова // Журн. рос. права. - 2013. - № 1. - С. 5-16.

19. Севрюгин, В. Е. О доктрине публичного управления в административном праве Российской Федерации / В. Е. Севрюгин // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. - 2011. - № 3. - С. 92-97.

20. Социальная работа: региональный аспект : монография / О. В. Авилов [и др.]. - Челябинск : Взгляд, 2006.

21. Социальное государство : крат. слов.-справ. - М., - 2002.

22. Осинцев, Д. В. О формах государственного управления / Д. В. Осинцев // Рос. юрид. журн. -2010. - № 1 (70). - С. 72-82.

23. Осинцев, Д. В. Методы государственного управления (административно-правовой аспект) : монография / Д. В. Осинцев. - Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2013.

24. Павлова, Е. В. Правовые и организационные вопросы обеспечения административной опеки : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Павлова. - Орел, 2003.

25. Черемухина, Ю. А. Административная опека несовершеннолетних как институт административного права России / Ю. А. Черемухина // Вестн. Рос. правовой акад. - 2008. - № 1.

Сведения об авторах

Сабодаш Анатолий Николаевич — начальник отдела ГУ МВД России по Челябинской области, подполковник полиции, Челябинск, Россия. [email protected]

Полякова Светлана Владимировна — старший преподаватель кафедры управления и права ЮжноУральского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 90-96.

STATE MANAGEMENT IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION

OF WAR VETERANS

A. N. Sabodash

Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

S. V. Polyakova

South Ural State University (NRU), Chelyabinsk, Russia. [email protected]

In the article of state regulation in the sphere of social protection of war veterans. Presenting the position of the authors about the fact that the regulation of social protection of war veterans is part of the state regulation in the sphere of social protection of citizens. It achieves the goals and objectives of social policy, as enshrined in the relevant legislation. The administrative trusteeship is also a part of the social protection of the state in relation to the combatants.

Keywords: state management in the field ofsocial protection ofwar veterans, social protection ofwar veterans, administrative guardianship, state social assistance, social support.

References

1. [The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (an edition of 21.07.2014, no. 11-FKZ)]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper], 1993, no. 237. (In Russ.).

2. [The civil code of the Russian Federation (Part one) from 30.11.1994, no. 51-FZ (edition of 13.07. 2015)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1994, no. 32, art. 3301. (In Russ.).

3. [About bases of social service of the population in the Russian Federation. Federal Law, 10.12.1995, no. 195-FZ (became invalid)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1995, no. 50, art. 4872. (In Russ.).

4. [About the state social help. Federal Law, 21.07.1999, no. 178]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1999, no. 29, art. 3699. (In Russ.).

5. [About veterans. Federal law of January 12, 1995, no. 5-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1995, no. 3. art. 168. (In Russ.).

6. [About the status of the military personnel. Federal law of02.05.1998, no. 76-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1998, no. 22, art. 2331. (In Russ.).

7. [About a conscription and military service. Federal law of28.03.1998, no. 53-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1998, no. 13, art. 1475. (In Russ.).

8. [About provision of pensions of the persons passing military service, service in law-enforcement bodies, the Public fire service, trafficking in narcotics monitoring bodies and psychotropic substances, establishments and orga6nakh criminal and executive system, and their families. Act of the Russian Federation]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 1993, March 5. (In Russ.).

96

A. H. Caôoàarn, C. B. noMMKOBa

9. [About additional guarantees and compensations by the serviceman who is passing military service in territories of the states of Transcaucasia, Baltic and Republic of Tajikistan, and also carrying out tasks in the conditions of state of emergency and at armed conflicts. The act of the Russian Federation, 21.01.1993, no. 4328-1]. Vedomosti S''ezda narodnyh deputatov Rossiyskoy Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossiyskoy Federatsii [Sheets of Congress of People's Deputies of the Russian Federation and Supreme Council of the Russian Federation], 1993, no. 6, art. 181. (In Russ.).

10. [About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020. Order of the Government of the Russian Federation, 17.11.2008, no. 1662-r]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2008, no. 47, art. 5489. (In Russ.).

11. [About actions for realization of the state social policy. Decree of the Russian President, 07.05.2012, no. 597]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2012, 19, art. 2334. (In Russ.).

12. [About further improvement of military service in the Russian Federation. Decree of the Russian President, 07.05.2012, no. 604]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2012, no. 19, art. 2341. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. [About a living wage in the Russian Federation. Federal law of 17.07.1997, no. 134-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1997, no. 43, art. 4904. (In Russ.).

14. [About the state social help. Federal Law, 17.07.1997, no. 178]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1999, no. 29, art. 3699. (In Russ.).

15. Administrativnoe pravo. Slovar'-spravochnik [Administrative law. Dictionary reference]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2000. (In Russ.).

16. Anbreht T.A., Dizer O.A. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya social'nym obsluzhivaniem v usloviyah reformirovaniya social'no-obespechitel'nogo zakonodatel'stva [Improvement of public administration by social service in the conditions of reforming of the social and security legislation]. Problemy prava [Problems of right], no. 2 (50), 2015, pp. 98-102. (In Russ.).

17. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative law of Russia]. Moscow, NORMA Publ., 2002. (In Russ.).

18. Volkova, N.S. Gosudarstvennoe upravleniye social'noy sferoy: sostoyaniye i modernizatsiya [Public administration by the social sphere: state and modernization]. Zhurnal rossiyskogo prava [Magazine of Russian law], 2013, no. 1, pp. 5-16. (In Russ.).

19. Sevryugin V.E. O doktrine publichnogo upravleniya v administrativnom prave Rossiyskoy Federatsii [About doctrine of public management in administrative law of the Russian Federation]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tyumen State University], 2011, no. 3, pp. 92-97. (In Russ.).

20. Avilov O.V. (ed.) Social'naya rabota: regional'nyy aspekt: monografiya [Social work: regional aspect]. Chelyabinsk, Vzgljad Publ., 2006. (In Russ.).

21. Sotsial'noye gosudarstvo: kratkiy slovar'-spravochnik [Social state: short dictionary reference]. Moscow, 2002. (In Russ.).

22. Osintsev D.V. O formah gosudarstvennogo upravleniya. [About forms of public administration]. Ros-siyskiy Yuridicheskiy zhurnal [Russian juridical journal], 2010, no. 1 (70), pp. 72-82. (In Russ.).

23. Osintsev D.V. Metody gosudarstvennogo upravleniya (administrativno-pravovoy aspekt): monografiya [Methods of public administration (administrative and legal aspect)]. Yekaterinburg: UMC UPI Publ., 2013. (In Russ.).

24. Pavlova E.V. Pravovoye i organizatsionnye voprosy obespecheniya administrativnoy opeki: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Law and organizational questions of ensuring administrative guardianship. Abstract of thesis]. Orel, 2003. P. 24. (In Russ.).

25. Cheremukhina Yu.A. Administrativnaya opeka nesovershennoletnih kak institut administrativnogo prava Rossii [Administrative guardianship of minors as institute of administrative law of Russia]. Vestnik Rossiyskoy pravovoy akademii [Bulletin of the Russian legal academy], 2008, no. 1, pp. 17-19. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.