Научная статья на тему 'Государственное регулирование соляного промысла на Урале в конце XVIII - первой половине XIX веков'

Государственное регулирование соляного промысла на Урале в конце XVIII - первой половине XIX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1339
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЛЯНАЯ МОНОПОЛИЯ / СОЛЯНОЕ КОРЧЕМСТВО / УСТАВ О СОЛИ / ИЛЕЦКАЯ ЗАЩИТА / ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ / STATE REGULATION / SALT MONOPOLY / SECRET SALT-TRAFFICKING / THE CHARTER OF SALT / ILETSK PROTECTION / ORENBURG PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махрова Т. К.

В статье рассматриваются региональные аспекты государственного регулирования соляного промысла, оборот продукции которого составлял одну из доходных статей российского бюджета; специфика налогообложения соли как предмета первой необходимости в формате государственной монополии, практиковавшейся в России на протяжении длительного времени; сопутствующие монополии внелегальные способы производства и реализации соли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the regional aspects of state regulation of the salt pans, which turnover was one of the revenues of the Russian budget; specific character of the salt tax as a matter of basic necessities in the form of state monopoly practiced in Russia for a long time; related monopoly extralegal methods of production and sale of salt.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование соляного промысла на Урале в конце XVIII - первой половине XIX веков»

ИСТОРИЯ ПРАВОПОРЯДКА. ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

УДК 93 № 3 (6) / 2015, с. 87-92

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЛЯНОГО ПРОМЫСЛА НА УРАЛЕ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ

Т. К. Махрова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

В статье рассматриваются региональные аспекты государственного регулирования соляного промысла, оборот продукции которого составлял одну из доходных статей российского бюджета; специфика налогообложения соли как предмета первой необходимости в формате государственной монополии, практиковавшейся в России на протяжении длительного времени; сопутствующие монополии внелегальные способы производства и реализации соли.

Ключевые слова: Государственное регулирование, соляная монополия, соляное корчемство,

Устав о соли, Илецкая Защита, Оренбургская губерния.

STATE REGULATION OF THE SALT PANS IN URAL AT THE END OF THE XVIII - BEGINNING OF THE XIX CENTURIES

T. Makhrova

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

The article focuses on the regional aspects of state regulation of the salt pans, which turnover was one of the revenues of the Russian budget; specific character of the salt tax as a matter of basic necessities in the form of state monopoly practiced in Russia for a long time; related monopoly extralegal methods

of production and sale of salt.

Keywords: state regulation, salt monopoly, secret salt-trafficking, the Charter of Salt, Iletsk Protection,

Orenburg Province.

Государственное регулирование предполагает целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы путем издания нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности. Соляной промысел (добыча соли и торговля ею)

- исторически традиционный объект государственного регулирования и казенной монополии во многих странах мира: соль

- как продукт первой необходимости - рассматривалась как надежный источник фискального дохода. «Благодаря монополии,

- сообщает автор дореволюционного учебника по финансовому праву С.И. Иловайский,

- соль продается в среднем на 600% дороже того, во что обходится ее добывание» [1].

Государственная монополия на продажу соли была введена в России Петром I указом от 1 января 1705 года: «В Москве и в городах у всяких чинов людей соль отписав, продавать из казны... а впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет»1. Цена соли

1 ПСЗ-I. - Т. IV. - № 2009..

назначалась вдвое выше себестоимости. Действие системы казенной продажи приостанавливалось на 4 года Уставом о соли 1727 г.2, но опыт вольной продажи оказался неудачным, и казна вернула себе монополию оптовой продажи соли в августе 1731 г.3 Розничная торговля разрешалась и частным лицам - купцам в городах, в уездах - «кто пожелает невозбранно». Это не касалось населенных пунктов, расположенных недалеко от варниц и мест добычи соли, где «существовала опасность, что под видом казенной будут продавать утаенную промышленниками соль», там сохранялась продажа «из казны» [4].

К этому времени добыча соли осуществлялась тремя основными способами: ломкой каменной соли, вываркой из морской воды и рассолов подземных вод, разработкой солеотложений в «самосадочных» озерах. Выварка соли в северных областях европейской части страны и в Предуралье осуществлялась уже в XII в. - в местах, где обнару-

2 ПСЗ-I. -Т. VII. - № 5219.

3 ПСЗ-I. - Т. VIII. - № 5827.

Т. К. МАХРОВА

87

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

живались соляные рассолы, делали каптаж (сооружение для вывода подземных вод на поверхность) или рыли колодцы, собирали рассол в железные котлы, позднее - в огромные противни - цирены, под которыми разводился огонь. Процесс выварки требовал много топлива, что вело к уничтожению леса. В течение XIV-XVI вв. примитивный каптаж источников и устройство копаных колодцев заменила техника «верчения» деревянными трубами (бурение скважин на рассолы, занимавшее до 3-6 лет), со временем рассол из труб начали вытягивать с помощью поршневого насоса. Крупные центры соледобычи появились на реках Сухоне, Вычегде, Каме, Чусовой, Вятке, Бахмут, соленых озерах Поволжья, Крыма, с конца XVI в. началось освоение самосадочных озер и устройство соляных варниц в Сибири. В конце XVII в. известна уже была и каменная соль Южного Приуралья, где активная добыча началась в середине XVIII в. в Илецкой Защите. В начале XIX в. в России насчитывалось до 30 промыслов с общей выработкой свыше 100 тыс. тонн соли. На протяжении XIX столетия добыча каменной соли неуклонно возрастала, себестоимость выварочной соли была выше (10 коп. за пуд против 7-8 коп.), хотя она и составляла конкуренцию каменной соли благодаря более высокому качеству [5].

Соляная регалия как исключительное право государство на получение дохода предполагала частично монополизированную государством добычу соли (казна ведала добычей на Балахнинских, Бахмутских, Пермских, Старорусских, Торских и Илецких заводах) и обязанность владельцев частных варниц поставлять соль «подрядом в казну» по определенной цене. Продажа соли осуществлялась из казенных магазинов также по установленным ценам. Главным соляным складом России уже с XVII в. стал Нижний Новгород, куда соль доставлялась из мест производства, а затем развозилась подрядчиками по другим губерниям.

На протяжении XVIII в. управление соляными делами осуществляло Соляное правление, переименованное сначала в Соляную контору, затем в Контору соляного сбора и в 1783 г. упраздненное с передачей функций управления казенной добычей и сбытом соли губернским казенным палатам. Уже в 1797 г. центральное управление было восстановлено, и с 1803 г. Соляная контора вошла в состав Департамента внутренних дел Министерства внутренних дел.

Монополия на продажу соли приносила казне «соляной налог» по 5-10 коп. с каждого пуда, который продавался в последней четверти XVIII в. по устанавливаемой государ-

ством цене от 35 до 50 коп. В период царствования Екатерины II, издавшей в 1781 г. Устав о соли, соляной доход составлял в российском бюджете, по данным А.П. Починка, 8%. Потребление соли к концу века выросло, как и издержки ее производства, что, в первую очередь, было связано с транспортировкой и хранением соли: скорость доставки грузов была минимальна, соляная барка добиралась до Нижнего Новгорода от устья Камы за 6 недель, а из Астрахани - за 4 месяца, складских помещений не хватало. На перевозке соли, по подсчетам того же автора, было занято 17 тысяч 280 человек, а на вывозе только в Пермской губернии, где объемы производства во владениях Строгановых исчислялись миллионами пудов, еще пять с половиной тысяч человек. Если в начале царствования Екатерины доставка пуда соли от Илецка до Нижнего Новгорода составляла 12 коп., то в конце царствования - 30 коп. с пуда. Соль становилась дорогим продуктом, а прибыль казны превращалась в убытки. Кроме того, соляной промысел, как и любая государственная монополия, обрастал многочисленными злоупотреблениями и теневым оборотом, наносившим серьезный ущерб казенным интересам.

История соляного промысла в Оренбургской губернии, включавшей территории современных уральских областей, отражает эти общие тенденции развития отрасли, а также дает примеры поиска управленческих решений сопутствующих ей проблем. В начале XIX в. этим занялся будущий министр финансов России, а пока просто чиновник департамента внутренних дел, командированный в августе 1807 г. в Илец-кую Защиту коллежский советник Е.Ф. Кан-крин. Сохранившиеся материалы его донесений позволяют проследить путь илецкой соли от ее добычи до торгового прилавка.

В Оренбургской губернии активная эксплуатация крупного соляного источника началась с 1754 г. в 72 верстах от Оренбурга на р. Илек. Тогда же была открыта казенная продажа соли, сначала только для нужд Оренбургской, а с 1767 г. и других губерний - Нижегородской, Казанской, Симбирской, Костромской, Ярославской, Тверской. Однако возить соль на дальние расстояния оказалось дорого, в 1790 г. по распоряжению Сената илецкая соль стала использоваться только для продовольственных нужд Оренбургской губернии.

Соль добывали ссыльные поселенцы. Для управления промыслом Оренбургской казенной палатой назначался соляной пристав, полицейское наблюдение осуществляла гарнизонная рота. Кроме того, для защиты от

88

Т. К. МАХРОВА

ИСТОРИЯ ПРАВОПОРЯДКА. ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

постоянных набегов степных кочевников при Илецкой Защите и на форпостах по дороге к ней стоял большой казачий отряд кордонной стражи (150-180 казаков или калмыков)4.

Ежегодная добыча составляла примерно 300-400 тыс. пудов, с учетом же «разных злоупотреблений», как оценил ее Канкрин, до 500 тыс. Так, в 1803 г. в Оренбургской губернии было продано 398282 пуда 36 фунтов соли, выручка казны составила 159313 руб. 06 коп.5 Население Оренбургского пограничного края увеличивалось в этот период, прежде всего, за счет военного и казачьего контингента. В сентябре 1805 г. Правительствующий Сенат по итогам доклада министра внутренних дел

В.П. Кочубея о состоянии Илецкого соляного промысла и признал, что для «облегчения народного продовольствия» добычу илецкой соли необходимо наращивать, а по достижении избыточного для нужд продовольствия Оренбургской губернии ее количества разрешить вольную продажу соли, опубликовав в назначенный срок известие об этом для всех «вольных промышленников». Предполагалось, что это мера может повысить доходы казны. Для управления промыслом учреждалась Особая экспедиция, из доходов от продажи соли на развитие производства предполагалось направить единовременно до 20 тыс. руб., а для обеспечения промысла рабочими руками - направить вместо Сибири в Илецкую защиту определенное «по мере надобности» количество ссыльных из Казани. Для поселенцев требовалось выделить необходимое количество удобной пахотной земли - «в особенное ведомство соляного начальства»6.

Планы претворялись в жизнь с большими затруднениями, о чем в апреле 1808 г. Кочубей докладывал Александру I. Подготовленная Канкриным справка подводила к выводу о том, что именно свободная продажа соли поможет государству удешевить ее доставку, а покупателю даст известную свободу выбора, учитывая разницу в качестве соли выварочной и каменной. При этом Кан-крин предлагал «хотя бы на время» оставить государственные магазины: «казенные продажи останутся везде на прежнем основании, но от каждого зависеть будет, употребить им ту соль, которую казна доставляет, или илец-кую по лучшему свойству ея, или роскоши, кто иметь ее пожелает»7.

Далее следовали экономические расчеты и вполне рационализаторские предложения, следуя которым, Канкрин рассчитывал уве-

4 Государственный архив Оренбургской области. -Ф. 6. - Оп. 2. - Д. 1694. - Л. 6-7об.

5 Там же. - Л. 28.

6 Там же. - Л. 1-2.

7 Там же. - Ф. 6. - Оп. 2. - Д. 1694. - Л. 9-12.

личить производство илецкой соли втрое -до 1-1,5 млн пудов в год: богатство источника для этого предполагалось достаточным. Озабоченный возможным ростом цен после введения свободной торговли, будущий министр финансов проанализировал основные факторы ценообразования, определяющие, с одной стороны, доступность товара для покупателей, с другой стороны, казенные интересы, составил сравнительную ведомость цен при казенной и вольной торговле.

Продажная цена пуда соли составляла в 1803 г. 40 коп., при себестоимости ее для казны (с доставкой в Оренбург) 81/2 коп.: 11/2 коп. - ломка, 7 коп. - перевозка из Илец-кой Защиты в Оренбургский запасный магазин, откуда соль доставлялась в Уфу, Бирск, Мензелинск, Бугульму, Бугуруслан, Белебей, в Орскую и ряд других крепостей, где цена ее возрастала соответственно стоимости перевозки (расценки устанавливались Главной соляной конторой для каждого маршрута отдельно). Кроме Оренбурга, соль напрямую из Илецкой Защиты доставлялась также в запасные магазины Стерлитамака, Бузу-лука и Верхнеуральска. Стоимость «развоза по городам» 1 пуда соли составляла от 14 до 35 коп. «по сю сторону Урала» (Уфа и др.) и до 62 коп. «по ту сторону Урала» (Челяба, Троицк). Поэтому, например, в Челябинске, 1 пуд соли стоил уже 69 коп. с убытком для казны в 29 коп. с пуда, тогда как в Оренбурге казна имела с каждого пуда прибыль в 33 % коп. В среднем пуд обходился казне в 19 коп. за пуд. При переходе к вольной системе торговли Канкрин предполагал снижение до 17 коп. за пуд, так как перевозка должна будет осуществляться уже не за государственный счет8.

Предполагаемые изменения касались и организации труда на промыслах. Предлагалось, в частности, увеличить количество ссыльных работников (со 173 до 250-300 чел.) и ввести разделение труда с четко разделенными обязанностями солерубов, зем-леносцев и конных возчиков и дифференцированной оплатой (провиантом, одеждой, деньгами). Так, солерубам предполагалось увеличить денежную оплату за каждый пуд добытой соли (на 1 коп.), земленосцам - за каждый рабочий день (с 1 до 2-3 коп.) или за каждый аршин соли, возчикам - за каждый рабочий день (до 2-3 коп.) и дневное содержание лошади (с 12 до 15 коп.). На форпостах для возчиков соли должны были открыть харчевни и пропуск из Оренбурга в степь «без всякого конвоя и пропускных билетов». Предлагалось также отвести часть леса для

8 Государственный архив Оренбургской области. -Л. 16-18, 26-28.

Т. К. МАХРОВА

89

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

порубки на дрова и другие нужды работников, устроить для них небольшую больницу, а военным начальникам запретить «употреблять ссылочных на собственные работы и отвлекать от добычи». «Облегчить судьбу ссылочных» Канкрин считал необходимым

- «к большему добыванию» и «для отвращения простоя»9.

Свободную торговлю солью - «всякому званию и состоянию без исключения», а не только «записавшимся в торговые разряды»

- разрешил новый Устав о соли, изданный 5 августа 1818 г. Согласно § 49 каждый покупатель соли из магазина оптовой продажи имел право «развозить оную повсеместно, продавать по городам и селениям оптовыми и мелочными количествами по вольным ценам и не должен быть стесняем в его промышленности никакими препятствиями ни от городской и земской полиции, ни от других начальников». В мае 1825 г. уже министр финансов генерал-лейтенант Канкрин разъяснял Илецкому соляному правлению правила оптовой и мелочной торговли солью, нарушения которых, судя по донесениям с мест, приводили к «недоразумениям». Министр финансов дал распоряжение всем казенным палатам позаботиться о том, «чтобы о свободе торговли сей известно было каждому, кого се касается»10.

Снабжение населения илецкой солью осуществлялось подрядчиками на основе заключенных с государством четырехлетних контрактов на поставку «из илецкого приуготовительного и оренбургского запасного магазейнов в окружные оренбургской губернии магазейны». «Все дела, касающиеся до сего подряда, - указывалось в типовом отпечатанном контракте, - производить на основании закона»11.

Количество поставляемой соли на будущий год рассчитывалось в октябре по итогам года прошедшего Главной соляной конторой и губернской казенной палатой. Поставка на следующий год начиналась в ноябре. Чтобы соль при ее транспортировке «не сочли запрещенным товаром», необходимо было получить в уездном суде «пропускной ерлык», при его наличии соль пропускали на заставах без досмотра. Начиная с января, подрядчик получал «провозные деньги» в казначействе уезда, куда доставлялась соль, по предъявлении расписки о приеме товара в окружном соляном магазине. Закон требовал третью часть причитающейся подрядчику провозной суммы обеспечивать «благонадежным

9 Государственный архив Оренбургской области. -Ф. 6. - Оп. 2. - Д. 1694. - Л. 12об.-15.

10 Там же. - Оп. 4. - Д. 8914. - Л. 6-7.

11 Объединенный Государственный архив Челябинской области. - Ф. И-213. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 15-15об.

залогом». С дозволения Главной соляной конторы разрешалось менять залог или его часть, передавать подряд вносящему новый залог «съемщику» или принимать в подряд «товарищей»12.

Подрядчик «имел соль на своем страхе с приема до отдачи», т. е. полностью отвечал за своевременность и безопасность доставки соли, сохранность ее качества, оснастку судна и т. д. Во время доставки сухим или водным путем (подрядчик имел право сам выбирать транспорт) предписывалось не делать напрасных остановок, перегрузок с одного судна на другое.

Соляной магазин в конечном пункте доставки мог отказаться от приема негодной соли, если была она «не в указанной пробе, не чистой, с залисом». Спор о качестве разрешался на основе ст. 61 Устава о соли 1781 г.

На случай воровства и «другой какой-либо своевольной утраты» действовала ст. 100 этого Устава. Утраченный товар оплачивался в казну по установленной на данный момент продажной ее цене. Подрядчики обязывались регулировать товарные потоки в соответствии с потребностью на территории подряда, в случае недостатка соли ее подвозили за счет казны, но с последующей оплатой подрядчиком издержек и штрафа в размере 0,5% в месяц с суммы не поставленной соли по ее продажной цене13.

Транспортировку соли обычно осуществляли вольнонаемные фурщики, которым выдавались казенные «провозные деньги» по договорам на сумму до 10 тыс. руб. Судя по архивным документам, транспортный маршрут был одновременно и каналом хищения казенных денег. Так, в апреле 1801 г. в Правительствующем Сенате слушалось дело по рапорту, поступившему от оренбургского гражданского губернатора: советник Оренбургской казенной палаты Башкатов сообщил о выявленных злоупотреблениях при поставке соли вольнонаемными фурщиками «под прикрытием начальства». Под видом вольнонаемных работников, считал Башкатов, выступали «свои» подрядчики, договоры заключались с превышением суммы, цены устанавливались «не по назначенным правительством», а провозные деньги «пилились» пополам между чиновником и подрядчиком. Промысел был налажен давно, и казна теряла от этого «безвозвратно не менее 30 тыс. руб. в год»14. В 1802 г. из Сената дело передали в Оренбургскую судебную палату, которая постановила в каждом уезде содержать по

12 Объединенный Государственный архив Челябинской области. - Ф. И-213. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 16-16об.

13 Там же. - Л. 15-16.

14 Государственный архив Оренбургской области. -Ф. 6. - Оп. 2. - Д. 661/1. - Л. 1-2.

90

Т. К. МАХРОВА

ИСТОРИЯ ПРАВОПОРЯДКА. ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ

одному комиссионеру для найма солевозчи-ков, которым теперь выдавали лишь задатки по 2-3 рубля на подводу. Предполагалось, что такие меры сохранят для казны 26-28 тыс. руб. Наказания же подозреваемого в злоупотреблениях начальника, судя по сохранившимся документам, не последовало15.

Злоупотребления выявлялись и при продаже соли в розницу. В 1819 г. по жалобе военнослужащих, поступившей в канцелярию оренбургского военного губернатора П.К. Эссена, была проведена контрольная закупка в оренбургском соляном магазине. Служащие соляного отделения оренбургской казенной палаты купили 2 пуда соли и выяснили, что продавалась она в розницу «для местного продовольствия» по 1 рублю за пуд вместо установленной в январе 1819 г. для Оренбургской губернии цене в 90 копеек (при оптовой цене 85 коп. за пуд). Завышенной оказалась и цена соли, покупаемой фунтами (3 копейки за фунт). Оренбургский соляной пристав Ячме-нев, в чьи обязанности входило наблюдение за правильностью цен, получил информацию об установленной цене 5 февраля, но «возвысил цены» сознательно, за этот «законопротивный поступок» (противоречащий § 58 Устава о соли 1818 г.) губернское правление сместило его с должности, понадеявшись найти более благонадежного чиновника, способного организовать «за продажею бдительный надзор»16.

Поиск благонадежного чиновника, видимо, нельзя было назвать простой задачей. Как замечает Л.Ф. Писарькова, исследовавшая феномен российского чиновничества, «в атмосфере сформировавшейся в первой половине XIX в. системы коллективных злоупотреблений оставаться честным чиновником было практически невозможно» [2]. В качестве одной из самых выгодных статей неправедных доходов чиновников многих губерний автор отмечает именно соляные операции. Илецкое месторождение, в частности, по масштабам добычи могло приносить доход в сотни тысяч рублей, но до середины 1840-х годов в казну поступало не более 180-200 рублей, остальная сумма оседала в карманах чиновников, которые наживали там огромные капиталы. При транспортировке и хранении соли, например, можно было соль продать, а барку затопить. Или списать недостачу на «удачно» начавшееся наводнение и затопление соляных амбаров. Как правило, такая операция требовала

15 Государственный архив Оренбургской области. -Ф. 6. - Оп. 2. - Д. 712. - Л. 2-3.

16 Государственный архив Оренбургской области.

- Ф. 6. - Оп. 3. - Ч. 2. - Д. 6610. -. Л. 5об.; Там же. - Оп. 5.

- Д. 11429; Объединенный Государственный архив Челябинской области. - Ф. И-213. - Оп. 1. - Д. 18.

одновременно подношения вышестоящему начальству [3].

Еще одной проблемой, озаботившей правительство, стало соляное корчемство, т. е. нелегальная ее добыча и продажа. В апреле 1838 г. были опубликованы предложенные министерством финансов и одобренные мнением Госсовета от 18.04.1838 г. дополнительные к Уставу о соли правила «для усиления преследования и поимки корчемников». В частности, предписывалось в районах соледобычи ввести в состав земских судов особых заседателей по соляной корчемной части, которые должны были заниматься исключительно «поимкой корчемников и корчемной соли, не отвлекаясь никакими другими делами». Первоначально признано было необходимым ввести всего 7 таких должностей (в том числе в Оренбургской губернии), их содержание предполагалось из общего 30-копеечного сбора для финансирования земских судов, в случае недостатка средств министр финансов с одобрения императора обещал помощь средствами казначейства17.

Как и чины земской полиции, особые заседатели получали право преследовать подозреваемых в соляном корчемстве лиц на территории соседних уездов и губерний, запрещалось прекращать преследование без передачи его «на обязанность» местной земской полиции. Е.Ф. Канкрин, как следует из его письма оренбургскому военному губернатору от 15 июля 1838 г., считал более эффективным для искоренения корчемства «не делить полномочия городских и уездных ведомств», а привлекать сразу же по факту обнаружения теневых операций все «ближайшее начальство» - полицию, земский суд, участкового заседателя. Обязывались содействовать поимке корчемников и военные начальники в случае их обнаружения вблизи расположения войск18.

Источником, питавшим теневой оборот в Оренбургской губернии, могли быть «самосадочные» соляные озера Челябинского уезда, не разрабатывавшиеся казною. Имелись «самосадочные» озера и в соседней Тобольской губернии, откуда соль по контракту с Главной соляной конторой тобольские купцы доставляли в города Тобольской, Пермской и Оренбургской губерний, в Самарскую и Петропавловскую крепости19. Министр финансов Е.Ф. Канкрин, возможно, опираясь на какую-то свою информацию, высказал подозрение, что «во вред продажи илецкой соли» на этих озерах добывается нелегально «корчемная соль». Он настоятельно

17 Государственный архив Оренбургской области. -Ф. 6. - Оп. 5. - Д. 11429. - Л. 3.

18 Там же - Л. 1-1об.

19 Объединенный Государственный архив Челябинской области. - Ф. И-213. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 1-8.

Т. К. МАХРОВА

91

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

потребовал ввести должность заседателя по соляной корчемной части именно в Челябинском уезде, предписав местному подразделению своего ведомства - Оренбургской казенной палате - «избрать в сию должность чиновника, который бы способностями к службе и нравственным качествам соответствовал в полной мере своему назначению»20. Введение специальныхдолжностейвдругихуездах губернии министр оставил на усмотрение оренбургских губернаторов - военного и гражданского. Правда, оренбургский военный губернатор в ответном письме министру от 31 августа 1838 г., заверял его, что «в здешней губернии не было ни одного случая, который давал бы повод подозревать жителей в корчемстве солью из самосадочных озер, в которых самая соль образовывается только при необыкновенной засухе и по горькому своему качеству негодна к употреблению»21. Несмотря на отсутствие «в настоящее время надобности», должность корчемного заседателя по соляной части в Челябинском уезде все же была учреждена22.

Система получения дохода от добычи и продажи соли менялась в России неоднократно, но соляное дело оставалось отраслью государственного хозяйства с казенными промыслами, магазинами и управленческим аппаратом, с регламентацией добычи, транспортировки, хранения и продажи соли. Фискальная монополия сочетала методы казенного предпринимательства и акцизного обложения: в 1862 г. был установлен акциз на соль (от 8 до 30 коп. с пуда в зависимости от местности), отмененный с 1881 г. (сохранялась лишь таможенная пошлина (от 15 до 30 коп. с пуда в зависимости от порта доставки) на импортируемую соль, привоз которой в Россию сокращался). Желание увеличить поток дохода порождало пристальное внимание власти к отрасли в целом и разнообразию местных условий заготовки соли, личному участию представителей центральной бюрократии в решении вопросов провинциальной значимости (что было характерно для периода в целом).

Примечания

1. Иловайский С. И. Учебник финансового права. - Одесса,1904. - http: // www.allpravo. ru/library/ doc4396p/instrum4397/item4430.html.

2. Писарькова Л. Ф. К истории взяток в России // Отечественная история. -2002. - № 5. - С. 33-49.

3. Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века // Человек. - 1995. - № 3. - С. 121-139.

4. Свирщевский А. Р. Материалы к истории обложения соли в России // Юридические записки. Вып.1. - Ярославль: Типолитография наследи. Э.Г. Фальк, 1908. - С. 167-212. - http://figurskater. livejournal.com/148570.html.

5. Широкова В. И. Соляные промыслы России // Вопросы истории естествознания и техники. -2005. - № 3. - С. 47-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАХРОВА Татьяна Кимовна,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры Государственных и гражданскоправовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

E-mail: [email protected]

MAKHROVA Tatiana,

Doctor of History, Assistant Professor, Professor of the Chair of State and Civil Disciplines of the Faculty of Law Enforcement Officers’ Training, South Ural State Uni-versity (NRU).

E-mail: [email protected]

20 Государственный архив Оренбургской области. -Ф. 6. - Оп. 5. - Д. 11429. - Л. 3об.

21 Там же. - Л. 5-5об.

22 Там же. - Л. 6, 8._________________________

92

Т. К. МАХРОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.