ББК 63.3(2) 613
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В. В. Бахтин
В годы НЭПа государство активно использовало активные меры регулирования экономики. Первоначально регулировалась предпринимательская инициатива в торговле. Был образован ряд органов, на которые были возложены задачи регулирования рыночных механизмов. В статье анализируются мероприятия, которые осуществили центральные и региональные органы в области снижения цен и контроля частного предпринимательства
Ключевые слова: новая экономическая политика, частное предпринимательство, Наркомат внутренней торговли, государственное регулирование
С момента перехода к нэпу сфера частнокапиталистического предпринимательства была ограничена системой государственного контроля и регулирования. Большое значение придавали включение частного капитала в организационные формы промышленности и торговой деятельности, объединение его в различные общества, товарищества, группы. Не затрагивая отношений собственности, организационные формы предпринимательской деятельности давали возможность государству осуществлять более полно учет и контроль над ним, его регулирование.
Однако на первый план в первые годы нэпа была выдвинута задача регулирования предпринимательской деятельности в области торговли. Финансовая комиссия СНК РСФСР на заседании 16 и 19 июля 1921 г. определила принципы регулирования цен. Твердые розничные цены были установлены на сахар, соль, керосин, спички, табак и т. п. На все остальные товары вводились твердые оптовые цены. Комитет цен при ВСНХ летом 1921 г. приступил к разработке новых принципов калькуляции. СНК РСФСР в декрете от 5 августа 1921 г. утвердил «Положение о Комитете цен» при Наркомфине, который определил оптовые и, в соответствующих случаях, розничные цены, а также твердые заготовительные цены для государственных учреждений. Оптовые цены устанавливались с расчетом покрытия себестоимости товара. В начале 1922 г. Госплан и ВСНХ ввели «ориентировочные цены»[5].
Советское государство постепенно усиливало регулирование торговли. Помимо Совета Труда и Обороны (СТО) непосредственное регулирование торговли вначале осуществляли ВСНХ и Наркомат продовольствия. В мае 1922 г. была создана Комиссия при СТО по регулированию внутренней торговли (Комвнуторг), реорганизованная в мае 1924 г. в Народный Комиссариат по внутренней торговле. С организацией Наркомв-нуторга был ликвидирован Наркомпрод.
Бахтин Виктор Викторович - ВГТУ, канд. ист. наук, доцент, E-mail: vvbakhtin@rambler.ru
Основной задачей нового органа, как указывалось в постановлении апрельского (1924 г.) Пленума ЦК партии являлось «овладение рынком со стороны госторговли и кооперации за счет частного, в первую очередь, оптового торгового капитала и осуществление активного контроля за деятельностью частного капитала»[4].
На Наркомвнуторг возлагалась выработка и проведение в жизнь основ внутренней торговой политики в соответствии с общеэкономической политикой СССР: составление планов развертывания внутреннего торгового оборота страны; регулирование, контроль за торговой деятельностью государственных, кооперативных и частных предприятий; разработка мероприятий, содействующих развитию и организации внутреннего рынка, а также обеспечения преобладающего влияния государственной и кооперативной торговли в товарообороте; регулирование оптовых и розничных цен на отдельные товары[2].
Разработкой программы регулирования цен занималась Комиссия цен Комвнуторга (КВТ). По ее нению, «в центре проблемы цен периода стоял вопрос о борьбе с всякими повышениями, откуда бы они не исходили, от сельского хозяйства или промышленности, придания устойчивости бумажного рубля». Экономисты тех лет были обеспокоены тревожными тенденциями роста цен одновременно и в сельском хозяйстве и промышленности. Летом 1922 г. рубль был стабилен и стационарен. В сентябре 1922 г. вслед за повышением цен на промышленные товары, неожиданно стали расти цены на сельхозпродукцию, в первую очередь на зерно. Последнее даже не наблюдалось в голодные годы. Причиной повышения цен на зерно стали считать реакцию на рост цен промышленности.
В течение 1922-1923 бюджетного года вниманию регулирующих органов было направлено в довольно ограниченную область всей проблемы регулирования цен, а именно, почти исключительно в сторону установления производственной себестоимости наиболее рыночных промышленных изделий (текстиль, сахар, соль). В связи с чем разрабатывались мероприятия для понижения себестоимости продукции и установления отпу-
скных цен государственных трестов соответствующих отраслей промышленности в пределах восстановительных цен.
Принимая во внимание, что работа комиссии цен являлась первым опытом в данной области и осуществлялась чрезвычайно осторожными мерами экономического воздействия на основной источник цен — оптовые цены государственной промышленности.
Во второй половине 1922-1923 г. в ценообразующих факторах произошли новые, весьма серьезные изменения. В то время возросло влияние стоимости сырья и топлива.
Ценовой комиссии КВТ удалось добиться сокращения накладных расходов по ситцу, определена экономически обоснованная цена русского хлопка. Удалось удержать цену сахара на одном уровне, несмотря на большое превышение предложение Сахаротрестом. Было достигнуто значительное сокращение расходов Сольсиндиката[11].
Наряду с расширением и видоизменением функций и объема деятельности Комвнуторга на местах стала разворачиваться сеть регулирующих торговлю органов.
В 1922 г. на территории Европейской части РСФСР было создано 2 губернских отдела (Московский и Калужский). На следующий год было образовано 6 губотделов: Вятский, Гомельский, Костромской, Тамбовский, Тульский, Ярославский. В 1924 г. губотделы были созданы во всех губерниях[9].
Первоначально местные органы вели работу исключительно по вопросам сокращения представительств торговавших органов, согласования деятельности торговых представительств на территориях «своих» губерний, увязки кредитных мероприятий и т.д.
Воронежский Губкомвнуторг, образованный 8 марта 1924 г., определял свою политику к частной торговле в зависимости от вида торговли. Он проводил линию на устранение с рынка оптовопосреднической торговли[8]. Одновременно проводился курс на «увязку» оптовой государственной и кооперативной торговли с розничной. В частной оптовой торговле регулирование происходило путем мероприятий экономического характера:
1) расширения государственной и кооперативной торговли и развития их конкуренции с частной в продажных ценах;
2) предоставления кооперации более льготных условий товарного или банковского кредитов.
В отношении частной розницы Воронежский Губвнуторг осуществлял так называемую «благожелательную политику»: налаживал связи частных розничных торговцев с оптовой государственной торговлей. Им предоставлялись товары в краткосрочный кредит[8].
На местах проводились мероприятия по объединению розничных торговцев, которое рассматривалось как своеобразную «торговую коо-перацию»[3].
В начале 1924 г. XIII всесоюзная партийная конференция наметила важные экономические мероприятия по усилению подчинения частного капитала путем дальнейшего регулирования цен на предметы массового потребления, увеличения удельного веса обобществленной торговли. Необходимость планомерного руководства со стороны советского государства была подчеркнута и в резолюции XIII съезда РКП (б)[4].
В Воронеже в соответствии с решением центральных и местных партийных органов в области торговли были приняты следующие меры:
1. Торговцы были обязаны вывешивать на видном месте цены в золотой валюте сначала на 19 продуктов и товаров народного потребления, затем эти правила распространились на 27 наименований продуктов и товаров.
2. Вводились твердые цены на керосин, железо, хлеб, мясо, соль.
3. Был установлен пониженный процент торговых накидок.
4. Снижались цены для государственной и кооперативной торговли[8].
Одновременно велась работа по направлению «стихийного рынка» в организованное русло. С владельцев 11 частных хлебопекарен города Воронежа была взята подписка о продаже товара по твердым ценам [10]. Губвнуторг осуществил переговоры с рядом различных торговцев мясом по организации их в артель или Товарищество [8].
В 1924-1925 бюджетном году Воронежский Губвнуторг в условиях неурожая стремился удержать цены от их резкого повышения и установил лимитные цены, сыгравшие определенную положительную роль в сдерживании роста цен. Однако они оказались ниже рыночных. В результате произошло резкое сокращение поступления товарного хлеба на рынок. Одновременно увеличилось число частных заготовителей. Они сумели значительно активизировать свою деятельность, превышая низкие лимитные цены. Впоследствии Губвнуторг признал лимитную систему неэффективной, и она была отменена[7].
Тамбовский Губвнуторг проводил курс на вытеснение частного капитала с рынка заготовок сельскохозяйственной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было рекомендовано отказаться от услуг частных контрагентов и посредников. На муку и печеный хлеб были установлены лимитированные цены[6].
В дальнейшем регулирование цен происходило в порядке установления так называемых синдицированных цен. Однако они также не оправдали надежд и в декабре 1924 г. были сня-ты[7].
Губвнуторгами принимались меры по удержанию цен на скот от их резкого падения. С этой целью устанавливались минимальные заготовительные цены; принимались меры к усилению заготовок скота в тех районах, где определялась тенденция к чрезмерному снижению цен; расширялась сеть государственной и кооперативной
розничной торговли. Аналогичные меры проводились и в области кожсырьевых заготовок.
Наряду с этими и другими мерами Наркомв-нуторг вводил так называемые этикетные цены на спички, чай, махорку, папиросы, табак и предельные прейскурантные - на мануфактуру, кожевенные товары, соль, керосин, железо, калоши, сахар, стекло, сельхозмашины.
В начале 1925 г. была отменена система обязательных накидок, как одной из форм административного регулирования торговли. Торговым организациям было предложено руководствоваться накидками, как ориентировочными, при калькуляции товаров[7].
Еще одной формой регулирования цен была так называемая «товарная интервенция». Сам термин довольно часто применялся в экономической литературе исследуемого исторического периода. Он означал намеренное выбрасывание на рынок больших товарных масс из государственных ресурсов с целью не допускать повышения или снижения цен на те товары, в которых обнаруживался недостаток.
Комвнуторг активно применял различные методы оперативного регулирования. С 1924 г. в рамках кампании по снижению цен были осуществлены мероприятия по регулированию розничного рынка соли, сахара, керосина и мануфактуры. Были составлены совместно с соответствующими хозяйственными предприятиями планы снабжения городов и отдельных регионов[11].
Наряду с экономическими мерами использовались меры судебной и административной ответственности к частным торговцам. В Воронеже были оштрафованы торговцы за нарушения обязательных постановлений[10]. Летом 1924 г. были арестованы владельцы частных фирм «Товарищество М. Ф. Лубошева и И. Ф. Владимирова», «Сибера», Товарищества «Центральный Мануфактурный магазин». Им было предъявлено обвинение по ст. 137 УК РСФСР (искусственное повышение цен на товары путем сговора или стачки торговцев между собой или, путем злостного невыпуска товаров на рынок)[1].
Однако в начальный период нэпа подобная практика не была широко распространена. Государство стремилось вытеснить частный капитал преимущественно методами экономического ха-
рактера, прежде всего за счет укрепления и развития государственной и кооперативной торговли, которая и должна была осуществить так называемый «захват рынка».
Литература
1. Документы о работе секции частной торговли Воронежской Товарной биржи ( протоколы, отчеты, сведения, переписка) (Государственный архив Воронежской области. Ф. 50. Оп. 1. Д. 24. Л. 87).
2. История социалистической экономики СССР. В 7-ми т./ Т. 2. Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР, 1921-1925 гг./Под ред. И.А. Гладкова.- М.: Наука,1976. - С.
3. Конъюнктурные обзоры по внутренней торговле окраин и областей СССР за 1924-1925 г. (Российский государственный архив экономики. Ф.8151. Оп.
1. Д. 9. Л. 819 об.
4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 2-х частях. 7-е изд. - М.: Политиздат, 1974 . - Ч. I. - 794-795; Ч. II. - С. 30-34;
5. Малафеев А. Н. История ценообразования в СССР (1917-1963 гг.). - М.: Мысль, 1964. - с. 19, 31
6. О хлебозаготовках ( ГАВО. Ф.-Р. 2339. Оп. 4.
Д. 9. Л. 52).
7. Отчеты, докладные записки о деятельности Воронежского Губвнуторга, состоянии хлебных рынков, о регулировании хлебозаготовок и рынка промтоваров (Государственный архив общественнополитической истории Воронежской области. Ф.1. Оп.1. Д. 1274. Л. 20, 34, 37
8. Отчеты, доклады Воронежского губернского комитета внутренней торговли о состоянии торговли и мероприятий по регулированию торговли в связи с проведением денежной реформы (ГАОПИ ВО. Ф. 1.
Оп. 1. Д. 1003.. Л. 17 об., 22-23.
9. Схема Народного Комиссариата по внутренней торговле и его местных органов//Торговая энциклопедия. Справочник и руководство по организации, практике и технике торговли. В 2-х т. Том II: Внутренняя торговля. - М.: Изд. Всероссийского Центрального Союза Потребительских Обществ, 1925. - С. 380.
10. Трифонов И.Я. Классы и классовая борьба в СССР в начале нэпа (1921-1925 гг.). - Л.: Изд. Лени-град. ун-та, 1969. - С.213.
11. Шеханов В. П. Проблема регулирования внутренней торговли/В. П. Шеханов//Торговая энциклопедия. Том II: - С. 5-12.
Воронежский государственный технический университет STATE REGULATION OF THE ENTERPRISE INITIATIVE WITHIN NEW ECONOMIC POLICY V. V. Bakhtin
Within new economic policy the state actively used active measures of regulation of economy. The enterprise initiative in trade was originally adjusted. Were a number of bodies to which problems of regulation of market mechanisms have been assigned is formed. In clause actions which have carried out the central and regional bodies in the field of reduction of prices and the control of private business are analyzed
Keywords: new economic policy, private business, state regulation