ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Государственное регулирование корпоративной деятельности в Российской Федерации
Ракевич
Диана Сергеевна
Магистрант факультета экономики и финансов Северо-Западного институт управления - филиала РАНХиГС
Diana S. Rakevich
Graduate student of the faculty of Economics and Finance of the North-West Institute of Management branch of the RANEPA
e-mail: [email protected]
УДК 351/354
State regulation of the corporate activity in the Russian Federation
В статье раскрыта тема регулирования государством корпоративной деятельности в Российской федерации. Проанализированы основные законодательные акты и работы российских ученых, которые, в свою очередь, изучали данную тему.
Ключевые слова: корпорация, правовое регулирование, предпринимательская деятельность, законодательство, хозяйственная деятельность.
The paper reveals the state regulation of the corporate activity in the Russian Federation. The author analyses the major legislative acts and the relative works by Russian researchers.
Keywords: Corporation, legal regulation, entrepreneurship, legislation, economic activity.
Корпоративная деятельность в России начала зарождаться в 17 веке. Её регулировали многочисленные правовые акты, которые помогали не только в стабильном развитии, но и давали определенную защиту. Изначально корпорация называлась товариществом. Понятие «товарищество» использовалось достаточно долгое время, и только в конце 20 века начали использовать определение «компания» и «корпорация».
Для начала необходимо выяснить, что же такое корпорация?
Мнения различных ученых разнятся в определении «корпорация». Одни считают, что корпорация - это имущественные отношения, другие представляют их как организационные. Но корпорацию лучше всего понимать как собирательное определение.
Во - первых, корпорация - это частное предпринимательство. Причем, данный вид объединения является самым развитым из всех возможных. В нем присутствуют такие важные факторы, как единая цель, имущественная ответственность.
Итак, под корпоративными отношениями можно понимать систему отношений складывающихся между акционерами и менеджментом, а также отношения с государственными органами.
В основном понимание корпоративных отношений основывается на развитии экономики, но не надо забывать, что основное государственное регулирование корпоративных отношений начинается с правовых актов.
На сегодняшний день субъектами корпоративного права является большое разнообразие юридических лиц. Под юридическим лицом нужно понимать организацию, основанную на слиянии лиц, обладающих имущественной собственностью, самостоятельной гражданско-правовой ответственностью, образуемую и прекращающую свою деятельность в порядке, установленном законом.
State and Regional Management
Основные виды корпораций представлены в Гражданском Кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах прописаны иные организационно - правовые формы юридических лиц. Гражданский Кодекс Российской Федераци служит основным регулятором хозяйственной деятельности корпораций. Но для регулирования таких корпораций, как акционерное общество (АО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО), действуют Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3] и Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5].
Также следует указать, что к корпорациям не относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные казенные предприятия, но существуют государственные корпорации, особенностью статуса которых является меньший контроль со стороны государственных органов и слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности.
Так как законодательство строится исходя из практических интересов и потребностей, оно учитывает и иные различные общественные отношения. Корпоративное законодательство, как уже говорилось, объединяет прежде всего нормы частного права.
Корпорации в целом не имеют какого-либо механизма саморегулирования, они не могут создать такую структуру подчинённости, которая могла бы удерживать различные процессы в рациональных рамках. Поэтому государство регулирует их деятельность через различные министерства, государственные комитеты и комиссии.
Основными задачами регулирования корпоративной деятельности в настоящее время являются:
• защита прав собственности и обеспечение баланса интересов участников корпоративных отношений, в том числе, кредиторов и государства;
• снижение транзакционных издержек участников корпоративных отношений;
• развитие рынка слияний и поглощений;
• снижение барьеров при создания юридических лиц.
Также не стоит забывать о том, что должен быть определенный баланс между законодательным регулированием и саморегулированием корпорацией.
Нельзя согласиться с включением в число признаков корпорации ведение предпринимательской деятельности. Указанный вид деятельности может осуществляться не только корпорациями, но и организациями некорпоративного типа. Примером таких организаций выступают государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ) [2].
Кроме того, в большинстве некоммерческих организаций существуют отношения членства.
Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение -это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли. Государственные органы вправе вмешиваться в деятельность корпорации только в случаях, установленных действующим законодательством
Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты - корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.
К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, относятся:
- Федеральная служба по финансовым рынкам.
- Федеральная антимонопольнуя служба.
- Федеральная налоговая служба.
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
- Федеральная инспекция труда и иные.
На сегодняшний день определены два аспекта развития правового регулирования корпоративных отношений:
1. Наличие устойчивого. стабильного законодательства. Оно создает основу для правового регулирования корпоративных отношений, но вникать во все вопросы корпоративной деятельности не должно.
2. Наличие саморегулирования. Так как законодательство не может регулировать корпоративные отношения внутри предприятия, то увеличивается значение внутренних актов.
Исследованием правового регулирования корпоративной деятельности занимались и занимаются такие советские и российские ученые, как: П.В. Степанов, А.А. Зурабян, Е.С. Зорина, О.А. Макарова.
Многие правоведы считают, что структура одного руководителя корпорации не деформирует организацию и права участия в ней. Но с ними можно не согласиться, так как существенным признаком корпорации
- 16 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 1/2017
Государственное и региональное управление
является создание предприятия несколькими лицами.
Как уже говорилось, основу для правового регулирования корпоративной деятельности составляет стабильное законодательство. Нормативные акты корпоративного законодательства классифицируются в основном по степени юридической силы в таких юридических документах:
- Конституция Российской Федерации. Она является основой в регулировании корпоративных отношений и включает в себя нормы, направленные на регулирование отношений в предпринимательской сфере.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Данный правовой акт определяет общие вопросы положения всех коммерческих организаций, иногда ссылаясь на иные законодательные акты, но нормы, содержавшиеся в иных правовых актах, должны соответствовать Гражданскому Кодексу Российской Федерации.
- Иные федеральные законы Российской Федерации. Так как основой регулирования корпоративных отношений является Конституция Российской Федерации, то основой корпоративного законодательства являются такие федеральные законы, как:
• Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (с изменениями и дополнениями);
• Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).
Подводя итог, можно сказать, что государственное регулирование корпоративной деятельности в Российской Федерации - это достаточно объемный сектор изучения. Под термином «корпоративные отношения» мы понимаем отношения, которые регулируются нормами права в виде определенных юридических обязанностей, возникающих между корпорациями и ее участниками. Государство старается регулировать корпоративную деятельность с помощью таких инструментов, как законы, которые строятся согласно Конституции Российской Федерации, а также не противоречат Гражданскому Кодексу Российской Федерации.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Гарант».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (30 ноября 1994 года N 51-ФЗ) // СПС «Гарант».
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
4. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // СПС «Гарант».
5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СПС «Гарант».
6. Макарова О. А. Корпоративное право: курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 4, 19.