нистративная реформа в России: федеральный и региональный уровни / под ред. А.В. Малько. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та, 2009. С. 11-37.
References
1. Zanko T.A. Analysis of changes in the System and Structure of Federal Bodies of Executive Power (2004-2016) // Administrative and municipal law. 2016. No. 8. P. 636-639.
2. Anikin S.B., Konin N.M. Concept of the State Executive Body (the State Administration), Principles of Organization and Activity // Administrative law of the Russian Federation: textbook for bachelors / edited by A.Yu. Sokolov. M., 2016. P. 97-100.
3. Yusupov V.A. Administrative Reform in Russia and Development of the Theory of Administrative Law // Administrative Reform in Russia: Results and Prospects: materials of all-Russian scientific-practical conference (Nizhny Novgorod, March 12, 2010). N. Novgorod: Nizhny Novgorod legal Academy., 2010. P. 6-18.
4. Operov S, Safronov I. Ministry of Emergency Powers // Kommersant. 2016. September 19. P. 1.
5. Malko A.V., Petrov M.P. Administrative Reform as Objectively Necessary Process of the Evolution Mechanism of the Russian State // Administrative reform in Russia: federal and regional levels, ed. by A.V. Malko. Tambov: Publishing house of Tambov state University, 2009. P. 11-37.
УДК 342
Н.Н. Ковалева
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
Введение: государственное регулирование судебных органов и их информационного обеспечения носит административно-правовой характер. Цель: выявление в использовании информационных технологий судебными органами государственно-властных предписаний и сфер административно-правового воздействия. Методологическая основа: правовой анализ категорий «административно-правовое регулирование информационного взаимодействия» и «информационное взаимодействие», совокупность диалектического, формального и системного методов исследования, а также информационный подход. В соответствии с ним при изучении любого объекта, процесса или явления в природе и обществе в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные для них информационные аспекты, которые определяют их состояние и развитие. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно необходимости административно-правового воздействия на сферу использования информационных технологий, особенно в деятельности судебных органов.
© Ковалева Наталия Николаевна, 2017
Доктор юридических наук, профессор кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия), e-mail: [email protected] © Kovaleva Natalia Nikolaevna, 2017 128 Doctor of law, Professor of the Administrative and municipal law department of (Saratov State Law Academy)
Вывод: анализ тенденций модернизации государственного управления в условиях использования информационных технологий способствует формированию информационного общества, повышению качества жизни населения путем всемерного внедрения информационных технологий в деятельность судебных органов при одновременном создании условий для полноценной защиты прав всех субъектов, участвующих в осуществлении правосудия.
Ключевые слова: государственное управление, использование информационных технологий, информационная сфера, судебные органы, информационное обеспечение, информационное взаимодействие.
N.N. Kovaleva
STATE REGULATION OF THE JUDICIAL ORGANS INFORMATION SUPPORT
Background: the article deals with the question of the state regulation of the judiciary in general and their information support. The state regulation of the judicial organs their information support has the administrative-legal character. Objective: the author supposes to identify the use of information technology by the judicial bodies certain authoritative orders and spheres of administrative - legal impact. Methodology: carrying out the research the scientist used the method of legal analysis of the categories of "administrative and legal regulation of information interaction" and "information vibrational spectroscopy", complex of the dialectical, formal, and systematic methods of research and information approach. In accordance with this approach in researching any object, process or phenomenon both in the nature and society the most characteristic for them information aspects which substantially determine their condition and development are determined and analyzed first. Results: the author's point of view regarding the necessity of administrative and legal impact in the sphere of using information technologies especially in the judiciary was reasoned. Conclusions: the author proved that analysis of trends in the modernization of public administration in the sphere of using information technology contributes to the development of the information society, improves the quality of life of the population by means of the full implementation of information technologies in the judiciary as well as simultaneously creating conditions for the full protection of the rights of all subjects involved in the process of justice implementation.
Key-words: governance, use of information technologies, information sphere, the judiciary, information system, information interaction.
Административно-правовые отношения между пользователями и судебными органами основываются на организационно-обеспечительных мероприятиях по доступу к информационному ресурсу судов. Такие мероприятия включают в себя регулирование работы интернет-сайтов судебных органов, а также организацию непосредственного взаимодействия пресс-службы и средств массовой информации [1]. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую данную сферу, и выявим ее административно-правовые аспекты.
Правоотношения средств массовой информации с судебными органами наиболее детально регламентируются гл. 4 Закона РФ от 27 января 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 29 июля 2017 г.)1, в ст. 41 которого,
1 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992 . № 7, ст. 300; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 31, ч. I, ст. 4827. 129
в частности, учитывается важное условие о неразглашении конфиденциальной информации.
Несмотря на активное внедрение информационной системы электронного правосудия, уровень информационного взаимодействия судебных органов и СМИ, в т.ч. в сети Интернет, пока не достаточен. За рубежом, к примеру, открыт прямой доступ к трансляции судебных заседаний посредством использования Интернета [8, с. 181]. Однако вступление России в Совет Европы ставит перед ней определенные обязательства относительно осуществления обмена правовой информацией (включая судебную). Необходимость ориентироваться на принцип гласности судопроизводства стала в настоящее время потребностью российского общества не только благодаря мировому влиянию, но и вследствие развития информационно-коммуникационных технологий [4]. Меняющих общественное и персональное сознание и восприятие? Реализация конституционного права на доступ к информации, в т.ч. к информации о деятельности судебных органов, невозможна без соответствующей законодательной основы. Реализация возможности трансляции в Интернете в режиме реального времени судебных процессов («в прямом эфире»), т.е. когда любой желающий может отслеживать ход разбирательства через персональный компьютер по примеру европейских стран, по мнению автора, служит примером, когда определяется наиболее свободное участие гражданина в жизни общественных институтов власти.
Информационное взаимодействие, по мнению О.Н. Арестовой [2], это сбор сведений и документов, необходимых для осуществления деятельности судебной системы2! Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия судов регламентируется, как правило, внутренними документами (инструкциями, регламентами) конкретных судов.
Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия в судебной системе осуществляется на основе ст. 123 Конституции РФ, в которой закрепляется обязательная открытость судебных разбирательств и недопустимость заочного рассмотрения дел. Конституционные же нормы предусматривают основные правила организационного порядка осуществления судопроизводства. Что касается закрепления организационного порядка взаимодействия в информационной сфере различных субъектов судебной системы, то в отношении Судебного департамента и его органов административно-правовые требования по организации информационного взаимодействия устанавливаются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.)3 и подзаконными нормативными актами, принимаемыми в Судебном департаменте и в его органах (к ним относятся, например, регламенты, приказы, инструкции).
В свою очередь организационные основы (которые есть суть административно-правовые основы) осуществления информационного взаимодействия органов судейского сообщества определяются ст. 15 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. от 2 июня 2016 г.)4.
2 См.: Арестова О.Н., Ковалева Н.Н. Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» / отв. ред. Н.Н. Ковалева. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 1998. № 2, ст. 223; 2017. № 31, ч. I, ст. 4787.
130 4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 11, ст. 1022; 2016. № 23, ст. 3292.
Доступ к информации о деятельности судебных органов представляет собой сбор и обработку, представление информации, осуществляемое судами всех уровней, органами судейского сообщества, Судебным департаментом и иными органами, обеспечивающими организацию деятельности судов [3]. Именно совокупность данных действий создает необходимые условия для открытости и доступности информации всем заинтересованным лицам (физическим и юридическим, государственным и муниципальным органам и т. д.) [1]. Кроме того, предусмотрен отдельный раздел сайта, на котором указываются порядок и время приема граждан; порядок рассмотрения обращений граждан; контактная информация судебного органа, включая номер телефона.
Исходя из того, что судебные акты, которые оглашены публично, должны быть открыты для общества, они обязательно размещаются на интернет-сайтах судебных органов, за исключением судебных актов по следующим категориям дел, доступ к которым может нарушить интересы правосудия [6]: имеющим отношение к безопасности государства; затрагивающим семейно-правовые отношения; касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних; затрагивающим половую неприкосновенность и половую свободу личности; ограничение дееспособности гражданина; принудительное психиатрическое лечение, внесение изменений в запись актов гражданского состояния; установление юридически значимых фактов.
Таким образом, не только осуществляется доступ широкого круга общественности к судебным актам, но и реализуется принцип гласности деятельности судебных органов [7].
Еще одним направлением административно-правового регулирования деятельности судебных органов в условиях использования информационных технологий является судебная статистика, которая представлена на интернет-сайте судов в отдельном разделе. Значение статистической информации в деятельности судебных органов трудно переоценить, т.к. именно анализ судебной статистики позволяет сделать выводы о качестве осуществления правосудия. На основе судебной статистики осуществляется оперативное руководство судебными органами, контроль деятельности судов. В совокупности с другими источниками статистические данные позволяют анализировать работу не только судов и судебной системы, но и деятельность Судебного департамента, а также определить основные направления развития этой работы5.
Информирование о кадровом обеспечении суда также является аспектом административно-правового регулирования деятельности судебных органов в условиях использования информационных технологий, т.к. в специальном разделе интернет-сайтов судов содержится информация, освещающая процесс деятельности судей и работников судов как важный механизм осуществления государственной службы.
5 В настоящее время в целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения Судебным департаментом на основании приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 июня 2011 г. № 115 утвержден и введен в действие Табель форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости и форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости. Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 131
Несмотря на развитие информационных технологий и распространение их среди населения, а соответственно увеличения количества граждан, получающих информацию о деятельности судебных органов через Интернет, проблема «цифрового неравенства» остается актуальной. Так, для граждан, не имеющих возможности получить необходимую информацию из дома, в судах оборудуются специальные терминалы, при помощи которых предоставляется доступ к интернет-сайтам судебных органов. Таким образом, обеспечивается возможность каждому гражданину, находящемуся в судебных учреждениях, получить качественную и нужную информацию.
Следует подчеркнуть, что опубликование на интернет-сайте сведений, связанных с рассмотрением дел, обеспечивает реализацию права гражданина на судебную защиту. Также принцип гласности судопроизводства обеспечивается благодаря тому, что тексты судебных актов, сведения об их обжаловании, разъяснения и обзоры судебной практики гарантируют оказание информационной поддержки всем субъектам, изучающим и анализирующим действующее право, кроме того, служит отражением правоприменительной практики [10].
Для отдельных видов судебных органов в Федеральном законе от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.)6 определяются дополнительные разделы информации, обязательные для размещения на интернет-сайте. Например, для Конституционного Суда РФ обязательным является опубликование в соответствии со ст. 100 Конституции РФ ежегодного послания в Федеральное Собрание [11].
Верховный Суд РФ публикует на соответствующих официальных сайтах информацию о судебной системе Российской Федерации, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию информационной функции государства в части информирования о ее состоянии и тенденциях развития. Интернет-сайт Верховного Суда РФ содержит не только сведения о системе всех федеральных судов общей юрисдикции, но и координаты этих судов, информацию об органах судейского сообщества с указанием адресов интернет-сайтов указанных органов [3].
При этом следует иметь в виду, что судебные акты могут содержать информацию, составляющую государственную тайну или иную конфиденциальную информацию. В этом случае такие положения должны быть исключены из текстов судебных актов при их опубликовании на интернет-сайте. Также в целях соблюдения законодательства о персональных данных из судебных актов при опубликовании их на интернет-сайте суда исключаются персональные данные всех участников процесса, кроме фамилий и инициалов судей, прокуроров и адвокатов. В то же время законодатель предусматривает, что данное требование не распространяется на судебные акты, подлежащие опубликованию в соответствии с законом.
В целях более конструктивного обеспечения доступа к интегрированной информации о состоянии судебных органов необходимо воспользоваться опытом работы исполнительной власти, а именно создать систему взаимодействия органов судебной власти, аналогичную системе межведомственного электронного взаимодействия.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6217; 2017. № 31, ч. I, ст. 4772.
С учетом совершенствования навыков населения в использовании различных информационных технологий, в т.ч. использования разнообразных браузеров, необходимо обеспечить возможность просмотра порталов и сайтов государственных и муниципальных органов и комфортной работы независимо от версий и моделей браузеров, а также обеспечить удобство интерфейсов порталов судебных органов, позволяющих найти любую информацию в «три клика». Кроме того, представляется целесообразным предоставить пользователям объединенные возможности порталов и сайтов государственных и муниципальных органов, т.е. обеспечить возможности создания единого личного кабинета, из которого граждане смогут получать государственные услуги как от органов исполнительной власти, так и информационные услуги от органов законодательной или судебной власти.
Система информационного обеспечения органов всех ветвей власти на всех ее уровнях, включая ряд мероприятий нормативного, технологического, технического, программного, социально-экономического и политического характера, реализуясь в полном объеме, объединит возможности информационного, в т.ч. электронного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, включая представительные, исполнительные и судебные органы, позволит вывести возможности осуществления прав граждан на новый уровень, соответствующий современным вызовам информационного общества, что, в свою очередь, предоставит широкие возможности реализации идей демократического общества и правового государства [9, с. 376-378.].
Таким образом, реализация информационной функции государства в судебной системе в первую очередь направлена на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности суда на основе действующей государствен- i ной автоматизированной системы «Правосудие» [5, 12]. Отсюда следует, что и административно-правовое регулирование деятельности судебных органов в а условиях использования информационных технологий включает в себя процесс о информатизации судебных органов, установление регламентов по осуществлению К информационных функций судебными органами, судебной статистики и кадро- о
с
вого обеспечения судов в целях обеспечения свободного доступа к информации | о деятельности судов. Следовательно, на современном этапе развития общества в
u „ н
реализация информационной функции государства в судебной системе состоит, но прежде всего, в том, чтобы способствовать формированию информационного ю
TD
общества, повышению качества жизни населения путем всемерного внедрения | информационных технологий в деятельность судебных органов при одновремен- К ном создании условий для полноценной защиты прав всех субъектов, участвую- а щих в осуществлении правосудия. |
з
Библиографический список №
1. Андрианова В.В. Обеспечение доступа к информации о деятельности судов 1 в реализации судебной реформы // Известия высших учебных заведений. По- ) волжский регион. Общественные науки. 2015. № 2 (34). С. 65-74. 7
2. Арестова О.Н. Соблюдение процессуальных обязанностей при обращении в кассационную инстанцию как основополагающий критерий в реализации процедур обжалования и получения своевременного и объективного доступа к правосудию // Юрист. 2012. № 22. С. 14-19.
3. Васяев А.А., Князькин С.А. Создание института информационно-тематических листков Верховного Суда РФ как эффективного механизма обоб- 133
щения и использования судебной практики // Современное право. 2015. № 12. С. 91-94.
4. Гришина Я.С. Актуальные проблемы применения действующего процессуального законодательства // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 4. С. 42-46.
5. Гришина Я.С. Рецензия на монографию: Ковалева Н.Н. Информационное обеспечение органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 264 с. // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1. С. 47-48.
6. Ельчанинова Н.Б. Перспективы внедрения электронного правосудия: правовые проблемы обеспечения информационной безопасности // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 7. С. 50-53.
7. Зайченко Е.В. Повышение эффективности информационного обеспечения участников гражданского судопроизводства посредством применения информационных технологий // Юрист. 2012. № 23. С. 39-42.
8. Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Дашков и К», 2009. 352 с.
9. Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2014. 378 с.
10. Минаев О.А. Организация информационного обеспечения деятельности системы судов общей юрисдикции // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 4 (86). С. 84-89.
^ 11. Соловьева Т.В. Информационное обеспечение как средство повышения
? эффективности исполнения актов Конституционного Суда РФ // Современное Ï право. 2010. № 5. С. 45-48.
^ 12. Тарасов А.М. Информатизация судебной системы и электронное правосудие
| // Вестник Академии права и управления. 2010. № 18. С. 5-41.
s
S
s References
го
g 1. Andrianov VV Provision of the Access to the Information on Courts' Activities I in the Implementation of the Judicial Reform/ news of higher educational instituI tions. Povolzhskiy region. Social Sciences. 2015. No. 2 (34). Р. 65-74. >g 2. Arestova O.N. Observance of the Procedural Obligations in Applying to the I Appellate Instance as a Fundamental Criterion in the Realization of Appellate I Procedures and receiving objective access to justice/ Jurist. 2012. No. 22. Р. 14-19. I 3. Basaev A.A., Knyazkin A.S. Establishing the Institute of Information and The-| matic Leaflets of the Supreme Court as an Effective Mechanism of Generalization I and use of the judicial practice/ Modern law. 2015. No. 12. Р. 91-94.
0
1 4. Grishin Y.S. Actual Problems of the Application of the Current Procedure/
2 Arbitration and Civil Process. 2007. No. 4. P. 42-46.
s
й 5. Grishin Y.S. Review of the monograph: Kovaleva N. N. Information Support of
Ф
Government Bodies at Three Levels: State, Regional and Local. - M.: Yurlitinform, 2012. - 264 р. / State power and local self-government. 2013. No. 1. P. 47-48.
6. Elchaninova N.B. Prospects of Implementing E-justice: Legal Issues in Information Security/ Society: politics, economics, law. 2017. No. 7. Р. 50-53
7. Zaichenko E.V. Increase of Efficiency of Information Support of Participants of Civil Proceedings Through the Use of Information Technology/ Jurist 2012. No. 23. P. 39-42.
8. Kovaleva N.N. Information Law of Russia. Textbook. 2-e Izd., Rev. M. Publishing house «Dashkov and To» . 2009. 352 p.
9. Kovaleva N.N. Administrative-legal Regulation of the Use of Information Technology in Public Administration: diss. ... doctor of law. Saratov, 2014. 378 p.
10. Minaev O.A. Organization of the Information Security Activities of the System of Courts of General Jurisdiction/Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2012. № 4 (86). P. 84-89.
11. Solovieva T.V. Information Provision as a Means of Improving the Efficiency of Execution of Acts of the Constitutional Court/Modern law. 2010. No. 5. P. 45-48.
12. Tarasov A.M. Informatization of the Judicial System and E-justice/ Bulletin of the Academy of law and management. 2010. No. 18. P. 5-41.
УДК 342.925.31
А.Ю. Соколов, Ю.В. Соболева
К ВОПРОСУ ОБ УНИФИКАЦИИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ* ■■
Введение: основания принудительной ликвидации юридических лиц содержатся в различных нормативных актах, хотя данная мера отвечает всем признакам административного наказания. Цель: выявление признаков административного наказания такой меры административного принуждения, как ликвидация юридического лица на основе анализа ее нормативно-правового регулирования и изучения особенностей мер административной ответственности. Методологическая основа: правовой анализ категорий «принудительная ликвидация юридических лиц», «признание юридического лица фактически прекратившим свою деятельность», совокупность метода формальной логики, диалектического и системно-структурного методов исследования.
© Соколов Александр Юрьевич, 2017
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Sokolov Alexander Yurievich, 2017
Doctor of law, Professor, Head of the Administrative and municipal law department (Saratov State Law Academy)
© Соболева Юлия Викторовна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Soboleva Yuliya Viktorovna, 2017
Candidate of law, Associate рrofessor, Administrative and municipal law department (Saratov State Law Academy)
* Статья опубликована по заданию Министерства образования и науки РФ № 29.8125.2017/8.9 на выполнение государственного проекта в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания по теме «Механизм государственного регулирования применения мер административного принуждения к негосударственным организациям».