УДК 342.7
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХАДЖА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
P.M. Мухамепянова-Дугтал, З.Р. Хабибуллина
Государственное регулирование, хадж, паломничество мусульман State regulation, hajj, pilgrimage of Muslims
Рассматривается российский опыт государственного участия в организации и регулировании паломничества мусульман к святым местам в Мекке и Медине (хаджа); роль государства.
State regulation of haj} in modern Russia. Mukhametzyanova-Duggal R. М., Khabibullina Z. R.
The article is devoted to Russia experience in participation of the state in the organization and regulation of pilgrimage of Muslims to sacred places in Mecca and Medina (hajj). The role of the state here consists in realization of specific measures in preparation for pilgrimage, and also in fair distribution of quotas inside the country in the conditions of annual growth of a number ofpeople wishing to make hajj.
Условия удовлетворения религиозных потребностей мусульман в разные периоды российской истории имели определенную специфику. В царской России религиозные учреждения находились в зависимости от государства, их деятельность регулировали Министерство внутренних дел и местные государственные органы. Хадж, сопряженный со многими сложностями, был редким явлением, к тому же, крайне дорогостоящим мероприятием. Длительность его составляла от полугола до нескольких лет, совершался он небольшим количеством людей, преимущественно духовными лицами, поэтом}' не было особой нужды в его организации со стороны государства. Паломничество мусульман ограничивалось, в основном, закрытием российских границ при возникновении эпидемий чумы в восточных странах.
В советский период количество паломников строго регламентировалось (не более 20-30 человек со всей страны), кандидатуры проходили строжайший отбор и проверку органами безопасности. Основной причиной ограничения паломничества в Мекку и Медину было отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Саудовской Аравией, из-за чего с чем возникала необходимость получения визы для советских граждан через третью страну. К том}' же, существовали трудности с валютой, которые ограничивали поездки за пределы СССР. В известном смысле «хадж по-советски» можно уподобить туристическим поездкам в капиталистические страны, участники которых также проходили сито идеологического отбора.
Смена государственной политики в сфере свободы совести, перемена отношения к религии и ее институциональным образованиям со стороны субъектов политического процесса повлияли на проявление религиозности мусульман России. С конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. появилась возможность свободно отправляться в хадж. Первая многочисленная группа паломников из СССР (около 1,5 тысячи человек) прибыла в Мекку в
1990 г. Ее возглавлял тогда верховный муфтий мусульман и председатель Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) Талгат Таджуддин [1].
Одним из главных элементов института светскости в современной России является отделение религиозных объединений от государства, поэтому вопросы паломничества, как религиозного обряда, отнесены к компетенции религиозных организаций.
Государство не может устанавливать твердые правила и ограничения на хадж. Основной работой по установлению контактов с Саудовской стороной для направления паломников занимаются духовные управления мусульман (ДУМы). Долгое время ДУМам. созданным по национально-территориальному и региональному признакам, общее число которых по стране стало достигать нескольких десятков, не удавалось объединить усилия. В 1990-е гг. попытки внесения организованного начала в паломничество российских мусульман предпринимались Министерством по делам национальностей. Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Со стороны вышеупомянутых органов власти давались лишь рекомендации руководителям ДУМов. Между тем возрастающее число паломников, недовольство Саудовской стороны отсутствием порядка в их приезде и пребывании, нарушение порядка оплаты услуг по приему верующих, необходимость введения для них прививок вакциной, которая не была сертифицирована в России, и другие, выявившиеся проблемы, требовали решения.
В 2002 г. был образован координационный орган духовных управлений мусульман - Совет по хаджу при Правительстве Российской Федерации. Его основными задачами стали; формирование хадж-делегации для переговоров с Министерством по делам хаджа Королевства Саудовская Аравия (КСА) по вопросам определения квоты для российских мусульман, условий их пребывания, транспортировки, проживания, питания, оплаты пошлин и сборов; формирование и направление хадж-миссии в составе специалистов и представителей духовных управлений мусульман; своевременное определение туристических фирм, обеспечивающих паломничество, и согласование их деятельности с посольством КСА; взаимодействие с органами власти в РФ; обмен информацией между духовными управлениями. Духовные управления не смогли самостоятельно избрать председателя Совета по хаджу, временно председательствовать предложили заместителю председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений А.Е. Себенцову. Для участия в официальных мероприятиях, таких как переговоры с властями КСА. подписание ежегодного российско-саудовского протокола об организации хаджа, а также другие вопросы, связанные с представительством Совета, была введена должность уполномоченного Совета по хаджу.
Создание Совета по хаджу поддержано и признано Правительством Российской Федерации. В рамках Комиссии по вопросам религиозных объединений создана межведомственная рабочая группа по вопросам организации хаджа из представителей министерств и ведомств, которая начала проводить совместные заседания с указанным Советом.
В 2003 г. избран Уполномоченный Совета по хаджу, им стал депутат Государственной думы Федерального собрания РФ А.Г. Билалов. В том же году утвердили положение о российской хадж-миссии, на которую приходится основная нагрузка при решении вопросов в местах пересечения границ, аэропортах, а также с Министерством по делам хаджа Саудовской Аравии.
В настоящее время статус Совета - незарегистрированное общественное объединение. Он включает представителей крупнейших ДУМ России, где все решения принимаются большинством голосов. Совет собирается регулярно, рассматривает общие для всех мусульман вопросы организации хаджа и необходимой поддержки со стороны государственных органов. Для эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти заседания проводятся совместно с рабочей группой Комиссии при Правительстве, в которую входят: ответственный секретарь, член Комиссии, руководитель Совета и представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Периодически приглашаются представители государственных органов власти Дагестана, так как от этой республики выезжает максимальное число паломников по стране. Предполагалось, что представители российских ДУМ зарегистрируют Совет по хаджу как самостоятельное юридическое лицо и создадут при нем фонд по содействию паломничеству, однако, в настоящее время все остановилось на уровне принятия решения о создании рабочей группы по регистрации организации.
Ежегодно количество мусульман, желающих совершить паломничество, растет. Согласно данным Министерства по делам хаджа КСА, в 2001 г. хадж совершили более 1,8 млн чел., в 2009 г. около 2,8 млн человек. Число российских паломников в Мекку за последнее десятилетие также многократно возросло и в настоящее время превышает официальную квоту, которую Саудовская Аравия по согласованию с Организацией Исламская Конференция установила для всех стран мира: по одному паломнику от каждой тысячи проживающих в стране мусульман.
Существует сложность определения количества представителей той или иной конфессии в России. В российских переписях населения религиозная принадлежность не указывается. Единственный раз в советский период российской истории вопросы конфессиональной принадлежности содержала Всесоюзная перепись населения 1937 г.. результаты которой засекречены и аннулированы. Разброс в цифрах о численности российских мусульман очень большой: от 10 до 35 миллионов человек. Это объясняется тем. что различные специалисты пользуются разными критериями исчисления мусульман. Если при подсчете российских мусульман взять за
основу критерий религиозной самоидентификации, то данные общероссийских социологических опросов показывают, что «культурных» мусульман в России 6-9 миллионов человек [2].
Самая распространенная упоминаемая численность мусульман в России - 20 миллионов человек. Согласно этническому критерию исчисления мусульман, то есть по происхождению, в России примерно 15 миллионов приверженцев ислама. Если к ним добавить от 2 до 5 миллионов мигрантов из бывших советских республик. то реальная цифра численности мусульман в России составит ~ 15-20 миллионов человек. Таким образом. мусульмане в России составляют от 10 до 14% населения страны [3].
За основу при определении квоты на хадж для России берется максимальное число российских мусульман - 20 тыс. чел. В 2009 г. квота для Российской Федерации составила 20,5 тысяч человек. Эго количество паломников зафиксировано в подписанном в Мекке в апреле 2009 г. российско-саудовском Протоколе по приему российских паломников.
Интересным фактом является то, что по количеству мусульманского населения в России лидируют татары и башкиры (53%). а по числу паломников - народы Кавказа. Дагестан дает большинство паломников н Северный Кавказ. Россия - 80% [4].
Наиболее острой проблемой для Совета по хаджу является распределение общероссийской квоты на паломничество внутри страны. В 2007 г. число желающих совершить хадж превысило официальную квоту (таблица).
В перспективе российские мусульмане, желающие исполнить пятый столп ислама, будут вынуждены ■записываться заранее. В исламском мире давно используется такая практика, верующим зачастую приходится ждать своей очереди несколько лет. Следует отметить, что квоты в России выделяются не для регионов, а для духовных управлений мусульман. ДУМы, в свою очередь, передают эту квоту туристическим компаниям.
Квота для России и количество паломников /5/,совершивших хадж (2000-2009 гг.)
Год Квота Количество паломников, совершивших хадж
2000 20000 3500
2001 10000 5000
2002 20000 7000
2003 20000 4650
2004 20000 6700
2005 20000 9100
2006 20000 13000
Январь 2007 20500 18600
Декабрь 2007 25000 18000
2008 20500 23000
2009 20500 20499
Согласно информации заместителя главы хадж-миссии Российской Федерации И Назаралнева. в 2009 г. российские духовные управления мусульман аккредитовали 8 таких компаний:
• от Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман европейской части России (квота 3750 чел.) предложили 2 компании - «Наджм-тур» и «Салям-тур»;
• от ДУМ Республики Дагестан (квота 6000 чел.) - компании «Баракат» и «Арафат»;
• от ДУМ Чеченской Республики (квота 3000 чел.) - компания «ИРС групп»;
• от ДУМ Республики Татарстан (квота 3000 чел.) - компания «Идель хадж»;
• от ЦДУМ (квота 2000 чел.) - компании <<Салям-тур» и «Идель хадж»;
• от ДУМ Республики Ингушетия (квота 1500 чел.) - компания «Вокруг света»;
• от Координационного центра мусульман Северного Кавказа (квота 1250 чел.) - компания «Лаббайк-тур».
Все остальные российские туристические компании работали по агентским договорам с той или иной аккредитованной компанией.
В течение последних восьми лет с момента создания Совета по хаджу государство сделало многое для духовных управлений в деле его проведения. Подписано межправительственное соглашение с Саудовской Аравией, сформирована единая хадж-миссия России, для удобства паломников налажено прямое воздушное сообщение из Москвы в Джидду, введены в практику ежегодная вакцинация и страхование российских паломников. В 2009 г. российская хадж-миссия впервые за всю историю отмечена Бюро по приему паломников из Европы и Турции, куда входит и российская, в числе лучших хадж-миссий мира.
Тем не менее, в России продолжает оставаться акту альной проблема отсутствия официально зарегистрированного рабочего объединения, занимающегося организацией паломничества. В России нет системы выезда в хадж из расчета по одному' человеку от тысячи мусульман, ДУМы не работают с верующими по вопросам хаджа, нет практики сдерживания тех, кто хочет совершить хадж повторно, составления списков паломников, исходя из территориальной принадлежности по месту жительства и оформление выезда через связанные с ними туристические фирмы
В сложившихся условиях, с учетом роста числа желающих совершить паломничество не только в республиках Кавказа, но и в других регионах, высказываются два пути решения. Первый - самостоятельное регулирование мусульманским сообществом потоков паломников из регионов созданием определенной программы наделения регионов РФ квотами, с учетом того, что пока от мусульманских народов Поволжья, Урала и Центральной части страны паломников гораздо меньше, чем от народов Кавказа. Второй путь, когда туристические фирмы работают на все регионы, оставаясь в пределах строго выделенной им квоты, и устанавливают цены, исходя из спроса. Первый вариант требует большой согласованной работы от ДУМов. второй снижает возможность управления процессом и лишает возможности совершить хадж наименее состоятельных верующих. Последний привлекателен тем, что коммерческий интерес окажется явным и единственным организатором паломничества, и с точки зрения государства все встанет на законные места в гражданско-правовых отношениях между гражданами, желающими приобрести путевки, и фирмами, создающими туристический продукт.
На сегодняшний день между туристическими фирмами не существует конкуренции. Именно этим обуславливается высокая стоимость хаджа для российских мусульман. ДУМы из года в год выбирают одни и те же фирмы, предоставляя им квоту. На наш взгляд, необходимо четкое разграничение полномочий духовных управлений и туркомпаний. В соответствии с законодательством о туристической деятельности и внутренними правилами Саудовской Аравии, туроператоры имеют право самостоятельно оформлять желающих выезжать на хадж и заключать договоры с Министерством по хаджу КСА и другими саудовскими ведомствами по всему комплексу вопросов организации хаджа, действовать самостоятельно на всех этапах подготовки и организации паломничества. Представители духовных управлений и большинство компаний высказываются против такого формата работы, аргументируя эго тем, что при таком положении дел теряется ряд льгот, предусмотренных при деятельности в рамках единой хадж-миссии.
По мнению авторов, государство и впредь должно оказывать содействие организаторам хаджа в ситуациях. требующих серьезного вмешательства. Фундаментальные вопросы в деле организации хаджа решены. Успешное решение оставшихся вопросов возможно на региональном уровне. ДУМам. накопившим достаточный опыт в организационном и финансовом плане, необходимо выйти на общепринятый в мире уровень предоставления услуг при совершении паломничества.
Список литературы
1. Хадж 1990 г. Годовой отчет // Текущий архив Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ.
2. Филатов С.. Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. - 2005. - № 6.
3. Ярлыкапов А. Основные проблемы взаимоотношений ислама и власти на Центральном и Северо-Западном Кавказе // Ислам и государство: сборник научных статей. - М., Уфа, 2007.
4. Хабибуллина З.Р. К вопросу о месте и роли хаджа в жизни современных мусульман Башкортостана // Этнос. Общество. Цивилизация. II Кузеевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. - Уфа, 2009.
5. По материалам сайта www.islam.ru. (Официальных данных о количестве российских паломников за указанных период нет. В различных источниках указываются разные цифры).
Сведения об авторах
Мухаметзянова-Дуггал P.M., к. полит, наук, научный сотрудник, Институт этнологических исследовании Уфимского научного центра Российской академии наук, тел.: 83472329149
Хабибуллина З.Р., младший научный сотрудник, Институт этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, тел.: 83472721637
Mukhametzyanova-Duggal R.M., Candidate of Political Sciences, scientific worker, Institute for Ethnological Studies of Ufa branch of the Russia Academy of Sciences, phone: 83472329149
Khabibullina Z.R., junior scientific worker, Institute for Ethnological Studies of the Ufa branch of the Russia Academy of Sciences, phone: 83472721637