_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
России, и за рубежом применяют реинжиниринг бизнес-процессов, чтобы повысить производительность и выявить недостатки предприятия.
Список использованной литературы
1. Робсон М., Уллах Ф., Реинжиниринг бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уллах // 2010. - 110 с.
2. Топтелов А. Выбор информационной системы для управления бизнес-процессами / А. Топтелев // Финансовая газета, 2009.- 169 с.
3. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса/ Э. А. Уткин - М.: ЭКМОС, 2008.
4. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. Ю.А. Корнилович / М. Хаммер, Дж. Чампи - М.: Манн, Иванов и Фебер, 2009. - 287с.
© Я.Ф. Хакимуллина, А.Г. Файзуллина, 2016
УДК 338.246.2
Хиревич Эдита Юрьевна
студент, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» - Институт управления бизнес-
процессами и экономики, г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
АЛЮМИНИЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Аннотация
Алюминиевая отрасль, как стратегический сектор экономики, влияет на экономическую безопасность России, однако в настоящее время негативные тенденции сдерживают развитие отрасли. В связи с этим ОК РУСАЛ реализует активную политику в сфере стимулирования алюминиевой промышленности. При этом в развитии алюминиевой отрасли участвует государство, чья поддержка является определяющей для обеспечения экономической безопасности алюминиевых предприятий.
Ключевые слова
экономическая безопасность, алюминиевая отрасль, ОК РУСАЛ, государственные институты развития.
Обеспечение национальной безопасности страны является первоочередной задачей любого государства. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность государства зависит от стратегических секторов экономики, одним из которых в России выступает алюминиевая промышленность, представленная объединенной компанией РУСАЛ. В настоящее время развитие алюминиевых предприятий ограничено негативными факторами, которые можно трактовать, как угрозы экономической безопасности отрасли и государства.
Внешними угрозами выступают дисбаланс спроса и предложения алюминия и падение мировых цен вследствие кризиса 2008 года. Однако в третьем квартале 2014 г. практически все основные финансовые показатели ОК РУСАЛ продемонстрировали рост.
Улучшению положения компании способствовало сокращение производства алюминия. Таким образом, в 2013 г. заводы европейской части страны были приостановлены, а все производственные мощности ОК РУСАЛ сосредоточены в Сибири. В 2014 г. на заводах были снижены объемы производства за исключением Братского и Красноярского. В целом производство на российских заводах ОК РУСАЛ в 2014 г. сократилось на 7%, а с учетом зарубежных активов — на 7,6%. В первом квартале 2015 г. ОК РУСАЛ
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
сократила производство металла на 2%. При этом в 2015 г. компания придерживается прогноза по объему производства алюминия 2014 г.
К внутренним угрозам отрасли относятся следующие:
- узкий ассортимент отечественной продукции;
- низкая рентабельность производства;
- высокие тарифы на электроэнергию;
- колоссальная доля транспортных затрат;
- высокий уровень износа основных фондов;
- экологические риски алюминиевого производства;
- закредитованности алюминиевых предприятий.
С целью развития отрасли ОК РУСАЛ применят широкий спектр инструментов: увеличение доли продукции с добавленной стоимостью, расширение ассортимента продукции, перепрофилирование заводов, рефинансирование кредитов, внедрение новых энергоэффективных технологий, создание собственной энергетической базы, трансформация логистической системы, внедрение инновационных разработок.
При этом нельзя не отметить существенной роли государства в борьбе с угрозами экономической безопасности отрасли.
Так, сложившаяся нестабильная политическая ситуация обуславливает низкую привлекательность отрасли для иностранных инвесторов. Государство развивает партнерство с другими странами: 17 марта 2015 г. состоялась встреча рабочей группы по сотрудничеству в сфере алюминиевой промышленности, созданной в рамках межправительственной Российско-Эмиратской комиссии по торговому, экономическому и техническому взаимодействию [1].
В 2014 г. доля импортной продукции алюминия по отношению к отечественному производству увеличилась на 3%. Решением является реализация государственной политики импортозамещения.
Высокая стоимость заемных средств ограничивает возможности ОК РУСАЛ к осуществлению модернизации производства: ЦБ РФ снижает ключевую ставку. Однако, ее снижение в июне 2015 г. до уровня 11,5% является недостаточным для обеспечения инновационного развития компании доступными кредитными средствами.
Для эффективного функционирования отрасли, а также создания благоприятного инвестиционного климата государство ведет активную разработку нормативно-правовой базы. Основным документом выступает Стратегия развития цветной металлургии на 2014 - 2020 гг. и на перспективу до 2030 г.
Необходимо отметить роль государственных институтов развития инновационной деятельности. Один из ключевых - Инвестиционный фонд Российской Федерации - представляет средства бюджета на реализацию инвестиционных проектов. Так, ОК РУСАЛ в 2010 г. получила 1,4 млрд. рублей.
В октябре 2014 г. Постановлением Правительства от 11 октября 2014 г. .№1044 утверждена «Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Источниками финансирования Программы являются кредитные средства Банка России - до 2018 г. планируется предоставить кредиты в объеме 500 млрд. руб.
С 2007 г. согласно закону №82-ФЗ «О банке развития» на территории России действует Банк развития и внешнеэкономической деятельности - государственная корпорация, созданная в целях развития экономики на инновационной основе.
Тесное взаимодействие ВЭБ с ОК РУСАЛ началось в 2009 г. - ВЭБ приобрел за 14-18 млрд руб. 3,15% акций компании. Результатом сотрудничества ВЭБ и ОК РУСАЛ стало заключение в 2013 г. меморандума о намерениях по сотрудничеству, направленному на перепрофилирование убыточных заводов компании. В рамках меморандума ОК РУСАЛ осуществлял поиск инвесторов, а также предоставлял инвесторам инфраструктуру имеющихся промышленных площадок. ВЭБ участвовал в предлагаемых компанией проектах в рамках инвестиционной и финансовой деятельности. В частности, речь шла о размещении производств на площадках Богословского, Уральского, Надвоицкого, Кандалакшского, Волховского и Волгоградского алюминиевых заводов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Однако в сентябре 2014 г. В связи с тем, что в бюджете не было денег, ВЭБ пришел к выводу о продаже ряда активов, в том числе акций ОК РУСАЛ путем их обратного выкупа ее эмитентами. Эта новость вызвала негативные настроения инвесторов и бумаги ОК РУСАЛ потеряли 8%.
Однако в целом государственная поддержка ОК РУСАЛ в лице ВЭБ значительно помогла компании:
- в 2008 г. ВЭБ предоставил кредит в $4,5 млрд. на приобретение 25% плюс две акции ГМК "Норильский никель";
- в 2009 г., купив 3,15% акций за 14-18 млрд. руб., ВЭБ стал главным кредитором алюминиевой компании;
- в 2011 г. ВЭБ одобрил выдачу кредита ОК РУСАЛ объемом до $4,75 млрд. на 15 лет: для рефинансирования задолженности перед группой ОНЭКСИМ и на строительство Тайшетского алюминиевого завода в Иркутской области [2];
- в 2014 г. ВЭБ участвовал в проекте создания СП по производству автокомпонентов, размещенного на промплощадке Волховского алюминиевого завода.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что все меры по предотвращению негативных факторов инициируются в основном самой компанией РУСАЛ. При этом нельзя не отметить регулирующего участия государства в развитии алюминиевой отрасли. Эффективным государственным институтом развития выступает ВЭБ, осуществляющим инвестиционную помощь. Однако государственная поддержка на современном этапе сводится в основном к разработке программных документов, не предусматривающих прямое финансирование. Следовательно, необходимо активизировать включение в процесс стимулирования промышленности правительства, что в сумме с эффективной политикой ОК РУСАЛ обеспечит успешное развитие алюминиевой отрасли России.
Список использованной литературы:
1. Хиревич, Э. Ю., Руйга, И. Р. Особенности инновационного развития алюминиевой отрасли Российской Федерации / Э. Ю. Хиревич, И. Р. Руйга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -№ 8. - С. 76-80.
2. ВЭБ поддержал Олега Дерипаску [электронный ресурс] / Газета Коммерсантъ - URL: http://www.kommersant.ru/doc/1691119
© Э.Ю. Хиревич, 2016
УДК 33.338
Цветкова Изабелла Ивановна,
канд. экон. наук, доцент Института экономики и управления ФГАОУ КФУ имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Сиволап Александр Владимирович, ст. преподаватель Института экономики и управления ФГАОУ КФУ имени В.И. Вернадского г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ОТ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В данной статье автором разработана методика оценки оздоровительного и стоимостного эффекта