3. Луговкина О. А. Основы формирования информации о доходах и расходах в соответствии с международными и национальными стандартами учета и отчетности // Экономические науки. 2011. № 1.
4. Колесова Т. С. Гражданско-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) страховых организаций: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
5. Надежин Н. Н. Понятие налогового преступления в эволюции правовой системы России XX века // Налоги. 2007. № 6.
6. Надежин Н. Н. Формирование и развитие представлений о предмете и методе предпринимательского права в России // Мир экономики и права. 2009. № 3.
7. Плотников О. В. Концепция позитивного учета договорных обязательств // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 23.
8. Тафинцева Д. Ю. Система консолидированного налогообложения холдинговых компаний: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.
9. Церенов Б. В. Налоговые индульгенции Минфина России // Ваш налоговый адвокат. 2007. № 11.
© 2015 г. Б. М. Гетман, Р. А. Черкесов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ (КОНСТИТУЦИОННОЕ) РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье раскрываются концептуальные основы конституционного регулирования правовой политики государства в сфере экономики. Авторы проводят анализ конституционно-правовой ценности демократии, отмечают повышение роли экономических отношений в современной России, а также рассматривают правовые аспекты управления государственной и частной собственностью и ее конституционно-правовой режим.
Ключевые слова: институты демократии, право государственной собственности, право частной собственности, режим государственной собственности, инвестиционно-холдинговые компании.
Двадцать лет российской Конституции - это период взросления целого поколения россиян. Она является формализованным общественным договором о принципах государственного общественного устройства. Главная проблема заключается в том, что в условиях расколотого общества исчезает та основа, на которой зиждется реальный общественный договор, и возникает то, что называют «фактической конституцией», когда хотят подчеркнуть разрыв между конституционными нормами и правовой реальностью. Такой основой может быть только достаточно высокий уровень общественного согласия, выражающегося в общественном доверии. На этом доверии общества к власти и базируется легитимность власти.
Непреходящая роль Конституции состоит в том, что она заложила правовые основы в правовой политике государства в сфере экономики, многообразия форм собственности и ее правовой защите, равенства всех перед законом и судом.
Действующая Конституция впервые в истории России провозгласила ее демократическим правовым социальным государством, в котором человек, его права и свободы представляют высшую ценность. И это были первые шаги к кон-
ституционно-правовому установлению и реализации демократических ценностей в российском обществе. В документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению 1990 года говорится о том, что «правовое государство означает справедливость, основанную на признании и полном принятии ценности человеческой личности». Ценность же человека и гражданина в полной мере может быть представлена на примере уже традиционно действующих в современном цивилизованном обществе институтов подлинной демократии.
В числе таких проверенных законом и временем ценностей Конституции особого внимания заслуживает закрепление демократического порядка организации государственно-общественной и политической жизни, а также провозглашение Президента Российской Федерации гарантом Конституции.
Необходимо понимать, что современная демократия не является универсальной формой организации общества вообще, она представляет собой институциональную основу процесса управления обществом, поэтому чрезвычайно важно постоянно переосмысливать основные принципы ее существования, учитывать особенности имею-
щихся практик ее реализации в рамках современных государств при накапливании опыта развития предшествующих демократических режимов. Такое переосмысление и возможно в результате юридического анализа демократических основ Конституции Российской Федерации.
В начале XXI века в России, как и в других зарубежных государствах, происходят процессы осмысления пройденного исторического пути, дальнейших перспектив развития демократии, гражданского общества. Наблюдается определенная переоценка ценностей в системе демократических институтов. На первый план выдвигаются проблемы не только теоретической, но и фактической реализации конституционно закрепленных основ демократического устройства Российской Федерации и, в первую очередь, гарантий демократии.
Россия постепенно, медленными шагами переходит от наследия тоталитарного прошлого к демократическому обществу, основанному на широком участии граждан в формировании органов власти, сознавая, что задачу укрепления демократических отношений в государственно-общественной жизни нашей страны невозможно решить без восстановления доверия российского общества к государству.
Действующая Конституция, закрепляя институты демократии и признавая их правовую ценность, дает возможность для дальнейшего совершенствования механизмов реализации демократических принципов в деятельности государства, что способствует укреплению позиций российского гражданского общества, экономики, права собственности и ее защиты, а также права на предпринимательскую деятельность.
С начала рыночных реформ и до настоящего времени институты в Российском государстве формировались, как правило, экономическими и политическими элитами, а гражданское общество было лишь участником этого процесса. Политические и экономические преобразования, стартовавшие в 90-х годах прошлого века, имели целью создать в стране институты рыночной демократии, которые должны были обеспечить реализацию и защиту прав собственности, определить формы конкуренции, подотчетность власти и другие экономические аспекты в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления государстве нового типа и развития.
На протяжении последних двадцати лет благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках обеспечивала экономическую и политическую стабильность, общественную значимость государственной власти в экономических отношениях. Данный период характеризуется переходом к
трансформациям не только в гуманитарных, но и экономической сферах Российского государства. Именно этот период характеризовался ускоренным переходом от кооперации к многоукладной рыночной экономике, появлению новых форм собственности, приватизации государственной и муниципальной собственности, развитию предпринимательства.
Особая роль в данном процессе принадлежит Конституции, которая определяет основные направления экономической политики Российского государства. Именно государство является основополагающим субъектом реализации экономических отношений. По мнению авторов, в определении основ стратегии развития российской государственности необходимо признать актуальным формирование роли государства в экономических процессах.
В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию особое значение получила тенденция развития экономических отношений в государстве путем изменения инфраструктуры рынка, усиления механизма гарантий и защиты прав собственников, предпринимателей и иных категорий граждан, реализующих экономические права.
В бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию уделяется особое внимание современной правовой политике Российского государства в сфере экономических отношений, ее проблемам и тенденциям.
Президент Российской Федерации В. В. Путин 12 декабря 2012 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что экономике России необходимо реальное изменение структуры, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса. В центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм. России нужна целая система правовых норм и мер по деоффшо-ризации экономики.
Именно современная правовая политика Российского государства в сфере экономических отношений является наиболее актуальной ввиду того, что она затрагивает экономические права и свободы и человека, и гражданина. Конституционное признание, обеспечение и гарантии экономических прав и свобод человека и гражданина присущи Основному закону Российской Федерации и международным правовым актам.
Без осуществления современной правовой политики в сфере экономических отношений невозможно развитие Российского демократического федеративного правового государства с республикан-
ской формой правления. Современная правовая политика России в сфере экономических отношений - это самостоятельный конституционно-правовой институт, определяющий основные направления деятельности Российского государства.
Экономические права и свободы человека и гражданина необходимо рассматривать как составляющую ценность социального государства, достижение интересов между индивидом и государством. По нашему мнению, закрепление экономических прав и свобод человека и гражданина, таких как право на предпринимательскую деятельность, право на труд, гарантии и защита частной собственности, является экономической основой конституционного строя Российского государства.
Однако не следует забывать об экономической политике субъектов Российской Федерации и об экономической основе местного самоуправления. Особая роль в данном вопросе отведена статусу уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации. Так, 3 0 июля 2013 года принят закон Ростовской области № 1146-ЗС «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области». Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в области учреждена Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» в целях создания дополнительных гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, снижения административных и иных ограничений в их деятельности. Аналогичный закон принят и в Краснодарском крае. Он определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию уполномоченного по защите прав предпринимателей в крае.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае и его аппарат являются государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами на территории края.
В государственных программах, принятых высшими законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уделяется также особое внимание экономическим правам и свободам человека и гражданина. Распоряжением Ростовской области от 31 июля 2013 года № 297 «Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области» утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» в целях развития статуса субъектов малого и сред-
него предпринимательства, создания условий для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций, благоприятных условий для инновационного развития, развития экспортной деятельности, укрепления региональной системы защиты прав потребителей. Ответственным исполнителем является Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области.
В Краснодарском крае принята аналогичная программа, в ее состав входят девять подпрограмм: «Формирование благоприятной инвестиционной среды», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости», «Совершенствование государственного и муниципального управления», «Стимулирование инноваций», «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования», «Кадры для инновационной экономики», «Совершенствование системы государственного стратегического управления», «Формирование официальной статистической информации». Данные действия нацелены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления. Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных госпрограммой, позволит создать стимулы для увеличения инвестиционной активности, роста производительности труда, стимулирования бизнеса, для чего необходимо дальнейшее развитие и реформирование института права собственности, в первую очередь государственной и частной собственности.
В условиях сформировавшейся в процессе реформ системы отношений собственности, изменения функций, форм и методов государственного управления в экономической сфере значительный интерес представляет исследование административно-правовых аспектов управления государственной собственностью. Гарантированное ч. 2 ст. 8 Конституции и ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых, не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. В силу объективных причин проблемы управления государственной собственностью не стали предметом комплексного исследования в советской юридиче-
ской науке. Термин «управление государственной собственностью» стал регулярно употребляться в российском законодательстве лишь в начале 90-х годов, проявляясь в интенсивном формировании правового института управления государственной собственностью. Основным фактором, определяющим структуру системы государственного управления, является структура объекта государственного управления. Объект, обладающий признаками системы и нуждающийся в управляющем, государственно-властном воздействии, предопределяет формирование соответствующей ему системы государственного управления и правового института, регулирующего функционирование данной системы. В качестве наиболее общих признаков, характеризующих объект государственного управления, рассматриваются в территориальном (управление государством в целом и отдельными его частями) и отраслевом (управление в различных сферах государственно-политического, социально-культурного, экономического развития общества) аспектах. Что представляет собой государственная собственность субъекта Российской Федерации как объект государственного управления? Применительно к любому виду государственного управления системный характер объекта управления выражается в двух аспектах. Во-первых, общественные отношения всегда объединены общими свойствами, обусловливающими их целостность и относительную функциональную обособленность в рамках родового объекта управления; во-вторых, в структурном разрезе любое общественное отношение само по себе также представляет собой определенную систему элементов. Следовательно, государственная собственность субъекта Российской Федерации, являясь объектом управления, должна характеризоваться как функционирующая определенным образом система общественных отношений. Содержание собственности как общественного отношения раскрывается при посредстве тех связей, в которые собственник вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. С правовой точки зрения важнейшее значение имеет сознательно-волевое содержание отношений собственности, выражающееся в наличии у субъектов данных отношений определенных юридических прав и обязанностей, в результате чего собственность выступает как правоотношение. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним в конечном счете сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи. Таким образом, под государственной собственностью субъекта Российской Федерации можно понимать систему общественных отношений, складывающих-
ся в процессе реализации правомочий субъекта Российской Федерации как собственника имущества и характеризующих количественный, качественный состав, а также экономико-правовой режим государственного имущества, принадлежащего на праве собственности данному субъекту. Системообразующим фактором, обусловливающим целостность государственной собственности как объекта государственного управления и отличие управления государственной собственностью от государственного воздействия на функционирование иных видов собственности, является общее юридическое свойство имущества, характеризующее принадлежность последнего государству. При всем многообразии отношений государственной собственности их объединяет один важнейший признак - вещи, на которые направлены эти отношения, являются объектами права государственной собственности. Данный признак предопределяет специфику всех остальных элементов отношений государственной собственности, а также пределы и характер государственного управляющего воздействия на эти отношения, в основе которого лежат правомочия собственника. Абсолютно обоснованно государственная собственность рассматривается как самый сложный по своей структуре вид собственности, что объясняется уникальной природой субъекта права государственной собственности. В Российской Федерации одним из важнейших критериев классификации государственной собственности, разделяющих ее на две крупных и относительно автономных подсистемы, выступает вид государственной собственности, которая в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом РФ подразделяется на имущество, входящее в федеральную собственность, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации в целом и имущество, составляющее государственную собственность ее субъектов, принадлежащее на праве собственности данным субъектам. Таким образом, федеральная собственность и собственность субъектов Федерации представляют собой два самостоятельных объекта управления, которым присущи как общие закономерности, свойственные строению и функционированию государственной собственности в целом, так и специфические признаки, заключающиеся главным образом в особом составе участников со стороны собственника, а также составе имущества, входящего в государственную собственность соответствующего вида.
Конституционно-правовой режим государственной собственности - это система норм, устанавливающая специфику предмета правовых отношений субъектов права с учетом публичного, государственного интереса к целям, порядку и последствиям владения, пользования, распоряже-
ния и управления объектами государственной смешанного сектора экономики по отраслевому
собственности, которые отображаются на двух признаку или по признаку взаимосвязи по техно-
уровнях: институциональном (как особое сочета- логическим процессам.
ние юридических средств и приемов регулирова- В настоящее время в Российской Федерации
ния) и государственно-управленческом (как осо- возникла необходимость построения более гиб-
бый порядок деятельности государственных ор- кой системы управления имущественным ком-
ганов, призванный обеспечить соблюдение уста- плексом. В первую очередь, необходимо приня-
новленных правил). тие региональных концепций управления государ-
Законодательство об управлении государствен- ственным имуществом, в рамках которых парал-
ной собственностью является динамично разви- лельно с формированием полноценно функциони-
вающейся сферой нормотворческой деятельности, рующих органов по управлению имуществом сле-
а функции управления государственной собствен- дует проводить активную работу по формирова-
ностью занимают важное место в деятельности нию региональной законодательной базы в целях
органов государственной власти. Законодательные повышения эффективности управления государ-
меры по упорядочиванию процесса приватизации ственным имуществом.
государственного имущества были приняты с су- Дальнейшее развитие конституционных основ
щественным опозданием в период, когда большая государственной собственности предполагает
часть государственной собственности уже подвер- совершенствование действующего законодатель-
глась разгосударствлению. По этой причине госу- ства, связанного с конституционно-правовой рег-
дарство утратило влияние в ряде важнейших стра- ламентацией государственно-правовой охраны и
тегических отраслей российской промышленности защиты государственной собственности, в сле-
и хозяйства. Тем самым был нанесен значитель- дующих основных вопросах: ный ущерб интересам государства. - приватизация и рациональная структура соб-
Для совершенствования процесса управления ственности; государственной собственностью в Российской - стратегия и концепция приватизации федераль-Федерации представляют исключительную акту- ного имущества на среднесрочную перспективу; альность в развитии положений ст. 71 (п. «д») и - управление федеральным имуществом -72 (п. «г») Конституции РФ разработка и принятие государственная программа по управлению фе-федеральных законов о государственной собствен- деральным имуществом на период до 2018 года; ности, управлении ею и о разграничении государст- - корпоративное управление в АО, находящих-венной собственности на федеральную собствен- ся в собственности государства; ность, собственность субъектов Российской Феде- - анализ итогов приватизации 2010-2013 горации и муниципальную собственность. В этих ак- дов в России;
тах закрепляемый перечень имущества, которое - мировая практика управления государствен-
может находиться только в государственной соб- ной собственностью;
ственности и ни при каких условиях не подлежит - возможности дифференцированных подходов приватизации, способы и условия передачи государ- к приватизации АО с государственным участием; ственной собственности Российской Федерации ее - вопросы развития и контроля АО, находящих-
субъектам и другие важнейшие вопросы. ся в собственности государства.
В долгосрочном плане специального изучения В этой связи требуют поддержки и рассмот-
заслуживает также вопрос о реорганизации всей рения законодательные инициативы, которые мо-
системы государственных органов, осуществ- гут, в первую очередь, послужить укреплению
ляющих управление государственным имущест- соответствующего статуса государственной соб-
вом, на самостоятельные функциональные струк- ственности, эффективности конституционно-пра-
туры, занимающиеся: вового режима государственной собственности,
1) продажей государственного имущества а также будут способствовать укреплению гаран-(приватизацией); тий законности процедур разграничения и изме-
2) реструктуризацией государственных и сме- нения государственной собственности. шанных предприятий; В ст. 35 Конституции содержатся более кон-
3) управлением государственной собственно- кретные формулировки о свободе и неприкосно-стью в смешанном секторе. венности собственности: «Каждый вправе иметь
В перспективе речь может идти о создании имущество в собственности, владеть, пользовать-инвестиционно-холдинговых компаний, которым в ся и распоряжаться им как единолично, так и
доверительное управление (без права продажи или совместно с другими лицами» (ч. 2). «Никто не
какого-либо иного отчуждения или обременения) может быть лишен своего имущества иначе как
передавались бы закрепленные в государствен- по решению суда. Принудительное отчуждение
ной собственности пакеты акций предприятий имущества для государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. 3). Названные здесь правомочия собственности - владение, пользование и распоряжение - не являются абсолютными и могут быть ограничены федеральным законом по мотивам ч. 3 ст. 55; эти правомочия, а также гарантии неприкосновенности собственности (ч. 3 ст. 35) могут быть ограничены и в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56).
Часть 3 статьи 35 содержит соответствующие общим принципам международного права частные формулировки надлежащей правовой процедуры применительно к проблеме возмездного изъятия и ограничения собственности по мотивам публичного интереса. Предусмотренная здесь судебная процедура распространяется на все случаи принудительного отчуждения имущества. Если отчуждение имущества произошло, например, в условиях чрезвычайного положения, когда действие ч. 3 ст. 35 может быть ограничено, без соблюдения судебной процедуры, то по истечении срока действия ограничений собственности по иску собственника вопрос подлежит рассмотрению в суде.
Согласно ч. 3 ст. 35 возмездное прекращение права собственности (принудительное отчуждение имущества для государственных нужд) возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения, и что определяемый в случае спора судом размер равноценного возмещения должен соответствовать реальной стоимости имущества на момент его отчуждения при условии полного возмещения собственнику убытков, если таковые имеются. Гражданский кодекс РФ (ст. 235, 239-242, 306) по существу к этому ничего не добавляет. Ответ на вопросы о том, что представляют собой реальная стоимость иму-
щества и полное возмещение убытков, может дать только судебная практика. В правовом государстве, одним из признаков которого служат надлежащие гарантии собственности, суд должен исходить из того, что возмездное прекращение права собственности не является санкцией за совершение правонарушения и что собственник не имел намерения продавать или иным образом отчуждать принудительно отчуждаемое имущество. Следовательно, равноценным возмещением будет такая выплата собственнику, размер которой позволяет ему приобрести (если это вообще возможно) такое же имущество, какое он теряет в результате принудительного отчуждения.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом внесенных законами Российской Федерации поправок к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. 2014. 7 февраля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 31.
3. Андреева Г. Н. О концепции экономической Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1.
4. Бондарь С. С. Конституционное социально-экономическое развитие российской государственности. М., 2011.
5. Глазьев С. М. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2009. № 5.
© 2015 г. А. Ю. Чикильдина, А. В. Жуков
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ПРАВ
НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ЗАНЯТЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
В статье рассматриваются проблемные аспекты реализации юридическими лицами прав на приобретение земельных прав на территории, в пределах которых расположены их функциональные объекты (здания, строения, сооружения). Авторы, анализируя судебную практику, делают выводы о необходимости законодательного закрепления содержания понятий «здание», «строение», ««сооружения» и объединения их в группу ««функциональные объекты», отграничения этих понятий от «объектов капитального строительства».
Ключевые слова: приобретение прав, собственник земельного участка, юридическое лицо, переоформление земельных прав, функциональный объект, здание, строение, сооружение, неделимый земельный участок.
В земельно-правовой науке еще существуют «области тьмы», то есть сферы отношений, куда «не ступала нога» законодателя. Например, до сих
пор детальному правовому регулированию не подвергались земельные отношения с участием коренных малочисленных народов, органов терри-