Научная статья на тему 'Государственное антикризисное управление на национальном рынке ценных бумаг'

Государственное антикризисное управление на национальном рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко В. В.

В статье рассматриваются сущность современного финансового кризиса, структура процессов и методы государственного антикризисного управления на национальном рынке ценных бумаг, введено понятие корреляционного риска дополнительного рискапорождаемого глобализацией рынков. Обосновывается, что настоящий финансовый кризис это идеологический кризис системы социально-экономических отношений и заключается этот кризис в несоответствии спекулятивного характера современных глобальных фиктивного и банковского капитала потребностям в стабильном финансировании мировых производительных сил, с приемлемыми уровнями рисков. Для достижения цели совершенствования антикризисного управления решаютсязадачи: формулировки сущности (формулы) наблюдаемого кризиса; уточнения ключевых понятий и структуризации процесса антикризисного управления рынком ценных бумаг; описания проблем рынка ценных бумаг как объекта антикризисного управления; разработки рекомендаций по совершенствованию антикризисного управления национальным рынком ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное антикризисное управление на национальном рынке ценных бумаг»

Рынок ценных бумаг

государственное антикризисное управление на национальном рынке ценных бумаг

в. в. ГЛУЩЕНКО, доктор технических наук, доцент

Ценные бумаги играют большую роль в современном устойчивом социально-экономическом развитии, в частности в финансовом обеспечении инвестиционной и инновационной деятельности.

рынок ценных бумаг является сложной системой и может рассматриваться как объект государственного управления. Особую роль в управлении рынком ценных бумаг играет антикризисное управление, призванное минимизировать риск развития кризиса на этом рынке и/или ущерб от него.

Анализ состояния финансовых рынков позволяет предложить так сформулировать причины этого кризиса, т. е. записать «формулу кризиса» следующим образом. кризис имеет глобальный идеологический характер (кризис системы социально-экономических отношений) и заключается этот кризис в несоответствии спекулятивного (а не производительного) характера современных глобальных фиктивного (ценные бумаги) и банковского капитала степени развития производительных сил, их потребности в социально ответственном длительном инвестиционном (а не спекулятивном — кратковременном) финансировании развития (инноваций и инвестиций), а также потребности мировых производительных сил в управлении рисками воспроизводственного процесса, в частности порождаемых неравномерностью их регионального развития в процессе современной глобализации.

Представляется, что принимаемые правительствами Европы и сША меры по частичной национализации, что явно противоречит положениям неолиберальной доктрины, полностью подтверждают правильность (верифицируют практическим действием) такой формулы кризиса, так

как в терминах теории структуры капитала такая частичная национализация означает не что иное, как замещение в структуре капитала крупнейших финансовых организаций с глобальным влиянием спекулятивного частного капитала на социально ответственный по своему происхождению и назначению, стратегически ориентированный по времени вложения (не изымаемый в период кризиса) капитал государства.

такая диагностика кризиса свидетельствует о необходимости серьезных институциональных изменений (изменений системы отношений) в глобальной и национальных финансовых системах, в частности изменения законодательства для обеспечения большей надежности финансовых инструментов, прозрачности финансовой деятельности, эффективности государственного контроля и управления (в том числе антикризисного) этим рынком.

Заметим, что в процессе антикризисного управления кризис может рассматриваться как источник ущерба, шанс к улучшению функционирования и как момент принятия актуальных решений.

При этом все факторы риска и проблемы, влияющие на протекание кризиса на национальном рынке, могут быть разделены на внешние и внутренние, а собственно внутренние проблемы на ситуационные (связанные с кризисными явлениями) и институциональные, стратегические не связанные с данными кризисными явлениями, но влияющие на характер протекания кризиса.

рынком ценных бумаг условимся называть экономические отношения по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов на основе свободных актов купли-продажи с использованием ценных бумаг.

структурными элементами этих отношений могут выступать отношения эмитентов и инвесторов между собой и с профессиональными участниками этого рынка, а также отношения названных участников рынка с государством в процессе государственного управления этим рынком.

Процесс государственного управления этим рынком структурно может быть представлен несколькими вариантами:

• во-первых, по уровню наблюдаемых рисков в виде таких элементов, как рутинное (нормальный уровень систематических или отраслевых рисков) и антикризисное управление (при аномально высоком уровне систематических или отраслевых рисков). рутинное управление в данной статье не рассматривается;

• во-вторых, по отношению ко времени протекания кризиса можно выделить предшествующее (упреждающее, профилактическое) антикризисное управление; антикризисное управление в реальном масштабе времени протекания кризиса; последующее (после завершения кризиса) антикризисное управление в целях закрепления положительных тенденций;

• в-третьих, по масштабу возможного ущерба и временной отдаленности последствий для рынка и социально-экономического развития государства можно выделить стратегическое государственное антикризисное управление (на длительность до 25 лет или жизненный цикл крупных эмитентов), перспективное антикризисное управление (до 5 лет или на этап жизненного цикла рынка или крупного эмитента), текущее антикризисное управление (до 3 лет) национальным рынком, оперативное (до 1 года) и операционное (на несколько дней или торговых сессий) антикризисное управление национальным рынком ценных бумаг;

• в-четвертых, по выделению (декомпозиции) структурных элементов можно выделить целеполагание антикризисного управления, маркетинг методов и инструментов антикризисного управления, менеджмент методов и инструментов антикризисного управления на рынке ценных бумаг.

систематический риск — риск падения рынка в целом. В качестве признаков аномально высокого систематического риска могут рассматриваться колебания биржевых индексов и котировок целых групп (структурных элементов рынка) ценных бумаг в течение одной биржевой сессии (предлагается назвать это «сваливанием, или переходом в

штопор, рынка») или определенного календарного периода (выход на критические режимы функционирования).

на суммарный риск национального рынка ценных бумаг влияет глобализация. длящийся во времени многогранный процесс глобализации в начале XXI в. достиг качественно нового состояния и уровня влияния на все стороны жизни государств и субъектов социально-экономической деятельности. Этот процесс характеризуется: усиливающиейся взаимосвязью не только сфер экономики, но и социальной, политической, духовной; разделение факторов развития и систем регулирования на национальные и внешние становится все более условным; ведущим звеном предпринимательской деятельности становится не производственный, а финансовый и интеллектуально-научный комплексы; расширение и ускорение информационных обменов расширяет возможности «управления в реальном масштабе времени», изменяет процедуры принятия финансовых решений и совершения сделок на рынке ценных бумаг; финансовые перераспределительные процессы (в частности, осуществляемые с использованием ценных бумаг) все больше уходят из-под влияния национальной экономической политики; центр тяжести в деятельности транснациональных корпораций переносится со снижения индивидуальных издержек производства на использование преимуществ глобализации, монополизация капиталом средств массовой информации позволяет оказывать мощнейшее обратное воздействие на государственные институты и общественное мнение и др. [1]. В условиях глобализации возрастает значение инвестиций, управление рисками и спекулятивная составляющая деятельности на рынке ценных бумаг.

социально-экономическим развитием назовем процесс расширенного воспроизводства в экономике и населения государства посредством постановки и реализации совокупности социальных и экономических целей с учетом путей их достижения, источников финансовых ресурсов и объектов экономических и социальных инвестиций. социально-экономическое положение государства тесно связано с геополитическим положением страны. социальное развитие возможно на основе развития реального сектора экономики, демографического роста, укрепления научного потенциала, финансовые ресурсы для которых могут быть мобилизованы с использованием инструментов и механизмов рынка ценных бумаг.

Наблюдаемое влияние международных и крупных иностранных рынков ценных бумаг на национальный рынок ценных бумаг, в частности России, позволяет предложить ввести понятие «корреляционный риск».

Корреляционный риск (риск взаимного влияния или взаимозависимости) — приращение к систематическому риску национального рынка ценных бумаг, определяемое негативным влиянием процессов, происходящих на международном и крупных национальных рынках ценных бумаг других стран в условиях современной глобализации.

Корреляционный риск связан не только с интенсивностью негативного внешнего влияния, но и с таким свойством национального рынка, как его уязвимость — способность получать повреждения, нарушения работы, а также живучестью рынка как его способностью функционировать в условиях повреждений, вывода активов (например, иностранными спекулянтами).

Кризис осенью 2008 г. показал, что национальный рынок ценных бумаг России имеет повышенную уязвимость. Так, если в развитых странах падение индексов составило 15-30 % докризисного уровня, то в России этот показатель достиг 60 %. Такое положение, видимо, связано с большими уровнем олигополии на национальном рынке России, сильным влиянием иностранных спекулянтов, практическим отсутствием мелких массовых спекулянтов и инвесторов. Это позволяет говорить о структурном характере кризисной уязвимости национального рынка ценных бумаг и требует принятия стратегических мер по исправлении такого положения.

Должны учитываться как структурные особенности рынка с точки зрения его участников (инвесторы, спекулянты и т. д.), так и структура по видам ценных бумаг, в частности то, что с точки зрения назначения и устанавливаемых отношений, рынок корпоративных ценных бумаг включает рынки акций, облигаций, векселей, конвертируемых, производных ценных бумаг и деривативов [3].

В переходный период национальный рынок особенно тесно связан с проблемами политики, социальных отношений, доверия к государству и конкретному правительству, информационной прозрачности общественной и финансовой деятельности, эффективности управления и законов в государстве и корпорациях.

Поэтому в процессе такого рода антикризисных исследований национальный рынок ценных бумаг (далее — просто рынок) должен рассматриваться и

как организационная система, и как институт социально-экономической системы государства.

При этом нужно учитывать известное определение и содержание институционального подхода: «...Основное назначение и смысл существования институтов, или, как их нередко называют, правил игры, заключается в организации взаимоотношений между людьми.. .неправомерно сводить институты к организационным образованиям, складывающимся по поводу необходимости осуществлять экономические действия наиболее эффективным способом» [2].

Институциональными функциями рынка ценных бумаг являются:

• инвестиционная, которая состоит в обеспечении реальной экономической деятельности инвестиционными ресурсами;

• селекция (выделение) эффективных собственников путем перераспределения собственности на средства производства;

• повышение ликвидности долга и реальных производственных активов;

• хеджирование, т. е. нефондовое страхование рисков путем заключения «противоположных» сделок;

• «притяжение» венчурного капитала, позволяющее рисковать собственным капиталом ради его многократного роста [4].

В дополнение к этим известным функциям предлагается выделять функции:

• источника доходов для населения, создания высших и средних классов путем роста вложенного капитала;

• инструмента финансового планирования деятельности организаций, которое наиболее присуще производным ценным бумагам и деривативам;

• стимулирования участия индивидуумов в воспроизводственном процессе [5];

• инструмента перераспределения национального богатства [6].

В рамках инвестиционной функции рынок корпоративных ценных бумаг обеспечивает развитие производств, рабочие места для населения, создает или не создает материальные условия для роста его численности. О степени выполнения этой функции свидетельствует следующее. Этот рынок в РФ составляет около 2,3 %, в то время как в Германии он составляет 25,6 %, а в Великобритании — 113 % ВВП.

В России с использованием акций осуществляется только около 1 % инвестиций, а всего в 2000 г. было

обновлено только 3 % производственных мощностей, износ мощностей составляет около 75 % [7].

В развитых странах часть среднего класса, которая не имеет своего бизнеса как объекта для собственных прямых инвестиций, являются наиболее активными гражданами — мелкими инвесторами на рынке ценных бумаг за рубежом. и в России при условии достаточного уровня оплаты труда и цивилизованных отношениях на рынке ценных бумаг они могли бы участвовать в финансировании реальных проектов.

Важным элементом инновационной модели развития государства является работа венчурного капитала, создаваемого с использованием ценных бумаг и специальных венчурных фондов. При этом рыночная стоимость акций инновационных корпораций в сША и Японии иногда в 50 и более раз выше их номинальной стоимости) [8]. Это позволяет рассматривать корпоративные ценные бумаги как один из основных финансовых источников положительных демографических тенденций, которые влияют на этно-демографические параметры и социальную структуру общества. Однако в России практического распространения венчурный капитал пока не получил [9].

иностранные стратегические инвесторы, ожидаемые в высокотехнолгичных отраслях более 15 лет, не торопятся, предпочитая делать инвестиции в развитые страны. интерес проявляется только к сырьевым, в частности топливно-энергетическим, отраслям России.

Более того, уже дважды (в 1998 и 2008 гг.) иностранные спекулянты фактически провоцировали «обвал» российского национального рынка синхронным выводом своих активов. Это вынуждает принимать специальные законодательные меры по снижению подвижности и ликвидности таких активов, например, как введение специальных разрешений на досрочный вывод вложенных капиталов и т. п.

Поэтому существует необходимость в создании условий для внутренних портфельных и мелких инвестиций с использованием ценных бумаг.

В рамках функции селекции эффективных собственников (селективная функция риска) работа рынка ценных бумаг должна способствовать формированию класса эффективных собственников, способных обеспечить социально-экономическое развитие государства; служить финансовым инструментом формирования конкурентоспособных финансово-промышленных групп и холдингов, высшего и среднего класса.

Роль рынка ценных бумаг в структурной перестройке экономики в условиях глобализации посредством слияний и поглощений подтверждает статистика. Например, известно, что все большее значение в концентрации капитала и его структурной перестройке в современной экономике играют поглощения и слияния. так, в сША из 500 крупнейших в 1900 г. корпораций к 1970 г. сохранилось только 70 корпораций. из 200 крупнейших в сША в 1940 г. корпораций к 1970 г. сохранилось только 30 корпораций. Объем сделок, связанных со слияниями и поглощениями, возрос с $ 541 млрд в 1994 до $ 798 млрд в 1999 г. [10]. следовательно, передел собственности с использованием ценных бумаг является не столько российской спецификой, сколько мировой тенденцией. Для России крайне важно, что в результате поглощений и слияний формировались эффективные высокотехнологичные бизнесс-груп-пы и класс эффективных собственников.

В условиях рыночного демократического государства, свободной конкуренции рынок ценных бумаг позволяет обновлять в результате добровольных актов купли-продажи пакетов ценных бумаг социальные группы эффективных собственников в каждом общественном классе. Для демократии в России очень важно, чтобы этот процесс проходил цивилизованно. Однако, по сообщениям средств массовой информации не всегда сделки с ценными бумагами в России бывают свободными. Это позволяет проникать в высшие классы тем, кто, по существу, эффективными собственниками не являются. Например, известны случаи, когда для приватизации акционерных обществ (АО) с контрольным пакетом государства используется следующий нехитрый механизм: с согласия представителей государства проводится новая эмиссия акций. Государство «свою» долю эмиссии не выкупает по причине отсутствия средств. В результате этого доля государства в уставном капитале АО снижается, например, вдвое. Затем проводится еще несколько эмиссий, и доля государства снижается до незначительной, предприятие из государственного превращается в частное.

Другой способ приватизации предприятий в форме АО с участием государства состоит в том, что, по предварительному сговору, руководство искусственно создает задолженность этого АО перед аффилированным с руководством юридическим лицом. Последнее, используя закон, проводит банкротство и изменяет организационно-правовую форму и состав владельцев предприятия. В этих случаях права государства нарушаются, а

права мелких акционеров, трудового коллектива учитываются редко. Помимо прямого экономического ущерба это может культивировать стремление прежде всего к приватизации, захватам, а не к созидательной деятельности.

При выполнении функции стимулирования участия в воспроизводственном процессе ценные бумаги позволяют решать вопросы корпоративного управления, повысить мотивацию к эффективному труду на основе превращения наемных работников в совладельцев предприятия посредством вознаграждений в виде производных ценных бумаг, продажи им части акций др.

Мировой тенденцией начала XXI в. является снижение активности участия мелких инвесторов в деятельности рынка ценных бумаг. Возможно, одна из основных причин этого состоит в окончании эпохи конвергенции — взаимопроникновения экономических систем (социалистической и капиталистической). Главные (мажоритарные) акционеры утратили идеолого-политический стимул к тому, чтобы распространять акции среди работников корпораций и мелких (миноритарных) акционеров и делиться с ними частью прибыли в виде выплат дивидендов.

Наблюдается активизация офшорного бизнеса и его использование крупным бизнесом (мажоритарными акционерами) для внедивидендного извлечения доходов в ущерб интересам мелких (миноритарных) акционеров. В современной России бизнес-единицей является совокупность акционерного (АО) предприятия и офшорной компании. При этом АО является центром затрат, а офшорная компания — центром извлечения прибыли для мажоритарных акционеров. Исследования показывают, что в России уровень выплаты дивидендов остается крайне низким [7]. Поэтому по существу экономический смысл имеет владение пакетом акций не менее блокирующего, т. е. 25 %. Только такие пакеты дают какие-то права российскому инвестору и ликвидны, а это уже не мелкое инвестирование.

В России, кроме уже упоминавшегося создания искусственной задолженности и последующего экономически необоснованного банкротства предприятий, с изменением организационно-правовой формы для вытеснения мелких акционеров используется ряд методов: консолидация (повышение номинальной стоимости) акций; невыплаты заработной платы и другие методы давления на мелких акционеров — работников предприятия в интересах скупки акций приватизированных

в виде АО предприятий; вполне законная по форме длительная невыплата дивидендов АО по решению совета директоров. Поэтому доверие к ценным бумагам в России как финансовому инструменту у мелких независимых мелких и средних (портфельных) инвесторов сильно подорвано. Как следствие, временно свободные денежные средства население практически не вкладывает в корпоративные ценные бумаги, портфельное инвестирование потеряло смысл. Как следствие этого временно свободные средства населения (а по некоторым оценкам, это около 50 млрд долл. США) не участвуют в финансировании актуальных проектов реальной экономики, что не способствует ускорению ее развития.

В условиях глобализации как государственные органы, так и конкурентоспособные предприятия России стремятся делать займы на международном рынке ценных бумаг. Известно, что в 1995 — 1998 гг. российское государство активно заимствовало на рынке еврооблигаций под высокие проценты, иногда еще и с серьезным дисконтом. В феврале 2003 г., по сообщениям газеты «Коммерсант», Газпром «триумфально» провел размещение своих еврооблигаций на сумму 1,75 млрд долл. США (первоначально планировался 1 млрд долл. сША) на 30 лет под 9 % годовых. Эти условия оказались настолько привлекательны для зарубежных инвесторов, что возник ажиотажный спрос на сумму 6 млрд долл. США. По существу же, Газпром, являясь государственной компанией, на одной этой эмиссии «переплатил» своим инвесторам весьма круглую (при завышении 2 % годовых переплата составит 1,05 млрд долл. США) сумму государственных, по сути денег. Негосударственные конкурентоспособные предприятия России, например металлургические, все чаще стремятся делать займы на рынке еврооблигаций: объем займа и его сроки больше, а проценты меньше, чем возможны на внутреннем рынке [11]. Однако при этом происходит перераспределение национального дохода государства в пользу нерезидентов.

Влияние рынка ценных бумаг на социальную структуру общества связано с ролью социальных классов на этом рынке. В настоящее время определить структуру социальных классов в России проблематично. Для анализа воспользуемся известной в маркетинге схемой деления общества на классы [12]. Представляется, что в настоящее время в РФ сложилась следующая ситуация:

1) высший высший класс — элита общества, происходящая из именитых семей и живущая на

наследуемое богатство, — отсутствует в РФ. На рынке ценных бумаг этот класс является держателем и управляет крупными пакетами ценных бумаг, воздействует на государство в целях создания выгодной для них законодательной среды;

2) низший высший класс представлен крупными бизнесменами, получающими высокие доходы, директорским корпусом. Наиболее крупные состояния в мире имеют индивидуумы, относящиеся к этому классу. как считают, это свидетельствует о возрастании роли интеллектуальной составляющей современного бизнеса. В 2004 г. в России насчитывалось не менее 25 долларовых миллиардеров, владеющих крупными пакетами акций предприятий. Они управляют этими пакетами, организуют слияния и поглощения корпораций, стремятся путем диверсификации активов интегрироваться в высшие слои мирового финансово-промышленного сообщества. В рамках Российского союза промышленников и предпринимателей они руководят разработкой кодекса корпоративного управления, который регламентирует взаимоотношения крупных и мелких инвесторов;

3) высший средний класс — делающие карьеру лица свободных профессий (адвокаты, деятели культуры), управляющие, бизнесмены — в России немногочисленен. На рынке ценных бумаг могут быть инвесторами и эмитентами, управлять пакетами ценных бумаг;

4) низший средний класс представляют служащие местных органов власти, естественных монополий, коммунального хозяйства, мелкие предприниматели, наемные работники коммерческих структур, «рабочая аристократия (водопроводчики, средний инженерно-технический состав заводов, выпускающих конкурентоспособную продукцию)» — в России немного. Это мелкие инвесторы на рынке ценных бумаг. Этот класс активно участвует в создании реального капитала и добавленной стоимости как источников роста курсовой стоимости акций и выплат дохода по ценным бумагам;

5) высший низший класс составляют научные работники, преподаватели, деятели культуры, мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. В России — достаточно многочисленен. В функционировании рынка ценных бумаг практически не участвуют. Вместе с тем этот класс активно участвует в создании реального капитала и добавленной стоимости как источников роста курсовой стоимости акций и выплат дохода по ценным бумагам, в частности государственным;

6) низший низший класс — неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. В России достаточно многочисленен. В работе рынка ценных бумаг практического участия не принимает.

В рамках анализа функции рынка ценных бумаг по социальному и демографическому развитию государства необходимо отметить следующее. Недостаточное количество и качество отечественных высокотехнологичных корпораций, высокие налоги, административные ограничения, низкая заработная плата не способствуют расширенному воспроизводству населения, образованию среднего класса. известен тезис, что снижение рождаемости в развитых странах и в России связано с культурными установками. Однако, возможно, такая тенденция связана с действием «экспоненциального закона повышения качества», который в данном случае может звучать так: «приращение каждой последующей единицы качества уровня жизни и квалификации рабочей силы требует больших затрат, чем на предыдущую единицу качества» [5]. Для современного высокотехнологичного производства постоянно требуется повышение качества рабочей силы. Приращение такого качества требует все больших затрат на содержание и подготовку детей. Вместе с чем зарплата родителей растет медленней, чем уровень расходов на повышение качества рабочей силы детей, способных сохранить социальный статус родителей. Это вынуждает сокращать количество детей в семье, стремящейся сохранить свой социальный статус и профессиональную квалификацию. Одновременно больше внимания уделяется росту продолжительности жизни не только из-за человеколюбия, но и потому, что инвестиции в квалификацию рабочей силы должны окупать себя, для чего требуется длительное время. Это приводит к старению и сокращению нации. В этой ситуации рынок ценных бумаг мог бы пополнять семейный бюджет тех, кто относится к среднему классу, однако ставшая правилом невыплата дивидендов в России исключает этот канал пополнения семейного бюджета, блокирует участие семей в инвестиционном процессе. В совокупности это порождает негативные демографические тенденции, которые со временем могут сделать реальным превращение РФ в зону длительного снижения численности населения, качества рабочей силы, этно-демографической и геополитической нестабильности.

Что касается других сегментов глобального рынка ценных бумаг, то кратко можно сказать следующее.

Конвертируемые и производные бумаги в России используются слабо. Видимо, это связано с низкой ликвидностью мелких пакетов, лежащих в основе этих инструментов—реальных ценных бумаг и недостаточным участием по описанным выше причинам в работе этого рынка мелких инвесторов.

Деривативы, которые создают на основе производных ценных бумаг и предназначенные для достаточно «тонкого» управления рисками в России, тоже пока не получили практического развития. Возможно, это связано с большой величиной рисков на рынке ценных бумаг России по причинам нестабильности социально-экономической ситуации и с тем, что обычаи делового мира в России недостаточно развиты для использования столь тонких инструментов.

Фондовые биржи являются одним из элементов глобального рынка ценных бумаг. В начале XXI в. в мире наблюдается тенденция снижения роли бирж. Это связано с развитием электронных технологий, потребностью практики рынка ценных бумаг в снижении степени формализации деятельности, стремлением снизить издержки и комиссионные, выплачиваемые инвесторами профессиональным участникам этого рынка. Одновременно возрастает роль торговых систем и внебиржевых сделок. Для России с ее большими территориями развитие сети взаимосвязанных бирж могло бы стать положительным фактором, позволять мобилизовывать свободные ресурсы в различных регионах, обеспечить переток свободных ресурсов из одного региона в другой.

Отрицательное воздействие на рынок ценных бумаг и биржевое дело в переходный период развития государства оказывает неготовность части субъектов этой деятельности вести ответственный и честный бизнес на рынке корпоративных ценных бумаг.

Как свидетельствует зарубежный опыт, для решения актуальных задач социально-экономического развития России в условиях глобализации может быть использован институт рынка ценных бумаг. Предпринятые в 2003 г. усилия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, принятие мер по пресечению манипулирования ценами на этом рынке [13], Кодекса корпоративного управления не смогли изменить тенденций этого рынка. Для исправления ситуации необходимо пересмотреть и изменить философию деятельности и законодательное обеспечение этого рынка. Нужно относиться к институту ценных бумаг как к инструменту управления социально-экономическим развитием государства в условиях глобализации.

При этом нужно учитывать, что в Конституции России закреплен ее статус социального государства. Поэтому нужно, чтобы рынок ценных бумаг заработал в интересах социально-экономического развития государства с учетом изменяющихся в процессе глобализации условий и методов работы на этом специфическом рынке. Если изменения в деятельности российского рынка ценных бумаг окажутся удачными, то на этой базе возможны получение выгод от глобализации и укрепление социально-экономического и геополитического положения государства; развитие структурной перестройки экономического базиса государства, дальнейшее формирование устойчивой классовой структуры общества через законное рыночное перераспределение собственности с использованием ценных бумаг и других финансовых инструментов [14]. Эти рекомендации, как и некоторые другие, например, можно использовать для обеспечения устойчивости инвестиционного потока в национальной экономике, а бюджетные средства — в объеме, обеспечивающем простое воспроизводство основных фондов [15].

В условиях кризиса остается актуальной постановка вопроса об использовании права как инструмента управления инвестиционными рисками [16].

Сохраняют свою актуальность и результаты, показывающие, что финансовые риски в условиях современной глобализации будут возрастать [17].

Поэтому рекомендации по итогам данной статьи могут быть разделены на несколько категорий: институциональные улучшения, совершенствование правовых норм, содержательные улучшения работы, касающиеся непосредственно функционирования национального рынка ценных бумаг.

Институциональные улучшения могут состоять в дальнейшей институциализации антикризисного управления — введение в норму и систему такого управления в непрерывный процесс управления и контроля национального рынка ценных бумаг. Настоящий кризис показал, что принятие своевременных мер по результатам научных исследований позволило бы повысить устойчивость рынка и снизить его уязвимость, минимизировать ущерб от кризиса. Однако позитивной и конструктивной реакции на результаты исследований не было. Это привело к имиджевым и иным ущербам для рынка ценных бумаг и государства. Поэтому следует закрепить в системе и институте управленческих отношений и законодательстве понятие «правомерность риска» и «адекватность управления

рисками», а также ввести, например, административную ответственность, вплоть до отстранения от должности тех кто не обеспечил правомерности риска и адекватности управления риском. Оценки действиям должностных лиц с этой точки зрения должны давать комиссии законодательных органов, анализирующие действия должностных лиц в период кризиса.

к этой группе могут относиться меры по совершенствованию финансового контроля всех участников рынка ценных бумаг и обеспечению большей прозрачности их деятельности.

Правовые рекомендации могут заключаться в том, чтобы законодательно закрепить режим антикризисного управления и набор возможных ограничений на действия субъектов рынка (приводящих к его дальнейшей дестабилизации, возникновению паники и т. п.) во внесудебном порядке по решению органа государственного надзора на определенный период. Это может быть приостановление работы бирж, запрет на единовременное изъятие спекулятивных капиталов, в том числе иностранными спекулянтами и др.

В эту же группу входят рекомендации по доработке законодательства в целях обеспечения прав миноритарных держателей ценных бумаг и привлечению на этот рынок массового мелкого инвестора.

к Рекомендациям по совершенствованию работы рынка ценных бумаг относится категория рекомендаций, включающая положения по совершенствованию проспектов эмиссии и финансовой отчетности эмитентов в целях обеспечения их большей прозрачности.

кроме того, важное значение могло бы сыграть усиление роли по превентивному — упреждающему антикризисному управлению самоорганизующихся организаций участников рынка ценных бумаг и др.

таким образом, для стабилизации рынка ценных бумаг необходимо провести институциональные изменения в его функционировании, а также повысить роль превентивного антикризисного управления, ввести административную ответственность должностных лиц за неадекватное антикризисное управление.

Литература

1. Соколинский В. М, Фаризов И. О. Глобализация. Портрет в финансовом интерьере. М.: Вестник Финансовой академии; 2004. № 4(32). с. 5-16.

2. Львов Д. С., Гребенников В. Г., Зарнадзе А. А. и др. институциональная экономика/Под рук. акад. Д. с. Львова. — М.:инфра-М, 2001. — 318 с.

3. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.

4. Колесников В. И., Торкановский В. С. и др. Ценные бумаги. — М.: Финансы и статистика,

2001.— 448 с.

5. Глущенко В. В. тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг в России и их социально-экономические последствия. М.: Объединенная академия образовательных учреждений, Экономика. Право. Лингвистика, Вып. 1, 2005, с. 58-66.

6. Глущенко В. В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: системный подход. г. Железнодорожный, МО.: тОО НПЦ «крылья», 1999.-216 с.

7. Розинский И. А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике. /Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. — М.: ГУ ВШЭ,

2002. — с. 168-182.

8. Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг. Учебник. сПб, изд-во Михайлова В. А., 2001.

9. Остапюк С. Ф, Филин С. А. Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ. М.: изд-во Фирма «Благовест-В», 2004. — 320 с.

10. Костин Е. В. Особенности развития современных корпоративных структур: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01/ Финансовая акад. при Правительстве РФ М., 2001.-23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Р. Ямбаева. Металлурги занимают все больше денег. / коммерсант, № 76, 30.04.2003.

12. Ф. Котлер. Основы маркетинга. с-Пе-тербург, АО «кОРУНА», АОЗт «ЛитЕРАтУРА плюс», 1994, 698 с.

13. И. Костиков. Руководители компаний, нарушающих закон, должны быть привлечены к ответственности / коммерсант, № 66, 16.04.03.

14. Глущенко В. В. Ценные бумаги как многофункциональный инструмент управления социально-экономическим развитием государства. — М.: ГУУ, Вестник ГУУ, серия «Финансовый менеджмент», №1(9), 2006, с. 42-49.

15. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации/ г. Железнодорожный, МО: ООО НПЦ крылья, 2006. - 230 с.

16. Глущенко В. В. Право как инструмент снижения инвестиционных рисков национальной экономики в условиях глобализации М. : Законодательство и экономика, 2006. № 3. с. 1-10.

17. Глущенко В. В. Финансовые риски в условиях глобализации/ Финансы и кредит, 2006. № 19 (221).с. 19-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.