финансовая кризисология: наука о механизме финансовых кризисов и финансовом антикризисном управлении
В условиях глобализации финансовые риски возрастают из-за усложнения финансовых отношений в условиях современной глобализации [1, с. 25].
Осенью 2008 г. мир живет в ситуации наблюдаемого глобального кризиса, вероятно, не имеющего себе равных по масштабам со времен великой депрессии 1929 — 1932 гг.
Известно признание, в частности, руководства Федеральной резервной системы США относительно недооценки масштабов кризиса и переоценки регулирующих способностей современного финансового рынка.
Некоторые эксперты считают, что стратегический план преодоления кризиса пока не выработан МВФ (Международным валютным фондом). Видимо, поэтому обсуждение темы мирового кризиса официально санкционировал МВФ в начале 2008 г.
В этой связи на повестке дня — дальнейшая разработка методологических аспектов финансовой кризисологии.
Известно определение: «кризисология» (crisisology, от греч. krisis и logos—слово, учение) — это практически формирующаяся система знаний о кризисах различного рода, их сути, содержании, особенностях, формах, видах, механизмах эволюции, путях преодоления и т. д., при этом отмечается, что особое место в кризисологии принадлежит рассмотрению роли властей разного рода, и прежде всего власти государственной, в разрешении кризисов.
По аналогии финансовой кризисологией назовем науку о механизме кризисов и антикризисном управлении в финансах.
Специфика финансовой кризисологии связана со спецификой финансов.
Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) государства, финансовых ресурсов предприятий, семьи между различными направлениями деятельности и структурными элементами как организаций, так и бюджетов [2, с. 42]. При этом финансовые ресурсы — это фонды денежных средств. Финансовая наука изучает об-
В.В. ГЛУЩЕНКО, доктор технических наук, доцент
щественные отношения на основе образования и использования финансовых ресурсов [12, с. 44].
Сферу финансов можно представить как сферу, состоящую из финансовой системы и финансовых рынков.
Финансовую систему в условиях современной глобализации предлагается определять следующим образом: «финансовая система» — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств международных и транснациональных валютно-кредитных организаций, государств, предприятий, страховых организаций для достижения ими или финансовой системой в целом определенных финансовых целей.
В интересах структурного анализа финансового кризиса финансовой системой условимся называть совокупность элементов и связей между ними, которые позволяют решать ту или иную финансовую проблему.
Финансовая проблема — это критическое рассогласование в перераспределительных денежных отношениях, в источниках финансовых ресурсов или в результатах их использования (например, в инвестиционной деятельности и т. п.) социально-экономическим субъектом.
При антикризисном анализе нужно учитывать, что финансовые системы чаще всего являются частями (подсистемами) организационно-производственных систем различных уровней иерархии [2, с. 57].
Финансовый рынок — это экономические отношения по поводу купли-продажи финансовых инструментов. В структуре финансового рынка могут быть выделены такие сегменты: рынок ценных бумаг; кредитный рынок; валютный рынок, др.
Под финансовыми инструментами понимают чаще всего различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования [2, с. 130].
В настоящий период структурно можно представить финансовую кризисологию, состоящую из таких элементов. Первой методической составляющей предлагается признать теорию финансовых рисков. Второй крупной методической составля-
ющей современной финансовой кризисологии следует признать теорию механизма финансового кризиса. Третьим структурным элементом финансовой кризисологии следует признать антикризисное управление.
Поскольку финансовая кризисология находится в стадии формирования, поэтому особенно важно определить ее научный метод, объект, предмет, функции и роли.
Научный метод в финансовой кризисологии — это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание источников, механизма и последствий финансового кризиса. Методологический анализ процесса научного познания финансового кризиса позволяет обособить два типа приемов исследования: 1) приемы, присущие человеческому познанию в целом (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование и обобщение); 2) приемы, характерные только для научного познания кризисов в финансовой сфере (инвестиционные и финансовые риски, производные ценные бумаги и т. п.).
В рамках системно-управленческого подхода объектом изучения финансовой кризисологии как части экономической теории предлагается признать совокупность: источников финансового риска и кризиса; процессов протекания финансового кризиса и методы антикризисного управления в финансовой сфере в их системном единстве и ориентации на обеспечение эффективности финансового антикризисного управления.
В рамках системного подхода предлагается считать предметом финансовой кризисологии — науки о финансовых кризисах и методах антикризисного управления в финансах — присущие ей специфические методы исследования источников финансового кризиса и характера его протекания, способы и инструменты финансового антикризисного управления, а также порождаемые этим кризисом и антикризисным управлением изменения в эффективности, затратах и рисках финансовой, политической, социальной, экономической, технологической, экологической деятельности в государстве и мире.
Методом финансовой кризисологии в рамках системного подхода будем называть систему принципов и приемов, с помощью которых достигается снятие неопределенности, объективное познание природы финансового кризиса, характера протекания и методов, а также инструментов финансового антикризисного управления.
Диалектический спиралеобразный характер познания финансового кризиса предопределяет
повышенную значимость двух методов исследования: исторического и логического. Исторический метод в финансовой кризисологии — это составная часть диалектического познания, связан с описанием и исследованием развития объектов и их свойств в хронологическом порядке.
Краткий анализ истории развития финансов позволил предположить, что в периоды устойчивого развития преобладает либеральный подход в экономике и финансах, а в периоды кризисов предпочтение отдается методам государственного регулирования, в частности, на основе предложений Д. Миля (вторая половина XIX в.), Дж. Кейнса (1930-е годы) и их последователей [2, с. 38].
Логический метод в финансовой кризисоло-гии применим для анализа как хронологической (исторической) последовательности состояний, так и структуры, связей объекта и (или) процесса. Известно, что основными логическими формами мышления считают: суждение, понятие, умозаключение — способы отражения действительности с использованием взаимосвязанных абстракций.
Условимся исходить из того, что функции финансовой кризисологии заключаются в тех действиях, т. е. в том, что финансовая кризисология выполняет в экономической (политической, социальной, технологической) подсистеме государства.
Экономическая и социальная роль, значимость финансовой кризисологии будет определяться теми функциями, которые эта кризисология выполняет в отношении удовлетворения названных потребностей общества.
Представляется возможным считать, что к числу основных функций финансовой кризисологии относятся такие функции: методологическая, познавательная, инструментальная, прогностическая, предупредительная и психологическая.
Методологическая функция финансовой кризисологии, вероятно, будет заключаться в разработке теоретических основ и методологии исследования источников финансовых рисков, явлений и процессов, формулировании законов и категорий финансовой кризисологии, разработке финансовых инструментов антикризисного управления в целях минимизации ущерба от кризиса и обеспечения эффективности финансового антикризисного управления.
Познавательная функция финансовой кризи-сологии охватывает процессы накопления, описания, изучения, систематизации фактов финансовой действительности в периоды кризисов различного уровня (глобальных, отраслевых, региональных и т. п.), анализ конкретных финансовых явлений и
процессов кризисного финансового состояния, выявление механизма и важнейших проблем, противоречий развития финансовых кризисов.
Инструментальная (регулятивная) функция финансовой кризисологии имеет практический характер, состоит в разработке финансовых инструментов антикризисного управления, выработке практических рекомендаций для властных структур, предварительной оценке предполагаемых финансовых антикризисных решений.
Прогностическая функция финансовой кри-зисологии, будем считать, предполагает оценку состояния финансовых ресурсов и финансовых отношений в воспроизводственном процессе в будущем с точки зрения возможности развития финансового кризиса, моделирование экономических процессов и отношений на предмет возможности развития такого рода кризиса.
Предупредительная функция финансовой кризисологии может заключаться в проведении упреждающих финансовых и организационно-регулятивных антикризисных мер по результатам прогноза возможности финансового кризиса.
Психологическая функция финансовой кризисологии состоит в ориентации участников финансовых отношений и рынков (инвесторов, эмитентов, профессиональных участников рынка и др.) на то, что кризис возможен, но его протекание зависит, в том числе от поведения как участников финансовых отношений и рынков, так и управленческих решений властных структур.
Настоящим предлагается ввести понятие «роли финансовой кризисологии» и сформулировать их. «Роли финансовой кризисологии» — это полезные (минимизация финансового ущерба) или вредные (рост финансового ущерба) результаты последствия применения научных методов финансовой кризисологии на практике.
Экономические роли финансовой кризисоло-гии могут рассматриваться:
• во-первых, на различных финансовых иерархических уровнях (мировая экономическая система, национальная экономика, регион государства, экономический субъект);
• во-вторых, как для самой финансовой сферы (или экономической подсистемы), так и для других сфер государства.
Для мировой экономической системы и национальной экономики государства роль финансовой кризисологии заключается в снижении риска геополитической и социально-экономической их дестабилизации и обеспечении финансовых условий
устойчивого социально-экономического развития всех подсистем государства.
Для субъектов социально-экономической деятельности (корпораций, предприятий и т. д.) роль финансовой кризисологии заключается в снижении риска банкротства, создании благоприятных экономических условий устойчивого социально-экономического развития этого субъекта, минимизации финансового ущерба от кризиса.
Роль финансовой кризисологии для системы государственного управления заключается в повышении степени научного обоснования финансово-экономических и политических решений, снижении политических рисков (рисков ошибочных и вредных решений) для экономических субъектов, снижении расхода ресурсов на достижение поставленных социально-экономических антикризисных целей.
Роль финансовой кризисологии для других сфер государства состоит в снижении политических рисков для этих сфер и отраслей (отраслевых рисков) государства как единого целого, получении государственной поддержки в рамках финансово-кредитной политики.
Системно-управленческий подход в финансовой кризисологии (как в части экономической теории) может находить выражение в том, что в неразрывном единстве и взаимной связи должны рассматриваться источники финансовых рисков, механизм финансового кризиса, формы проявления этого кризиса, методы выхода из финансового кризиса в процессе финансового антикризисного управления.
В пользу системно-управленческого подхода в финансовой кризисологии говорит и то, что финансовый кризис как экономическая категория обладает одновременно свойствами субъектности и объектности в процессах финансово-экономического управления.
Представляется возможным говорить о том, что финансовый кризис обладает свойствами субъекта управления (субъектности), так как он способен оказывать влияние на поведение экономических субъектов. Известно, что в период финансового кризиса сокращается потребление, сворачиваются инвестиционные программы, возрастают инфляционные ожидания, свободные ресурсы инвестируются в немонетарные активы и др.
Как объект управления глобальный финансовый кризис испытывает одновременное воздействие некоторого комплекса субъектов: международных организаций (при глобальном кризисе — это МВФ и др.); согласованных действий неформальных групп национальных правительств («восьмерка», «двадцатка»);
глобальных, международных и транснациональных корпораций, транснациональных финансово-кредитных институтов, национальных правительств, политических партий, гражданского общества и др.
Финансовый кризис на уровне субъекта экономической деятельности испытывает управляющие воздействия со стороны собственников бизнеса, менеджмента и персонала организации, кредиторов, государственных контролирующих органов, банков и др.
В рамках системного подхода предлагается рассматривать кризис (и финансовый в частности) как одну из трех разновидностей сменяющих друг друга состояний социально-экономического развития, а именно устойчивого развития; неустойчивого развития; кризиса.
Как известно, устойчивое развитие характеризуется увеличением всех видов активов, участвующих в воспроизводственном процессе.
Неустойчивое развитие характеризуется увеличением одних видов активов, принимающих участие в воспроизводственном процессе, и снижением других видов активов или эффективности их использования, стоимостных оценок. Одной из форм неустойчивого развития можно назвать рецессию (лат. Recessus — отступление). В экономике (в частности в макроэкономике) термин отражает спад производства, характеризующийся нулевым ростом валового национального продукта или его падением на протяжении более полугода. Считают, что рецессия отражает влияние трансформации экономики индустриально развитых стран на новом этапе научно-технического и социально-экономического прогресса, а также может возникать в связи с повышением цен на энергоносители и другие виды сырья.
Третье состояние социально-экономической сферы — кризис. В отечественном антикризисном управлении это состояние чаще всего рассматривается на уровне хозяйствующего субъекта, а одним из основных способов антикризисного управления является банкротство предприятий [4].
Известно, что «кrisis» — в переводе с греческого — решение, поворотный пункт или исход. Распространено мнение, что китайцы пишут слово «кризис» двумя иероглифами, давая понять, что кроме «опасности» в любой кризисной ситуации есть и «возможность» [5]. Возможны следующие трактовки кризиса.
Во-первых, финансовым кризисом представляется возможным назвать ситуацию, состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование субъектов политической, социально-экономической
и иной деятельности из-за нехватки финансовых ресурсов или в рамках прежней модели финансового функционирования или организационного поведения, даже если она ранее целиком устраивала данный социально-экономический субъект.
Во-вторых, финансовым кризисом можно назвать ситуацию, когда в функционировании экономической системы или субъекта выявлена проблема — критическое рассогласование между желаемым и действительным состоянием его финансов (денежных отношений) или финансовых ресурсов (фондов денежных средств).
При первой трактовке финансовый кризис находит свое выражение в том, что наблюдается отказ в функционировании финансовой сферы субъекта (государства, рынка, отрасли, предприятия и т. п.) или это функционирование финансов сопровождается неприемлемо низкой социально-экономической эффективностью, или неприемлемо высокими затратами времени и/или финансовых и других ресурсов, высоким уровнем финансового, в частности, инвестиционного риска.
Во второй трактовке признаком финансового кризиса может быть выход финансовых параметров экономических процессов (расходов, доходов, прибыли и т. п.) из установленных областей допустимых значений. Важно отметить, что такая трактовка открывает возможность допускового контроля и диагностики финансового кризиса как в финансовой системе, так и ее отдельных элементах, в том числе, на ранних стадиях финансового кризиса.
В настоящее время по своим последствиям финансовый кризис рассматривается в нескольких контекстах, а именно, финансовый кризис может рассматриваться как источник финансового ущерба, шанс к улучшению функционирования финансовой сферы, а также как момент неотложного принятия актуальных финансовых решений, в том числе по изменению в финансовой деятельности организации.
Источники финансового кризиса (как и финансового риска) могут иметь различную физическую природу — быть естественно природными, техногенными, социально-экономическими и т. п.
Финансовый кризис имеет свой механизм. Условимся считать, что механизм финансового кризиса включает: источники финансового кризиса (финансового риска); аппарат развития (он же аппарат проявления); последствия финансового кризиса.
Вне зависимости от природы источников и аппарата развития кризис имеет финансовые последствия — финансовый ущерб. Поэтому часто на основании финансовых проявлений кризисы, свя-
занные с другими источниками, ошибочно относят к финансовым кризисам.
Диагностика финансового кризиса состоит в установлении причин ухудшения (или улучшения) финансовых параметров и/или результатов социально-экономической деятельности, их перехода в недопустимое состояние. Диагностика является важным элементом оценки текущего состояния и закладывает основу для разработки рекомендаций по преодолению финансового кризиса.
Исходя из специфики механизма финансового кризиса, можно утверждать, что для правильной диагностики кризиса нужно пройти (аналог метода динамического программирования) от финансовых проявлений кризиса к финансовому аппарату развития кризиса и далее к установлению источников финансового кризиса.
Представляется возможным говорить, что финансовый кризис выполняет следующие функции в процессе социально-экономического развития:
1) проявление скрытых (латентных) финансовых источников, конфликтов элементов и/или этапов в функционировании финансовой сферы, рынков и воспроизводственном процессе;
2) актуализация процесса экономической диагностики причин финансового кризиса (конфликта, дисгармонии) в финансовой сфере воспроизводственного процесса;
3) выработка и реализация мер по восстановлению гармонии в финансовых отношениях (на приемлемом уровне, например, в вопросе распределения интегральной прибыли) в воспроизводственном процессе;
4) массовая селекция эффективных собственников с точки зрения социально-экономической адекватности (полноты удовлетворения данным бизнесом общественных потребностей) и качества управления финансовыми рисками их экономической деятельности;
5) восстановление адекватности финансовых отношений в воспроизводственном процессе уровню технологического развития;
6) обновление финансовых, социально-экономических условий и методов управления финансовой и рыночной деятельностью в воспроизводственном процессе;
7) минимизация суммарного финансового ущерба от кризиса и др.
При оценке возможности финансового кризиса может быть рекомендовано учитывать, что, как известно, финансовые риски в узком понимании включают следующие виды рисков:
^ риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные, валютные, риск ликвидности); ^ риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски, которые включают: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь). Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут.
Инфляция — это процесс обесценения денег и, естественно, роста цен. Дефляция — это процесс, обратный инфляции, порождающий рост покупательной способности денег и снижение цен. Дефляционный риск сопровождается ухудшением экономических условий предпринимательства и снижения доходов.
Валютные риски — это опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности связаны с возможностью потерь при реализации активов из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски сопровождают вложение капитала.
Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба или неполучения прибыли в результате неосуществления какого-то мероприятия (инвестирование, хеджирование и др.)
Риск снижения доходности реализуется как снижение процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. «Портфель» — это совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора.
Риск снижения доходности может включать процентные риски и кредитные риски. Процентные риски — это опасность потерь коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К этим рискам относят также риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок по облигациям, сертификатам и др. [3, с. 39].
Массовая селекция эффективных собственников является следствием действия в период финансового кризиса с высокой интенсивностью социально-экономической (селективной) функции
риска [6, с. 19; 3,с. 77]. Такое положение характерно для глобального кризиса, связанного с катастрофическим риском — риском неплатежеспособности для большого числа социально-экономических субъектов одновременно [3, с. 41].
Таким образом, с точки зрения теории рисков глобальный финансовый кризис — это период массовой реализации рисков с нанесением катастрофического или существенного финансового ущерба одновременно большому числу социально-экономических субъектов.
В качестве социально-экономических ролей (положительных результатов) финансового кризиса могут быть названы: обновление финансовой элиты; создание предпосылок для дальнейшего устойчивого развития; снижение до приемлемого уровня финансовых рисков в воспроизводственном процессе и др.
Финансовое антикризисное управление имеет проблемно ориентированный характер, т. е. нацелено на устранение проблем, являющихся как источником финансового кризиса, так и порождаемых им.
Как известно, финансовая проблема — критическое рассогласование между текущим и желаемым финансовым состоянием.
Алгоритм финансового антикризисного управления может включать мониторинг и обнаружение проблемы; сбор дополнительной информации; диагностику проблемы; определение целей управления; разработку критерия оценки эффективности решения; генерацию некоторого набора вариантов предложений; прогнозирование последствий принятия этих вариантов; верификацию оценок; исполнение решений; контроль результатов [7, с. 78].
Классификация кризисов может иметь большое методологическое и практическое значение, так как открывает возможность использовать методы финансовой диагностики и антикризисного управления по аналогии.
Представляется, что основой для классификации финансовых кризисов могут выступать: географический охват стран; степень охвата сфер жизнедеятельности или рынков; масштаб ущерба; продолжительность протекания и др.
На основе этих факторов могут быть выделены такие виды кризисов: глобальные; региональные; отраслевые (финансовый, по отрасли производства, рынку, по отдельному экономическому субъекту и т. п.) и др.
Вероятно, что в терминах теории рисков глобальный финансовый кризис — это реализация
фундаментального риска — риска, имеющего глубокие, масштабные источники и не подвластного ни отдельному человеку, ни группе людей.
Глобальный, региональный и отраслевой финансовый кризис могут рассматриваться как реализация универсального финансового риска — риска действующего одновременно на все социально-экономические субъекты.
Финансовый кризис на уровне определенного социально-экономического субъекта — реализация специфического (т. е. связанного с данным субъектом) финансового риска этого субъекта.
Отмечают, что финансовый кризис на уровне региона или государства может проявляться в виде утраты способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства по причине нехватки или неэффективного использования финансовых ресурсов, потери финансовой устойчивости, неэффективного государственного регулирования финансовых процессов и др.
Суммарный ущерб от финансового кризиса определяется как результат сложения объема прямого финансового ущерба в период кризиса и затрат на ликвидацию финансового кризиса.
Наиболее сложным и опасным является глобальный финансовый кризис. Глобальный финансовый кризис характеризуется: во-первых, большим числом охваченных стран; во-вторых, разнообразными социально-экономическими проявлениями (банкротства хозяйствующих субъектов, безработица, инфляция и т. п.); в-третьих, глубиной и сложностью причин, лежащих в его основе; в-четвертых, его протекание может сопровождаться геополитическими изменениями и желанием более развитых стран переложить тяжесть ущерба от кризиса на менее раз -витые страны, в том числе с использованием методов политического и военного давления и др.
С точки зрения масштабов и отдаленности последствий основными видами финансовых кризисов, которыми может быть подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов мировой экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. При этом чаще всего глобальный по своим масштабам финансовый кризис одновременно является и стратегическим, а также системным.
Применительно к наблюдаемому глобальному финансовому кризису рекомендуется учитывать специфику современного этапа глобализации [8, с. 16].
Будем исходить из того, что в условиях глобализации финансовый кризис на уровне отдельного государства в целом может быть представлен в виде
двух составляющих, первая из которых связана с общемировым уровнем кризиса, а вторая с уровнем, отражающим специфику социально-экономического состояния данного государства.
Предположим, что составляющая, связанная с конкретным государством, возникает в результате реализации таких дополнительных факторов: низкой устойчивости национальной воспроизводственной системы к глобальным воздействиям мировой системы; дисгармонии структуры региональной или федеральной экономики в сторону приоритетного развития одной или нескольких связанных отраслей; увеличения (сверх критического) имущественного расслоения населения; повышения уровня коррупции и/или снижения уровня профессионализма в государственном управлении; ухода в «тень» и криминализации (принуждение к сделкам и т. п.) хозяйственной деятельности; ослабления системы государственного управления и контроля.
Вероятно, все перечисленные источники глобального финансового кризиса могут иметь потенциальный или реальный характер. Предположительно потенциал кризиса обретает реальный характер при возникновении соответствующих правовых, политических и социально-экономических условий, способствующих развитию кризисных явлений. При этом нарастание негативного воздействия этих источников может происходить в течение длительного периода времени, а затем, достигая определенных значений, приобретать лавинообразный ускоряющийся характер, приводить к социально-экономической и политической дестабилизации.
Известные мнения относительно диагностики наблюдаемого в 2008 г. глобального финансового кризиса подтверждают необходимость серьезных институциональных изменений (изменений системы отношений) в глобальной и национальных финансовых системах, в частности изменения законодательства для обеспечения большей надежности финансовых инструментов, прозрачности финансовой деятельности, эффективности государственного контроля и управления (в том числе антикризисного) этим рынком.
Представляется, что это позволяет все факторы финансового риска и проблемы, влияющие на протекание финансового кризиса на национальном уровне, разделить на внешние и внутренние. При этом собственно внутренние проблемы могут быть разделены на ситуационные (связанные с кризисными явлениями) и институциональные, стратегические, не связанные с данными кризисными явлениями, но влияющие на характер протекания кризиса.
Нужно учитывать, что для масштабного финансового кризиса характерен систематический риск — риск падения рынка в целом. В качестве признаков аномально высокого систематического финансового риска могут рассматриваться колебания биржевых индексов и котировок целых групп (структурных элементов рынка) ценных бумаг в течение одной биржевой сессии (предлагается назвать это «сваливанием или переходом в штопор рынка») или определенного календарного периода (выход на критические режимы функционирования).
Как уже отмечалось, на суммарный риск национального рынка может влиять глобализация. Это позволяет предложить ввести понятие «корреляционный финансовый риск». Корреляционный финансовый риск (риск взаимного влияния или взаимозависимости) условимся определять как приращение к систематическому риску национального финансового рынка, определяемое негативным влиянием процессов, происходящих на международном и крупных национальных финансовых рынках других стран в условиях современной глобализации.
Вероятно, что корреляционный финансовый риск связан не только с интенсивностью негативного внешнего влияния международных рынков и систем, но и с таким свойством национальных финансовой системы и финансового рынка, как их уязвимость. Как известно, уязвимость — способность получать повреждения, нарушения работы. Можно предположить, что кроме этого на уровень корреляционного риска влияет такая характеристика, как живучесть рынка, определяемая его способностью функционировать в условиях банкротства участников этого рынка (эмитентов, банков и т. п.), вывода активов с национального рынка (например, иностранными спекулянтами) и др.
Логично предположить, что в целом исследование финансового кризиса и выработка мер финансового антикризисного управления должны осуществляться системно, т. е. во взаимной связи и влиянии в рамках финансовой кризисологии на основе финансовой антикризисной диагностики.
Как уже отмечалось, один из структурных элементов финансовой кризисологии — антикризисное финансовое управление. Вероятно, следует признать, что цель антикризисного финансового управления — это устранение источников финансового кризиса или блокирования работы, снижение негативной социально-экономической эффективности аппарата развития финансового кризиса.
Нужно учитывать, что механизм финансового кризиса становится в такой период частью финансо-
вого механизма, который, как известно, образуется совокупностью методов и мер, финансовых инструментов, организацией финансовой работы.
Вероятно, что процесс государственного финансового антикризисного управления структурно может быть классифицирован и представлен в нескольких вариантах:
• во-первых, по уровню наблюдаемых рисков в виде таких элементов, как финансовое рутинное (нормальный уровень финансовых систематических или отраслевых рисков) и финансовое антикризисное управление (при аномально высоком уровне систематических или отраслевых финансовых рисков);
• во-вторых, по отношению ко времени протекания финансового кризиса можно выделить предшествующее (упреждающее, профилактическое) финансовое антикризисное управление; антикризисное финансовое управление в реальном масштабе времени протекания кризиса; последующее (после завершения кризиса) антикризисное финансовое управление в целях закрепления положительных тенденций;
• в-третьих, по масштабу возможного ущерба и временной отдаленности последствий для финансового рынка и социально-экономического развития государства можно выделить стратегическое государственное антикризисное финансовое управление (на длительность до 25 лет или жизненный цикл крупных эмитентов), перспективное антикризисное финансовое управление (до 5 лет или на этап жизненного цикла рынка или крупного эмитента), текущее антикризисное управление (до 3-х лет) национальным финансовым рынком, оперативное (до 1 года) и операционное (на несколько дней или торговых сессий) антикризисное управление национальным финансовым рынком;
• в-четвертых, по выделению (декомпозиции) структурных элементов финансового кризиса можно выделить целеполагание антикризисного финансового управления, маркетинг методов и инструментов финансового антикризисного управления, антикризисный финансовый менеджмент (достижение поставленных целей при выбранных инструментах). Рекомендуется антикризисное финансовое
управление разделить на две различные по своим целям, методологии и содержанию составляющие, а именно, на стабилизационный финансовый менеджмент и институциональные преобразования, изменения в финансовой системе.
Предположительно стабилизационный финансовый менеджмент должен иметь своей целью обеспечение нахождения объекта финансового антикризисного менеджмента в области управляемых финансовых состояний на весь период институциональных преобразований [9, с. 14; 10, с. 67].
Целью институциональных преобразований в рамках финансового антикризисного управления, наверное, нужно признать исключение или контроль источников финансового кризиса, снижение финансовых рисков в будущем.
Таким образом, можно заключить, что именно системность диагностики финансового кризиса и применения соответствующих результатам диагностики методов антикризисного финансового управления в составе стабилизационного финансового менеджмента и институциональных преобразований финансовой сферы позволяет выйти из этого кризиса с минимальным ущербом.
В зависимости от широты области исследования финансовая кризисология может рассматриваться либо как самостоятельная научная дисциплина (наука), либо как часть экономической теории (при исследовании экономических процессов).
литература
1. Глущенко В. В. Финансовые риски в условиях глобализации. Финансы и кредит. № 19 (221). 2006. С. 19 - 25.
2. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. — г. Железнодорожный, Моск. обл., ООО НПЦ «Крылья», 1998. — 416 с.
3. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. — г. Железнодорожный, Московская область: ООО НПЦ Крылья, 2006. — 230 с.
4. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: Учебник. Изд. 4-е М.: Омега-л, 2008.
5. Language Log. March 27, 2007 Crisis = danger + opportunity: The plot thickens. http://itre. cis. upenn. edu/~myl/languagelog/archives/004343.html.
6. Глущенко В. В. Управление рисками. Страхование. — г. Железнодорожный, Моск. обл., ТОО НПЦ «Крылья», 1999. — 336 с.
7. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. — г. Железнодорожный, Моск. обл., ООО НПЦ «Крылья», 1997. — 400 с.
8. Соколинский В. М, Фаризов И. О. Глобализация. Портрет в финансовом интерьере. Вестник Финансовой академии. № 4(32) . 2004. С. 5 — 16.
9. Глущенко В. В. Стабилизационный менеджмент. М. : ВИНИТИ, № 2677-В-96 от 16.08.1996.
10. Глущенко В. В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. — М. : ИП Глущенко В.В., 2008. — 88 с.