ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 336.225:34
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
ВОРОНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
доктор юридических наук, профессор, директор Центра правовых исследований Финансового университета, Москва, Россия E-mail: а[email protected]
ГОГОЛЕВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
кандидат юридических наук, директор Пермского филиала Финансового университета, Москва, Россия E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Реформы, проводимые в российском обществе в последние годы, обусловили необходимость совершенствования налогового законодательства, механизма государственного администрирования в области налогов и сборов, форм реализации государственной налоговой политики. В связи с этим правовое содержание налогового администрирования приобретает новый смысл и требует дальнейшего изучения.
Методы. Для получения максимально объективных данных об исследуемом предмете авторы основывали свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, применялись частно-научные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, системного анализа и др.
Результаты. С целью создания оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов государственное администрирование в области налогов и сборов нуждается в постоянном совершенствовании. Авторы статьи, исследуя административноправовой аспект данной деятельности, приходят к выводу, что управленческая концепция административного процесса по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных администраций в различных сферах государственного управления, в частности в области налогов и сборов, находит свое выражение в контексте правовой категории «государственное администрирование».
Перспективы. Предложенный авторами оригинальный подход к совершенствованию механизма государственного администрирования в области налогов и сборов имеет несомненную теоретическую и практическую значимость, так как вносит существенный вклад в теорию административного права и практику государственного управления.
Ключевые слова: государственное администрирование; административно-государственное управление; налоговое администрирование; административно-правовое регулирование.
THE STATE ADMINISTRATION IN THE FIELD OF TAXES AND FEES: LEGAL ASPECT
ALEKSEI M. VORONOV
Doctor of Law, Professor, the Director of the Center of Legal Research,
Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ALEKSEI M. GOGOLEV
PhD (Law), the Director of the Perm branch Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction. The reforms carried out in the Russian society in recent years have caused the need to improve the tax legislation, and necessitated improvement of the state administration mechanism in the field of taxes and fees as well as forms of the state tax policy implementation. In this regard the legal content of tax administration is taking on a new meaning and demands further studying.
Methods. To obtain the most objective data on the subject in question, the authors based their research on general scientific methods, such as an induction, deduction, analysis, synthesis. Besides, special scientific methods were applied: comparative and legal, historical and legal, formal and logic, system analysis, etc.
Results. For the purpose of creating an optimum balance between the rights and obligations of taxpayers and the state represented by tax authorities, the state administration in the field of taxes and fees needs continuous improvement. Investigating the administrative and legal aspect of this activity, the authors come to a conclusion that the managerial concept of an administrative process related to implementation of executive and administrative activities of public administrations in various spheres of public management, in particular in the field of taxes and fees, finds its expression in the context of a legal category referred to as ‘the state administration.
Discussion. The original approach to the state administration mechanism improvement offered by the authors in the field of taxes and fees may be regarded as having a theoretical and practical value since it makes an essential contribution to the theory of administrative law and practice of public administration.
Key words: state administration; administrative public management; tax administration; administrative and legal regulation.
В современных условиях развития российской государственности исследование вопросов государственного администрирования, в частности в налоговой сфере (налоговое администрирование), определение его сущности и содержания, а также соотношения с административной юрисдикцией в области налогов и сборов является весьма важным как для теории, так и для формирующей ее практики.
В современной правовой доктрине прочно входит в оборот термин государственное администрирование — «public administration», трактуемый в узком и широком понимании. В узком смысле слова «public administration» означает профессиональную деятельность государственных чиновников. На русский язык это можно перевести как государственное администрирование. Американская энциклопедия также определяет государственное администрирование как «все виды деятельности, направленные на осуществление решений правительства» [1, с. 744].
В широком смысле слова «public administration» — это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией власти, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В русском языке этому понятию соответствует административно-государственное управление.
Французский политолог Р. Грегори в своей монографии «Французская гражданская служба» определяет административно-государственное управление как «особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает специальным агентом власти» [2].
Английские ученые Джон Гринвуд и Дэвид Вильсон полагают, что административно-государственное управление — это деятельность, организация институтов и предметов изучения [3, с. 1].
Сегодня большинство политологов считают, что административно-государственное управление и государственное администрирование являются однопорядковыми понятиями, тесно связанными с тремя сферами власти — законодательной, исполнительной и судебной. Наиболее последовательно эта точка зрения выра-
жена в монографии американских политологов Ф. Нигро и Л. Нигро «Современное государственное администрирование».
В ней авторы дают развернутое определение государственного администрирования в контексте административно-государственного управления: «Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах:
1) связанные с тремя сферами власти (законодательной, исполнительной, судебной) и их взаимодействием;
2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса;
3) значительно отличающиеся от администрирования в частном секторе;
4) тесно связанные с многочисленными частными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и общинах [4, с. 25].
При таком подходе А. В. Василенко дает следующие трактовки данных понятий, с которыми вполне можно согласиться.
Административно-государственное управление — это осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз.
Государственное администрирование — это деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики [5, с. 19-20].
На наш взгляд, во всех перечисленных выше определениях речь идет об объективной характеристике административно-государственного управления и государственного администрирования. Действительно, административная власть имеет объективную природу: администрация, прежде всего, подчинена закону и подотчетна представительным органам. Издаваемые администрацией акты развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке существующие законы. Таким образом, деятельность государственных администраций осуществляется на основании и во исполнение закона, то есть имеет ярко выраженный исполнительно-распорядительный характер.
Возвращаясь к заявленной проблематике, уместно отметить, что термин «государствен-
ное администрирование», на наш взгляд, своим содержанием охватывает управленческую концепцию административного процесса. Представляется, что именно данный методологический посыл является ключом к разрешению спорного вопроса о сущности и содержании административного процесса, а также соотношении его «юрисдикционной» и «управленческой» концепций.
Целесообразно абстрагироваться от несущественных сторон данного феномена, что, на наш взгляд, позволит выделить его наиболее характерные признаки, тенденции, закономерности и аргументировать нашу позицию на примере исполнительно-распорядительной деятельности налоговых администраций.
Реформы, проводимые в российском обществе в последние годы, обусловили необходимость совершенствования налогового законодательства, обеспечения его эффективного применения, а также потребность совершенствования механизма налогового администрирования, форм реализации государственной налоговой политики. В связи с этим правовое содержание налогового администрирования приобретает новый смысл, наполняется особым содержанием.
Если обратиться к современному экономическому словарю, то администрирование трактуется как «преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов» [6, с. 16]. На наш взгляд, более корректным в современных условиях является определение, сформулированное основателем теории администрирования А. Файолем еще в 1916 году: «Администрировать — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать» [7].
Налоговое администрирование — новое понятие в методологии налогообложения, нашедшее широкое распространение в законодательных актах, научных трудах и практике. Впервые термин «налоговое администрирование» был использован в Федеральном законе от 27.07.2006 № 137-ФЗ1.
1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. Вып. 31.1. Ст. 3436.
Общепринятого определения данного термина на сегодняшний день не существует, точки зрения ученых по данному вопросу различны. Так, М. Н Кобзарь-Фролова трактует налоговое администрирование как деятельность налоговых органов, направленную на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах. Под налоговым администрированием она понимает деятельность налоговых органов и их должностных лиц, направленную на своевременную и полную уплату налогоплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет государства. Соответственно, в рамках налогового администрирования происходит превенция нарушений законодательства о налогах и сборах [8, с. 6].
Следует согласиться с мнением А. С. Титова, который справедливо отмечает, что при решении задач, возлагаемых на налоговое администрирование, необходимо выделять его взаимообусловленную триаду: само налоговое администрирование, механизм его реализации и налоговую политику. Соотношение приведенных понятий имеет важное методологическое значение для понимания сути осуществления налогового администрирования.
На наш взгляд, налоговое администрирование подразумевает управление в области налогообложения исходя из того, что управление в самом широком понимании означает целенаправленное воздействие на тот или иной объект или руководство действиями этого объекта. При этом следует учитывать, что управляющий субъект может быть как лицом, выступающим от имени государства (в случае государственного управления), так и лицом, выражающим частные интересы (в случае негосударственного управления).
Таким образом, налоговое администрирование можно определить как совокупность норм (правил), методов, приемов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляют управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей [9, с. 14].
Можно предположить, что налоговое администрирование в узком смысле — это совокупность действий, а точнее деятельность должностных лиц государственных органов исполнительной власти в области налоговых правоотношений. В свою очередь, механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий налогового контроля, проводимых государственными органами исполнительной власти и направленных на достижение целей и решение задач в той же области.
В широком смысле налоговое администрирование предполагает управление налоговыми правоотношениями с помощью проведения определенной государственной финансовоэкономической политики, с учетом ответственности за порученное дело, при непосредственном участии специальных государственных органов. Механизм налогового администрирования состоит из свода законодательных, подзаконных и инструктивных правил поведения в обозначенной сфере государственного управления, возлагаемых на каждого участника этих правоотношений.
Целью налогового администрирования является достижение максимально возможного эффекта для бюджетной системы в отношении налоговых поступлений при минимально возможных затратах в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля.
При таком подходе задачами налогового администрирования являются:
— сбор и обработка информации;
— налоговое планирование и прогнозирование;
— налоговое регулирование;
— налоговый контроль [10];
— превенция налоговых правонарушений.
Эти же задачи включаются в состав налогового механизма, посредством которого осуществляется воздействие субъекта налоговых отношений (государственных органов власти и управления) на объект (налоговую систему).
Сбор и обработка информации являются базовой задачей налогового администрирования, без реализации которой невозможно осуществление прочих задач. Информация, необходимая для проведения налогового администрирования, включает в себя различные формы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. По собранным данным производится анализ налоговых поступлений в разрезе налогов, бюджетов, налогоплательщиков. Также анализ проводится по показателям эффективности налогового контроля, то есть по количеству и качеству проведенных камеральных и выездных проверок, качеству реализации иных форм налогового контроля. Сбор и анализ информации необходимы для оценки текущей ситуации и разработки на ее основе направлений совершенствования процесса налогового администрирования.
В качестве субъектов налогового администрирования могут выступать государственные органы власти и управления, которые можно классифицировать так:
— налоговые органы;
— органы, обладающие полномочиями налоговых органов (органы управления государственных внебюджетных фондов, финансовые органы, таможенные органы);
— правоохранительные органы (с позиций обеспечения экономической безопасности).
В практике субъекты налогового администрирования получили название налоговых администраторов (администраций). Налоговыми администрациями признаются налоговые и иные уполномоченные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации налогового администрирования в отношении налогоплательщиков, расположенных на подведомственной им территории, в разрезе подконтрольных им налоговых поступлений.
Основной из перечисленных выше задач налогового администрирования является налоговый контроль. Следует особо отметить, что некоторые специалисты в этой области даже отождествляют эти понятия. Налоговому контролю и оценке его результативности (эффективности) уделяется значительное внимание как в теории, так и в практической деятельности, поскольку осуществление налогового контроля дает исходные материалы для административ-
но-юрисдикционной деятельности налоговых органов. В ходе налогового контроля выявляются правонарушения, собираются и фиксируются доказательства.
Также следует отметить, что в условиях действия Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, ее доступности для налогоплательщиков, имеющих возможность самостоятельно оценивать свои налоговые риски, произошло существенное усиление предварительного налогового контроля, или так называемого предупредительного. С позиции эффективности реализации цели налогового администрирования предупредительные меры являются менее затратными при сохранении достаточного уровня налоговых поступлений в бюджетную систему.
Анализ статистических данных по результатам контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами в 2011 году, позволяет сделать вывод об общем повышении показателей эффективности налогового администрирования в Российской Федерации. Разработанная концепция с критериями самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, дала положительные результаты, которые привели к снижению затрат по организации контрольных мероприятий за счет усиления предварительного контроля, повышающего сознательность налогоплательщиков.
Однако вопросам предупредительной деятельности налоговых органов, предотвращения угроз финансовой стабильности государства не уделено должного внимания. Данное направление в современной налоговой политике России еще не стало приоритетным, а превентивная деятельность налоговых органов не получила должного развития, несмотря на то, что в пункте 6.6. Положения от 30.09.2004 № 506 «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации»2 эта функция прописана в числе основных. Вопросы пресечения и предупреждения нарушений законодательства о налогах и
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
сборах как наиболее важный правовой институт не получили нормативного закрепления ни в Налоговом кодексе Российской Федерации, ни в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как справедливо отмечает М. Н. Кобзарь-Фролова, наличие огромного количества совершаемых налоговых деликтов, базирующихся частично на нормах налогового, а частично на нормах административного и уголовного права, требует выработки мер правового воздействия, основанных на научных исследованиях и законодательном регулировании. Отсутствие научно обоснованной методики изучения налоговой деликтности не позволяет успешно решать такие прикладные аспекты, как повышение уровня и качества работы налоговых органов, предупреждение и нейтрализация де-ликтности, увеличение объема налоговых поступлений в бюджет государства. Очевидными являются дефицит знаний в области причин, условий и предпосылок налоговой деликтнос-ти, недостаточность методических рекомендаций по организации работы налоговых органов, направленных на совершенствование налогового администрирования и повышение объема собирания налогов и сборов [8, с. 7].
Основная нагрузка по осуществлению мероприятий налогового администрирования возложена на налоговые органы. Кроме того, функции налогового администрирования возложены на государственные внебюджетные фонды, финансовые органы, таможенные и правоохранительные органы.
Налоговое администрирование нуждается в постоянном совершенствовании с целью создания оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, а с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что налоговому администрированию присущи практически все характерные признаки, определяющие вопросы организации порядка управления государственных администраций в области налогов и сборов. Государственное администрирование в области налогов и сбо-
ров представляет собой организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений и включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России, а также превенцию налоговой деликтности.
Изучение существующих авторских позиций, действующего законодательства по вопросам налогового администрирования и практического опыта его осуществления позволяет автору сформулировать следующее определение.
Государственное администрирование в области налогов и сборов — интегрированная система установленных законом мер и мероприятий, проводимых государственными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, направленных на получение полной и достоверной информации о текущих и потенциально возможных объемах налоговых поступлений, планирование и прогнозирование налоговых поступлений, налоговое регулирование, налоговый контроль, а также превенцию налоговой де-ликтности и осуществляемых с целью совершенствования механизма налоговых поступлений в бюджетную систему при оптимизации затрат.
Таким образом, управленческая концепция административного процесса по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных администраций в различных сферах государственного управления, в частности в области налогов и сборов, находит свое выражение в контексте правовой категории «государственное администрирование». По смыслу это именно деятельность государственных администраций, да и представление данной деятельности в виде процесса скорее уместно в рамках административно-юрисдикционной деятельности по рассмотрению дел об административных правонарушениях, регламентированной административно-процессуальными нормами законодательства.
Также, на наш взгляд, важное теоретическое и практическое значение имеет определение соотношения налогового администрирования и административно-налоговой юрисдикции (административной юрисдикции в налоговой сфере) уполномоченных государственных органов. Принимая во внимание, что административно-
ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Понятие «административно-налоговой юрисдикции» сложилось в теории административно-юрисдикционного процесса и вошло в научный оборот как синоним административной юрисдикции в налоговой сфере.
налоговая юрисдикция является неотъемлемой (наделенной собственным содержанием) частью единого административного процесса, следует отметить, что данные правовые категории абсолютно нетождественны друг другу, так как это две различные функции государственного управления.
Как нами отмечалось выше, сущность налогового администрирования состоит в совокупности норм (правил), методов, приемов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляют управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную именно на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов
Таким образом, административно-налоговая юрисдикция не может быть составной частью налогового контроля. Налоговый контроль — часть государственного контроля, осуществляемого контрольно-надзорными органами исполнительной власти, к которым, безусловно, относятся налоговые органы. Контрольно-надзорная деятельность сама по себе не может выполнять функции возложения ответственности.
Как справедливо отмечает в своем исследовании А. П. Шергин, административная юрисдикция выходит за рамки надзорной деятельности и представляет собой самостоятельную форму административной деятельности, которую осуществляют контрольно-надзорные органы исполнительной власти [12, с. 33].
Бесспорно, наделение налоговых органов контрольными и юрисдикционными полномочиями в налоговой сфере способствует эффективному решению оперативных задач государственного управления. Автор поддерживает позицию А. В. Иванова в том, что законодатель должен следовать не по пути сужения сферы административной юрисдикции и сокращения субъектов, осуществляющих ее, а по пути усиления гарантий реализации прав граждан и организаций, вовлеченных в сферу административной юрисдикции [13, с. 28].
Такой подход нашел отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), определяющем отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. В ст. 2 НК РФ разделены отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, и отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Статья 82 НК РФ закрепляет положение о том, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибы-
ли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Статьями 87-89 и 100 НК РФ в полномочия должностных лиц налоговых органов при проведении налоговых проверок не включаются контрольные полномочия по разрешению возникающих в ходе проверки споров и привлечению к ответственности за нарушения налогового законодательства. Эти действия осуществляются в процессе самостоятельного вида деятельности — административной юрисдикции государственных органов в налоговой сфере.
Следовательно, налоговое администрирование и административно-налоговая юрисдикция уполномоченных государственных органов в налоговой сфере тесно связаны между собой, но являются самостоятельными, последовательными видами деятельности.
В отличие от налогового администрирования, в рамках которого происходит осуществление налогового контроля, являющегося первичным и обязательным для налоговых органов, административно-налоговая юрисдикция имеет факультативный и вторичный характер, так как будет иметь место не всегда, а только при возможном возникновении правового спора по результатам налогового контроля.
Полагаем, что приведенные в статье суждения могут послужить основанием для скорейшего разрешения рассматриваемой проблемы или поводом для дальнейших научных дискуссий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Public Administration. Encyclopedia Americana, № 22, 744 р.
2. Gregoire R. The French Civil Service. Brussels, 1974, pp. 15-22.
3. Greenwood J., Wilson D. Public Administration of Britain. - Winchester, 1984.
4. Nigro F., Nigro L. Modern Public Administration. - N. Y., 1970.
5. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. - СПб.: Логос, 2001. - 200 с.
6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. -2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
7. Файоль А. Основные черты промышленной администрации — предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. - М., 1923.
8. Кобзарь-Фролова М. Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2010. - 54 с.
9. Титов А. С. Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007. - 59 с.
10. Аветисян К. Р Налоговое администрирование и административно-налоговая юрисдикция как правовые категории // Экономика. Налоги. Право. - 2012. - № 2.
11. Административно-налоговая юрисдикция: Учебное пособие / Воронов А. М., Кокурина И. В. и др. - М.: ВГНА Минфина России, 2008. - 197 с.
12. Шергин А. П. Административная юрисдикция. - М., 1979. - 144 с.
13. Иванов А. В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 1999. - 24 с.
REFERENCES
1. Public Administration. Encyclopedia Americana, no. 22. 744 p.
2. Gregoire R. The French Civil Service. Brussels, 1974, рр. 15-22.
3. Greenwood J., Wilson D. Public Administration of Britain. Winchester, 1984.
4. Nigro F., Nigro L. Modern Public Administration. N. Y., 1970.
5. Administrative Public Management in Western Countries: USA, Great Britain, France, Germany: I. A. Vasilenko. St. Petersburg, Lagos, 2001, 200 p. (in Russian).
6. RaizbergB. A., Lozovskii L. Sh., Starodubtseva E. B. Modern economic dictionary, 2nd prod. Moscow: INFRA-M, 1999, 479 p. (in Russian).
7. Faiol' A. The Main Lines of Industrial Administration — Prediction, Organization, Management, Coordination, Control. Moscow, 1923 (in Russian).
8. Kobzar'-Frolova M. N. Legal Theoretical and Applied Bases of Delictology. Synopsis of a Grand PhD (Law) Thesis. Moscow, 2010, 54 p. (in Russian).
9. Titov A. S. Legal Theoretical Framework of Tax Administration in the Russian Federation. Synopsis of a Grand PhD (Law) Thesis. Moscow, 2007, 59 p. (in Russian).
10. Avetisian K. R. Tax Administration and Administrative and Tax Jurisdiction as Legal Categories.
Ekonomika. Nalogi. Pravo. - Economy. Taxes. Law, 2012, no. 2 (in Russian).
11. Administrative and Tax Jurisdiction. A. M Voronov, I. V. Kokurina et al. Moscow, VGNA of the
Ministry of Finance of Russia, 2008, 197 p. (in Russian).
12. Shergin A. P Administrative jurisdiction. Moscow, 1979, 144 p. (in Russian).
13. Ivanov A. V. Administrative Jurisdiction of Tax Authorities of the Russian Federation. Synopsis of a PhD (Law) Thesis. Nizhny Novgorod, 1999, 24 p. (in Russian).
НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФИНУНИВЕРСИТЕТА
Инновационная система России в современных макроэкономических условиях: теоретическое, методологическое и институциональное развитие. Монография / колл. авт.; рук. авт. колл. д-р экон. наук, проф. О. М. Белоусова.
В монографии представлены новые подходы к измерению инновационной активности субъектов РФ в контуре развития региональной инновационной системы федеративного государства. Практическое значение исследования состоит в разработке предложений государственного управления мониторингом инновационной активности регионов России. В работе также проведен сравнительный анализ данных, полученных по методике «Оценка влияния выделенных экспертным путем факторов на результативность инновационной деятельности» и методике Минэкономразвития оценки инновационной активности субъектов РФ; предложены критерии оценки уровня инновационного развития субъекта Российской Федерации.
Содержащиеся в исследовании научные выводы и предложения могут послужить основой совершенствования мониторинга нормативно-правовой базы оценки инновационной активности субъекта РФ, гражданско-правовых изысканий в сфере более точного определения категорий «инновация», «инновационная активность».