Научная статья на тему 'Государственно-правовьіе проблемьі формирования сословного представительства в России'

Государственно-правовьіе проблемьі формирования сословного представительства в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / СОСЛОВНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранчиков Владимир Александрович, Цатурян Тамара Владимировна

В представленной статье авторы анализируют проблемы формирования эффективных приемов и способов современного народного представительства на примере сословного представительства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRAVOVIE PROBLEMS OF FORMATION OF A CLASS OFFICES IN RUSSIA

In this article the authors analyze the problems of the development of effective methods and techniques of modern popular representation on the example of representation of Russia.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовьіе проблемьі формирования сословного представительства в России»

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОСЛОВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Баранчиков Владимир Александрович, д-р юрид. наук. Должность: профессор.

Место работы: Московский государственный педагогический университет.

Подразделение: юридический факультет, кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Цатурян Тамара Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: доцент.

Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет.

Филиал: филиал в г. Пятигорске. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В представленной статье авторы анализируют проблемы формирования эффективных приемов и способов современного народного представительства на примере сословного представительства России.

Ключевые слова: народное представительство, сословное представительство, публичная власть, представительные органы.

STATE-PRAVOVIE PROBLEMS OF FORMATION OF A CLASS OFFICES IN RUSSIA

Baranchikov Vladimir Aleksandrovich, Dr of law. Position: Professor.

Place of employment: Moscow State Pedagogical University. Department: law faculty, state legal disciplines chair. E-mail: [email protected]

Tsaturyan Tamara Vladimirovna, PhD at law. Position: associate professor.

Place of employment: North-Caucasian Federal University. Branch: Pyatigorsk branch. Department: Theory and history of State and Law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: In this article the authors analyze the problems of the development of effective methods and techniques of modern popular representation on the example of representation of Russia.

Keywords: popular representation, class representation, public authority representative bodies.

Проблема выбора эффективных приемов и способов народного представительства, обеспечивающего доведения до сведения государственной администрации потребностей и интересов различных коллективов имеет важное общетеоретическое и практическое значение. Без изучения данной проблемы будет не полным и анализ тех или иных моделей формирования представительных органов публичной власти.

На протяжении длительного времени со времен, предшествовавших становлению централизованного Московского царства, представительство реализовывалось двумя основными способами: через деятельность традиционных территориальных органов родового самоуправления и через различные всесословные органы, формируемые монархами. На ранних этапах истории принципы выборности, исключительных полномочий на представительство и персонального состава при формировании данных органов не были

определяющими. В первом случае в состав вечевых органов входили все полностью дееспособные общинники, а членов великокняжеской (боярской) думы князь или монарх назначал лично1.

«Сословное представительство, - пишет В. И. Фадеев, - преддверие [современного] народного представительства... - возникает как бы параллельно в разных странах из внутренних потребностей и особенностей сословного строя»1 2. Представительство боярином, светским или церковным феодалом частных лиц, целых общин, по собственному праву, означало по сути конец вечевой традиции, переход к иным приемам и способам представительства. В Западной Европе таким приемом стало направление выборных представителей, прежде всего, городских аристократических магистратов, аббатств и рыцарских орденов ко двору для контроля за распределением повинностей и использованием собранных налогов центральным правительством3 *. Состав делегатов персонально не совпадал с членами королевской курии.

Качественно иную природу имели земские соборы Московского царства XVI - первой половины XVII вв., выступавшие частью более широкой традиции соборов, судебного, церковного, военного и административного характера и не являвшиеся изолированным общественным институтом, как британский парламент, городские или рыцарские магистраты. В отличие от них соборы не являлись постоянными органами, созывались ad hoc исключительно как государственные учреждения, выполняющие совещательные и информационные функции, в ряде случаев, санкционировавшие масштабные государственно-правовые преобразования верховной власти или избрание царя. До 1612 г. состав делегатов определялся царем, и они были обязаны являться в указанное им место по призыву, подобно съездам шляхты Речи Посполитой. В последующем состав соборов расширился за счет выборных от городов и общин черносошных крестьян. Поэтому земские соборы никогда не составляли конкуренцию монарху, не покушались на его прерогативы, не пытались добиться от него каких-либо уступок, привилегий.

В дальнейшем идея сословного народного представительства на уровне городов, сельских уездов и губерний получила развитие в петровское время в проекте создания по европейскому образцу выборных магистратов (бурмистерских палат) и дворянских ассамблей (съездов). Палаты непосредственно подчинялись воеводам, а после - губернаторам, не имея контактов между собой. Эта реформа получила завершение только с изданием Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам (1785 г.), закрепивших систему сословных, куриальных органов городского самоуправления, по прусскому образцу. Несколько раньше в соответствии с Указом о даровании вольности российском дворянству (1762 г.) возникли территориальные постоянно действующие со-

1 Беляев И.Д. Земский строй на Руси. — СПб., 2004. С. 25-26; Государственный строй монархической России: реалии, проекты, идеи, споры / Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. — М., 2008. С. 346-348; Некрасов С.И. Местная публичная власть в России (монархический и советский периоды). — М.: ГУУ, 2012. С. 11-21.

2 Фадеев В.И. Идеи симфонии властей и соборности и развитие народного представительства в России // Современное общество и право. 2011. №2(3). С. 4.

3 Мустафин М.М. Взаимодействие представительных органов

публичной власти в Российской Федерации: федеральный, региональный и местный уровни. Дисс....канд. юрид. наук. — М., 2013. С. 37-38.

42

ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА Баранчиков В.А.

В РОССИИ Цатурян Т.В.

словно-представительские органы дворянства и иных свободных граждан, уездные дворянские общества4. В своей деятельности они опирались на мощный и авторитетный слой поместного дворянства, привилегии которого основывались именно на факте включения в отношения государственной службы. Интересы данного сословия отражались в петициях или доносились личным обращением уполномоченных лиц в органы государственного управления на местах.

Согласно «Учреждению для управления губерниями» (1775 г.) были созданы губернские дворянские общества с их представительными органами - дворянскими собраниями, избиравшими себе предводителя, и собиравшимися обычно раз в три года при губернаторе и по его приглашению. Уездные дворянские собрания собирались чаще, решали сословные дела уездного масштаба, за 3 месяца до губернского собрания они избирали из своей среды делегатов губернского съезда, выборщиков для будущего губернского собрания. Данные органы не имели собственной компетенции, а круг вопросов, по которым могло осуществляться функциональное взаимодействие, вообще никак не определялся в отличие от местных органов государственного управления. Однако, губернские собрания, обладали правом делать представления губернатору, министру внутренних дел, в особо важных случаях, и непосредственно императору.

С начала XIX века такие обращения предварительно рассматривались в Государственном Совете, специальном консультативном органе, формируемом императором из числа министров и иных особо доверенных лиц наподобие прежней великокняжеской думы. Но уже Александр III начал назначать в Совет представителей губернских дворянских обществ, которые представляли уже не отдельные губернии, но сословие дворянства в целом, либо привлекались к работе ввиду обладания особыми познаниями в области права, экономики, государственного управления и др.

Формирование системы сословного представительства не было завершено созданием общероссийского органа, но подобная попытка имела место. В соответствии с передовыми на тот момент идеями европейских просветителей, выборных представителей иных сословий предполагалось привлечь и к разработке основных законов Империи. Для этого летом 1767 г. по инициативе Екатерины II в Москве был собран новый законосовещательный орган, «Комиссия для составления нового Уложения». Представительство в ней также носило чисто сословный характер: дворяне от каждого уезда выбирали своего депутата, горожане от каждого города также выбирали одного депутата, независимо от количества населения. От крестьян каждой провинции выборы в комиссию производились только от однодворцев, служилых людей, черносошных и ясачных крестьян. Однако, этот парламентский орган, ввиду неустранимых противоречий в вопросе выравнивания правового статуса казенных и частновладельческих крестьян был вскоре распущен под предлогом начала войны. Последующие проекты создания всесословного представительного законодательного органа парламентского типа, разрабатывавшиеся в России и высшими сановниками и членами

4 Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев. — М.: Проспект, 1998. С. 189-192.

тайных обществ5, но не были реализованы вплоть до выборов I Государственной Думы, объявленных Манифестом от 15 октября 1905 года.

Органы дворянского представительства, действовавшие вплоть до 1917 года, также не имели общероссийского представительного органа, съезда. В системе образуемых ими уездных и губернских съездов, избираемых на съездах представительных собраний и выборных председателей (предводителей дворянства) на уровне уездов, губерний, дворянского представительства в Государственной Думе (1906-1917 гг.) и Госсовета, усматриваются явные черты институционального и функционального (отраслевого) взаимодействия будущей многоступенчатой советской системы6.

Становление всесословных представительных органов в России было связано с изданием Положения о земских губернских и уездных учреждениях (1864 г.), которым провозглашалось создание формально самостоятельных, компетентных, выборных органов самоуправления на уровне уездов и губерний7. Позднее подобные преобразования были проведены и в сфере самоуправления городов, согласно Городовому положению (1870 г.)8. Последовательный переход от сословной системы формирования представительных органов власти к территориальной тоже не был завершен.

Во-первых, в России отсутствовали прямые выборы «гласных», избрание выборщиков осуществлялось по куриям, а в последующем члены уездных собраний избирали членов губернских собраний: на 6 уездных гласных одного губернского депутата. После начала работы уездные и губернские собрания, как представительные органы земств, избирали собственные органы исполнительной власти (управы), действовавшие под контролем губернаторов. Очевидно, данный приём был заимствован именно из практики дворянских собраний. Только 3 марта 1917 г. Временное правительство, сформированное из депутатов IV Государственной Думы, приняло Декларацию о проведении реформы местного самоуправления на основе принципов всеобщего, равного избирательного права.

Во-вторых, несмотря на значительные успехи земских органов в реализации множества социальноэкономических проектов в сфере благоустройства, народного просвещения, здравоохранения и промышленности на уровне уездов, волостей, городов и целых губерний, горизонтальное взаимодействие между равными представительными органами земского самоуправления отсутствовало. На земских съездах и в земских собраниях запрещалось обсуждать вопросы, не относящиеся к их компетенции. Публичная деятельность земств ограничивалась, их информационные журналы и доклады цензурировались. Различным представительным органам земских губерний запре-

5 Кудинов О.А. Правительственные проекты конституций Российской Империи в XIX веке // Государство и право. 2004. №4. С.

72-74.

6 Мустафин М.М. Указ. соч. С. 59-60.

7 Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных учреждениях от 1 января 1864 г. // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2-е. — СПБ., 1867. Т. 39 (отд. 1). Ст. 40457.

8 Высочайше утвержденное Городовое положение от 16 июня 1870 г. // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2-е. — СПБ., 1874. Т. 45 (отд. 1). Ст. 48498.

43

2'2014

Пробелы в российском законодательстве

щалось напрямую общаться между собой, минуя канцелярию губернатора9.

В-третьих, земская власть не доходила до уровня личной включенности граждан в дела местного самоуправления. На уровне волости, отдельных сельских поселений действовали традиционные органы крестьянского самоуправления: сельский сход и избираемый им сельский староста. Сельское общество являлось хозяйственной единицей, а волость же представляла собой административную единицу. Её территория состояла из земель одного или нескольких сельских обществ. В волостях насчитывалось в среднем 20 тыс. чел. Органами волостного управления являлись волостной сход, волостное правление, в которое входили старшина, писарь, а также сотские, десятские и некоторые другие должностные лица от всех обществ данной волости. Волостное правление являлось совещательным органом при волостном старшине. Лишь в марте 1917 г. было объявлено о создании по всей стране волостных органов самоуправления, независимых от государственной администрации.

Органами надзора за крестьянскими учреждениями были земские начальники, Положение о которых было принято в 1889 году. Особенность их правового статуса заключалась в том, что они выступали как судебные органы и одновременно чиновники губернских по земским делам присутствий. В этих присутствиях под председательством губернаторов заседали предводитель губернского дворянства, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города, а также один член по выбору губернского земского собрания из числа гласных10 *. Данное присутствие выступало прообразом представительных нормотворческих органов регионов, позволяло непосредственно доводить до сведения губернатора позицию местных сообществ по обсуждаемым вопросам, обеспечивая обратную связь между представителем верховной власти и представительными земскими органами и городскими думами.

Кроме участия в формировании корпуса выборщиков земских гласных, основными формами взаимодействия крестьянского самоуправления и земств оставались направление петиций и отправление «ходоков», представителей общин для решения частных вопросов. Достаточно популярными оставались органы сословного представительства, объединений предпринимателей и религиозные организации, тогда как вновь создаваемые партии представляли интересы лишь малой, политически активной части интеллигенции.

В этих условиях возникновение на низовом уровне сельских и городских рабочих общин каких-то иных сословных органов представительной демократии, сочетающих нормотворческие, исполнительские, хозяйственные и судебно-полицейские функции, оставалось лишь вопросом времени. Так, при слабости и малочисленности исполнительных органов уездных земств, подъема забастовочного движения, парализовавшего снабжение рабочих поселков, участниками забастовки в г. Иваново-Вознесенске (Московская губерния) был впервые образован Совет уполномоченных (начало 1905 г.), который исполнял не только функции самоуправления, но и обладал всей полнотой государст-

9 Авакьян С.А. Конституционное право России в 2-х томах. Изд. 2-е. Т.2. — М.: Юристъ, 2006. С. 670-671.

10 Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. Учебник. —

М., 1897. С. 125-128.

венной власти в городе. 22 ноября 1905 года был сформирован Московский совет рабочих депутатов, действовавший наподобие Парижской коммуны (1871 г.) до подавления вооруженного восстания11.

В-четвертых, земские органы также не имели общероссийского представительства. Только 30 июля 1914 г. с молчаливого согласия правительства, занятого подготовкой к войне, в Москве на съезде уполномоченных губернских земств был образован Всероссийский земский союз, который возглавил князь Г.Е. Львов. Почти одновременно в августе 1914 г. образовался Всероссийский союз городов. Никакого устава, статута или регламента у данных союзов не существовало. Первоначально в связи с началом войны они занимались помощью армии и гражданскому населению, координацией соответствующей деятельности земских органов. В частности, с 1915 года земский и городской союзы участвовали в мобилизации кустарной промышленности для снабжения армии вооружением и снаряжением, создав с этой целью 10 июля 1915 г. выборный объединённый комитет (Земгор). После отречения императора от власти данный орган резко выступил против ряда мероприятий Временного, а потом и Советского правительств, и был распушен в январе 1918 г. - В структурах союзов довольно четко просматривается будущая модель Всероссийского Съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с его исполнительным органом (ВЦИК).

Таким образом, возникновение системы советов в начале XX века в России не было одномоментным революционным «скачком» в реализации российских идей народного представительства, и подчинения бюрократического аппарата сословным представительным органам в масштабах всего государства, отдельных регионов, а также местных административнотерриториальных единиц, с последующими огосударствлением и сверхцентрализацией данной системы, институализацией новой партийно-хозяйственной элиты (номенклатуры партийных комитетов).

Список литературы:

1. Высочайше утвержденное Городовое положение от 16 июня 1870 г. // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2-е. — СПБ., 1874. Т. 45 (отд. 1). Ст. 48498.

2. Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных учреждениях от 1 января 1864 г. // Полн. собр. законов Российской империи. Собр. 2-е. — СПБ., 1867. Т. 39 (отд. 1). Ст. 40457.

3. Авакьян С.А. Конституционное право России в 2-х томах. Изд. 2-е. Т.2. — М.: Юристъ, 2006.

4. Беляев И.Д. Земский строй на Руси. — СПб., 2004.

5. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 /Пер. с франц. М.: Инфра— М - Весь Мир, 2000.

6. Государственный строй монархической России: реалии, проекты, идеи, споры / Отв. ред. Ю.Л. Шуль-женко. — М., 2008.

7. Кудинов О.А. Правительственные проекты конституций Российской Империи в XIX веке // Государство и право. 2004. №4.

8. Мустафин М.М. Взаимодействие представительных органов публичной власти в Российской Федерации: федеральный, региональный и местный уровни. Дисс....канд. юрид. наук. — М., 2013.

9. Некрасов С.И. Местная публичная власть в России (монархический и советский периоды). — М.: ГУУ, 2012.

11 Верт Н. История Советского государства. 1900-1991 /Пер. с франц. М.: Инфра— М - Весь Мир, 2000. С. 43-45.

44

ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

10. Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права.

Учебник. — М., 1897.

11. Фадеев В.И. Идеи симфонии властей и соборности и развитие народного представительства в России // Современное общество и право. 2011. №2(3).

12. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Сост. А.С. Орлов, В.А. Г еорги-ев. — М.: Проспект, 1998.

13. Цатурян Т.В. Оптимизация судебной системы России путем слияния Верховного и Высшего Арбитражного судов // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №1.

14. Цатурян Т.В. О факторах, влияющих на централизацию и децентрализацию государственной власти // Черные дыры в Российском законодательстве. -2014. - №2.

Literature list:

1. The highest approved city regulations on June 16, 1870 / / Full. Works. Laws of the Russian Empire. Collected. 2nd. - SPB. 1874. T. 45 (Department 1). St. 48498.

2. Highest approved the Regulation on the provincial and district institutions from January 1, 1864 / / Full. Works. Laws of the Russian Empire. Collected. 2nd. -SPB. 1867. T. 39 (Department 1). St. 40457.

3. Avakyan SA Constitutional law in Russia, 2 vols. Ed. 2nd. V.2. - M. : Yurist 2006.

4. Belyaev I. Zemsky system in Russia. - St. Petersburg. 2004.

5. Werth N. History of the Soviet state. 1900-1991 / Per. from French. Moscow: Infra - M - All the World, 2000.

6. Political system monarchist Russia : Realities, projects, ideas, arguments / Ed. Ed. JL Shulzhenko. - Moscow, 2008.

7. Kudinov OA Government draft constitutions of the Russian Empire in the XIX century / / State and Law. 2004. № 4.

8. Mustafin MM Interaction representative of the public authorities in the Russian Federation : the federal, regional and local levels. Diss.... cand. jurid. Sciences. - M., 2013.

9. Nekrasov SI Local public authority in the Russian ( and Soviet periods monarchical ). - Moscow State University of Management, 2012.

10. Tarasov IT Science Essay police law. Textbook. - M., 1897.

11. Fadeev VI Ideas symphony of powers and catholicity and development of national representation in Russia / / Modern society and law. 2011. № 2 ( 3).

12. Readings on the history of Russia from ancient times to the present / Comp. AS Orlov, VA Georgiev. - M. : Prospect, 1998.

Баранчиков B.A. Цатурян Т.В.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.