УДК 334.723.4
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО: СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ
ЕГО ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
И. В. Сибиряткина аспирант кафедры экономики и финансов М. В. Лысенко ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Основная тенденция современной российской экономики направлена на расширение конструктивного взаимодействия государства и бизнеса в развитии тех социально-экономических сфер, которые на данный момент являются капиталоёмкими и низкоприбыльными. В своём развитии Россия должна опираться не только на национальный опыт построения рыночных отношений, но и учитывать современные общемировые экономические тенденции. Мировое сообщество в последние десятилетия широко использует новые методы решения назревших экономических проблем в своих государствах. Одним из существенных на современном этапе является механизм слияния в партнёрские отношения с одной стороны частного бизнеса, а с другой стороны - государства, который получил название ГЧП - государственно-частного партнёрства.
Термин «государственно-частное партнёрство» впервые появился в экономической литературе в 1980-е годы в связи с либерализацией деятельности предприятий - естественных монополий. ГЧП представляет собой экономическое, организационное и институциональное взаимодействие государства и бизнеса, основной целью которого является мобилизация финансовых
ресурсов для реализации общественно значимых инвестиционных проектов в различных секторах экономики [2].
В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально-ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и ускорителем процесса, приращения общественного богатства [1].
Использование государственно-частных партнёрских отношений в различных сферах современной экономики обеспечивает реализацию взаимовыгодных интересов сторон, участвующих в них (рис. 1).
Рис. 1. Стороны, участвующие в ГЧП
Рассмотрим данную диаграмму. Первая - основная составляющая ГЧП - это государство. В данном механизме государство, оставляя за собой право на общественную собственность в какой-либо отрасли экономики передаёт её в сектор, тем самым привлекает мощные ресурсы бизнеса для решения стратегически важных задач экономики, при этом высвобождаются бюджетные средства, которые государство может направить в наиболее проблемную социально-экономическую сферу.
Второй основной составляющей партнёрства является бизнес, который «вливает» финансовые, интеллектуальные, организационные ресурсы, инновационные и нанотехнологии с целью получения прибыли на объектах государственной собственности, расширяет свою сферу деятельности, имеет привилегии (государственные заказы, налоговые послабления, государственные субсидии и т.д.).
И, наконец, третья составляющая данной взаимовыгодной цепочки - это граждане (потребители), которые опосре-
дованно, имея право на государственную собственность, но не распоряжаясь ей, получают материальные и социальные блага за счёт реализации механизма государственно-частного партнёрства [3].
Система партнёрских отношений, ориентированная на достижение намеченных результатов в той или иной сфере экономики, включает в себя совокупность различных элементов, связей, форм, субъектов и объектов, методов и механизмов их реализации. Разработка эффективного механизма слияния государства и бизнеса в партнёрские отношения является необходимым, «инновационным» решением для развития и становления ГЧП в российской экономике.
Данный механизм обусловлен рядом основных факторов в его использовании (рис. 2).
Государство в современных условиях не имеет достаточных финансовых ресурсов для проблемных отраслей экономики с её отсталой инфраструктурой.
Рис. 2. Основные факторы, обуславливающие государственно-частное партнёрство
В обозримой перспективе, с учётом расширения и углубления приватизационных процессов в обществе, удельный вес собственности смешанных предприятий будет увеличиваться и государству необходимо вовлекать в решение экономически важных вопросов, заинтересовывать частный бизнес с его инвестициями, современными методами хозяйствования, новыми технологиями. Государство, в значительной мере потеряв контроль за положением дел в производственной и социальной сферах экономики, заинтересовано во взаимовыгодных партнёрских отношениях [4].
В данных условиях успех в дальнейшем реформировании российской экономики напрямую зависит от многообразия подходов к реализации механизма разгосударствления предприятий. И развитие государственно-частного партнёрства займёт в нём достойное место.
Библиографический список
1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. 315 с.
2. Джинджолия А.Ф. «Государственно-частное партнёрство: сущность, формы, перспективы и основные направления развития в современной экономике: Монография. Москва: экономическое образование, 2010. 238 с.
3. Сибиряткина И.В., Новичихина М.В. Этапы разработки антикризисной программы для предприятий малого бизнеса в условиях нестабильной внешней среды // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции, 2011. Т. 17. № 3. С. 87-90.
4. Государственно-частное партнерство в России // Режим доступа: http:// www.pppinrussia.ru/main/pppinrussia/about