раздел i. экономическая теория
УДК 330.01; 334.012.32+334.012.33 DOI: 10.18384/2310-6646-2017-3-8-15
роль государственно-частного партнёрства в эффективном использовании человеческого капитала
Толмачев ОМ.1, Борисенкова Л.Н.2
1Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация 2Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал
248000, г. Калуга, ул. Баженова, д. 2, Российская Федерация
Аннотация. В статье проведён анализ понятия «государственно-частное партнёрство» как важного направления развития современной экономики инновационного типа. Обосновывается необходимость использования инструментов государственно-частного партнёрства для обеспечения эффективного развития человеческого капитала как важнейшего фактора современного воспроизводственного процесса в экономике. Рассматривается концепция вовлечения в активную инновационную деятельность представителей науки, образования, бизнеса и государства, которые ориентированы на модернизацию экономики России в условиях формирования рыночной экономики. Авторы приходят к выводу, что государственно-частное партнёрство (ГЧП) обеспечивает развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учётом интересов и при активном участии бизнеса, повышает эффективность использования государственной собственности и бюджетных средств, стимулирует частный сектор к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом экономического роста.
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, человеческий капитал, наука, образование, экономика знаний, инновационное развитие.
© Толмачев О.М., Борисенкова Л.Н., 2017.
the role of public-private partnership in effective use of human capital
O. Tolmachev1, L. Borisenkova2
1Moscow Region State University 10А, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation 2Bauman Moscow State Technical University, Kaluga Branch 2, Bazhenov st., Kaluga, 248000, Russian Federation
Abstract. The article gives a serious analysis of the concept of "public-private partnerships" as an important direction of the development of modern innovative economy. The necessity of using instruments of public-private partnerships to ensure effective development of human capital as a key factor of modern reproduction process in the economy is substantiated. The authors consider the concept of active involvement of reform-minded representatives of science, education, business and government in innovative activity under the conditions of market economy formation in Russia. It is concluded that public-private partnership (PPP) ensures the development of industrial, social and innovative infrastructure taking into account business interests and with the active participation of on its part, increases the efficiency of the use of property and budget funds, and stimulates the private sector to develop entrepreneurial activity in the areas with the largest potential of economic growth.
Key words: public-private partnership, human capital, science, education, knowledge economy, innovative development.
Основой социально-экономического развития в современных условиях становится переход к инновационной экономике, что, в свою очередь, предъявляет особые требования к человеческому капиталу как к важнейшему фактору инновационных преобразований. Опыт многих стран убедительно показал, что высокообразованные, профессиональные и мотивированные на изменения сотрудники составляют основу инновационного общества.
Одним из главных элементов процесса развития инновационного производства является творческий человек, а его человеческий капитал становится главным ресурсом современного инновационного производства на основе генерации новых знаний [2, с. 167].
Уровень человеческого капитала непрерывно повышается. Достичь эффективного развития человеческого капитала можно, только объединив усилия всех элементов экономического механизма с помощью их эффективного использования.
Одним из важных элементов такого механизма является государственно-частное партнёрство.
Государственно-частное партнёрство существует в различных формах, развитие которых направлено на становление экономических систем смешанного типа. В рамках такого партнёрства обеспечивается выбор наиболее эффективных путей управления как государственной, так и частной собственностью.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) представляет собой совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [1, с. 5]. Государство обеспечивает поддержку системы образования и научно-исследовательского сектора, которые являются источниками инноваций, создаёт благоприятный инновационный климат, направленный на стимулирование инновационного предпринимательства. Предпринимательский сектор берёт на себя основной коммерческий риск в условиях рынка и получает основную часть прибыли. Государство получает доход в форме увеличения налоговых поступлений, обеспечивает решение социальных проблем и способствует повышению общего технологического уровня производства. Таким образом, достигается рост конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке.
В ГЧП интересами частного сектора являются: получение экономических выгод и конкурентных преимуществ в результате осуществления партнёрских проектов; повышение качества используемого человеческого капитала; увеличение эффективности бизнес-процессов за счёт внедрения результатов научно-исследовательских разработок; раскрытие новых возможностей для инновационного бизнеса.
Для обеспечения эффективного развития человеческого капитала возможно и необходимо использовать инструменты государственно-частного партнёрства.
Следует выделить основные характеристики ГЧП в узкой трактовке этой категории:
- государственный и частный секторы экономики объединяются в рамках ГЧП;
- эти взаимоотношения фиксируются в договорах, контрактах и других официальных документах;
- такое сотрудничество должно носить равноправный характер;
- государство и частный бизнес должны иметь общие цели и государственный интерес;
- в рамках ГЧП необходимо распределение расходов и рисков между участниками, а также использование полученных результатов.
Если рассматривать широкую трактовку ГЧП, следует учитывать действия государства, направленные на формирование условий для развития инновационной активности со стороны частного сектора экономики, которые включают:
1) специальные меры антимонопольной, налоговой, кредитной, внешнеторговой политики, политики защиты прав интеллектуальной собственности и вовлечения в хозяйственный оборот созданных научных продуктов. Такие меры обеспечивают стимулирование инновационной деятельности, повышение её прибыльности, снижение сроков окупаемости проектов, коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытных конструкторских работ (НИ-ОКР) или проектов прикладных научных исследований;
2) финансирование проектов научно-исследовательских разработок через государственные научно-исследовательские и образовательные структуры с обеспечением доступа внедрённых частных компаний к его результатам;
3) развитие ГЧП через софинансирование инновационной деятельности:
• финансовое обеспечение научно-исследовательских разработок в университетах, предоставление налоговых льгот и льготных условий кредитования. Формой такого партнёрства является создание технопарков;
• создание венчурных фондов с целью предоставления финансовых средств для малых инновационных фирм с участием государственного капитала. Предоставление финансовых льгот частным венчурным фондам;
• программы софинансирования государственного и частного секторов, деятельности научно-исследовательских учреждений и университетов, включающие в том числе предоставление льгот по налогам и кредитам, приобретение научно-исследовательского оборудования за счёт бюджетных средств;
• общие меры по стимулированию деловой активности, включающие развитие человеческого капитала, институциональной среды через повышение эффективности государственного регулирования, рыночных институтов с целью роста конкурентоспособности и модернизацию бизнеса, ориентированного на становление экономики знаний.
В соответствии с принятой моделью взаимодействия государства и бизнеса существует классификация форм государственно-частного партнёрства. Выделяют два вида форм ГЧП:
- ГЧП контрактного характера;
- ГЧП институционального характера.
Форма ГЧП контрактного характера имеет четыре разновидности.
1. Контракт - договор, который заключается между государством и частной фирмой для осуществления определённых видов деятельности. В данном варианте права собственности не могут передаваться частному партнёру, а все расходы и риски ложатся на государство. Частный партнёр по договору имеет право на определённую долю в прибыли или собранных платежах.
2. Договор аренды (лизинга) - имущественные отношения между властными структурами и бизнесом, в рамках которых на изначально оговоренных условиях частный партнёр приобретает государственное или муниципальное имущество. При этом имущество отчуждается в адрес партнёра не на правах собственности, а во временное пользование за определённую плату. Договоры лизинга заключаются в случаях, когда речь идёт о приобретении оборудования или транспортных средств с правом последующего выкупа имущества частным партнёром.
3. Концессионное соглашение - наиболее популярная в нашей стране форма отношений между государством и частным партнёром. Её особенность состоит в том, что государство при любых обстоятельствах остаётся полноправным собственником имущества, а частный партнёр лишь имеет право в рамках соглашения выполнять в течение определённого срока функции по содержанию и обеспечению работоспособности объекта. За пользование этим имуществом концессионер обязан вносить плату на оговоренных в соглашении о концессии условиях.
4. Соглашение о разделе продукции - форма взаимоотношений государства и частного бизнеса, когда частному партнёру принадлежит не вся выпущен-
ная по соглашению продукция, а только её часть, размер которой определён в соглашении. В мировой практике такая форма распространена в основном в сфере добычи полезных ископаемых.
Формы ГЧП институционального характера имеют следующие виды:
1. совместное предприятие (акционерные общества, совместные предприятия на долевом участии сторон) - форма взаимоотношений, когда государство по условиям договора имеет право на непрерывное участие в текущей деятельности общества и способно оказывать влияние на принимаемые обществом решения в соответствии с размером своей доли;
2. специальная компания - форма взаимоотношений, когда объект договора находится под доминирующим контролем частного собственника.
Повышение активности инновационной деятельности в России может быть обеспечено путём создания наиболее благоприятных макроусловий, которые основаны на приоритете творческой деятельности, на формировании правовой, информационной и образовательных сред. Основой развития инновационной деятельности должно быть диалоговое взаимодействие государства, науки, образования, бизнеса и общества с помощью использования разных форм государственно-частного партнёрства для решения задач экономического роста и инновационной эффективности.
Основная идея этой концепции заключается в масштабном вовлечении представителей науки, образования, бизнеса и общества (при лидерстве государства) в активную инновационную деятельность. Такое взаимодействие направлено на существенное технологическое совершенствование российской экономики.
Основные факторы, которые сдерживают участие бизнес-структур в инновационном процессе, обусловлены недостаточной поддержкой со стороны государства инновационного развития, низкой квалификацией менеджмента и персонала, финансовыми проблемами.
Государство и бизнес сотрудничают на основе:
- повышения инновационной активности экономики;
- создания и управления общественно значимыми инфраструктурными объектами на основе инновационных программ и проектов;
- создания и управления инновационной инфраструктурой.
Различные формы ГЧП в инновационной сфере вовлекают в инновационный процесс науку и образование. В сфере науки происходят при этом инноватиза-ция научных исследований, управление инновационными знаниями, трансфер инноваций, разработка инновационных технологий в пилотных проектах.
В сфере образования ГЧП способствует развитию инноватизации и информатизации образовательной среды, формированию инновационного мышления, обеспечению творческой самореализации личности и, как итог, подготовке компетентного специалиста.
В рамках рассмотренной интеграции государства, науки, образования и предпринимательства в условиях инновационного развития доминирующую роль в общественном производстве начинает играть работник инновационного типа. Он не только использует передовые технологии, но и постоянно их совершен-
ствует, обновляя свои знания и навыки в условиях ускоряющейся научно-технической революции. При этом инвестиции в человека многократно увеличиваются. Человеческий капитал совершенствуется, развивается и образует основной ресурсный источник инновационного развития на базе становления экономики знаний.
Таким образом, государственно-частное партнёрство является важным фактором формирования и использования человеческого капитала.
Для повышения эффективности человеческого капитала важно внедрение принципов ГЧП в инновационное образование. При этом государство получает возможности развития конкурентного рынка образовательных услуг, тиражирования передового опыта, широкого внедрения механизмов взаимодействия вуза и работодателей.
У предпринимателей появляется возможность оказывать влияние на качество подготовки специалистов, соответствующих требованиям производства.
Образовательные учреждения в результате сотрудничества с государством и бизнесом получают дополнительное финансирование для развития материально-технической базы, для повышения финансовой обеспеченности научных исследований, возможности формирования новой модели интегрированного образовательного комплекса, развития конкурентоспособности рынка образовательных услуг, апробации современных моделей учебно-научной, производственной и институциональной интеграции.
Для проведения инновационных разработок в сфере образования вуз может вступить в государственно-частное партнёрство. Преимуществами такого сотрудничества являются: долгосрочность проектов по проведению инновационных разработок, доступ к государственной собственности для проведения инновационных разработок, получение государственных дотаций и субсидий, возможность реализации большого числа проектов, оптимальное распределение рисков, внедрение инновационных решений, повышение уровня качества образовательных услуг и проводимых инновационных разработок.
Формирование и реализация сотрудничества государственного и частного секторов должны явиться главной идеей инновационного типа роста страны, привести к росту инновационной активности и повышению эффективности инвестиционного сектора экономики, науки и образования, снизить затраты бюджетов всех уровней на осуществление общественно значимых инвестиционных программ и проектов.
В настоящее время в России государственно-частное партнёрство переживает период становления и совершенствования. Возрастающие интерес и спрос на развитие инструментов ГЧП предъявляются на уровне регионов и местного самоуправления.
Масштабное внедрение механизмов ГЧП позволит более эффективно решать проблемы долгосрочного инвестирования с управляемыми рисками, устранит инфраструктурные ограничения, уменьшит зависимость от источников финансирования из-за рубежа, уменьшит отток капитала, внесёт огромный вклад в рост экономики России.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) обеспечивает развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учётом интересов и при активном участии бизнеса, повышает эффективность использования государственной собственности и бюджетных средств, стимулирует частный сектор к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом экономического роста.
В целом экономика России имеет значительные возможности адаптации к новым условиям: высокий образовательный и инновационный потенциал. Однако сдерживающим фактором при продвижении России по пути развития экономики знаний выступают низкая эффективность государственного управления и регулирования экономики, высокие административные барьеры, неразвитость венчурного предпринимательства [3, с. 26].
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) - важнейший и универсальный механизм становления и развития экономики знаний, значение которого в России с каждым годом возрастает и обеспечивает необходимый эффект социально-экономического развития страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственно-частное партнёрство как путь инновационного развития экономики России: монография / под ред. И.В. Косяковой. М.: Перо, 2016. 213 с.
2. Толмачёв О.М., Борисенкова Л.Н. Политэкономический аспект категории «человеческий капитал» // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3-1. С. 168-174.
3. Толмачев О.М. Борисенкова Л.Н. Экономика знаний в современных условиях России: проблемы, тенденции и особенности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2016. № 1. С. 20-28.
REFERENCES
1. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak put' innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii
[Public-Private Partnership as a Way of Innovative Development of Russian Economy: a Monograph]. Moscow, Pero Publ., 2016. 213 p.
2. Tolmachev O.M., Borisenkova L.N. [The Political Economy Aspect of the Category "Human Capital"]. In: Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki [News of Tula State University. Economic and Legal Sciences], 2015, no. 3 (1), pp. 168-174.
3. Tolmachev O.M., Borisenkova L.N. [Knowledge Economy in Modern Russia: Problems, Trends and Peculiarities]. In: Vestnik Moskovskogogosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2016, no. 1, pp. 20-28.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Толмачев Олег Михайлович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Экономической теории Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Борисенкова Лариса Николаевна - ассистент кафедры Политэкономии и экономической теории Калужского филиала Московского государственного университета им. Н.Э. Баумана; аспирантка кафедры Экономической теории Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORs
Oleg M. Tolmachev - PhD in Economics, associate professor, associate professor at the Department of Economic Theory, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Larisa N. Borisenkova - assistant at the Department of Political Economy and Economic Theory, Bauman Moscow State Technical University, Kaluga Branch; postgraduate student at the Department of Economic theory, Moscow State Regional University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Толмачев О.М., Борисенкова Л.Н. Роль государственно-частного партнёрства в эффективном использовании человеческого капитала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2017. № 3. С. 8-15.
DOI: 10.18384/2310-6646-2017-3-8-15
CORRECT REFERENCE TO THE ARTICLE Tolmachev O.M., Borisenkova L.N. The Role of Public-Private Partnership in Effective Use of Human Capital. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2017, no. 3, рр. 8-15. DOI: 10.18384/2310-6646-2017-3-8-15