Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как важнейший элемент механизма восстановления и сохранения культурно- исторического наследия России'

Государственно-частное партнерство как важнейший элемент механизма восстановления и сохранения культурно- исторического наследия России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1441
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / СОХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЦЕЛЯХ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ / УСАДЬБЫ / УСАДЕБНО-ПАРКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / RECOVERY / PRESERVATION AND USING OF CULTURAL AND ARCHITECTURAL LANDMARKS FOR CULTURAL AND RECREATIONAL PURPOSES / MANSIONS / PARKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедев Владимир Николаевич, Якушев Алексей Жанович

В обозримом будущем Россия не будет иметь достаточных материальных и организационных ресурсов для восстановления и поддержания архитектурных памятников. Единственным решением проблемы является привлечение частного капитала под контролем государства. На основе зарубежного и отечественного опыта, а также анализа законодательства, в статье сформулированы главные принципы, на основании которых частный капитал может быть привлечен к сохранению культурно-исторического наследия. Сформулированы проблемы, которые еще предстоит решить при выработке механизмов ГЧП для столь специфической сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедев Владимир Николаевич, Якушев Алексей Жанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Private Partnership (PPP) as important instrument of recovery and preservation of Russian cultural and historical heritage

In the foreseeable future Russia will not have enough financial and managerial resources to restore and maintain landmarks. The only decision can be attraction of private capital under state control. The main principles in accordance with which private capital can be involved in cultural and historical heritage preservation which are mentioned in this article, are formulated on the basis of foreign and domestic experience and legislation analysis. The article also highlights problems that are to be solved while designing Public-Private Partnership mechanisms for such specific area.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как важнейший элемент механизма восстановления и сохранения культурно- исторического наследия России»

ТЕМА НОМЕРА:

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ

В.Н. Лебедев

А.Ж. Якушев

Государственно-частное партнерство как важнейший элемент механизма восстановления и сохранения культурно-исторического наследия России

В обозримом будущем Россия не будет иметь достаточных материальных и организационных ресурсов для восстановления и поддержания архитектурных памятников. Единственным решением проблемы является привлечение частного капитала под контролем государства. На основе зарубежного и отечественного опыта, а также анализа законодательства, в статье сформулированы главные принципы, на основании которых частный капитал может быть привлечен к сохранению культурно-исторического наследия. Сформулированы проблемы, которые еще предстоит решить при выработке механизмов ГЧП для столь специфической сферы деятельности.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, государственно-частное партнерство, восстановление, сохранение и использование в культурно-рекреационных целях памятников культуры и архитектуры, усадьбы, усадебно-парковые комплексы.

Российские усадьбы и усадебно-парковые комплексы являются уникальным явлением в отечественной истории и культуре. Мир русской усадьбы является особым пластом духовной жизни нашей страны, примером гармоничного сосуществования человека и природы. Историко-культурная ценность усадеб связана с тем, что они сохраняют следы материальной и духовной культуры общества, связаны с реальным историческим прошлым. Каждой из усадеб присущи индивидуальные черты функционально-планировочной и композиционно-пространственной организации. Они отражают стилевые особенности различных эпох, их мироощущение, уклад жизни. Большой интерес представляют и садово-парковые ансамбли, служившие развитию искусства ландшафтного дизайна.

Перечисленные факторы объясняют интерес к феномену русской усадьбы с точки зрения культуры, истории, экологии, возрастающий в наше время, когда происходит восполнение недоступных ранее

© Лебедев В.Н., Якушев А.Ж., 2010

знаний о духовном прошлом России, становящееся импульсом к новому развитию на фоне экономической и политической стабилизации.

Российские усадьбы — это не только всемирно известные дворцовые ансамбли в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга, но и большое количество провинциальных имений, принадлежавших великим поэтам, писателям, художникам, композиторам, полководцам, политическим деятелям. Граждане России и население других стран привыкли ассоциировать российских писателей, поэтов, музыкантов, ученых с их родовыми имениями, в которых они творили. Но эти имения — не просто места отдыха и творчества. Это дома, где выросло не одно поколение представителей рода, это хозяйство, требующее постоянной заботы, присмотра, руководства работами, это крестьяне и дворовые, также вносившие значительное разнообразие в жизнь помещика.

Нынешнее «плачевное» состояние многих объектов, имеющих статус охраняемых (разного уровня), отсутствие такого статуса у ряда усадебных комплексов и садово-парковых ансамблей, недостаточная осведомленность населения о значимости объектов культурного прошлого указывают на необходимость работы в данном направлении. Таким образом, актуальность работ по возрождению русской усадьбы как социокультурного явления заключается в том, что деятельность по сохранению, реконструкции и использованию дворянских усадеб, восстановление памяти об их владельцах и обитателях, внимание к их историческому и духовному опыту способствуют формированию историко-культурного и культурно-экологического сознания личности. Представляется очевидным, что в ближайшие десятилетия государство не будет иметь для восстановления усадеб, как памятников истории и культуры, достаточных материальных и организационных ресурсов. Необходимо активное привлечение ресурсов частного капитала, муниципалитетов и общественности. При этом организационно-экономические и организационно-юридические концепции механизмов выполнения этой работы только формируются. Наиболее вероятной основой построения этих механизмов станет государственно-частное партнерство.

Важнейшими элементами законодательно-нормативной базы, регулирующими на территории Российской Федерации отношения в области государственно-частного партнерства в сфере культуры, на текущий момент являются Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ и постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» от 09 февраля 2007 года № 90. Их применение связано с выполнением основных положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ, касающих-

ся нормативной и организационной подготовки приватизации объектов культурного наследия федерального значения. Эти положения определяют государственный контроль над передачей объектов культурного наследия в частные руки.

Согласно федеральному законодательству, приватизация памятников отечественной культуры законодательно разрешена с 01 января 2008 года.

В первую очередь, приватизации подлежат объекты, изначально создававшиеся как частная собственность: домовые церкви, усадьбы и часовни. Памятники, приватизация которых исключена, — это кремли и храмовые комплексы, которые формируют облики городов, объекты, находящиеся под защитой ЮНЕСКО и относящиеся к всемирному историко-культурному наследию. Помимо этого действует перечень культурных и архитектурных памятников, которые останутся под охраной федеральных органов власти.

В числе факторов, которые необходимо обеспечить в результате приватизации, — обеспечение общего доступа к приватизированным объектам и сохранение неизменности их внешнего облика. Должен существовать механизм, в результате действия которого в случае невыполнения обязательств памятник будет возвращен в собственность государства, а собственник даже может понести уголовную ответственность, если ценному объекту будет нанесен серьезный ущерб. При этом стоимость памятника будет рассчитываться с учетом будущих затрат собственника на реставрацию и восстановление, владельцу также будут предоставлены различные налоговые льготы. Помимо этого все объекты будут застрахованы.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (в ред. от 08 августа 2009 года) (так называемая «Стратегия-2020»), формулирует целью государственной политики в сфере культуры развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новым услугам в сфере библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, образованию в сфере культуры и искусства, к сохранению и популяризации как движимых, так и недвижимых нематериальных объектов культурного наследия, традиционной народной культуры.

Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества. Необходимость в удовлетворении этой растущей группы потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Стратегия-2020 предусматривает следующие основные мероприятия и преобразования в сфере культуры, непосредственно касающиеся сохранения культурно-исторического наследия:

• создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры;

• составление и публикация свода объектов историко-культурного наследия;

• проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;

• обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия.

Совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры выделено в отдельное направление деятельности, которое предусматривает:

• развитие механизмов государственно-частного партнерства;

• поэтапный перевод организаций культуры в автономные учреждения;

• содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений.

Развитию механизмов государственно-частного партнерства уделяется особое внимание. Применение государством механизмов государственно-частного партнерства должно открывать частным инвесторам следующие возможности:

• функционирование в оснащенной современными инвестиционными инструментами правовой среде;

• предоставление гарантий инвесторам при инвестировании в государственное (муниципальное) имущество;

• доступ частных инвесторов к сфере традиционных государственных монополий;

• обеспечение защиты прав инвестора;

• снижение рисков инвестора;

• участие государства в софинансировании проектов.

Заключение концессионного соглашения производится между кон-

цедентом (в качестве какового могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и концессионером (банки, инвесторы — победители проводимых открытых концессионных конкурсов). Концедент и концессионер разделяют инвестиции в объект концессионного соглашения, причем на долю концессионера приходятся расходы на строительство (ремонт, реставрацию и т.д.), управление и эксплуатацию объекта. Плата за использование объекта поступает от пользователей концессионеру.

Сегодня в Российской Федерации можно выделить следующие институты государственно-частного партнерства:

• Инвестиционный фонд Российской Федерации;

• особые экономические зоны, в том числе:

- технико-внедренческие,

- промышленно-производственные,

- туристско-рекреационные;

• Российская венчурная компания;

• государственные банки, финансирующие проекты ГЧП. Применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры ориентировано на достижение следующих социально-экономических эффектов:

• приток частных инвестиций в традиционно бюджетную отрасль за счет государственного софинансирования проектов в сфере культуры;

• прозрачность конкурсных процедур делает возможным контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств;

• одновременное участие государства и бизнеса в проекте обеспечивает двойной контроль над ходом реализации проекта;

• общественная значимость объектов ГЧП-проектов в сфере культуры подразумевает дополнительный общественный контроль за качеством работ, результатами проектов и целевым расходованием средств;

• участие частного бизнеса в управлении объектами культурного наследия:

- ведет к оптимизации госрасходов на культуру;

- служит инструментом развития территорий;

- дает новые рабочие места;

- способствует внедрению новейших технологий управления;

- оптимизирует управление объектами инфраструктуры и предоставление общественных услуг с точки зрения соотношения затрат и отдачи.

Задачи, которые призвано решить применение механизмов и инструментов государственно-частного партнерства в сфере культуры, таковы:

• проведение комплексных мероприятий по государственной охране, сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов;

• содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность объектов культурного наследия, музейных, архивных и библиотечных ценностей, гарантирующей доступ к ним граждан;

• осуществление действенного государственного контроля за сохранностью объектов культурного наследия при их приватизации, а также передаче в собственность, пользование, владение или аренду;

• разработка методологических основ экономической эффективности в отдельных областях культурной деятельности;

• стимулирование экономических механизмов, направленных на развитие рыночных отношений в сфере культуры, с учетом разнообразия форм государственной и частной поддержки.

Государственная политика по привлечению частных инвестиций в культуру, прежде всего в развитие инфраструктуры отрасли и в укрепление ее материально-технической базы, с позиций сегодняшнего дня выглядит следующим образом:

В отношении объектов культурно-исторического наследия:

• должен поддерживаться реестр объектов культурного наследия, их пообъектный состав и правовой статус (в данный момент в среднем не более 10% всех объектов исторического и культурного наследия находятся на государственном учете);

• должен поддерживаться перечень объектов, в отношении которых уже сейчас применимы действующие механизмы государственно-частного партнерства (например, концессии).

В отношении повышения инвестиционной привлекательности:

• рассмотреть данные объекты с точки зрения привлекательности для потенциального инвестора (специфика концессионных соглашений по объектам культуры не позволяет окупать проект за счет обычного механизма — взимания платы с его пользователей. Поэтому мировая практика идет по пути предоставления частному инвестору иных возможностей: создания элементов туристической инфраструктуры, проведения досуга, строительства элитного жилья и т.д.).

В отношении общественной поддержки и участия:

• инициировать широкую общественную дискуссию о применимости механизмов государственно-частного партнерства к тем или иным объектам культурного наследия;

• заручиться общественной поддержкой;

• стимулировать активность региональных и муниципальных органов власти, в ведении которых находятся памятники истории и культуры местного значения (например, администрация Нижнего Новгорода разрабатывает план перспективного развития памятников истории и культуры области, предусматривающий мероприятия по привлечению частных инвестиций).

В отношении совершенствования федерального законодательства:

• необходимо продолжать корректировку действующего законодательства в части устранения препятствий для массового привлечения внебюджетных источников финансирования в деле сохранения памятников истории и культуры;

• необходимо наращивать разработку и внедрение в практику новых

организационно-правовых и экономических форм государственно-частного партнерства.

Одним из важных примеров в области организации ГЧП являются существующие во многих странах организации типа «национальный траст». В сфере сохранения и использования наследия за рубежом сформировалось и сегодня эффективно работает большое количество крупных и малых фондов, трастов, обществ и ассоциаций — подчас они даже специализируются по определенному историко-архитектурному периоду или же отдельному виду наследия, владеют своей — большой или малой — собственностью.

Пионер движения «Национальный траст» — Национальный траст Англии, Уэльса и Северной Ирландии (The National Trust), который был основан еще в конце XIX века под девизом «For ever, for ever yone» («Навсегда для каждого»). Сегодня в его владении — более 300 исторических зданий и парков, 49 памятников промышленной архитектуры, более 248 тысяч га живописных ландшафтов.

Среди других старейших и авторитетных организаций движения «Национальный траст»:

• Национальный траст по охране исторического наследия США (The National Trust for historie preservation), образованный в 1949 году,

• Германский фонд защиты памятников (Deutsche Stiftung Denkmalschutz),

• мальтийский Din l'Art Helwa (Национальный траст Мальты),

• Pro Patrimonio (Национальный траст Румынии) и многие другие.

В ХХ веке во всем мире проходило активное образование организаций типа «национальный траст». При разных названиях все они имеют общие определяющие признаки:

• работают системно на национальном уровне, в контакте с государственными федеральными и региональными структурами;

• являются негосударственными, некоммерческими, общественными организациями;

• представляют общегражданские интересы в сфере сохранения наследия;

• осуществляют сохранение, восстановление и использование недвижимого исторического наследия, с условием обязательного открытого доступа к объектам;

• быстро осваивают и внедряют инновационный зарубежный опыт управления объектами наследия;

• осуществляют самые разнообразные виды деятельности (образовательные, молодежные, общественно-пропагандистские проекты, другие), направленные на развитие гражданского сообщества;

• восполняют пробелы государственной системы охраны памятников, привлекая общественные силы и бизнес в дело сохранения культурного и природного наследия.

Примером успешного ГЧП-проекта является программа «Главная улица» Национального траста по сохранению исторического наследия США. Цель программы — массовое сохранение исторических и художественных ценностей городов страны в форме живого наследия, органично и экономически эффективно интегрированного в современную жизнь. Основные принципы Программы — сотрудничество, партнерство, достижение консенсуса между различными государственными, общественными группами и частными лицами, выявление источников финансирования деятельности по возрождению городских кварталов.

За 25 лет реализации программы «Главная улица» совокупный объем инвестиций в восстановление и сохранение исторических районов составил 18,3 млрд долл. США (244 543 рабочих мест, 60 577 предприятий). На каждый вложенный доллар приходится в среднем 35,17 долларов новых инвестиций. Программа действует почти в 2000 городах США.

Подобные программы реализуются в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Венесуэле. Этот опыт также активно перенимают и используют на практике Бразилия, Чехия, Индия, Литва. На Украине есть опыт заключения концессионных соглашений в отношении парков.

Весьма продуктивным и успешным является опыт государственно-частного партнерства в Индии. В стране насчитывается 26 объектов всемирного наследия, в том числе 21 объект культурного наследия и 5 объектов природного наследия.

Программы, формулируемые при активном участии правительств индийских штатов, призваны содействовать развитию популярных объектов культурного и природного наследия, находящихся вне компетенции Археологической службы Индии, посредством государственно-частных парт-нерств. К числу подобных программ относятся:

1) Фонд Ага Хана и группа отелей «Оберой» (могила Хумаюна, Нью-Дели);

2) Отели «Парк» (Джантар Мантар, Нью-Дели);

3) Индиан Хотелз Компани Лтд. (Тадж-Махал, Агра);

4) Индиан Ойл Корпорейшн — Кутаб Минар, Нью-Дели); Хампи (Карнатака); храм Солнца, Конарк (Орисса); пещеры Канхери (Махараштра); памятники Хаджурахо (Мадхья Прадеш).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Индии наиболее успешной и наиболее распространенной моделью государственно-частного партнерства является «модель отеля «Херитадж» (Heritage Hotel model). Готовность к сотрудничеству традиционных владельцев данного объекта культурного наследия и поиск новых возможностей владельцами отеля позволили отнести объект к категории коммерчески эффективных. Заинтересованность крупных компаний-операторов гостиничных сетей демонстрируют следующие примеры: отель «Лейк Палас» (Раджастан), «Оберой Палас» (Джамму и Кашмир), отель «Джай Махал» (Раджастан). Аналогичная модель применяется при реализации проектов

«Классические поездные маршруты», «Национальные парки» и «Заповедники».

Знаменитый памятник истории, культуры и архитектуры усыпальница Тадж-Махал в Индии, ставшая мировым наследием, находится в управлении частных инвесторов — «Индиан Хотелз Компании» — уже два года, по данным PricewaterhouseCoopers. Владельцем этого величайшего памятника остается государство, но поддержание его в состоянии, достойном одного из величайших памятников на земле, возложено все же на бизнес.

Известной Колонной победы в Берлине тоже управляет частная компания Monumentals. В ее задачи входят текущий ремонт, приспособление памятника для различных целей использования. Колонна находится в собственности государства, на федеральной земле. Дворцом Бельведер в Пфинстберге (Потсдам) владеет фонд «Прусские дворцы и парки Берлин — Бранденбург», здание находится в аренде у некоммерческой организации «Фердерфарайн Пфинстберг», в обязанности которой входят капитальный и текущий ремонт, эксплуатация. По данным Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ) бизнесмены уже пожертвовали на Бельведер более 8 млн евро.

Многие известные объекты-памятники в разных странах находятся в так называемом доверительном управлении у бизнес-структур. Иногда вместо управления инвесторам доверяется аренда и даже собственность. Все эти формы поддержания недвижимости, представляющей историческую и культурную ценность, получили название Public Private Partnership (публично-частное партнерство, PPP).

Доверительное управление активно и широко используется за рубежом, в частности, в Германии и Великобритании. При нем многократно повышается эффективность использования объекта. Доверительный управляющий, действуя от имени учредителя управления (собственника имущества), имеет право на вознаграждение, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.

В Российской Федерации система передачи памятников в доверительное управление отрабатывается в Тверской области. Автономная некоммерческая организация «Национальный центр опеки наследия» получила в доверительное управление несколько объектов в городе Торжке. Это первый такой договор в Российской Федерации.

Опыт Тверской области, где была поставлена цель возродить культурные ландшафты сельских усадеб региона, следует отметить среди наиболее успешных отечественных примеров использования государственно-частного партнерства в сфере охраны памятников культурного наследия. Более чем 100 лет назад в Тверской области таких объектов было 1700, а сохранилась до нашего времени только каждая десятая усадьба. Из них 131 находится на государственном учете в качестве объектов культурного

наследия. Администрация области взялась за разработку областной целевой программы «Возрождение тверских усадеб». В основу положена идея возрождения усадебной культуры во всех ее исторических проявлениях, включая хозяйственную деятельность — например, организацию центров традиционных ремесел и художественных промыслов, сельскохозяйственное производство, развитие охотничьего и рыбного хозяйства, которые в тверской усадебной культуре имели богатые традиции. Предполагается выбрать оптимальный вариант для каждой конкретной усадьбы и передать их в аренду частным владельцам.

«Тверской» проект с самого начала столкнулся с препятствиями.

Первое из них — несовершенство федерального законодательства в области разграничения собственности на объекты культурного наследия. При этом большинство объектов находятся в реестре федеральной собственности без регистрации в нем (лишь пять памятников находятся в собственности региона). Подобный объект, формально находящийся в федеральной собственности, можно передать в аренду не более чем на один год, чего явно недостаточно, если учесть, какие требуются объемы работ с памятником в руинированном состоянии. При этом законодательство не позволяет предоставить льготу по аренде арендатору, который вкладывает средства в ремонт, или компенсировать ему затраты на реставрацию. Перечисленные и иные законодательные пробелы отталкивают инвесторов от самой идеи вкладывать средства в восстановление старинных усадеб.

Администрация Тверской области финансирует из областного бюджета проведение ремонтно-реставрационных работ по ряду уникальных объектов федеральной собственности (например, императорский Путевой дворец в Твери, который был задуман как место отдыха Екатерины II (позже дворец подвергался реконструкции, и знаменитый архитектор Карл Росси полностью изменил его облик всего за 4 недели), монастырь Нилова пустынь на озере Селигер), а также по памятникам-объектам муниципальной собственности, в которых располагаются школы, дома культуры и т.д.

Областная целевая программа «Сохранение Тверской дворянской усадьбы на 2008—2010 годы» предусматривает подготовку инвестиционных предложений по созданию в тверских усадьбах частных или корпоративных резиденций, объектов туристической инфраструктуры, образовательных комплексов и т.д. Однако выделяемых из областного бюджета средств явно недостаточно для изменения сложившейся ситуации. Администрация Тверской области на практике стремится осуществить механизмы государственно-частного партнерства в сфере реставрации памятников архитектуры.

Первопроходцем в непростом деле развития государственно-частного партнерства для восстановления усадебных комплексов стала российская группа компаний «КОНКОР». В 2001 году с ней был заключен арендно-охранный договор сроком на 49 лет, направленный на возрождение заме-

чательного творения русского зодчего Николая Львова — дворцово-парко-вого ансамбля XVIII века «Знаменское-Раек». На первом этапе в усадьбе «КОНКОРом» были проведены подготовительные и противоаварийные работы, мероприятия по временному благоустройству территории, научно-исследовательские и археологические изыскания, разработан рабочий проект реставрации колоннады и парадных ворот. Кроме того, реализован комплекс мер по обеспечению зданий и сооружений усадьбы инженерными сетями.

В соответствии с охранно-арендным договором, реставрационные работы в усадьбе должны быть закончены к 2012 году.

По окончании реставрации восстановленную усадьбу планируется превратить в культурно-гостиничный комплекс, отвечающий требованиям организации ЮНЕСКО к отелям конгресс-туризма. Рожденный заново «Знаменское-Раек» будет принимать участников международных конгрессов, симпозиумов, конференций. Здесь будут проводиться концерты камерной музыки, выставки живописных работ.

Согласно действующим юридическим нормам, затраты по разработке проекта возлагаются на собственника или пользователя усадьбы. То есть, вложив деньги в приобретение, собственник должен оплатить еще и разработку ограничений собственной деятельности на близлежащих территориях под контролем органов охраны памятников, что также не прибавляет числа желающих взять в аренду усадебные комплексы. В Тверской области удалось в рамках ГЧП найти путь к преодолению этой ситуации. С 2005 года администрация области выделяет средства (согласно бюджетной целевой программе по охране историко-культурного наследия) на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, в том числе и усадеб. Таким образом, потенциальный инвестор на стадии принятия решения уже будет располагать достаточной информацией о состоянии усадьбы, о режимах использования ее территории и существующих ограничениях на новое строительство.

Недостатки федерального законодательства в области приватизации объектов культурного наследия можно минимизировать, если использовать механизм передачи объектов культурного наследия в доверительное управление. Он может стать наиболее перспективным для сохранения» памятников. Законодательные «дыры» в этой области частично «залатаны вступившим в силу Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ. В документе упорядочено действие ряда положений, касающихся памятников истории и культуры России. Важнейшим достижением нового документа, пожалуй, можно считать отмену моратория на приватизацию памятников федерального значения и федеральной собственности.

Еще один успешный пример использования государственно-частного партнерства в сфере охраны культурного наследия — Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

В июне 2004 года в Ясной Поляне состоялась Межрегиональная конференция «Социально-экономическое развитие территорий на основе гуманитарных ресурсов». На конференции были определены основные принципы Яснополянского Соглашения. Основные цели Соглашения заключаются в следующем:

• реабилитация (ревитализация) жизненной среды и поступательное региональное развитие;

• всестороннее повышение качества жизни, решение накопившихся социальных, экологических и иных проблем;

• формирование экологичного общественного сознания и образов жизни, позволяющих человеку жить в гармонии с окружающим обществом и природой;

• повышение инвестиционной привлекательности региона.

Яснополянское Соглашение как стратегия государственно-частного

партнерства предусматривает следующие аспекты:

• стратегическое планирование на уровне региона и муниципальных образований;

• совместная разработка и продвижение инвестиционных проектов;

• совместное участие в инвестиционных выставках и форумах;

• создание общественного движения;

• выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления (с местным сообществом ведется активный диалог, проводятся круглые столы и встречи).

Музей «Ясная Поляна» участвует в международных проектах. Это проекты TACIS IBPP:

• «Веймар—Стратфорд—Ясная Поляна: культурное наследие и устойчивое развитие»,

• «Крапивна — возрождение жемчужины русской провинции»,

а также указанный выше проект Twinning «Сохранение памятников истории и культуры на основе государственно-частного партнерства».

Музей «Ясная Поляна» предоставляет и использует для государственно-частного партнерства следующие объекты:

1. Международный туристический центр «Ясная Поляна», который включает в себя:

• фестивальный центр,

• Визитор-центр,

• ресурсный центр (фондохранилище),

• гостиничный комплекс на 750 мест,

• учебно-образовательный центр;

2. Туристический комплекс «Уездный город К»;

3. Усадебные комплексы (родовое имение Толстых «Никольское-Вя-земское», усадьбы «Пирогово» и «Покровское», имение «Мансурово» — Калужская область);

4. Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» — подлинная помещичья усадьба XVШ—XIX века с жилыми и хозяйственными постройками, могила Л.Н. Толстого, усадебные парки и сады, а также прилегающие леса, луга и сельскохозяйственные земли на площади 417 гектаров.

Еще один успешный отечественный пример использования государственно-частного партнерства в сфере охраны культурного наследия — усадьба «Середниково».

В 1992 году ассоциация «Лермонтовское наследие», объединившая потомков рода Лермонтовых, создала Национальный Лермонтовский центр в Середниково, который и занялся возрождением усадьбы. На собраниях ассоциации обсуждались вопросы об ответственности рода Лермонтовых за сохранение своего наследия, о том, что потомки рода хотят и могут сделать для этого. Затем ассоциация получила от Министерства культуры Российской Федерации предложение принять участие в восстановлении усадьбы «Середниково». Был заключен договор аренды с государством на 49 лет. Предполагалось, что удастся, управляя на расстоянии, восстановить усадьбу в качестве музея, но оказалось, что это невозможно. Тогда потомки М.Ю. Лермонтова переехали в усадьбу.

В усадьбе на постоянной основе проводятся организованные экскурсии. Еще один формат мероприятий — целевые семинары и конференции. В частности — семинары Лермонтовской школы воспитания красотой. Они организуются главным образом для студентов МИФИ, которые приезжают в усадьбу на целый день. Ставится задача создать для человека такую среду, где архитектура, природа, интерьеры, люди, читающие лекции, — все соответствует состоянию вовлеченности в определенную духовную атмосферу.

Усадьба также открыта для проведения корпоративных мероприятий различных организаций. Помещения в аренду не сдаются, но после конференций и семинаров гости могут останавливаться в усадьбе на день-два. Неподалеку от усадьбы есть конюшня и место для выездки, где гости могут покататься на лошадях. В усадьбе проводятся киносъемки. Однако получаемых таким образом доходов хватает только на поддержание комплекса: охрана, уборка, отопление и так далее. Реставрация осуществляется только за счет инвестиций, то есть тех личных средств, которые арендаторы вкладывают в восстановление. После комплексной реставрации планируется принимать в ней, как в культурно-туристическом комплексе, примерно 100—150 человек одновременно.

Инвесторы получают весьма широкие возможности использования объектов культурного наследия на принципах государственно-частного

партнерства на основе Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ. Закон предусматривает, что продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления его деятельности, предусмотренной соглашением, являются собственностью концессионера, если соглашением не предусмотрено иное.

К специфике реализации ГЧП-проектов, в которых объектами государственного имущества выступают памятники истории, культуры и архитектуры, относятся охранные обязательства частного партнера ГЧП перед обществом, представленным государством. Данные обязательства существуют помимо «классических» инвестиционных обязательств, и представляют собой:

• обязательства по поддержанию в надлежащем состоянии не только самого памятника, но и охранной зоны, включая ландшафт и др.;

• обязательства по обеспечению полного либо ограниченного (например, по времени и/или по территории) доступа третьих лиц к объекту культурно-исторического наследия.

Государство в ГЧП-проектах данного класса выступает как собственник имущества и как лицо, ответственное перед обществом и будущими поколениями за сохранность и целостность памятников.

Хотелось бы, чтобы власти и частный бизнес обратили более пристальное внимание на вопрос использования государственно-частного партнерства в сфере реконструкции исторических памятников, пока мы окончательно не потеряли духовное богатство России.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2007 года № 90 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения».

4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (в ред. от 08 августа 2009 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.