Научная статья на тему 'Альтернативное финансирование объектов культуры с помощью реализации государственно-частного партнерства'

Альтернативное финансирование объектов культуры с помощью реализации государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воротников А. М.

Статья посвящена развитию государственно-частного партнерства в культуре. В качестве примера взяты проблемы развития центров культуры в России. Целью статьи является показать, что данная сфера реализации института государственно-частного партнерства для России с ее огромной территорией и региональным многообразием является крайне важной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воротников А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альтернативное финансирование объектов культуры с помощью реализации государственно-частного партнерства»

8 (32) - 2010

Финансовый менеджмент

альтернативное финансирование объектов культуры с помощью

реализации государственно-частного

партнерства

А. м. воротников,

кандидат химических наук, управляющий директор Центра государственно-частного партнерства E-mail: vorotnikov@veb. ru Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»

Статья посвящена развитию государственно-частного партнерства в культуре. В качестве примера взяты проблемы развития центров культуры в России. Цель статьи — показать, что данная сфера реализации института государственно-частного партнерства для России с ее огромной территорией и региональным многообразием является крайне важной.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, культурно-познавательный туризм, финансирование, инвестиция.

В современных условиях развития национальной экономики и недостатка бюджетных средств для финансирования традиционно бюджетных отраслей необходим поиск новых рыночных инструментов на разных уровнях власти. Таким инструментом финансирования объектов культуры, здравоохранения и образования может стать государственно-частное партнерство (ГЧП). В предлагаемой статье рассматриваются возможности формирования альтернативного финансирования в сфере культуры на основе реализации проектов государственно-частного партнерства.

Существует много разных вариантов определения ГЧП. Однако хотелось бы дать более конкретную дефиницию, носящую в себе элемент инструктивности — кто начинает, кто делает про-

ект и т.д. Как видится, государственно-частное партнерство — это привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач, относящихся к публичному сектору экономики на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций.

Именно механизмы ГЧП могут явиться базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие различных типов инфраструктуры и объектов непроизводственных отраслей. Частный бизнес может быть привлечен в культурно-исторические центры страны для развития в них сферы туристической индустрии, которая способна приносить реальный доход для предпринимательских структур. В свою очередь это способствует получению дополнительных источников для финансирования объектов исторического наследия как за счет дополнительных налоговых отчислений в бюджет, так и за счет привлечения средств частного инвестора, заинтересованного в сохранении таких объектов.

В условиях недостаточности бюджетного финансирования объектов культуры привлечение средств частного сектора экономики в процессе реализации программ культурно-познавательного туризма может стать основным финансовым

8(32) - 2010

Финансовый менеджмент

рычагом для обеспечения сохранности и защиты памятников истории и культуры.

В связи с этим предлагается рассмотреть основные элементы приведенной ниже модели ГЧП.

1. Государственно-частное партнерство в сфере культуры и развития культурно-познавательного туризма — это привлечение частного сектора органами власти на контрактной основе и на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств и компетенции для более эффективного и качественного исполнения задач развития, сохранения, реставрации и популяризации памятников истории и культуры, сохранения и развития культурно-национальной самобытности народов Российской Федерации, создания благоприятных условий для развития туризма, а также содействия повышению привлекательности России в мировом сообществе.

Государственно-частное партнерство в области развития, сохранения, реставрации и популяризации объектов культурного наследия может быть реализовано в отношении памятников, являющихся объектами недвижимости, и призвано предусматривать консервацию, реконструкцию, реставрацию и эксплуатацию памятников, инфраструктурную застройку прилегающих территорий, управление историко-культурными комплексами.

2. Для реализации проектов ГЧП в отношении данных объектов можно использовать следующие организационно-правовые формы.

А). Концессия.

Организационная схема концессионной модели такова:

— орган государственной (муниципальной) власти, являющийся собственником объекта культурного наследия, проводит конкурс на выбор частного партнера. Конкурс организуется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Договор, как правило, заключается на достаточно продолжительный срок (например, на 49 лет) для обеспечения окупаемости проекта;

— финансовая организация выдает победителю концессионного конкурса целевой кредит, и проект развивается по схеме проектного финансирования. Обеспечение кредита осуществляется государственными гарантиями, выдаваемыми органом государственной (муниципальной) власти — концедентом;

— концессионер осуществляет реконструкцию, реставрацию объекта концессии, строительство необходимой инфраструктуры, принимает

объект концессии на свой баланс на праве владения и пользования, эксплуатирует, получает прибыль, возвращает кредит.

Б). Долгосрочное бюджетное обязательство в рамках долгосрочной целевой программы (ДЦП).

Реализация проекта ГЧП по этой модели осуществляется в следующем порядке:

— орган государственной власти принимает ДЦП о реконструкции, реставрации объекта культурного наследия, строительстве необходимой инфраструктуры, а также определяет график финансирования проекта из бюджета, например на 40 лет;

— орган государственной власти проводит конкурс на размещение госзаказа (на выполнение предусмотренных ДЦП мероприятий и работ) в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и заключает государственный контракт на выполнение этих работ;

— выигравшая конкурс организация получает кредит в банке и выполняет предусмотренные работы в короткий срок;

— в качестве обеспечения исполнения обязательств перед победителем конкурса и банком на реконструированные и построенные объекты оформляется залог, также могут выдаваться государственные гарантии;

— орган государственной власти передает объект для эксплуатации профильной организации (государственному учреждению), при этом прибыль поступает в бюджет субъекта РФ (муниципалитета) для погашения долга по государственному контракту перед подрядчиком. Подрядчик возвращает кредит банку.

В). Иные организационно-правовые схемы с учетом следующих моментов:

— при моделировании отношений государства и частного партнера через заключение договоров аренды с инвестиционными условиями, аренды с правом выкупа, доверительного управления и т. д. необходимо иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляется на торгах. При этом до принятия соответствующего порядка проведения конкурса или аукциона на право заключения

Финансовый менеджмент

8 (32) - 2010

таких договоров применяется порядок проведения конкурса, предусмотренный Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а при проведении торгов применяется порядок, установленный Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

— конструкция договора доверительного управления имуществом направлена на осуществление профессионального оперирования имуществом в интересах его собственника за вознаграждение и не позволяет гарантировать доверительному управляющему — инвестору возврат вложенных в имущество средств;

— при приватизации (акционировании) объектов культурного наследия с сохранением в государственной (муниципальной) собственности доли акций акционерного общества объекты культурного наследия переходят в частную собственность, при этом инвестиционный проект может реали-зовываться по модели привлечения кредита для целей реконструкции, реставрации, строительства созданным акционерным обществом с передачей его имущества в залог.

Источники финансирования проектов ГЧП могут быть гибридными — бюджетными, частными, заемными. В связи с этим следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от

17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития», Меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка одним из приоритетов в деятельности названного банка является использование инструментов ГЧП, а также предусматривается реализация его интересов в туристической отрасли.

Можно констатировать, что на уровне субъектов страны и муниципалитетов, где раньше возникали бюджетные ограничения на пути инвестиционного развития в сфере туризма для обеспечения сохранности памятников исторического наследия, сейчас существует наиболее заинтересованный спрос на развитие инструментов ГЧП. Практика показывает, что регионы активно сотрудничают с Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка. Несомненно, квалифицированный спрос на использование инструментов ГЧП начинает очень быстро развиваться.

Список литературы

1. Кабашкин В. А, Левченко А. А, Сидоров В. А. Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации. Белгород: По-литерра, 2008.

2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3.

3. О банке развития: Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.