Д.Е. Морковкин
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В статье исследуются современные проблемы управления инновационным развитием экономики России с помощью механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) на федеральном и региональном уровнях, представлена авторская трактовка понятия «государственно-частное партнерство», выделены основные признаки ГЧП. Обоснована необходимость первостепенной реализации инфраструктурных проектов в рамках ГЧП в контексте модернизации и интенсификации инновационных преобразований экономики.
Ключевые слова: экономика, государственно-частное партнерство (ГЧП), инновации, инновационное развитие, промышленная политика, модернизация.
Важным инструментом в системе инновационных механизмов развития экономики как на федеральном, так и на региональном уровне выступает государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Это связано с тем, что в настоящее время Россия пытается осуществить инновационный подъем, поэтому инновационной деятельностью вынуждены заниматься все субъекты хозяйствования, предприятия государственного уровня управления и вновь создаваемые организации малого и среднего бизнеса.
На расширение масштабов и форм взаимодействия государства и бизнеса в инновационной сфере влияет ряд факторов:
1) ГЧП является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющих развивать экономические отношения бизнеса и государства;
2) ГЧП предоставляет возможность вовлекать ресурсы частного сектора в процессы воспроизводства в отраслях и сферах, находящихся в собственности государства и местных органов власти,
© Морковкин Д.Е., 2015
а также использовать частную предпринимательскую инициативу для эффективности расходования бюджетных средств;
3) объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства в рамках конкретных ГЧП-проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества.
Бизнес, по сравнению с государственными институтами, обладает большей мобильностью, оперативностью принятия управленческих решений и способностью к генерации инноваций. Правительство, в свою очередь, может обеспечить более успешную реализацию ГЧП-проектов путем создания более стабильной нормативно-правовой базы, государственных гарантий, стимулирующего инновационное развитие налогообложения и других видов поддержки1.
С учетом перечисленных факторов можно в целом спрогнозировать рост масштабов, развитие и диверсификацию форм ГЧП. Бизнес заинтересован в максимизации прибыли от реализации проектов, так как, обладая экономической свободой в проектах, предоставляемой государством, корпоративный сектор стремится к увеличению производительности труда и реализации инноваций. Заинтересованность государства состоит в том, что федеральный и региональный бюджеты получают дополнительный источник доходов за счет поступлений от арендных и концессионных платежей, а также в перераспределении части расходов по содержанию и инвестированию имущества на частный сектор.
В России система государственно-частного партнерства сформирована недостаточно и находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. В настоящее время наблюдаются большие диспропорции в инновационной активности крупного, среднего и малого бизнеса, которые объясняются тем, что крупные предприятия, преимущественно находящиеся в государственной собственности, воспринимаются как малоэффективные монополисты, с которыми малый и средний бизнес вынужден конкурировать, вопреки зарубежной практике взаимодействия и сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса. Неравность созданных условий обусловлена тем, что крупный бизнес в России имеет более высокий научно-технический потенциал, собственную исследовательскую базу и более широкие возможности привлечения высококвалифицированных специалистов. Так, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в 2012 г., в общем числе организаций составил лишь 1,8 %2.
Основными задачами ГЧП выступают3:
- создание условий для эффективного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения;
- повышение степени эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- развитие инновационной экономики;
- нацеленность на техническое и технологическое совершенствование всех сторон и форм производства, инфраструктурных объектов, процессов реализации товаров и оказания услуг населению;
- улучшение системы управления материальными и финансовыми ресурсами;
- обеспечение роста занятости населения и др.
Мировая практика свидетельствует, что без ГЧП в научно-технической инновационной сфере стабильное развитие и функционирование современной национальной инновационной системы практически невозможно4. Необходимость развития ГЧП указывается во многих документах, определяющих направления государственной политики в научно-технической и инновационной сферах.
В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. среди комплекса мероприятий, необходимых для ее реализации, названо развитие механизмов ГЧП. В частности, Стратегией предусмотрено, что формирование общих условий для развития ГЧП в научно-технической и инновационной сферах должно осуществляться путем создания механизмов участия предпринимательского сектора в формировании прогнозов технологического развития РФ, государственных нужд на научно-техническую продукцию, в определении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и отборе перечня критических технологий федерального уровня.
Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается использование важного инструмента объединения усилий бизнеса, науки и государства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики в рамках ГЧП-технологических платформ. Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на совершенствование нормативной правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития5.
Однако технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения государственно-частного партнерства в инновационной сфере.
В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития предусмотрены следующие меры6:
- формирование на федеральном и региональном уровнях механизмов содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции;
- стимулирование инновационной активности населения, организаций, комплексов различных специализированных отраслей народного хозяйства;
- формирование целостной и работоспособной национальной инновационной системы, обеспечивающей поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла (рис. 1);
- обеспечение формирования корпуса компетентных руководителей, отвечающих за вопросы инновационного развития в ведущих компаниях с государственным участием, университетах, федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Российской Федерации;
- увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес-структур;
- обеспечение опережающего роста расходов на обновление научной и приборной базы, усиление роли институтов развития в финансировании исследований и разработок и пролонгация увеличения программной составляющей в бюджетных расходах на НИОКР гражданского назначения;
- государственная поддержка инновационного развития экономики регионов, инновационных центров, в том числе «Сколково», Новосибирск, Дубна, Обнинск и др.
Современные условия нестабильности макроэкономической среды функционирования национальной социально-экономической
Рис. 1. Цикл воспроизводства инноваций
системы обусловливают более активное использование институциональных методов и мер экономического регулирования инновационного развития. В связи с этим возникает объективная необходимость создания и государственной поддержки специальных институтов развития элементов инновационной инфраструктуры.
Вместе с тем обеспечение глобальной конкурентоспособности ставит перед высокотехнологичными предприятиями российской промышленности целый спектр задач, решение которых невозможно без новых форм сотрудничества и эффективного взаимодействия с системой вузов и научных учреждений. С одной стороны, предприятия нуждаются в технологических инновациях, которые невозможно получить без проведения поисковых и прикладных НИОКР, с другой - без системы подготовки квалифицированных кадров внедрение любой инновации обречено на неудачу7.
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности и расширению практики государственно-частного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.
Государственно-частное партнерство понимается автором как взаимодействие двух или более экономических субъектов на договорной основе, определяющей долевое участие капиталов государства и частных партнеров в бизнес-проектах, в частности в инновационной сфере. Организация партнерства государственного сектора науки и промышленности с бизнес-структурами позволяет наладить процесс взаимного обучения и обмена идеями представителей бизнеса, производственников и ученых государственного сектора экономики8.
Отметим, что ГЧП является достаточно гибким инновационным механизмом, способным принимать разнообразные формы. К ним, прежде всего, относятся: концессионные соглашения; соглашения о разделе продукции; инвестиционные договоры с определением прав на создаваемые объекты; арендные договоры с инвестиционными обязательствами; сервисные контракты и пр.
В целях создания правовых условий для привлечения инвестиций на основе государственно-частного партнерства в экономику Российской Федерации, а также повышения качества и обеспечения доступности предоставляемых населению услуг Министерством экономического развития РФ разработан проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (далее - законопроект). В законопроекте за основу взяты кооперационные принципы, которые дополнены мерами
государственной поддержки, отмечается равноправный характер взаимоотношений, достижение целей государственно-частного партнерства с учетом интересов партнеров, добросовестное исполнение обязательств партнерами, справедливое распределение рисков и обязательств, открытость и прозрачность отношений в государственно-частном партнерстве9. В соответствии с законопроектом ГЧП может осуществляться в форме концессионного соглашения, а также в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей ГПЧ преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования. В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты Российской Федерации стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП.
К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Главным образом целью разработки регионального закона о ГЧП являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.
Исследование проблем государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития экономики указывает на наличие объективных сдерживающих факторов и рисков использования ГЧП при реализации инновационных проектов в России. К ним следует отнести10:
- недостаток опыта в осуществлении эффективного взаимодействия между государственным и частным бизнесом;
- несовершенство соответствующего российского законодательства;
- узость сферы применения Федерального закона «О концессионных соглашениях»;
- отсутствие концепции поэтапного введения и использования моделей ГЧП в инновационных проектах;
- фрагментарность и несистемность решения вопросов, связанных с предоставлением налоговых льгот организациям, вовлеченным в инновационную деятельность и реализующим объекты интеллектуальной собственности на внутреннем и внешнем рынках, и стимулированием потребителей наукоемкой продукции;
- ограниченную из-за отсутствия инновационных инфраструктур возможность коммерциализации разработок, полученных за счет грантов.
Существенной особенностью ГЧП является то, что оно создает дополнительную мотивацию для частных отечественных и иностранных инвесторов в организации конкурентоспособного высокотехнологичного производства на территориях с высоким научно-техническим и инновационным потенциалом.
Наиболее распространенные инструменты и механизмы поддержки продвижения инноваций в проектах ГЧП в России представлены на рис. 2.
Рис. 2. Использование механизмов развития инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства в России
Анализ используемого инструментария государственно-частного партнерства в России показывает, что к настоящему времени на макро- и мезоэкономическом уровне недостаточно развиты или неэффективно используются институциональные, правовые и инвестиционные механизмы функционирования ГЧП-проектов в инновационной сфере.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие основные признаки ГЧП:
- субъекты государственно-частного партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором;
- взаимоотношения субъектов государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);
- взаимоотношения субъектов государственно-частного партнерства должны носить равноправный характер;
- субъекты государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
- субъекты государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
- субъекты государственно-частного партнерства должны распределять между собой доходы и риски.
В России в настоящее время в недостаточной степени используется ценнейший потенциал использования механизмов государственно-частного партнерства, способного стать катализатором инновационного развития экономики как на федеральном, так и на региональном уровне, а также значительно повысить уровень социально-экономического развития страны.
Примечания
1 Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. 228 с.
2 Индикаторы инновационной деятельности: 2014: Стат. сб. М.: НИУ «ВШЭ», 2014. 472 с.
3 Оськина Н.В. Модернизация экономики и государственно-частное партнерство // Социальное партнерство как фактор развития инфраструктурных отраслей экономики России: Мат-лы междунар. науч. конф., Новосибирск, 15-16 ноября 2013. Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2013. С. 90-98.
4 Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития экономики российских регионов // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 16: В 2 ч. Ч. 1. Экономика. Минск, 2014. С. 369-374.
5 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения: 25.10.2014).
6 Зубец А.Ж., Кузнецова А.И. Формы государственной поддержки инновационного развития экономики регионов // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Вып. 16. Ч. 1. С. 184-193.
7 Брыкин А.В., Шумаев В.А. Организация инновационного развития промышленности с учетом кластерного подхода // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия «Экономика и управление». 2012. № 2 (2). С. 53-58.
8 Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2011. № 1. С. 48-53.
9 Проект Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.03.2013 г.) [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России. URL: http://pppi. ru/sites/default/files/zakonoproekt_o_gchp.pdf (дата обращения: 25.10.2014).
10 Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство: инновации и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 364 с.