_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
экономической эффективности.
Список использованной литературы:
1. Социально-экономический мониторинг как инструмент государственного регулирования регионального развития. - Сургут: Сургутский государственный университет. Наука и инновации XXI века - 2007 г. - 0,3 п. л.
2. Бикмуллин А.Л., Сафаргалиев М.Ф. Инструменты стратегического планирования инновационной деятельности промышленного предприятия. Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. № 5. С. 25-32.
3. Кашина Н.В., Нугуманова Л.Ф., Сафаргалиев М.Ф. Инновационное предпринимательство как основа экономической безопасности современного государства Сегодня и завтра Российской экономики. 2012. № 54. С. 21-23.
4. Павлов Б.П., Сафаргалиев М.Ф. Мониторинг инновационной активности промышленных предприятий Экономические науки. 2008. № 42. С. 237.
5. Сафаргалиев М.Ф. Планирование производства новой продукции машиностроительного предприятия Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 109-113.
6. Сафаргалиев М.Ф. Концептуальная модель системы управления развитием инновационной деятельности наукоемких предприятий машиностроительного комплекса. Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. № 1. С. 172-176..
7. Сафаргалиев М.Ф. Факторы и принципы освоения инновационного потенциала промышленных предприятий Вопросы инновационной экономики. 2011. № 10. С. 11-15.
8. Шарифуллин Х.Х. Среда функционирования малого бизнеса. Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01.
- Казань: 2003. - 20 с.
9. Хачеян М. А. Элементы механизма формирования инвестиций в инновационную инфраструктуру // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 14. -№37. - с.216-220.
10. Федотов К.И. Формирование институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в малом предпринимательстве: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Орел, 2002. - 162 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - С. 14-15.
12.Степанов Н.С. Развитие системы управления малым предпринимательством в России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2004. - 174 с.
13.Рощина И. В., Рощина Г. С. Многоуровневая инновационная инфраструктура региона как условие эффективной региональной политики // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - №327.
- с. 159-162.
14.Райзберг Б.А. Новые подходы к государственному управлению инновационными процессами в российской экономике. М.: Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2012. Т. 1. № 1. С. 329-334.
© Хусаинов P.X., 2016
УДК 330
Цыганов Сергей Иванович
канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»,
г.Екатеринбург, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕНННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
Аннотация
В статье исследуется помещение государственных инвестиций в основной капитал. Анализируется
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
структура капитальных вложений государства по видам экономической деятельности.
Ключевые слова
Государственные инвестиции, капитальные вложения, основной капитал, основные фонды.
Государство выступает регулятором отношений в сфере инвестиционной деятельности и одновременно совмещает функции инвестора, заказчика, подрядчика, иных субъектов инвестиционного процесса. Это позволяет придать дополнительные импульсы национальному воспроизводству, усилить сосредоточение капитала на важных направлениях инновационного переустройства экономики.
В условиях развертывания четвертой промышленной революции нужно активизировать помещение государственных инвестиций в основной капитал, что позволит расширить производство общественных благ, придать масштабность подготовке промышленных площадок для национальных и иностранных частных инвесторов.
Увеличение государственных инвестиций облегчит постройку несущих конструкций государственного капитализма. Тем самым в его пользу разрешится сложившееся противоречие по вопросу о расширении зон доминирования различных укладов. Это имеет принципиальное значение для будущего Российской Федерации. Претендующий на первые роли государственно-корпоративный уклад характеризуется слабым стремлением олигархических структур реинвестировать полученную прибыль в отечественную экономику. Установление преобладания государственного капитализма означает, что извлечение прибыли и ее реинвестирование в основном происходит в рамках национального хозяйства.
По итогам 2014 г. государственные инвестиции в основной капитал достигли 1885602,4 млн. руб., что составляет 13,9% от совокупной суммы капитальных вложений всех форм собственности в российскую экономику [1, с.59, 63].
Государственные капитальные вложения неравномерно распределены по видам экономической деятельности в 2014 г.
Центральная зона инвестиционных интересов государства представлена транспортом (44,0% от всего объема государственных инвестиций в основной капитал) [подсчитано по: 1, с.59, 61].
В промежуточную зону входят следующие производства: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (11,4%), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование (9,3%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (7,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (6,7%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (6,6%), образование (5,5%), связь (4,5%), строительство (2,3%) [подсчитано по: 1, с.59, 61].
Промежуточная область инвестиционной деятельности притянула 54,0% от совокупного объема государственных инвестиций в основной капитал.
В иных видах экономической деятельности в периферийной зоне помещено 2,0% от всей суммы капитальных вложений государства.
Приведенный статистический материал показывает особое значение для российского государства инвестиций в основной капитал на транспорте. Это объясняется высокой степенью износа основных фондов выделенного сегмента национальной экономики.
В границах промежуточной зоны следует отметить научные исследования и разработки (4,2% от суммарного объема государственных капитальных вложений), включенные в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности в раздел «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Акцентируется внимание на здравоохранении и предоставлении социальных услуг, образовании. На указанные наукоемкие отрасли пришлось 17,4% от общей суммы государственных инвестиций в основной капитал.
Поступление весомых порций капитальных вложений государства в отдельные наукоемкие отрасли свидетельствует о попытках убыстрить овладение инновациями отечественного происхождения, улучшить качество человеческого капитала.
Нельзя не отметить, что потребности современного этапа научно-технической революции настоятельно подводят к поиску путей к новому сверхзнанию, революционно ломающему ныне
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 2410-700Х
сложившиеся представления о возможностях производительных сил человеческой цивилизации. Это требует не только дополнительных порций инвестиционных вливаний. Предстоит уточнить стратегические направления научных исследований и разработок, исходя из их ожидаемого вклада в подготовку технологического преображения экономики страны.
В свою очередь качество человеческого капитала предопределяет саму возможность получения нового знания и его практического использования.
Становится очевидным, что государственные инвестиции в основной капитал в таких отраслях, как научные исследования и разработки, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование выступают детонатором инновационного подъема российской экономики.
Общий объем государственных капитальных вложений в промышленных производствах за 2014 г. оценивается на сумму 219880,7 млн. руб., в том числе в добыче полезных ископаемых - 1815,3 млн., в обрабатывающих производствах - 92170,6 млн., в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 125894,8 млн. руб. [1, с.59, 61]. Соответственно в добыче полезных ископаемых размещено 0,8% от суммы государственных капитальных вложений в промышленности, в обрабатывающих производствах - 41,9%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 57,3%.
Позволительно применить иную классификацию промышленных производств. Можно вычленить топливно-энергетический комплекс, экспортно-ориентированные сырьевые производства, производства инвестиционного назначения, производства, ориентированные на потребительский спрос, иные производства. Если весь объем государственных инвестиций в основной капитал в промышленности в 2014 г. считать за 100%, то доля топливно-энергетического комплекса равна 58,0%, экспортно-ориентированных сырьевых производств - 5,0%, производств инвестиционного назначения - 19,3%, производств, ориентированных на потребительский спрос - 0,9%, прочих производств - 16,8% [подсчитано по: 1, с.59, 61].
Ориентация государства на укрепление топливно-энергетического комплекса в промышленности во многом объясняется необходимостью замены устаревших основных фондов в секторе экономики «производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации.
Необходимо увеличить вклад государства в коренное омоложение машин, станков и оборудования. Полезно наращивать государственные капитальные вложения в научные исследования и разработки, а также в отрасли, повышающие качество человеческого капитала. Целесообразно продолжить размещение государственных инвестиций в объекты основных фондов производственной инфраструктуры.
Выполнение предлагаемого плана действий в сфере осуществления государственных инвестиций в основной капитал повысит эффективность экономики Российской Федерации.
Список использованной литературы: 1.Инвестиции в России. 2015: Стат. сб./Росстат. - М., 2015. - 190 с.
© Цыганов С.И., 2016
УДК 330
Щербакова Оксана Александровна
к.э.н. доцент кафедры «Экономика и менеджмент» ИСОиП (филиала) ДГТУ в г. Шахты Лобова Наталья Михайловна магистрант 1 курса кафедры «Экономика и менеджмент» ИСОиП
(филиала) ДГТУ в г. Шахты e:mail: [email protected]
РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В данной статье обозначена роль управленческого анализа в разработке и принятии важнейших