УДК 323.21:338.001.36+35.078.51
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»: НЕОБХОДИМОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Олеся А. Жихрова1, @1, Елена А. Долбня1, @2
1 Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @1 [email protected] @2 [email protected]
Поступила в редакцию 01.02.2018. Принята к печати 27.03.2018.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, предпринимательская деятельность, государственная программа, внешнеэкономические связи, бюджетное финансирование.
Аннотация: Предметом данной статьи являются особенности развития малого и среднего предпринимательства и его поддержка со стороны государства в Кемеровской области. В статье представлены результаты исследования текущего уровня развития сектора малого и среднего бизнеса в Кемеровской области, включившего анализ структуры малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности; проанализированы особенности государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области за 2014-2019 гг.»; представлен анализ целей, задач, целевых показателей, а также анализ структуры и объема финансирования данной программы. Целью исследования является выявление проблем развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области. В результате работы были отражены промежуточные аспекты реализации государственной программы, которые в свою очередь соответствуют поставленным программным целям; выявлены проблемы и ограничения реализации данной программы и сформулированы предложения, направленные на преодоление данных проблем.
Для цитирования: Жихрова О. А., Долбня Е. А. Государственная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области»: необходимость, особенности и проблемы реализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 11-17. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-11-17.
В современных условиях государственному воздействию подвержены все стороны хозяйственной жизни, в том числе и предпринимательство. Именно развитию малого и среднего предпринимательства уделяется большое внимание в Кузбассе благодаря реализации с 2014 г. государственной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области», направленной на создание благоприятных условий в регионе для развития предпринимательства и в конечном итоге на изменение структуры его экономики, а значит экономики муниципальных образований. Особенно актуально это для моногородов, которых в Кузбассе насчитывается 24.
Сфера малого и среднего бизнеса оказывает значительное влияние на социально-экономическое положение страны в целом и её регионов в отдельности. Организации, созданные предпринимателями, обеспечивают трудовую занятость населения, решают социально-значимые задачи, разрабатывают и внедряют инновации во все сферы деятельности. По оценкам экспертов, именно этими организациями создаётся до 20 % валового внутреннего продукта страны за счет результатов их деятельности [1]. А ВВП, в свою очередь, является основным источником формирования фондов финансовых ресурсов государства. К тому же
повышается занятость в экономике страны и её регионов [2, с. 42].
Так, по данным официальной статистики в Кемеровской области за 2016 г. было создано 9625 рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства, а в 2017 - 11200 [3]. Это стало возможным благодаря реализации комплексной целевой программы, направленной на развитие и поддержку предпринимательства в регионе [3].
Предпосылками разработки государственных программ, направленных на содействие предпринимательской деятельности в Российской Федерации, стали следующие факторы [4, с. 225]:
1) экономический кризис, в результате которого предприятия оптимизировали штатно-кадровую структуру, что увеличило количество свободных трудовых ресурсов;
2) распространение «теневого» бизнеса, а также увеличение числа самозанятого населения, имеющего неофициальные доходы и не зарегистрированного в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;
3) необходимость нормативно регламентировать взаимодействие между органами власти и коммерческими структурами, функционирующими в сфере малого и среднего бизнеса;
4) необходимость преодолевать административные барьеры, ограничивающие создание и функционирование малых организационных форм;
5) появление научно-технических, информационных, управленческих инноваций и необходимость внедрять их в различные сферы деятельности для повышения эффективности и производительности труда [5, с. 325].
Содействие органов государственной власти развитию предпринимательства заключается в реализации комплекса нормативно-правовых, административно-организационных и финансовых мероприятий. Направления деятельности, реализуемые на уровне государственных органов власти, учитываются при разработке целевых программ субъектов Федерации, в частности Кемеровской области, что обеспечивает системность и эффективность работы, формирует нормативную базу и ресурсное обеспечение их реализации.
Ключевой целью реализации Программы поддержки предпринимательства в Кемеровской области является обеспечение развития субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах экономики. Для достижения данной цели реализуются мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательства среди различных групп населения, в частности среди молодежи, обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам; выравнивание уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях. При этом особое внимание уделяется именно моногородам области, которые, в свою очередь, имеют высокое значение для обеспечения экономической стабильности и социальной устойчивости Кузбасса.
Реализация программы связана с решением следующих задач:
1. Формирование позитивного образа предпринимательства как важного фактора экономико-социального прогресса региона.
2. Привлечение финансовых ресурсов в сферу развития малого и среднего бизнеса.
3. Уменьшение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Обеспечение финансирования муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе монозависимых муниципальных образований.
5. Выявление и поощрение активных и одаренных молодых людей, ведущих предпринимательскую деятельность [6].
В настоящее время в Кемеровской области ведут деятельность более 45 тысяч организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу, причем 99 % из них - это предприятия с численностью до 100 человек (малые и микропредприятия). Как показано на рисунке 1, в структуре сферы малого и среднего предпринимательства Кемеровской области наибольшая доля (40 %) малых и средних предприятий приходится на сферу услуг оптовой и розничной торговли, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В производственной сфере функционирует не более 10 % малых предприятий и около 17 % средних предприятий [7]. Привлекательным сектором экономики для малых и средних предприятий Кемеровской области является рынок недвижимости. Услуги аренды и риэлтерские услуги оказывает 26 % предприятий. На долю строительных организаций приходится 13 % от общего числа малых и средних предприятий. В инновационном секторе экономики, в том числе в сфере научных исследований и разработок, занято менее 1 % предприятий (рис. 1).
строительство; 13 %
производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 1 %о
обрабатывающие производства; 11 %
добыча полезных ископаемых; 1 %о
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 40 %
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 26 %
транспорт и связь; 8 %о
научные исследования и разработки; 0 %о
Рис. 1. Структура малого и среднего предпринимательства Кемеровской области по видам экономической деятельности в 2016 г. [8]
Fig. 1. Structure of small and medium business enterprises in the Kemerovo region according to types of economic activity in 2016 [8]
На основании мониторинга сферы среднего и малого предпринимательства и с учетом положений «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области» были определены приоритетные направления предпринимательской деятельности, которым будет оказываться поддержка в рамках целевой государственной программы.
Такими направлениями являются:
- наука и инновационная деятельность;
- производство товаров народного потребления, строительных материалов, комплектующих, машин и оборудования;
- строительство, транспорт и связь;
- сельское хозяйство и переработка продукции животноводства, растениеводства;
- социальная сфера: образование, здравоохранение, культура и спорт, общественное питание;
- внутренний и въездной туризм;
- жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.
Указанные направления предпринимательской деятельности задают вектор развития монозависимых муниципальных образований Кузбасса в сторону диверсификации их экономики, о необходимости которой многие ученые-экономисты говорят уже более двух десятков лет [9, с. 97].
Мероприятия в рамках программы развития предпринимательства Кемеровской области ориентирова-
ны на решение задач и достижение цели программы. Мероприятия охватывают такие направления деятельности, как информационно-просветительская работа, популяризация предпринимательства, софинансиро-вание и субсидирование реализации проектов, активизация и поддержка молодежного предпринимательства в регионе.
По нашему мнению, значимым направлением деятельности здесь следует также рассматривать нахождение рынков сбыта для товаров, произведенных в Кузбассе, в рамках развития внешнеэкономических связей региона, благодаря которым и будет обеспечена реализация товаров за пределами области, в т. ч. на мировых рынках.
Финансовое обеспечение мероприятий в рамках программы развития предпринимательства Кемеровской области запланировано и реализуется за счет средств бюджетов всех уровней. Общий объем финансирования программы составляет 2,16 млрд рублей, в том числе 164,79 млн рублей - из областного бюджета, 539,7 млн рублей - из федерального бюджета. Еще 24,9 млн рублей на реализацию мероприятий планируется направить из местных бюджетов городов и населенных пунктов Кемеровской области. Кроме того, 1,4 млрд рублей составят привлеченные инвестиции физических и юридических лиц.
Структура финансирования программы представлена на рисунке 2.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
■ Федеральный бюджет ■ Областной бюджет ■ Местный бюджет
Рис. 2. Структура финансирования целевой программы развития предпринимательства в Кузбассе за счёт бюджетных средств в 2014 - 2019 гг. [6]
Fig. 2. The financing structure of the targeted program for the development of entrepreneurship in Kuzbass at the expense of budgetary funds in 2014 - 2019 [6]
Данные, представленные на рисунке 2, показывают, что в 2014 г. в структуре финансирования целевой программы преобладают средства федерального бюджета. Доля этого источника финансирования составила в 2014 г. 70 %. Порядка 20 % финансирования в 2014 г. пришлось на областной бюджет, и около 10 % - на местные бюджеты.
В 2015-2016 гг. финансирование из федерального бюджета увеличилось в объеме и составило около
85 % от общего объема затрат на реализацию мероприятий. Доля привлеченных средств из областного бюджета уменьшилась до 10 %. На 2017-2019 гг. запланировано увеличение самофинансирования реализации программы - до 70-90 % будет выделяться из областного бюджета.
Таким образом, данная целевая программа предполагает, что на первом этапе её реализации финансирование осуществляется в большей мере за счет
средств федерального бюджета, а на последующих этапах объём финансирования федеральных бюджетных средств снижается. Дальнейшая реализация программы происходит уже за счет ее финансирования из средств регионального бюджета и бюджетов му-
ниципальных образований, причем большая нагрузка финансирования приходится на бюджет Кемеровской области и незначительная - на муниципальные бюджеты (из-за ограниченности их доходов), что показано на рисунке 3.
250 000
200 000
150 000
100 000
50 000
- Областной бюджет
- Федеральный бюджет--Местный бюджет
Рис. 3. Объемы финансирования целевой программы развития предпринимательства Кемеровской области за 2014-2019 гг. [6]
Fig. 3. Financing volumes of the target program for the development of entrepreneurship in the Kemerovo region for 2014-2019 [6]
Такое взаимодействие органов власти при реализации этой целевой программы по данному принципу заставляет максимально сконцентрировать собственные усилия территорий для создания действенных мер и благоприятных стартовых условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В 2016 г. завершился первый трехлетний период реализации программы развития малого и среднего предпринимательства Кемеровской области. Достигнутые промежуточные результаты характеризуют достижение отдельных плановых целевых показателей данной программы, представленных в таблице.
Таблица. Плановые значения отдельных целевых показателей программы развития малого и среднего предпринимательства в Кузбассе [10]
Table. The planned values of target indicators in the program of small and medium business development in Kuzbass [10]
Целевой показатель Ед. изм. Плановое значение показателя
2014 2015 2016 2017 2018 2019
1. Количество поручительств микрофинансовых организаций, выданных субъектам МСП Ед. 66 70 22 22 22 22
2. Количество микрозаймов, выданных субъектам МСП Ед. 82 110 110 110 110 110
3. Количество вновь созданных рабочих мест субъектами МСП в рамках мероприятия «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» Ед. - 64 - 85 23 23
4. Количество вновь созданных рабочих мест субъектами МСП Анжеро-Судженского городского округа Ед. - - - 35 - -
5. Количество субъектов МСП получивших государственную поддержку в Анжеро-Судженском городском округе Ед. - - - 20 - -
6. Количество вновь созданных рабочих мест субъектами МСП Юргинского городского округа Ед. - - - 35 - -
7. Количество субъектов МСП получивших государственную поддержку в Юргинском городском округе Ед. - - - 20 - -
Так, по данным официальной статистики в 2017 г. субъектам малого и среднего предпринимательства Кемеровской области выдано 43 поручительства и 185 микрозаймов (до 3 млн рублей), что превысило плановые целевые показатели почти в 2 раза и 1,7 раза соответственно. Также в рамках реализации мероприятия по вовлечению молодёжи в предпринимательскую деятельность количество вновь созданных рабочих мест составило 88 и превысило запланированное значение на 3 рабочих места, что видно из таблицы [11].
Так как в рамках программы большое внимание уделяется поддержке предпринимательства муниципальных образований, то благодаря различным формам поддержки предпринимательства в виде предоставления субсидий по лизингу оборудования, субсидирования процентной ставки по кредиту, затрат социальному предпринимательству, грантов на франшизу и лизинг в таких, например, моногородах, как Анжеро-Судженск и Юрга, в том же 2017 г. создано 53 и 75 новых рабочих мест, что выше плановых показателей в 1,5 раза и 2,1 раза соответственно, в этих же моногородах оказана господдержка 44 и 38 субъектам малого и среднего предпринимательства, что больше в 2,2 раза и в 1,9 раза соответственно [3].
Но не смотря на это, программа развития малого и среднего предпринимательства сталкивается с рядом проблем и ограничений.
В первую очередь, необходимо отметить, что участниками программы чаще всего являются представители коммерческого сектора - сферы торговли, бытового обслуживания. Недостаточно представлены организации, занимающиеся социально-значимым бизнесом, реальным производством и сельским хозяйством. Это связано с низкой привлекательностью данных сфер деятельности, необходимостью обладать специальными знаниями и навыками, материальной базой, с трудностями выхода на рынки сбыта, что связанно с недостаточной развитостью внешнеэкономических связей как важного фактора развития экономики региона, в том числе и предпринимательства [12, с. 58]. По мнению экспертов и предпринимателей, реальным содействием со стороны органов власти было бы не субсидирование текущих расходов, а обеспечение равных условий выхода на рынок и продвижения произведенной продукции [13, с. 56].
Вторая проблема реализации Программы связана с условиями получения субсидий и микрозаймов. Практически все кредитные организации устанавливают требования, при которых заемщик должен возвращать кредит уже со второго месяца использования заемными средствами. Предоставления ссуд и долгосрочных займов на более гибких условиях возврата могли бы улучшить ситуацию и оказать реальную финансовую поддержку малому и среднему предпринимательству.
Еще один ограничивающий фактор связан с разветвлённой организационной структурой органов власти, наличием большого количества подразделений, учреждений и организаций, курирующих вопросы поддержки предпринимательства. Дублирование функций и полномочий формирует непонимание. Предприниматели зачастую не знают - к кому и по какому вопросу в органах власти обратиться за поддержкой и консультацией, какие инстанции отвечают за решение данного вопроса. В результате предприниматели предпочитают искать информацию самостоятельно, не проявляют активности и заинтересованности к государственной программе поддержки.
Еще одна проблема, ограничивающая развития малого и среднего предпринимательства, связана с исторически сложившейся практикой и привычкой ведения бизнеса. Многие предприниматели предпочитают вести «полулегальный» бизнес, обходить налоговые требования и требования трудового законодательства.
Следующая причина, сдерживающая развитие предпринимательства, связана с отсутствием инициативы со стороны частных компаний и низкой вовлеченности представителей коммерческого сектора в совместную реализацию социально-значимых проектов. Это связано с отсутствием у бизнес-сообщества уверенности в прибыльности проектов.
Пути решения обозначенных проблем заключаются в укреплении и развитии взаимодействия между представителями органов власти и коммерческого сектора, внедрении более гибких условий кредитования и финансирования проектов, повышении уровня финансовой грамотности и информированности предпринимателей о возможностях получения государственной поддержки.
Литература
1. Стратегия развития предпринимательства до 2030 года (в ред. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2016 № 2623-р). Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd= 102400738&intelsearch=&firstDoc=1 (дата обращения: 25.07.2017).
2. Сагдеева Л. C. Кемеровская область: кадровый потенциал и реальные потребности региональной экономики в рабочих и специалистах // Человек и труд. 2008. № 3. С. 41-43.
3. Итоги реализации государственной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области» на 2014-2020 годы // Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Режим доступа: http://www.dprpko.ru/biznes-v-czifrax-i-faktax. html (дата обращения: 25.02.2018).
4. Толстова А. З., Бахшиян А. А. Поддержка малого предпринимательства в России на государственном уровне: предпосылки, факторы, направления // Экономическое развитие России: ловушки, развилки и переосмысление: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под. ред. И. В. Шевченко. СПб., 2017. С. 219-222.
5. Сагдеева Л. С., Старикова Л. Н. Инновационность экономики региона как предпосылка повышения качества человеческого капитала // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4-1. С. 324-331.
6. Государственная программа Кемеровской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» на 2014-2019 годы. Утв. Постанов. Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2013 № 413. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412806304 (дата обращения: 25.07.2017).
7. Количество хозяйствующих субъектов // Федеральная служба государственной статистики по Кемеровской области Режим доступа: http://kemerovostat.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/resources/d6b4e3 80441ad150b677b7fa17e1e317/число+учтенных+организаций.pdf (дата обращения: 25.02.2018).
8. Аналитическая информация о финансовых, экономических и социальных показателях развития малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области, функционирование организаций инфраструктуры поддержки СМСП // Официальный сайт Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области. Режим доступа: http://dprpko.ru/1042 (дата обращения: 25.07.2017).
9. Зайцева А. И., Сагдеева Л. С., Анисимова И. А. Структурная перестройка экономики как основное направление развития старопромышленного региона (на примере Кемеровской области) // Конкурентоспособность в глобальном мире. Экономика, наука, технологии. 2016. № 6. С. 96-100.
10. Итоги реализации государственной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» Кемеровской области. Режим доступа: http://docplayer.ru/65299910-Gosudarstvennaya-programma-razvitie-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-kemerovskoy-oblasti-itogi-realizacii-perspektivy.html (дата обращения: 25.02.2018).
11. О внесении изменений в Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.10.2013 № 413 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области» на 2014-2019 годы. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2017 № 85. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/444996536 (дата обращения: 25.07.2017).
12. Долбня Е. А. Внешнеэкономические связи как фактор экономического развития // Социально-экономические преобразования в России: сборник научных трудов. Кемерово, 2001. С. 57-61.
13. Крамских А. С., Симонян С. Р., Овчинникова И. В. Состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Кемеровской области // Россия молодая: материалы восьмой Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2016. С. 56-57.
STATE TARGET PROGRAM "THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE KEMEROVO REGION": RELEVANCY, PECULIAR FEATURES AND IMPLEMENTATION PROBLEMS
Olesya A. Zhikhrova1 @1, Elena A. Dolbnya1 @2
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @1 [email protected] @2 [email protected]
Received 01.02.2018. Accepted 27.03.2018.
Keyword: small and Abstract: The paper features peculiarities of the development of small and medium
medium business, business enterprises and their state support in the Kemerovo region. It presents some
business activity, state results of the research on the matter of the current development level of small and program, external medium business in the Kemerovo region, including a structure analysis according
relations, budget to economic activities. The research includes an analysis of the state program
financing. "Development of Small and Medium Business in the Kemerovo Region for 2014-
2019": its goals and objectives, structure and financing. The goal of the research is to identify the problems of small and medium business in the Kemerovo region. The research reveals some intermediate results of the implementation of the state program: the current achievements coincide with the established objectives but with some limitations. The paper offers possible solutions.
For citation: Zhikhrova O. A., Dolbnya E. A. Gosudarstvennaia tselevaia programma «Razvitie sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva Kemerovskoi oblasti»: neobkhodimost', osobennosti i problemy realizatsii [State Target Program "The Development of Small and Medium Business in the Kemerovo Region": Relevancy, Peculiar Features and Implementation Problems]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 2 (2018): 11-17. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-11-17.
References
1. Strategiia razvitiia predprinimatel 'stva do 2030 goda (v red. Rasporiazheniia Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 08.12.2016 № 2623-r) [Strategy for the development of entrepreneurship until 2030 (as amended by Order of the Government of the Russian Federation No. 2623-r of 08.12.2016)]. Available at: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=102400738&intelsearch=&firstDoc=1 (accessed 25.07.2017).
2. Sagdeeva L. C. Kemerovskaia oblast': kadrovyi potentsial i real'nye potrebnosti regional'noi ekonomiki v rabochikh i spetsialistakh [Kemerovo region: human resources and real needs of regional economy in workers and specialists]. Chelovek i trud = Man and Labor, no. 3 (2008): 41-43.
3. ltogi realizatsii gosudarstvennoi programmy «Razvitie sub»ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Kemerovskoi oblasti» na 2014-2020 gody [Results of the implementation of the state program «Development of small and medium-sized businesses in the Kemerovo region» for 2014-2020]. Available at: http://www.dprpko.ru/ biznes-v-czifrax-i-faktax.html (accessed 25.02.2018).
4. Tolstova A. Z., Bakhshiian A. A. Podderzhka malogo predprinimatel'stva v Rossii na gosudarstvennom urovne: predposylki, faktory, napravleniia [Support of small business in Russia at the state level: preconditions, factors, directions]. Ekonomicheskoe razvitie Rossii: lovushki, razvilki i pereosmyslenie: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Economic development of Russia: traps, forks and rethinking: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf.]. Saint-Petersburg, 2017, 219-222.
5. Sagdeeva L. S., Starikova L. N. Innovatsionnost' ekonomiki regiona kak predposylka povysheniia kachestva chelovecheskogo kapitala [Innovation of the regional economy as a prerequisite for improving the quality of human capital]. Bulletin of the Kemerovo State University, no. 4-1 (2012): 324-331.
6. Gosudarstvennaia programma Kemerovskoi oblasti «Razvitie sub»ektov malogo i srednego predprinimatel'stva Kemerovskoi oblasti» na 2014-2019gody [The state program of the Kemerovo region «Development of small and medium business entities of the Kemerovo region» for 2014-2019]. Approved Production Collegium of the Administration of the Kemerovo Region No. 413 of 01.10.2013. http://docs.cntd.ru/document/412806304 (accessed 25.07.2017).
7. Kolichestvo khoziaistvuiushchikh sub»ektov [Number of economic entities]. Available at: http://kemerovostat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/resources/d6b4e380441ad150b677b7fa17e1e317/HHcno+yHTeH-нмх+органнзацнн.pdff (accessed 25.02.2018).
8. Analiticheskaia informatsiia o finansovykh, ekonomicheskikh i sotsial'nykh pokazateliakh razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva v Kemerovskoi oblasti, funktsionirovanie organizatsii infrastruktury podderzhki SMSP [Analytical information on financial, economic and social indicators for the development of small and medium-sized businesses in the Kemerovo region, the functioning of organizations supporting the infrastructure of SIDS support]. Ofitsial'nyi sait Departamentapo razvitiiupredprinimatel 'stva ipotrebitel 'skogo rynka Kemerovskoi oblasti [The official website of the Department for the Development of Entrepreneurship and the Consumer Market of the Kemerovo Region]. Available at: http://dprpko.ru/1042 https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2 Fdprpko.ru%2F1042 (accessed 25.07.2017).
9. Zaitseva A. I., Sagdeeva L. S., Anisimova I. A. Strukturnaia perestroika ekonomiki kak osnovnoe napravlenie razvitiia staropromyshlennogo regiona (na primere Kemerovskoi oblasti) [Structural restructuring of economy as the main direction of development of the old industrial region (by the example of the Kemerovo region)]. Konkurentosposobnost' v global'nom mire. Ekonomika, nauka, tekhnologii = Competitiveness in the global world. Economy, science, technology, no. 6 (2016): 96-100.
10. ltogi realizatsii gosudarstvennoi programmy «Razvitie sub»ektov malogo i srednego predprinimatel'stva» Kemerovskoi oblasti [Results of the implementation of the state program «Development of small and medium-sized businesses» of the Kemerovo region]. Available at: http://docplayer.ru/65299910-Gosudarstvennaya-programma-razvitie-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-kemerovskoy-oblasti-itogi-realizacii-perspektivy.html (accessed 25.02.2018).
11. O vnesenii izmenenii v Postanovlenie Kollegii Administratsii Kemerovskoi oblasti ot 01.10.2013 № 413 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Kemerovskoi oblasti «Razvitie sub»ektov malogo i srednego predprinimatel'stva Kemerovskoi oblasti» na 2014-2019 gody [On amending the Resolution of the Board of the Kemerovo Region Administration dated 01.10.2013 No. 413 «On approval of the state program of the Kemerovo region» Development of small and medium business entities of the Kemerovo region» for 2014-2019]. Decree of the Board of the Administration of the Kemerovo Region of February 27, 2017, No. 85. Available at: http://docs.cntd. ru/document/444996536 (accessed 25.07.2017).
12. Dolbnia E. A. Vneshneekonomicheskie sviazi kak faktor ekonomicheskogo razvitiia [Foreign economic relations as a factor of economic development]. Sotsial'no-ekonomicheskie preobrazovaniia v Rossii [Socioeconomic transformations in Russia]. Kemerovo, 2001, 57-61.
13. Kramskikh A. S., Simonian S. R., Ovchinnikova I. V. Sostoianie i perspektivy razvitiia malogo predprinimatel'stva v Kemerovskoi oblasti [The state and prospects of small business development in the Kemerovo region]. Rossiia molodaia: materialy vos'moi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Russia young: Proc. 8th All-Russian Sc.-Prac. Conf.]. Kemerovo, 2016, 56-57.