"7^ЕСТНИК Зоринаолс
^ \ униВЕРСИТБТА Государственная регистрация юридических лиц ^S^T^J
/ У имени o.e. кугафина(мгюА) как вид административно-процедурного производства
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
В статье рассмотрена государственная регистрация юридических лиц как вид административно-процедурного производства. Выделены стадии государственной регистрации; уделено внимание вопросу нотариального удостоверения подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации.
Ключевые слова: государственная регистрация, регистрирующий орган, административная процедура, стадии государственной регистрации.
E. A. ZORINA,
Postgraduate student of the Department of Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
THE STATE REGISTRATION OF LEGAL ENTITIES AS A FORM OF ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL PRODUCTION
The article describes the state registration of legal entities as a form of administrative and procedural production. Highlighted the stage of state registration; paid to attention to the notarial certification signature of the applicant on the application for state registration.
Keywords: state registration of a legal entity, the registration authority, the administrative procedure, the stage of state registration.
П. И. Кононов определяет регистрационное производство как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных (регистрационных) органов по признанию и подтверждению со стороны государства правового статуса (состояния) отдельных имущественных или неимущественных прав и обязанностей физических или юридических лиц, возникновения, изменения и прекращения фактов принадлежности этим лицам определенных видов имущества (вещей) и возможности использования их по назначению, законности совершаемых указанными лицами действий и принимаемых ими решений, иных юридических фактов1.
Кононов П. И. Административный процесс в России : проблемы теории и законодательного регулирования : монография. Киров, 2001. С. 81.
Елена
Александровна ЗОРИНА,
аспирантка кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
4 "0
5
01 <
I >
□ □
п
(г X
учены
© Е. А. Зорина, 2015
>
246
ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
"Т^ЕСТНИК
Ш Я УНИВЕРСИТЕТА
™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)
Отсутствие государственного контроля за процессом регистрации юридических лиц может привести к необратимым последствиям. В связи с чем большинство исследователей соглашаются с необходимостью регулирования процесса создания юридических лиц государством, однако ведется дискуссия относительно того, достаточно ли одного волеизъявления учредителей для создания юридического лица или необходимо специальное разрешение со стороны государства.
Современная теория права классифицирует способы создания юридических лиц следующим образом:
— разрешительный (дозволительно-учредительный);
— уведомительный (учредительно-распорядительный);
— заявительный (учредительный).
В данной классификации нас интересует заявительный способ регистрации юридических лиц, присущий современному российскому законодательству.
Процедуру государственной регистрации юридических лиц следует отнести к административно-процедурному производству. Так, по мнению С. С. Алексеева, процедурные формы делятся на процессуальные (они относятся только к юрис-дикционной деятельности), процедурно-процессуальные (они охватывают порядок правотворческой деятельности) и процедурные (касающиеся индивидуально-регулятивной позитивной управленческой деятельности)2.
Ю. М. Козлов отмечает, что административно-процессуальная процедура слагается из двух ее проявлений:
1) административно-процедурная, содержание которой составляют распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами административных процедур;
2) административно-юрисдикционная. Ее содержанием является осуществление исполнительным органом (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения регистрационных действий3.
Результатом данных двух проявлений является вынесение индивидуального правового акта. В отношении государственной регистрации юридических лиц это принятие решения о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации, что является индивидуальным ненормативным правовым актом.
Регистрационное производство в отношении юридических лиц можно классифицировать в зависимости от юридических фактов, которые послужили основанием для регистрации и внесения соответствующих сведений в реестр:
— регистрационное производство в отношении юридических лиц при создании;
— регистрационное производство в отношении юридических лиц при внесении изменений в сведения о юридическом лице;
— регистрационное производство в отношении юридических лиц в связи с реорганизацией;
— регистрационное производство в отношении юридических лиц в связи с прекращением деятельности (ликвидацией);
— регистрационное производство в отношении юридических лиц при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
2 Алексеев С. С. Общая теория права. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 286.
3 Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1996. С. 179.
"ТЭЕСТНИК ЕА
^) УНИВЕРСИТЕТА Государственная регистрация юридических лиц 2Ц/
L_^ имени o.e. кугафина(мгюА) как вид административно-процедурного производства
Для каждого из данных видов регистрационных производств в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»4 необходим разный пакет документов и соблюдение некоторых условий. Так, для подачи заявления о регистрации промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме № 15001Р необходимо, чтобы прошло не менее двух месяцев с момента публикации в органах печати сообщения о ликвидации в соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ.
Государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации протекает в определенной административно-правовой, другими словами — процедурной, форме, которая устанавливает стадии регистрации и их последовательность, а также условия, характеризующие производство в конкретной стадии.
По нашему мнению, стадиями государственной регистрации юридических лиц являются:
1) представление заявителем документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, в регистрирующий орган;
2) принятие регистрирующим органом решения о государственной регистрации и внесение соответствующей записи в реестр либо принятие решения об отказе в государственной регистрации;
3) обжалование решения регистрирующего органа в досудебном (административном) порядке;
4) обжалование решения регистрирующего органа в судебном порядке.
Третья и четвертая стадия являются факультативными. Каждая из обозначенных стадий оканчивается принятием (вынесением) определенного решения (документа). После представления документов в регистрирующий орган заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. Окончанием второй стадии является вынесение регистрирующим органом решения в виде свидетельства по форме № Р51003, либо в виде листа записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007, либо в виде решения об отказе в государственной регистрации. Третья стадия оканчивается принятием вышестоящим регистрирующим органом или иным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решением по жалобе. Четвертая стадия оканчивается принятием судебного решения.
В настоящее время законодатель предпринимает попытки максимально упростить процедуру государственной регистрации, сделав пакет документов минимальным. Так, в плане мероприятий («дорожной карте») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»5 (далее — дорожная карта) предусмотрено в будущем введение права юридических лиц использовать типовые уставы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, исключение обязанности их представления в регистрирующий орган при го- т
сударственной регистрации с обязательным отражением в решении учредителей И
(участников) юридического лица о создании юридического лица или внесении изме- б
нений в устав юридического лица сведений о том, что юридическое лицо действует н
в соответствии с типовым уставом, и включение об этом сведений в ЕГРЮЛ.
л
СЗ РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431. о
Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р «Об утверждении плана ме- ы
роприятий ("дорожной карты") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц х
и индивидуальных предпринимателей"» // Российская газета. 2013. № 11. Ст. 1148.
U
1 X
ученых ъ
4
—j шл 11 LllAir
248 ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ # дуниверситета
Щ Ш0У имени О, Е. Кутафина (МПОА)
Представляется, что введение таких типовых уставов сможет существенно упростить и ускорить процедуру государственной регистрации. Разработка уникального устава для крупной компании со множеством учредителей обычно занимает много времени и представляет определенную сложность. Но если юридическое лицо учреждает один учредитель, то ему будет проще взять именно типовой устав для работы, указание же в уставе различных нюансов, касающихся выхода участника из общества или перехода доли к третьим лицам, не будет иметь смысла. Так, введение в соответствии с постановлением Правительства Республика Казахстан от 16.09.2008 № 852 «Об утверждении типовых уставов юридических лиц, являющихся субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства»6 в целях поддержки частного предпринимательства и снятия административных барьеров упрощенного порядка процедуры государственной регистрации для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на основании типовых уставов, утверждаемых в установленном порядке, сократило срок государственной регистрации до одного рабочего дня.
Однако вместе с упрощением процедуры государственной регистрации и сокращением пакета документов законодателем создаются дополнительные неэффективные процедуры, касающиеся обязательного нотариального удостоверения доверенностей на представителей для подачи и получения документов в регистрирующем органе.
В настоящее время идет много дискуссий по поводу введения нотариально заверенной доверенности на представителя при подаче документов в регистрирующий орган. Принятые в мае 2014 г. соответствующие изменения в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представляются нецелесообразными7. Если ранее документы в регистрирующий орган можно было подать по доверенности, выданной юридическим лицом в соответствии с гражданским законодательством, то теперь доверенность необходимо удостоверять нотариально. Таким образом, происходит двойная проверка полномочий заявителя, что влечет за собой только лишние расходы заявителя и не несет никакой смысловой нагрузки. Законодатель, отменив удостоверение подписи заявителя в нотариальном порядке в заявлении о создании юридического лица (если заявитель подает документы в регистрирующий орган лично), возложил дополнительную обязанность на заявителя по удостоверению доверенности.
На момент написания настоящей статьи Агентство стратегических инициатив (АСИ) направило в Администрацию Президента РФ предложение об отмене нотариальных доверенностей при регистрации юридических лиц8. Аргументы нотариального сообщества в пользу оставления нотариальных доверенностей сводятся к следующему: нотариальная доверенность в данном случае означает барьер на пути возможной массовой регистрации фирм-однодневок, отмена нотариальных доверенностей способна создать возможность для регистрации фирм на подставных лиц для осуществления незаконной деятельности9.
URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/node/1222.
Федеральный закон от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» // Российская газета. 2014. № 101.
URL: http://www.asi.ru/news/20428/.
URL: http://notariat.ru/news/notariat/12389/.
6
7
8
9
"7^ЕСТНИК Е А O/IQ
^ )УНИВЕРСИТЕТА Государственная регистрация юридических лиц
L_-У имени o.e. кугафина(мгюА) как вид административно-процедурного производства
Отсюда возникает вопрос: каким образом нотариальная доверенность будет создавать барьеры для фирм-однодневок, если нотариус в любом случае проверяет полномочия заявителя и свидетельствует его подпись в установленном законом порядке? Если подпись заявителя уже засвидетельствована, то от чего может защищать нотариальная доверенность? И если все же говорить о регистрации фирм-однодневок, то что мешает номинальному директору съездить в налоговую сдать и получить документы о регистрации самостоятельно? В этом случае, наоборот, снимаются дополнительные психологический, временной и денежный барьеры для недобросовестного директора. Кроме того, аргумент о том, что, учитывая предусмотренное законом требование к обязательному нотариальному удостоверению заявления о государственной регистрации в случае подачи документов представителем заявителя, в любом случае заявитель должен обратиться к нотариусу, если не желает лично посещать регистрирующие органы или многофункциональный центр. Однако нотариальное сообщество не учло, что для оформления доверенности заявитель тратит как минимум еще 30— 60 минут своего времени и несет дополнительные расходы, которые зачастую больше, чем стоимость нотариального удостоверения подписи на заявлении о государственной регистрации.
Отдельно необходимо сказать о формах заявлений. Формы заявлений о государственной регистрации, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»10, более понятны и просты по сравнению с формами заявлений, действовавшими ранее11. Все формы имеют штрих-код для автоматической обработки информации; кроме того, при заполнении, например, полных паспортных данных в отношении учредителя при создании в листе на заявителя нет необходимости дублировать паспортные данные, достаточно указать фамилию, имя и отчество. Если заполнять заявления посредством бесплатной электронной программы12, то многие разделы форм заполняются автоматически, что крайне удобно.
После подачи документов в регистрирующий орган заявителю или его представителю выдается расписка о принятых документах и начинается вторая стадия государственной регистрации: принятие регистрирующим органом решения о государственной регистрации.
10 Текст документа опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (№ 44, 29.10.2012) не в полном объеме.
11 Действовавшие ранее формы заявлений были утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Для обществ с ограниченной ответственностью были разработаны формы ФНС России (письмо ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-Фз» и письмо ФНС России от 08.07.2009 № МН-22-6/548@ «О дополнениях к письму ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ "О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ"»).
12 Бесплатное программное обеспечение «Программа подготовки документов для государственной регистрации» можно скачать на сайте URL: http://gnivc.ru/software/free_ software/software ul fl/ .