5.3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Панова Кристина Олеговна, студентка Место учебы: МГЮА
ddgirl_f@mail. ru
Аннотация: в статье рассматриваются правовые
проблемы государственной регистрации юридических лиц. Автором сделан анализ российского законодательства по данному вопросу.
Ключевые слова: юридическое лицо, государственная регистрация, налоговый орган, контроль, отказ.
PROBLEM ASPECTS OF THE STATE REGISTRATION OF LEGAL ENTITIES
Panova Kristina Olegovna, a student Place of study: Moscow state Academy of law
ddgirl_f@mail. ru
Annotation: the article describes legal problems of the state registration of legal entities. The author provides analyses of the Russian legislation on the matter.
Keywords: legal entity, state registration, tax authority, control, refusal.
Вследствие многочисленных пробелов и противоречий в правовом регулировании института государственной регистрации юридических лиц, а также из-за измененной социально-экономической ситуации в стране в феврале 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и органов налоговой милиции (в настоящее время полиции), выдвинул идею об изменении государственной регистрации юридических лиц.
Одна из главных идей проекта была передача функций государственной регистрации юридических лиц от Министерства юстиции РФ к налоговым органам, что влекло за собой введение в практику принципа «одного окна» (соединения процедур регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет путем единого представления документов). Таким образом, процедура легитимации юридических лиц унифицировалась, а административные проволочки в ее реализации снижались. Итог данной инициативы Президента РФ -разработан и утвержден Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от
08.08.2001 с изменениями и дополнениями (далее ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), установлено, что Федеральная служба Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. и
индивидуальных предпринимателей1 (согласно Закону «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»).
В настоящее время в законодательстве РФ определен так называемый нормативно-явочный
порядок образования юридических лиц. Это означает то, что регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных заявителем учредительных документов и действий учредителей нормам права, но не наделен полномочиями
рассматривать вопросы о целесообразности или полезности вновь создаваемого юридического лица. Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам, установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах. 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 185-ФЗ «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Внесенные изменения направлены на упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В законе реализуется принцип «одного окна». Это подразумевает однократное
обращение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующий орган, который затем представляет сведения о регистрации юридического лица в государственные органы, в том числе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы
Государственного комитета Российской Федерации по статистике, а перечисленные ведомства проведут без участия хозяйствующего субъекта все необходимые процедуры, подтверждающие постановку на статистический учет с присвоением кодов и регистрацию его в качестве страхователя.
Однако после анализа нормативной правовой базы РФ, регулирующей отношения, возникающие в сфере регистрации юридических лиц, и изучения результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти можно сделать вывод о том, что действующий в данной сфере механизм требует совершенствования.
Для того чтобы выявить проблемные аспекты государственной регистрации юридических лиц, необходимо произвести сравнительный анализ ранее действовавшего и современного законодательства о регистрации юридических лиц. В связи с этим, стоит упомянуть, что Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от
08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Так усилился контроль за достоверностью сведений об участниках юридических лиц. Согласно поправкам в
1 Постановление Правительства РФ от 17.05. 2002 г. № 319
Панова К. О.
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ст. 5 данного Закона, информация об изменении паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица -физических лиц, лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, будет предоставляться не только юридическими лицами, но и органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства (ФМС России). Регистрирующим органом данные сведения подлежат предоставлению в электронной форме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и сроком предоставления данных сведений составляет пять рабочих дней со дня выдачи соответствующего документа либо регистрации указанных лиц по месту жительства.
Кроме того, лицензирующим органом согласно новой редакции Закона в налоговую службу также будут предоставляться сведения о лицензиях юридического лица. При этом согласно поправкам в Закон № 129-ФЗ несоответствие сведений, внесенных в государственный реестр, будет определяться по всем документам, на основании которых были внесены соответствующие записи, а ранее данное несоответствие устанавливалось только на основании документов, представленных в налоговый орган при государственной регистрации.
На мой взгляд, эти поправки позволяют налоговым органам располагать полной и актуальной информацией о юридическом лице и его участниках, кроме того это обстоятельство необходимо учитывать при направлении в налоговый орган различной документации, в том числе заявлений о предоставлении информации или совершении каких-либо регистрационных действий. Так как на практике нередкой является ситуация, когда налоговый орган отказывает в совершении регистрационного действия или предоставлении информации по причине того, что сведения, указанные в заявлении, не соответствуют сведениям, содержащимся в государственном реестре.
Кроме того, новая редакция ст. 12 и ст. 14 Закона № 129-ФЗ устанавливает дополнительный способ передачи документов в регистрирующий орган - в электронном виде через сеть Интернет, тем самым упрощая порядок совершения регистрационных процедур.
На территории г. Москвы ФНС России запустила экспериментальную версию программы «Электронная регистрация». Данная программа реализует возможность направления при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей электронных документов. Теперь электронные документы для государственной регистрации могут быть направлены заявителями или нотариусами. В связи с этим ФНС России на своем официальном сайте представила перечень нотариусов, которые участвуют в опытной эксплуатации программного обеспечения
«Электронная регистрация». Кроме того, направить документы на государственную регистрацию через сеть Интернет можно при наличии сертификата ключа подписи, выданного удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих
центров, участником которой является ФНС России, а также установленной программы СгурйоРго. Учредительные документы будут подписаны электронной подписью регистрирующего органа, и экземпляр документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа в такой ситуации будет предоставлен заявителю только при указании на необходимость получения и способа получения документов при их направлении в регистрирующий орган.
Регистрирующий орган может воспользоваться своим правом в отказе в государственной регистрации, однако законодатель в качестве оснований для отказа в регистрации юридического лица выделяет лишь количественные критерии. Они связаны с нарушением правил оформления представленных на регистрацию документов. Качественная же сторона (проверка достоверности представленных сведений) остается за рамками регистрации.
Регистрирующий орган законодательно не наделен полномочиями на проверку соответствия действительности сведений, представленных при государственной регистрации. При том нормативноявочном порядке государственной регистрации юридических лиц, который существует в настоящее время в российских условиях, совершенно очевидно, что никакой правовой экспертизы регистрирующий орган не осуществляет, а потому запись, внесенная в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц, не может признаваться так или иначе «гарантированной» со стороны государства с точки зрения ее юридической корректности.
Д. И. Степанов приходит к заключению, что «при нормативно-явочном порядке государственной регистрации юридических лиц, когда не проводится серьезная правовая экспертиза документов (современная российская ситуация), либо при уведомительном порядке регистрации реестр юридических лиц не может указывать на законность или, напротив, незаконность существования юридического лица: он несет лишь информационную нагрузку, предоставляя участникам оборота в централизованном порядке сведения о юридических лицах, не добавляя законности или незаконности подобным сведениям»2.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что все-таки на данный момент в России стала действовать единая для всей страны система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единые формы документов, подтверждающих их государственную регистрацию, появился федеральный
информационный ресурс, содержащий сведения о юридических лицах, на лицо существенные сдвиги в лучшую сторону по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных п ред приним ателей.
2 Степанов Д. И. Аннулирование реорганизации: повод задуматься над концептуальными подходами в области создания юридических лиц / Д. И. Степанов // Закон. - 2007. - № 3. - С. 33.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. № 319 // СПС «КонсультантПлюс»;
2. Степанов Д.И. Аннулирование реорганизации: повод задуматься над концептуальными подходами в области создания юридических лиц / Д.И. Степанов // Закон. -2007. - № 3. - С. 33.
Reference list:
1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 17.05.2002 г. № 319 // SPS «Consultant+»;
2. Stepanov D.I. Reorganization cancellation: occasion to reflect on conceptual approaches in the field of legal entities / D.I. Stepanov // Law. - 2007 - № 3. - P. 33.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Пановой К.О. «Проблемные аспекты государственной регистрации юридических лиц» посвящена правовой регистрации коммерческих организаций.
Актуальность и практическая значимость данной статьи обуславливается тем, что в последнее время были внесены существенные изменения в процедуру государственной регистрации юридических лиц, в результате вступления в силу федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ и «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23 декабря 2003 года № 185-ФЗ.
Автором рассматриваемой статьи было проведено исследование положений названных законов, выявлены недостатки в законодательных актах.
В процессе работы над статьей автор использовал достаточный объем нормативных актов.
Данная статья имеет научную значимость и рекомендуется к опубликованию.
д.ю.н., Почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Андреева Л. В.