Научная статья на тему 'Государственная продовольственная политика современной России в области обеспечения продовольственной безопасности (политико-правовой анализ)'

Государственная продовольственная политика современной России в области обеспечения продовольственной безопасности (политико-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2092
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ПРАВО / НАУКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ПРОЕКТ / НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / AGRICULTURAL LAW / SCIENCE / NATIONAL SECURITY / FOOD SECURITY / FOOD POLICY / STATE FOOD FUNCTION / PROJECT / SPECIALTIES NOMENCLATURE / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов В. А.

Статья раскрывает некоторые аспекты продовольственной безопасности Российской Федерации, роль науки аграрного права в ее обеспечении, а также целесообразность сохранения науки аграрного права как отрасли юридической науки в номенклатуре специальностей научных работников в области юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FOOD POLICY IN MODERN RUSSIA IN THE FIELD OF FOOD SECURITY (POLITICAL AND LEGAL ANALYSIS)

The article reveals some aspects of food security in the Russian Federation, the agrarian law science role in its security, as well as practicability of agricultural law science keeping as legal science branch in the nomenclature of researcher specialties in the field of law.

Текст научной работы на тему «Государственная продовольственная политика современной России в области обеспечения продовольственной безопасности (политико-правовой анализ)»

ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 338.439.02

В.А. Власов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

Статья раскрывает некоторые аспекты продовольственной безопасности Российской Федерации, роль науки аграрного права в ее обеспечении, а также целесообразность сохранения науки аграрного права как отрасли юридической науки в номенклатуре специальностей научных работников в области юриспруденции.

Ключевые слова: аграрное право, наука, национальная безопасность, продовольственная безопасность, продовольственная политика, продовольственная функция государства, проект, номенклатура специальностей, юриспруденция.

The article reveals some aspects of food security in the Russian Federation, the agrarian law science role in its security, as well as practicability of agricultural law science keeping as legal science branch in the nomenclature of researcher specialties in the field of law.

Key words: agricultural law, science, national security, food security, food policy, state food function, project, specialties nomenclature, law.

Различные проблемные аспекты обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в последние годы усиленно исследуются юристами, политологами, социологами, экономистами, философами, а также специалистами, представляющими иные науки. Вместе с тем в отечественных юридической и политической науках указанная проблема не подвергалась серьезному всестороннему научному анализу. Обращает на себя внимание тот факт, что имеющиеся достаточно редкие научные исследования продовольственной безопасности, посвящены какому-то одному аспекту рассматриваемого феномена. Объективная реальность сегодняшней продовольственной ситуации от представителей юридической и политической науки требует создания качественной методологической основы для научного анализа продовольственной безопасности. По глубокому убеждению автора настоящей статьи, изучение проблемы продовольственной безопасности Российской Федерации является одним из самых перспективных научных направлений.

Продовольственную безопасность следует рассматривать как политико-правовой термин, выражающий институциональную взаимосвязь между обеспечением продовольственных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных групп населения и отдельного взятого гражданина, и направленный на предотвращение и ликвидацию продовольственных угроз и рисков каждому из вышеперечисленных субъектов, посредством проведения эффективной государственной продовольственной политики.

Аграрный сектор экономики в современный период времени выступает в качестве системообразующего фактора экономики России. Продовольственную безопасность Российской Федерации следует рассматривать как с точки зрения отраслевого подхода (защищенности аграрного сектора экономики, проведении политики аграрного протекционизма), так и с точки зрения геополитического подхода (обеспечение устойчивого развития и функционирования нашей страны в геополитических продовольственных условиях настоящего момента и проецирование продовольственных процессов на долгосрочную перспективу). В процессе формирования и развития новой модели функционирования мировой экономики именно аграрный сек-

V.A. Vlasov

STATE FOOD POLICY IN MODERN RUSSIA IN THE FIELD OF FOOD SECURITY (POLITICAL AND LEGAL ANALYSIS)

тор экономики может стать стратегическим инструментом реализации национальных интересов России. Реальная практика развития системы национальной безопасности реализуется посредством обеспечения и продовольственной безопасности и выступает в качестве политико-правовой процедуры, в котором аграрный сектор экономики занимает важнейшее место.

Продовольственная безопасность представляет одну из важнейших целей аграрной политики Российской Федерации, которая в свою очередь является составной частью современной экономической политики государства. В последнее время в средствах массовой информации, в научных юридических журналах, монографиях, учебных пособиях помимо понятия «аграрная политика» авторы также оперируют понятиями «продовольственная политика» и «агропродовольственная политика». Как верно указывается в экономической литературе, понятие «аграрная политика» может использоваться в двух смыслах: в узком и в широком.

В узком смысле под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики. В данном случае «аграрную политику определяют как деятельность государства, направленную на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе, реализующуюся путем воздействия на происходящие в нем экономические процессы через формы и методы, наиболее действенные в области аграрной экономики»1.

В широком смысле в аграрную политику включают:

- политику развития аграрного сектора;

- продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

- агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства, включая торговлю, переработку, сферу производства средств производства для сельского хозяйства;

- внешнеторговую аграрную политику2.

Соответственно, понятие «продовольственная политика» имеет право на существование, но оно является более узким по своему содержанию и входит в состав более широкого понятия «аграрная политика». Что же касается понятия «агропродовольственная политика», то оно, по субъективному мнению автора настоящей статьи, не совсем корректно, поскольку объединяет в одно понятие часть и целое. Данное понятие не имеет перспектив в будущем. Следовательно, от него целесообразно отказаться для того, чтобы не вносить путаницу в терминологию в рассматриваемой области. Продовольственная политика в первую очередь направлена на решение вопросов национальной безопасности вообще и продовольственной безопасности в частности.

Государственная продовольственная политика - это деятельность специально уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов, осуществляемая в специально закрепленных в нормативных правовых актах процедурах, которая направлена на обеспеченности населения Российской Федерации экологически чистыми, полезными и безопасными для здоровья продуктами питания, произведенными (выращенными) в основном российскими аграрными товаропроизводителями.

Нельзя отрицать того факта, что теория продовольственной безопасности Российского государства еще только формируется в научной доктрине, соответственно, целесообразно разработать единые универсальные методологические подходы к ее изучению. Возникла объективная потребность в разработке и утверждении единого категориального аппарата применительно к исследуемой проблеме. В этой ситуации роль права вообще и роль аграрного права в частности возрастают с геометрической прогрессией, так как практически все термины, которые прямо либо косвенно связаны с продовольственной безопасностью, требуют серьезной и качественной научной проработки. Также чрезвычайно важно выявить и раскрыть именно юридические особенности продовольственной безопасности, исследовать правовую природу данного правового феномена, разработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы в рассматриваемой области.

Следует признать, что происходит формирование и становление нового научного направления, которое требует колоссальных усилий представителей различных наук, в том числе и юридических. Разработка правовых основ продовольственной безопасности Российского государства имеет важное значение, как с позиции науки теории государства и права, так и с позиций отдельных отраслевых юридических наук: аграр-

1 Новичков В. И., Калашников И. Б. Аграрная политика: учеб. пособие. - М.: Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», 2001. - С. 10.

2 Аграрная политика / под ред. А.П. Зинченко. - М.: КолосС, 2004. - С. 8.

ного права, конституционного права Российской Федерации, гражданского права, экологического права, финансового права, уголовного права, административного права, муниципального права, российского предпринимательского права и некоторых других.

К сожалению, даже те имеющиеся немногочисленные разработки в исследуемой области носят фрагментарный характер, осуществляются, как правило, обособленно друг от друга, без какого-либо согласования между собой. Поэтому интеграция всех тех правовых достижений, которые уже имеются в области обеспечения продовольственной безопасности - это важнейшая задача юридической науки, в первую очередь, научного сообщества, представляющего науку аграрного права.

Безусловно, недостаточная теоретико-правовая разработка проблемы адекватного научного осмысления продовольственной безопасности отрицательно отражается на качестве подготовки специалистов, непосредственно связанных с ее обеспечением на различных уровнях.

По глубокому убеждению автора настоящей статьи, продовольственная безопасность Российской Федерации является главным стержнем ее национальной безопасности. Более того, следует ставить вопрос о том, что существует такая внутренняя функция государства, как продовольственная функция. Указанная функция направлена, прежде всего, на высокий уровень обеспеченности населения Российской Федерации экологически чистыми, полезными и безопасными для здоровья продуктами питания преимущественно отечественного производства по реальным научно обоснованным нормам, приобретаемым им по доступным ценам, в достаточном количестве и ассортименте при сохранении и улучшении среды его обитания. Когда речь идет о реальных научно обоснованных нормах, необходимо учитывать такие категории, как возраст, пол, условия труда, национальные традиции, место проживания, природно-климатические условия и т.д.

Продовольственная функция реально осуществляется, если в государстве имеется значительное количество качественного и доступного для населения продовольствия. Прежде всего, это способствует стабильности и эффективности его конституционного строя, защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению обороноспособности и безопасности страны, повышению качества жизни всех слоев общества, противодействию «продовольственному терроризму», обеспечению ее «продовольственного суверенитета» и т.д.

Национальная безопасность Российской Федерации закреплена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (далее - Стратегия). В Стратегии под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В Стратегии прямо указывается, применительно к повышению качества жизни российских граждан, что: «одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами» (п. 49).

В ней также речь идет о том, что: «продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги» (п. 50). Чрезвычайно важным является принятие Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» (далее - Доктрина), в котором развиваются положения Стратегии. Уже сам факт его принятия показывает не только насколько важна и актуальна продовольственная сфера для Российской Федерации, но и указывает на приоритет национальных интересов в области оборота продовольствия. Более того, Доктрину можно охарактеризовать как стратегический нормативный правовой акт национального масштаба3.

В Доктрине прямо указывается, что продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демогра-

3 Власов В.А. Продовольственная безопасность Российской Федерации как обязательное условие ее реальной независимости // Юрид. мир. - 2010. - №10. - С. 9.

фической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Доктрина, развивая положения Стратегии, предусматривает, что национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются, в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Также в п. 2 Доктрины закреплено, что стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.

Чрезвычайно важно, что в Доктрине непосредственно закреплены полномочия Правительства Российской Федерации, применительно к рассматриваемому вопросу, которое проводит единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности; организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению; принимает меры по достижению и поддержанию пороговых значений продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия; осуществляет в установленном порядке меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.

Концепция государственной политики в сфере полноценного питания граждан Российской Федерации в условиях финансового кризиса способствует постановке новых целей и задач, направленных на повышение конкурентоспособности «российских» продовольственных товаров, серьезного усиления контроля за качеством и безопасностью продовольствия и формирования достаточных стратегических продовольственных запасов4.

Нельзя также не отметить того факта, что уровень самообеспечения продовольствием субъектов Российской Федерации за счет продовольствия, непосредственно произведенного в самих субъектах Российской Федерации, будет существенно различаться в зависимости от природно-климатических, географических, экономических и иных факторов. Какие реальные шаги принимаются на уровне субъектов Российской Федерации по обеспечению их продовольственной безопасности, например, в Красноярском крае, автор настоящей статьи уже обращал внимание5.

Особое внимание представителям науки аграрного права следует обратить на то факт, что в течение всего 2010 года предметом научной дискуссии юридической общественности стал проект номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции, подготовленный рабочей группой 19 апреля 2010 года. В частности, представители ряда отраслевых юридических наук, таких, как: наука адвокатура6, наука нотариат7, обнаружив отсутствие указанных юридических наук в данном проекте, выступили с обоснованной критикой в его адрес. В указанном выше проекте также предлагается из специальности 12.00.06 исключить «Аграрное право» как потерявшее свое самостоятельное значение.8

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 (в ред. от 16 ноября 2009 г.) в настоящее время действует Паспорт номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам, в котором среди отраслей юридических наук закреплена специальность 12.00.06 «Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право». Безусловно, данный документ имеет базовое стратегическое значение при организации и осуществлении актуальных научных юридических исследований вообще и науки аграрного права в частности. Именно на указанный выше подзаконный нормативный правовой акт опираются кафедры юридических факультетов и институтов высших учебных заведений и научные отделы научно-исследовательских институтов, также в соответствии с ним идет процесс организации и работы диссертационных советов по юридическим специальностям.

4 Власов В.А. Некоторые проблемные аспекты продовольственной безопасности // Рос. юстиция. - 2010. - №11. - С. 59.

5 Власов В.А. Аграрная политика Российской Федерации как важнейший фактор модернизации российского государства // Аграрное и земельное право. - 2010. - №10. - С. 20-21.

6 Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г. Нотариальное право и процесс - предметы науки и преподавательской деятельности // Рос. юстиция. - 2010. - №12. - С. 67-68.

7 Волгоградские ученые-юристы поддерживают адвокатуру. URL: http: www.advgazeta.ru.

8 Власенко Н.А. О номенклатуре специальностей научных работников в области юриспруденции (тезисы доклада) // Юрид. образование и наука. - 2010. - №2. - С. 8.

Автор солидарен с тем, что: «Паспорт номенклатуры специальностей должен соответствовать потребностям времени, учитывать реалии, развитие и состояние юридических и смежных с ними наук. Данный документ требует новаторских дополнений и изменений. И это задачи нам всем — выработать его оптимальным, что необходимо как с точки зрения развития и будущности юридической науки, так и с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов, оптимальной работы диссертационных советов»9. Для достижения поставленной цели рабочая группа предлагает руководствоваться рядом критериев. Вместе с тем, если какую-то отрасль юридической науки исключать из номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции, то для этого должны быть веские и обоснованные аргументы. Попытаемся данные критерии спроецировать на науку аграрного права.

Первый критерий: актуальность научной юридической специальности, ее востребованность современной практикой. Общеизвестно, что актуальность и отдельной юридической специальности, и отдельной юридической науки, входящей в эту юридическую специальность, указывает на важнейшие и насущные проблемы объективной юридической действительности и ближайшие ее перспективы в развитии. Безусловно, это касается и науки агарного права.

Во всех странах мира правовое регулирование такой отрасли, как сельское хозяйство строится на приоритетных началах, поскольку от его успешного развития зависит эффективное обеспечение населения качественным продовольствием, а легкой, пищевой, фармацевтической и иных отраслей экономики - сельскохозяйственным сырьем10. Российская Федерация не является исключением применительно к рассматриваемым вопросам. Отрадно, что в последнее время российский законодатель уделяет столь значительное внимание развитию именно аграрному сектору экономики, о чем свидетельствует не только реализация Приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», но и принятие других важнейших нормативных правовых актов в данной области. В первую очередь, речь идет о Федеральном законе от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства от 14.07.2007г. №446. Более того, следует учитывать такой важный показатель, как развивающаяся социальная практика применительно к выделению и закреплению той или иной отраслевой юридической науки. Речь идет о таком стратегическом направлении деятельности Российского государства, как его аграрная деятельность, воплощающаяся в проведении аграрной политики и ее составной части продовольственной политики.

К одним из основных направлений аграрной политики Российской Федерации в современный период времени следует отнести создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности. Как справедливо отмечает М.И. Козырь: «Никогда прежде - ни в досоветский, ни в советский, ни в постсоветский периоды развития российского государства столь масштабная задача не ставилась»11.

Соответственно, востребованность современной практикой науки аграрного права является очевидной, так же, как и вопрос о включении его в научную юридическую специальность 12.00.06 «Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право» не вызывает ни каких сомнений.

Второй критерий: развитие правовой отрасли, ее регулятивных свойств (совокупность нормативных правовых актов, их взаимосвязанность и взаимозависимость; появление новых юридических конструкций; систематизация законодательства и др.). Безусловно, должны учитываться и факторы, способствующие развитию отрасли права (экономические, политические и др.).

Применительно к аграрному законодательству, которое является основой аграрного права как отрасли науки, следует сказать, что помимо упомянутых выше нормативных правовых актов, существует огромный массив аграрного законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Рамки настоящей статьи не позволяют перечислить все важнейшие нормативные правовые акты Российской Федерации в этой стратегически важной сфере, укажем лишь некоторые из них, например, Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне», Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-

9 Власенко Н.А. Указ. соч. С. 8-9.

10 Власов В.А. Некоторые проблемные аспекты правового положения аграрных товаропроизводителей // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 11. - С. 136.

11 Козырь М.И. Законодательство об агропромышленном комплексе Российской Федерации нуждается в совершенствовании // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 5. - С. 4.

вольствия для государственных нужд», Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве», Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и т.д.

Следует также упомянуть и большой массив аграрного законодательства субъектов Российской Федерации, например, Закон Оренбургской области от 1 октября от 1997 г. № 150/44-ОЗ «О семеноводстве», Закон Волгоградской области от 28 апреля 2006 г. № 1219-ОТ «О пчеловодстве», Закон Республики Башкортостан от 8 декабря 2006 г. № 389-з «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Башкортостан», Закон Красноярского края от 21 февраля 2006 г. № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», Закон Красноярского края от 7 июля 2009 г. № 8-3512 «О дополнительных мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса края в 2009-2010 годах» и т.д. Все вышеперечисленные как федеральные законы, так и законы указанных субъектов Российской Федерации являются исключительно источниками аграрного законодательства и не входят ни в одну из традиционных отраслей законодательства, поскольку предназначены специально для регулирования аграрных отношений.

Но, помимо собственно аграрных законов, существует большой массив законов других отраслей законодательства, в которых закреплены аграрные правовые нормы, в частности, договор контрактации сельскохозяйственной продукции и право на селекционное достижение закреплены в гражданском законодательстве, единый сельскохозяйственный налог предусмотрен в налоговом законодательстве, земли сельскохозяйственного назначения указаны в земельном законодательстве, составы административно-аграрных правонарушений обозначены в административном законодательстве и т.д.

Существует объективная реальная и необходимая взаимосвязь и взаимозависимость между различными отраслями законодательства по регулированию как аграрных отношений, так и продовольственных отношений. Более того, многие нормативные правовые акты аграрного законодательства носят, как правило, комплексный характер. Это особенно заметно на примере Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в котором содержатся правовые нормы, относящиеся к аграрному, земельному, гражданскому, налоговому трудовому, предпринимательскому, семейному и некоторым другим отраслям российского законодательства.

В современных правовых реалиях появились новые аграрные юридические конструкции, связанные с понятием «продовольственная безопасность» и которые требуют адекватного правового анализа, в частности, такие, как: «аграрная политика», «продовольственная политика», «аграрный товаропроизводитель», «сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие», «критерий продовольственной безопасности», «показатель продовольственной безопасности», «оптовые продовольственные рынки», «оптовые продовольственные ярмарки» и т.д. Соответственно, и указанные выше новые аграрные юридические конструкции, и многие другие должны подвергаться серьезному анализу именно представителями науки аграрного права, а не других юридических наук.

Попытки включить «чужеродный аграрный материал» в лоно традиционных отраслей законодательства иногда приводят к противоположному эффекту. Так, крестьянское (фермерское) хозяйство в первую очередь является субъектом аграрного права и закрепление его правового положения в части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.2 ст.23), посвященной правовому положению индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, представляется не совсем верной, так как предпринимателем является глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а регистрируется именно само крестьянское (фермерское) хозяйство. Как показывает практика, крайне редко образуется такое хозяйство одним гражданином, в подавляющем числе случаев оно представляет объединение граждан, связанных родством и (или) свойством. Автор полностью разделяет позицию В.В. Устюковой о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство - это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, отличающаяся как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеющая аналогов в действующем законодательстве12.

Представители рабочей группы в отношении второго критерия верно указывают, что на развитие правовой отрасли влияет систематизация законодательства. Что касается систематизации аграрного зако-

12 Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства. - М., 2001.

- С. 170-175.

нодательства, то надежды юристов-аграрников, возлагаемые на базовый Федеральный закон от 29 декабря 2006г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», оказались отнюдь не радужными. Большинство правовых норм, закрепленных в данном законе, носит не только противоречивый, но и декларативный характер, некоторые важнейшие положения современной продовольственной правовой реальности в нем даже не обозначены. Следует признать объективный факт, что многие нормативные правовые акты аграрного законодательства с точки зрения юридической техники не отличаются высоким качеством. На этот чрезвычайно важный аспект автор настоящей статьи неоднократно обращал внимание13. Поэтому исключение из номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам науки аграрного права вряд ли будет способствовать улучшению качества и аграрного законодательства и надлежащему обеспечению продовольственной безопасности.

Нельзя не согласиться с членами рабочей группы, которые применительно ко второму критерию указывают на то, что должны учитываться и факторы, способствующие развитию отрасли права (экономические, политические и др.). Если характеризовать такой феномен, например, как продовольственная безопасность, то будут всегда присутствовать в обязательном порядке не только экономические, политические, но и социальные, информационные, демографические, экологические, международные и иные факторы.

Так, в рассматриваемой Доктрине для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна - не менее 95 %; сахара - не менее 80 %; растительного масла - не менее 80 %; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 %; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 %; рыбной продукции - не менее 80 %; картофеля - не менее 95 %; соли пищевой - не менее 85 %.

Но, несмотря на финансовый кризис, в прошедшем году применительно к сельскому хозяйству наметились достаточно позитивные тенденции. В частности, Министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник на рабочей встрече с Президентом РФ Д.А. Медведевым, где обсуждались итоги работы сельскохозяйственной отрасли за 2009 год, доложила главе государства, что: «по данным Росстата объем производства сельскохозяйственной продукции в 2009 году вырос на 1,2 % по сравнению с 2008 годом». Она также указала на то, что запланированные в Доктрине показатели будут достигнуты в течение пяти лет, а по зерну норма по выращиванию отечественной продукции уже перевыполнена14. Это подтверждается словами заместителя председателя Государственной Думы РФ Н.В. Герасимовой, сказанными ей 1 июня 2010 года во время проведения семинара-совещания, посвященному ходу выполнения Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»: «в прошлом году было собрано около 100 млн тонн зерна, 25 из которых были проданы за пределы нашей страны»15.

Вместе с тем постоянное увеличение экспорта зерна не должно создавать иллюзию о том, что в Российском государстве с продовольственной безопасностью полный порядок. Как верно указал И.Н. Буздалов: «между тем анализ показывает, что, к примеру, отправляя на экспорт в 2008 году 13,6 млн тонн зерна, Россия в то же время импортировала в основном продукцию животноводства, то есть экспорт зерна ослабляет кормовую базу, особенно птицеводства и свиноводства, а экспортируя 90 % производимых в стране удобрений, страна не добрала (в пересчете на зерно) 40 млн тонн собственной продукции, так что говорить о благополучии с продовольствием пока всерьез не приходится»16.

Обеспечение продовольственной безопасности в любом государстве сопряжено с различного рода рисками (политическими, социальными, техногенными, экологическими и т.д.). В результате действия засухи и пожаров в 2010 году в России прогнозируется значительное падение урожая зерновых. Так, в обзоре Центра развития ГУВШЭ «Новый курс» указывается, что: «если две недели назад Е.Б. Скрынник говорила об урожае зерна в 80-85 млн тонн, то последняя оценка Минсельхоза составляет уже 60-65 млн тонн»17.

13 Власов В.А. Аграрное законодательство субъекта Российской Федерации (на примере Красноярского края // Аграрная наука. -2001. - №12. - С. 24; Власов В.А. Законы регулирующие систему аграрных отношений, нуждаются в совершенствовании; Власов В.А. Проблемы качества законов в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд // Законодательство и экономика. - 2003. - №10. - С.16-20 и т.д.

14 http://kremlin.ru.

15 Девин С.К. О ходе реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» // Экономика с.-х. и перераб. предприятий.

- 2010. - №7. - С.79.

16 http://opec.ru.

17 http://opec.ru.

Правительство Российской Федерации отреагировало на неблагоприятную продовольственную ситуацию незамедлительно. Им было принято Постановление от 5 августа 2010 г. № 599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», в котором прямо предписано: «установить с 15 августа 2010 г. по 31 декабря 2010 г. временный запрет вывоза пшеницы и меслина (код ТН ВЭД ТС 1001), ячменя (код ТН ВЭД ТС 1003 00), ржи (код ТН ВЭД Тс 1002 00 000 0), кукурузы (код ТН ВЭД ТС 1005), муки пшеничной или пшенично-ржаной (код ТН ВЭД ТС 1101 00) с территории Российской Федерации». Поэтому совершенствование всей имеющейся системы продовольственного мониторинга является одним из самых главных и перспективных направлений продовольственной политики Российской Федерации.

Безусловно, все вышеуказанные факторы, исследуемые применительно ко второму критерию, способствуют развитию не только отрасли аграрного законодательства и науки аграрного права, но и обеспечению продовольственной безопасности России.

Третий критерий: связь и зависимость правовой действительности, юридической науки и научной специальности. Безусловно, связь и зависимость аграрно-правовой действительности, науки аграрного права и научной специальности 12.00.06, где пока еще рассматриваемая наука представлена, не должна быть утеряна. Применительно к третьему критерию автору хотелось бы также остановиться на взаимосвязи и взаимозависимости не только отрасли аграрного права и отрасли науки аграрного права, но и взаимосвязи и взаимозависимости отрасли науки аграрного права и отрасли аграрного законодательства и учебной дисциплины аграрного права. В научно-теоретическом и законодательно-прикладном аспектах существование аграрного законодательства не вызывает сомнений (на что автор обращал внимание при анализе первого критерия). Соответственно, как правило, в большинстве случаев крупным массивам законодательства соответствуют созвучные по названию учебные дисциплины.

Речь идет о том, что начинают утрачиваться традиции в преподавании аграрного права в рамках передачи опыта высшей юридической аграрной школы и педагогической юридической аграрной науки. Нельзя предавать забвению историю, в частности, в дореволюционный период существовало крестьянское право, которое было направлено на правовую регламентацию сельскохозяйственной деятельности крестьян. В рассматриваемый период издавались книги по данному научному направлению, особого внимания заслуживает фундаментальный труд А.А. Леонтьева «Крестьянское право», который целесообразно переиздать в настоящий период времени18.

В послереволюционный период вплоть до перехода к сплошной коллективизации аграрного сектора экономики превалирующей организационно-правовой формой сельскохозяйственного производства были частные трудовые крестьянские хозяйства, получившие право трудового землепользования. Поэтому ничего удивительного в том нет, что и научные исследования, и изучение особенностей правовой регламентации земельных отношений трудовых крестьянских хозяйств осуществлялись в рамках учебного курса земельного права. Вместе с тем, в указанный период существовали и коллективные организационно-правовые формы сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные артели и товариществами по совместной обработке земли), которые обеспечивали также продовольственную безопасность РСФСР. Соответственно, и научные исследования, и изучение особенностей правовой регламентации перечисленных выше коллективных форм ведения сельскохозяйственного производства осуществлялись в рамках учебного курса сельскохозяйственного кооперативного права.

Проведение аграрной политики органами государственной власти созданного к тому времени СССР было направленно на сплошную коллективизацию аграрного сектора экономики с целью обеспечения продовольственной безопасности государства. Данное обстоятельство привело к формированию новой специфической отрасли законодательства, каковым стало колхозное законодательство. Сначала был принят базовый специальный нормативный правовой акт - Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 марта 1927 г. «О коллективных хозяйствах», затем были приняты Примерный устав сельскохозяйственной артели (колхоза), утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР от 1 марта 1930 г. и Примерный устав сельскохозяйственной артели (колхоза), утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1935 г. Именно колхозное законодательство и стало впоследствии правовой основой как отрасли колхозного права, так и науки колхозного права. Нельзя не отметить того факта, что был период (с 1930 по 1938 г.), когда в советских вузах преподавалась общая учебная дисциплина «земельно-колхозное право». Но уже в июне 1938 года решением Перво-

18 Леонтьев А.А. Крестьянское право. - СПб., 1909.

го Всесоюзного совещания по вопросам права общая дисциплина «земельно-колхозное право» была разделена на две самостоятельные дисциплины «земельное право» и «колхозное право». В указанный период было издано несколько учебников по колхозному праву19.

Получается парадокс, в 1938 году было признано всем прогрессивным юридическим сообществом, что земельное право и колхозное право (предшественник современного аграрного права) являются самостоятельными отраслями, а в 2009 году разработчики проекта номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции предлагают специальность 12.00.06 изменить на «экологическое право; природоресурсное право; энергетическое право; земельное право». Более того, в обосновании к проекту новой специальности ими указывается: «В силу неразрывной связи аграрного права с земельным и во многом потери первым в постсоветское время самостоятельного значения представляется нецелесообразным вводить как самостоятельную отрасль «аграрное право». Диссертационные исследования в сфере сельского хозяйства могут готовиться по специальности «земельное право» или по неправовым специальностям (сельскохозяйственным)».

Неразрывная связь аграрного права с земельным правом действительно существует, но только лишь применительно к исследованию правового режима земель сельскохозяйственного назначения, а также правового режима земель сельскохозяйственного использования и правового регулирования их рационального использования и охраны. Во всем остальном это совершенно разные отрасли права и отрасли юридической науки, каждая из которых изучает свои проблемы. Поэтому предложение членов рабочей группы о том, что диссертационные исследования в сфере сельского хозяйства могут готовиться по специальности «земельное право» мягко говоря не совсем корректно. Точно такая же «неразрывную связь» аграрного права прослеживается с налоговым правом, когда речь идет о едином сельскохозяйственном налоге, или с административным правом применительно к отдельным составам аграрно-административных проступков, например, когда речь идет о нарушении правил карантина животных, других ветеринарно-санитарных правил, нарушении правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных (ст. 10.6 КоАП РФ) и т.д. Учитывая, что в отечественной системе права все отрасли права между собой имеют «неразрывную связь», количество таких примеров вырастает с геометрической прогрессией. Что же касается предложения о проведении диссертационных исследований в сфере сельского хозяйства юристами по неправовым специальностям (сельскохозяйственным), то оно не выдерживает ни какой критики, поскольку представители каждой науки должны проводить диссертационные исследования в рамках все-таки своей науки, а не чужеродной. В самом начале настоящей статьи автор указывал, что применительно к феномену продовольственной безопасности, представители различных наук в своих диссертационных исследованиях рассматривает различные ее аспекты (политические, экономические, социологические, юридические и т.д.).

Также разработчики предлагают ввести в специальность 12.00.06 новую отрасль юридических знаний

- «энергетическое право». В обосновании они указывают, что эта активно развивающаяся отрасль регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов предпринимательства, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов. Данные отношения имеют стратегическое значение для стабильного функционирования экономики России, в целом для национальной безопасности. Особенность энергетического права заключается в теснейшем диалектическом сочетании публично-правовых и частноправовых способов при регулировании энергетических отношений. Модернизация специальности позволит ставить и решать проблемы развития и функционирования правового обеспечения всего энергетического комплекса страны. Последние три предложения вполне уместны и актуальны и для аграрного права, только следует говорить об аграрных отношениях и о правовом обеспечении всего агропромышленного комплекса страны. Выдвигаемое предложение также нельзя назвать удачным, так как базовым нормативным правовым актом энергетического права служит Федеральный закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике», направленный на правовую регламентацию в первую очередь вопросов продажи и потребления электрической энергии. Справедливости ради надо отметить, что данный закон практически ни природоресурсовые, ни экологические отношения не затрагивает. На наш субъективный взгляд, более уместно обозначать энергетическое право в привязке его к российскому предпринимательскому праву, поскольку «неразрывная связь» этих отраслей вполне закономерна (учебные

19 Колхозное право: учеб. для юрид. высш. учеб. заведений. - М., 1939; Советское колхозное право / под ред. М.И. Козыря, В.З. Янчу-ка. - М., 1978.

дисциплины в тех вузах, где имеется энергетическое право, читаются на кафедрах предпринимательского права; у них общие источники; как правило, на этих же кафедрах подготавливаются к защите диссертационные исследования и т.д.). Аналогичные аргументы можно привести и в отношении банковского права, и отчасти коммерческого права. В порядке научного анализа автор предлагает к обсуждению прогрессивному юридическому сообществу возможную самостоятельную научную специальность «российское предпринимательское право; коммерческое право; банковское право; энергетическое право».

Считаем также ошибочным выделение отдельно науки земельного права в проекте номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции, так как данная наука является составной частью природоресурсного права. Один структурный элемент не должен искусственно вычленяться из общего целого.

Следующий исторический период характеризуется созданием и увеличением количества совхозов, развитием межхозяйственной кооперации, а также принятием в мае 1982 года Продовольственной программы СССР на период до 1990 года. Все вышеуказанное, а также ряд других объективных факторов способствовали тому, что в новом учебном плане для юридических вузов, утвержденном Министерством высшего и среднего специального образования СССР в 1982 году, было закреплено введение преподавания в юридических вузах страны вместо учебного курса «колхозное право» учебной дисциплины «советское сельскохозяйственное право». Также была разработана и утверждена учебная программа по новой учебной дисциплине, а в 1985 году был издан первый учебник по сельскохозяйственному праву20.

Распад СССР и переход от административно-командной системы к рыночной аграрной экономике, проведение аграрной реформы, возрождение многоукладности организационно-правовых форм ведения сельскохозяйственного производства казалось бы должны были только способствовать включению в силу объективных причин в государственный стандарт высшего профессионального образования по юридическим специальностям теперь уже учебной дисциплины аграрного права, которое пришло на смену сельскохозяйственному праву. Вместо этого получился обратный эффект, аграрное право было исключено из федерального компонента государственного образовательного стандарта для юридических вузов. Отрадно, что ряд ведущих юридических вузов, таких, как Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кута-фина, Уральская государственная юридическая академия, Саратовская государственная академия права, Санкт-Петербургский государственный университет, Башкирский государственный университет, Воронежский государственный университет и целый ряд других государственных вузов включили в учебные планы преподавание аграрного права как учебной дисциплины регионального компонента. Соответственно, с 1938 по 1991 год изучение студентам-юристами сначала «колхозного права», а затем «сельскохозяйственного права» являлось обязательным в каждом юридическом вузе нашей страны. Действительно, ситуация поменялась и поменялась, к великому сожалению, в худшую сторону.

Как справедливо отметили ведущие юристы-аграрники: «это тут же сказалось на качестве подготовки специалистов, которые в своей работе никак не учитывают специфику отношений, складывающихся в аграрном секторе экономики, поскольку не имеют о ней ни малейшего представления. Недостаточно учитывается эта специфика и в законотворческой работе, поскольку проекты законов также готовят специалисты, не изучавшие аграрное право. В конечном счете, такая ситуация ведет к нарушениям прав сельскохозяйственных организаций и граждан, работающих в сельском хозяйстве и проживающих в сельской местности, и к отсутствию у них возможности достойно защитить свои права»21.

Заслуживает внимания еще один чрезвычайно важный нюанс, - предполагаемое присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), а также Соглашение от 6 марта 1998 г. «Об общем аграрном рынке государств-участников Содружества Независимых Государств» предполагают наличие исследований в сфере международного аграрного права. Отечественные дипломированные бакалавры, специалисты, магистры по окончании российских юридических вузов должны владеть аграрно-правовой проблематикой, в том числе разбираться в вопросах правового обеспечения продовольственной безопасности, по меньшей мере не хуже, чем их коллеги-выпускники из развитых зарубежных стран (США, Канады, Японии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Великобритании, Франции и ряда других государств), в которых на протяжении многих десятков лет проводятся актуальные правовые исследования в аграрно-правовой сфере. Юри-

20 Сельскохозяйственное право: учеб. / отв. ред. М.И. Козырь, В.В. Петров. - М., 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Судьба аграрного права вновь под угрозой (Открытое письмо министру образования и науки РФ господину Фурсенко Андрею Александровичу и председателю ВАК Минобр. науки РФ господину Кирпичникову Михаилу Петровичу) // Право и государство: теория и практика. - 2010. - №8. - С. 151.

дическое образование в Российской Федерации должно рассматриваться в качестве базисного постулата экономической модернизации нашего государства. В свете вышеизложенного, в новых образовательных условиях оно обязано быть конкурентоспособным и ни один его сегмент, в том числе и аграрное право, не должен выпадать из образовательного юридического процесса. Особую актуальность указанный аспект приобрел после подписания Российской Федерацией 19 сентября 2003 года Декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования, принятой 19 июня 1999 года в г. Болонье (Болонской декларации). Болонская декларация - это базовый юридический документ, правовые нормы которого будут способствовать преодолению в Европе экономических, социальных, политических, экологических, продовольственных и иных проблем.

Вывод по третьему критерию будет однозначным: аграрное право как наука, как отрасль права, как учебная дисциплина есть правопреемница дореволюционного крестьянского права, земельного права и сельскохозяйственного кооперативного права двадцатых годов, колхозного права, советского сельскохозяйственного права прошлого века.

Четвертый критерий: характеристика данных знаний как научных и наукообразующих, что предполагает отражение в них наиболее существенных сторон явлений правовой действительности; эта информация должна быть упорядочена, то есть иметь определенную систему, логическую взаимосвязь и способность к последовательному изменению; такие знания должны быть выражены в надлежащей внешней форме (зафиксированы в монографиях и других научных изданиях). Проецируя четвертый критерий на науку аграрное право, по нашему глубокому убеждению сознательно замалчивается значение того многого, что было сделано юристами-аграрниками, занимающимися актуальными аграрно-правовыми проблемами.

Именно по аграрному праву уже в современный период было защищено значительное количество диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук, в том числе и докторская диссертация Б.А. Воронина, посвященная собственно становлению аграрно-правовой науки и актуальным проблемам ее развития22.

В целях обеспечения учебного процесса постоянно издаются учебники по аграрному праву. В 19961998 годах авторский коллектив во главе с доктором юридических наук, профессором Г.Е. Быстровым и доктором юридических наук, профессором М.И. Козырем подготовили три учебника по рассматриваемому курсу23. В 2000 году издается учебник «Аграрное право», написанный доктором юридических наук, профессором Н.Н. Ведениным24. В 2008 году вышел в свет учебник «Аграрное право», подготовленный авторским коллективом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова и кандидата юридических наук, доцента Е.Л. Мининой25. В 2010 году были опубликованы два новых фундаментальных учебника по аграрному праву, которые были подготовлены авторскими коллективами Института государства и права РАН (руководитель авторского коллектива и ответственный редактор, доктор юридических наук, профессор Козырь М.И.)26 и Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина (ответственные редакторы: доктор юридических наук, профессор Палладина М.И. и доктор юридических наук, доцент Жаворонкова Н.Г. 27. На указанный последним учебник «Аграрное право» автор настоящей статьи опубликовал две рецензии28.

В современный период времени представителями науки аграрного права было опубликовано по различным аграрно-правовым направлениям значительное количество интересных монографий и учебных пособий. Рамки настоящей статьи не позволяют привести полный их перечень, поэтому в качестве примера

22 Воронин Б.А. Становление аграрно-правовой науки и актуальные проблемы ее развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Уфа, 2000.

23 Аграрное право: учеб. для юрид. вузов / отв. ред. Г.Е. Быстров, М.И. Козырь. - М.. 1996; Аграрное право: учеб. для высших учеб. заведений / отв. ред. Г.Е. Быстров, М.И. Козырь. - М., 1996; Аграрное право: учеб. для вузов / под ред. Г.Е. Быстрова, М.И. Козыря. -М., 1998.

24 Веденин Н.Н. Аграрное право: учеб. - М., 2000.

25 Аграрное право: учеб. / под ред. С.А. Боголюбова, Е.Л. Мининой. - М., 2008.

26 Аграрное право России: учеб. (отв. ред., д-р юрид. наук, профессор, заслуж. деятель науки РФ М.И. Козырь). - М., 2010.

27 Аграрное право: учеб. / отв. ред. М.И. Палладина, Н.Г. Жаворонкова. - М., 2010.

28 Власов В.А. Рецензия на учебник «Аграрное право» // Экономика с.х. и перераб. предприятий. - 2010. - №9. - С. 90; Рецензия на учебник «Аграрное право» // Аграрное и земельное право. - 2010. - №11. - С. 149-151.

укажем только посвященные правовому анализу отдельных аспектов договорных отношений аграрных товаропроизводителей29.

С 2005 года ежемесячно стал издаваться специальный научно-практический и информационноаналитический журнал «Аграрное и земельное право», большая часть научных статей в нем посвящена отдельным актуальным аграрно-правовым проблемам, в том числе и проблемам продовольственной безопасности. Вызывает сожаление, что данный журнал не включен Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ от 19 февраля № 6/6 в новую редакцию ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук.

В аграрно-правовой литературе в последнее время правильно ставится вопрос о становлении и развитии аграрно-правовых школ (Московской, Ленинградской, Уральской, Уфимской, Саратовской и некоторых других)30. Сложно не заметить, что во всех вузах перечисленных городов было сохранено преподавание аграрного права как учебной дисциплины. Возникает вполне резонный вопрос: «Насколько продуктивно в научном плане будут функционировать перечисленные выше аграрно-правовые школы, если наука аграрного права будет исключена из номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции?».

Консолидации аграрно-правового сообщества способствует проведение международных и всероссийских научно-практических конференций и конгрессов по аграрно-правовой проблематике, что, несомненно, направлено на развитие и обогащение аграрно-правовой мысли как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. В частности, следует обратить внимание на следующие: в апреле 1991 года в г. Москве была проведена Международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования сельскохозяйственного законодательства в СССР и странах Восточной Европы в условиях рынка», в работе которой участвовали ученые-аграрники России, США, Великобритании, ФРГ, Италии, Испании, Польши, Венгрии; в апреле следующего года на базе Центра международных сельскохозяйственных финансов Университета Штата Айова (США) был проведен важнейший аграрно-правовой форум Международный конгресс «Роль права в формировании и развитии рыночной аграрной экономики», в работе которого приняли участие ведущие представители аграрно-правовой науки США, России, Украины, Молдавии, Казахстана, стран Балтии; в январе 1997 года в г. Оренбурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам развития экологического, аграрного, земельного законодательства в субъектах Российской Федерации; в сентябре 1999 года в г. Минске (Республика Беларусь) состоялся крупный Международный конгресс «Правовые проблемы земельной и аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы, России, Беларуси, Украины и других стран СНГ, государствах Балтии» и т.д. По результатам указанных выше международных и всероссийских научно-практических конференций и конгрессов были изданы научные сборники. Периодически издаются сборники научных трудов, в том числе и международных по аграрно-правовой проблематике. Из числа последних нельзя не отметить международный сборник научных трудов аграрных и юридических высших учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ и государств ЕС «Правовое регулирование аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования», изданный в двух томах в 2009 году31. Безусловно, что на всех научных форумах, конгрессах и конференциях особое внимание юридическим аграрным сообществом уделяется проблемам правового обеспечения продовольственной безопасности.

29 Лукьяненко В.Е. Проблемы договоров в сельском хозяйстве России (теория и практика). - Ульяновск: УлГУ, 2000; Болотова Ю.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. - М.: Изд-во МСХА, 2002; Договорные отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей / под ред. И.А. Иконицкой, З.С. Беляевой. - М.: КолосС, 2003; Землякова Г.Л. Лизинг в сельском хозяйстве России: Правовое регулирование. - М.: ИД «Право и государство», 2004; Власов В.А. Правовое регулирование договорных отношений в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд: теоретические и практические проблемы. - Красноярск: Изд-во СИБУП, 2005; Власов В.А. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд: история, теория, практика. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2005.

30 Воронин Б.А. Указ. соч. - С. 22.

31 Международный сборник научных трудов аграрных и юридических высших учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ и государств ЕС «Правовое регулирование аграрных, земельных отношений, природопользования и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ и государствах ЕС: состояние, проблемы, пути совершенствования» / отв. ред.: зав. каф. аграрного и земельного права РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, проф., Президент Российской ассоциации аграрного и природоресурсного права Г.Е. Быстров. - М., 2009.

Известные российские ученые-юристы М.И. Козырь, М.М. Бринчук, Г.Е. Быстров, И. А. Иконицкая и Э.И. Павлова в 1997 году были приняты в члены Европейского комитета аграрного права, а Российская ассоциация аграрного права, природоресурсного права и экологического права была принята в коллективные члены этой престижной международной организации.

Следовательно, вывод по четвертому критерию будет следующим: аграрно-правовые знания как научные знания реальной аграрной действительности представляют собой логичную и четкую систему, в которой они находят свое выражение в надлежащей внешней форме (учебниках, монографиях, учебных пособиях, сборниках трудов по итогам проведения научно-практических конференций различного уровня и т.д.), которые используются как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в том числе и области обеспечения продовольственной безопасности.

Пятый критерий: номенклатура должна способствовать дальнейшему развитию не только собственно правовых знаний, но и экономики, финансов, государственного и правового строительства и т.д., т.е. взращивать специалистов (пусть даже «узких»).

Действующая редакция Паспорта номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам, в котором закреплена наука аграрное право, безусловно, способствует прогрессивной эволюции как собственно аграрно-правовых знаний, так и аграрного сектора экономики (в нем задействовано около 30% всех трудоспособных граждан в сфере материального производства), а также тесно связанных с ним иных секторов, аграрных финансов (бюджетное финансирование посредством предоставления субсидий, льготное налогообложение, льготное кредитование, государственная финансовая поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур аграрных товаропроизводителей и т.д.), государственному регулированию многочисленных общественных аграрных отношений (племенное животноводство, элитное семеноводство, качество и безопасность пищевых продуктов и т.д.). По всем перечисленным направлениям принимаются аграрно-правовые нормативные правовые акты, которые требуют серьезного юридического анализа. Для этого потребуются высококвалифицированные юридические кадры, возможно, «узкие» специалисты-практики (юристы, специализирующиеся на юридических проблемах в сфере ветеринарии, карантина растений, оптовых продовольственных рынков, оптовых продовольственных ярмарок и т.д.). Также возникает вполне резонный вопрос: «Кому как не представителям науки аграрного права заниматься разработкой теоретических аграрно-правовых проблем, связанных с прогнозом развития отдельных правовых институтов аграрного права, конструированием новых научных аграрно-правовых гипотез, совершенствованием аграрного законодательства?». Ответ будет очевидным, наука аграрного права, имеющая богатый опыт и традиции на протяжении не одного века, в том числе и в вопросах правового обеспечения продовольственной безопасности, должна быть сохранена в Паспорте номенклатуры специальностей научных работников по юридическим наукам в специальности 12.00.06 «Природоресурсное право, аграрное право, экологическое право».

Подводя итоги всему вышеизложенному, можно констатировать тот факт, что аграрное право как наука соответствует всем тем критериям, которые указали разработчики нового проекта номенклатуры специальностей научных работников в области юриспруденции, а ее исключение будет только способствовать наступлению в Российской Федерации «продовольственного Армагеддона».

--------♦'-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.