УДК 342
DOI 10.1555/2409-3203 -2017-0-12-31 -34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ибрагимов Шамиль Магомедович
магистр 2 курса кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск [email protected] Власов Валерий Александрович к.ю.н., доцент
ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Юридический институт Россия, г. Красноярск [email protected]
Аннотация: в данной статье аргументируются проблемы, признаки, роли и значения обеспечение государственного надзора и муниципального контроля продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, БРИКС, ВТО.
STATE SUPERVISION AND MUNICIPAL CONTROL OF FOOD SECURITY
SUPPORT
Ibragimov M.Shamil
Student Master of 2 course of the Department of Theory and History of State and Law
Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk Vlasov А-Valery scientific adviser Ph.D., Associate Professor Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk
Annotation: this article argues the problems, signs, roles and values of ensuring state supervision and municipal control of food security
Key words: food security, the Doctrine of Food Security of the Russian Federation, BRICS, WTO.
Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года национальная безопасность рассматривается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан,
суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».5
Изучая государственную продовольственную политику В.А. Власов дает следующее определение: продовольственную безопасность следует рассматривать как политико-правовой термин, выражающий институциональную взаимосвязь между обеспечением продовольственных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных групп населения и отдельного взятого гражданина, и направленный на предотвращение и ликвидацию продовольственных угроз и рисков каждому из вышеперечисленных субъектов, посредством проведения эффективной государственной продовольственной политики.6
В свою очередь, важнейшей составляющей национальной безопасности выступает продовольственная безопасность. Роль, которой особенно возросла в свете определенных политических событий, особые значения приобретает Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 « Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».7
Л.Е. Калинина выделяет следующие признаки состояния продовольственной безопасности: производство и оборот продовольствия как показатель экономики; собственное производство продовольствия обеспечивает продовольственную независимость государства; гарантированность человеку реализации права на нормальное питание и чистую воду; количество и качество продовольствия должно обеспечивать
о
здоровую, активную жизнь и воспроизводство населения; поддержание экологии.о
Анализ проблематики продовольственной безопасности, роли и значения в ее обеспечении государственного и муниципального контроля, позволяет выделить следующие аспекты, требующие корректировки законодательства Российской Федерации.
Во-первых, одной из актуальных проблем обеспечения продовольственной безопасности является необходимость создать дополнительные механизмы в реализации такого принципа обеспечения продовольственной безопасности, каким является доступность продовольствия, проявляющаяся в физическом и экономическом аспектах.9 Собственно говоря, физическая доступность продовольствия характеризуется наличием связующего звена между сельскохозяйственным производством и конечным потребителем - конкретным индивидуумом. Проблема российского законодательства для обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, что за последние 15 лет произошло разграничение понятий «качество» и «безопасность» продовольствия с последующей переориентацией правового регулирования и государственно-управленческого воздействия на безопасность, что привело к понижению качества продовольствия в целом.
Во-вторых, нужно указать на влияние продовольственной экспансии сельскохозяйственной продукции из-за рубежа, на которые, как на более дешевое зарубежное сырье, перестраиваются агропродовольственные корпорации, тем самым уничтожая российского сельскохозяйственного товаропроизводителя.
С этих позиций ограничения на ввоз западной сельскохозяйственной продукции являются временным фактором подъема российского сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности, поскольку, во-первых, данные потоки постепенно
5 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
6 Вестник КрасГАУ. 2011. % 5. Ст. 171.
7 Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 « Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
8 Калинина Л.Е. Продовольственная безопасность как правовая категория // Национальная безопасность / Nota Bene. 2016. № 1. С. 63 - 68.
9 Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 502.
меняются на продовольствие, поступающее из стран БРИКС, во-вторых, со временем указанные меры будут отменены и снова потоки продовольствия хлынут из стран Западной Европы, в-третьих, указанные меры полностью противоречат правилам ВТО, членом которой является Россия, что чревато судебными спорами и огромными потерями для Российского государства. При этом, для того чтобы уничтожить развитое сельское хозяйство, достаточно всего 3-4 года экспансий продовольствия, и российский сельскохозяйственный товаропроизводитель не выдержит конкуренции по объективным экономическим причинам. И также нельзя не заметить, что ограничения на ввоз западной сельскохозяйственной продукции не только способствовали росту отечественного аграрного сектора, но также переориентировали импортеров сельскохозяйственной продукции в сторону стран Азии, Африки и Южной Америки, где стандарты качества и уровень предъявляемых требований к производству продовольствия заведомо ниже. И стоит признать, что административное устранение западных конкурентов, с их более высокими стандартами, во многом способствовало тому, что сами отечественные производители, стремясь к максимальной прибыли, существенно снизили качество производимой продукции.
В-третьих, следует подчеркнуть то, что, несмотря на санкции, значительная часть крупнейших производителей сельхозпродукции и продовольствия остаются подконтрольными иностранным юридическим лицам.
В-четвертых, нельзя не обратить внимание на ситуацию, которая сложилась на алкогольном рынке страны. Положение, при котором до половины производимого алкоголя является контрафактным, нельзя признать допустимым. Соответственно, требуется обсудить вопрос о возможности введения государственной монополии на производство алкоголя.
В-пятых, важной угрозой продовольственной безопасности России выступает распространение болезней среди сельскохозяйственных животных. Так, например, в октябре 2017 г. в селе Зыково Березовского района Красноярского края зафиксирована вспышка опасной африканской чумы свиней. В селе был введен режим чрезвычайной ситуации. Все свиньи в радиусе 5 километров должны быть уничтожены. По предварительным данным, в Зыково около 1200 зараженных особей. Для человека и других домашних животных африканская чума не опасна, от вируса погибают только свиньи. Распространяется инфекция очень быстро и может преодолевать огромные расстояния. Еще в сентябре 2017 г. в Россельхознадзоре предупреждали — ближайшие очаги в Омской и Иркутской областях, спустя несколько дней чума добралась и до Красноярского края. Пока от болезни пострадал только Березовский район, но фермеры и бизнесмены по всему региону ввели двойной, если не тройной контроль, на своих предприятиях.
Следует признать, что данная проблема требует особенного внимания, так как в последние годы вспышки таких экзотических заболеваний учащаются, а они способны уничтожить поголовье сельскохозяйственных животных.
В целом, выход из сложившейся ситуации кроется в создании обособленных массивов аграрного законодательства, во-первых, обслуживающего рынки прямого доступа российской аграрной продукции к российскому потребителю, во-вторых, обеспечивающих прямые поставки сельскохозяйственной продукции, производимой российскими сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациям государственного сектора экономики (Минобороны, МВД, УИН, МЧС и т.п.) либо за счет государственных субсидий (организации детского, школьного и вузовского питания, больницы Минздрава и т.д.), наконец, в-третьих, общая система реализации сельскохозяйственной продукции, для которой свойственны те пороки, о которых указано выше. Причем первые две позиции нуждаются в значительном усилении императивного законодательства и нуждаются в создании правовых механизмов учета
сельскохозяйственных товаропроизводителей, определения объема производства сельскохозяйственной продукции, механизмов распределения сельскохозяйственных товаропроизводителей по линейкам сбыта (фирменные магазины, фирменные секции, фирменные ларьки) в населенных пунктах, а также по организациям государственного сектора экономики, исходя из объемов, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности России.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
2. Елисеев В.С. О проблемах правового обеспечения продовольственной безопасности в РФ // Безопасность бизнеса. 2015.
3. Калинина Л.Е. Взаимосвязь продовольственной безопасности и сельского туризма: проблемы публично-правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2016. № 3.
4. Калинина Л.Е. Продовольственная безопасность как правовая категория // Национальная безопасность / Nota Bene. 2016. № 1. С. 63 - 68.
5. Малхасян А.В. Аграрно-правовые проблемы обеспечения продовольственной безопасности РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06; МГЮА имени О.Е. Кутафина. М., 2014.