УДК 796/799 ББК 60.564.03
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
С.А. МИХАЙЛОВ, ФГБОУВО "УралГУФК", г. Челябинск, Россия
Аннотация
Важнейшим принципом в сфере государственного управления любой сферой является формулирование, определение концептуальных положений политики и спорт не является исключением. Абсолютно закономерно, что государственная политика принципиально определяется на уровне Российской Федерации и в дальнейшем конкретизируется на уровне её отдельных субъектов с учетом региональной специфики и особенностей.
Ключевые слова: УралГУФК, физическая культура, спорт.
Актуальность. Общий концепт
государственного управления спортом, необходимости его развития в России, определен в рамках глобального развития социальной сферы страны в рамках общего укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни, изменения динамики демографической ситуации, более полной реализации человеческого потенциала страны.
Принципиальные положения
сформулированы в концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года. В ней есть отдельный раздел посвященный физической культуре и спорту. В нем определено [5]:
Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности
российского спорта.
Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям.
Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания.
Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене [5].
В концепции определялось, что олимпийские, параолимпийские игры, универсиады проводимые в нашей стране, являются важнейшими мероприятиями в процессе развития спорта. Причем, они имеют значение
не только для спорта высоких достижений, а и для массового спорта. Поскольку в ходе их подготовки создается база объектов, которые могут и должны использоваться в дальнейшем для развития спорта России всех уровней. В том числе и для предоставления услуг населению.
Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:
• подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;
• увеличение за 2007-2015 годы доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 14,8% до 30%;
• увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2007 году - на 21,7%, в 2012 году - на 26%, в 2020 году - на 48%;
• увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2007 году - на 15,9 процента, в 2012 году - на 19,8 процента, в 2020 году - на 50 процентов;
• увеличение в 2015 году количества физкультурно-спортивных организаций и физкультурно-спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, прошедших добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тыс. жителей) [1, 5].
При этом подчеркивается значение обеспечения качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта для населения всей страны.
В Челябинской области принята собственная областная программа развития физической культуры и спорта. В ней определены следующие приоритеты [7]:
• вовлечение населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;
• повышение доступности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
• совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
• усиление конкурентоспособности ЮжноУральского спорта на российской и международной арене.
Все указанные приоритетные направления в полной мере касаются ОГУ "Ледовая арена "Трактор", т.к. её возможности позволяют успешно реализовать все указанные направления (табл. 1).
Таблица 1.
Объем средств областного бюджета на реализацию государственной программы развития физической культуры и спорта в Челябинской области
Год Сумма в рублях
2015 2335671,22 тыс. рублей;
2016 1787134,70 тыс. рублей;
2017 1636013,20 тыс. рублей;
Итого: 5758819,12 тыс. рублей.
Таблица 3.
Финансирование подпрограммы "Развитие адаптивной физической культуры и спорта" в Челябинской области
Год Сумма в рублях
2015 год 26110,30 тыс. рублей;
2016 год 22356,50 тыс. рублей;
2017 год 25000,00 тыс. рублей;
Итого 73466,80 тыс. рублей
Планируется так же и совершенствование государственного управления спортивными организациями и учреждениями Челябинской области. Для этого планируется реализовать "Ведомственную целевую программу "Совершенствование системы управления учреждениями, подведомственными
министерству спорта Челябинской области", расходуя весьма значительные средства (табл.
4).
Таблица 4.
Объем средств областного бюджета на реализацию ведомственной целевой программы "Совершенствование системы управления учреждениями, подведомственными
министерству спорта Челябинской области"
Год Сумма в рублях
2015 384556,74 тыс. рублей;
2016 557263,00 тыс. рублей;
2017 385716,50 тыс. рублей
Итого: 1327536,24 тыс. рублей
В Челябинской области реализуются некоторые подпрограммы по отдельным направлениям. Одной из них является подпрограмма "Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений" (табл. 2).
Таблица 2.
Финансирование подпрограммы "Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений" в Челябинской области
Значительное внимание уделяется развитию других направлений, где реализуется развитие адаптивной физической культуры и спорта (табл. 3).
По результатам реализации основных принципов и целей государственной политики, сформулированной в вышеуказанных программах основным ожидаемым результатом реализации является устойчивое динамичное развитие физической культуры и спорта в Челябинской области.
Причем определены конкретные показателя её оценки:
- увеличение доли граждан Челябинской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Челябинской области с 27,5% в 2014 году до 34% в 2017 году;
- отдельно выделяется увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов в Челябинской области с 56,5% в 2014 году до 65% в 2017 году;
- обращается внимание на повышение уровня обеспеченности населения Челябинской области спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности
Год Сумма в рублях
2015 1856966,68 тыс. рублей;
2016 1201215,20 тыс. рублей;
2017 1156496,70 тыс. рублей;
Итого: 4214678,58 тыс. рублей.
объектов спорта с 26,9% в 2014 году до 30% в 2017 году;
- особое внимание спорту высоких достижений, то есть увеличение доли ЮжноУральских спортсменов, ставших призерами официальных всероссийских и международных соревнований, в общем количестве участвующих Южно-Уральских спортсменов с 48,4% в 2014 году до 49,6% в 2017 году;
- увеличение количества проведенных спортивных, спортивно-массовых мероприятий и соревнований по видам спорта регионального, всероссийского и международного уровня в соответствии с единым областным календарным планом с 1779 единиц в 2014 году до 1986 единиц в 2017 году;
увеличение доли жителей Челябинской области, принявших участие в спортивных, спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях по видам спорта в соответствии с единым областным календарным планом, в общей численности населения Челябинской области с 31,9% в 2014 году до 35% в 2017 году;
- увеличение доли спортсменов Челябинской области, включенных в состав сборной команды Российской Федерации для участия в XXXI олимпийских летних играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), в общем количестве Южно-Уральских спортсменов в спортивных сборных командах России по видам спорта в 2016 году до 3,5%;
Глобально обозначено приобщение к здоровому образу жизни широких масс населения Челябинской области, осуществление поэтапного внедрения ВФСК "Готов к труду и обороне", а также обеспечение достижения Южно-Уральскими спортсменами высоких спортивных результатов на крупнейших всероссийских и международных
соревнованиях [7].
Одним из важных документов в определении принципов и целей государственной политики России и Челябинской области в сфере развития спорта является Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Примечательно, что в ней, как и в областных документах определены схожие причины столь пристального внимания к спорту и физической культуре [3, 7]. Острейшей проблемой является резкое ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения России и Челябинской области, в частности. В целом в России не менее 60% обучающихся имеют
нарушения здоровья. По данным минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом.
Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически спортом.
В результате рассмотрения государственной политики спорта и физической культуры в Челябинской области можно сделать следующие выводы.
Государственная политика в сфере развития спорта и физической культуры является важнейшей компонентой социальной политики страны и региона.
Причинами столь пристального внимания высших должностных лиц и органов власти страны и региона к данной сфере обусловлена тем, что наблюдается резкое ухудшение общего здоровья граждан, которое не может не отразиться на значительном количестве сфер жизнедеятельности.
Стратегическая цель государственной политики Челябинской области в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности
российского спорта. Таким образом, определяется взаимосвязь двух уровней: массового спорта и спорта высоких достижений.
Принципиальные и приоритетные направления развития спорта в Челябинской области сформулированы в Областных программах, выступлениях губернатора и Министра спорта Челябинской области.
Успешная реализация программных целей во многом зависит от эффективной деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений в данной сфере, в том числе и ОГУ "Ледовая арена "Трактор" которая будет исследована в следующих разделах исследования.
Следующим важным элементом,
обеспечивающим успешную реализацию государственной политики РФ в развитии спорта и физической культуры в Челябинской области является комплекс нормативно-правовых актов. Этот комплекс включает три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. От их совершенства, согласованности во многом зависят результаты деятельности государственного управления.
Наиболее значимыми нормативно-правовыми документами в данной сфере являются Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [11]. Это действительно принципиально новый документ, который определил многие понятия и полномочия органов управления в сфере спорта. В нем определены такие важнейшие институты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, всероссийский реестр [2] видов спорта, единая всероссийская спортивная классификация [8], единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных
физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему.
Особое внимание тексте закона уделено вопросам разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта, систематизированы принципы законодательства о физической культуре и спорте, устранены декларативные и отсылочные нормы, а также нормы, дублирующие положения конституции РФ и иных федеральных законов. На федеральном уровне сфера спорта и физической культуры регулируется указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, приказами министерства спорта России.
На уровне региона - Челябинской области данную сферу регулируют, прежде всего устав (основной закон) Челябинской области, закон Челябинской области от 30.10.2008 №320-30 "О физической культуре и спорте в Челябинской области" [10], постановления губернатора Челябинской области, распоряжениями
правительства Челябинской области, другими актами, затрагивающими те или иные сферы связанные с деятельностью в сфере спорта.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросшие в последние годы объем финансирования и внимания со стороны государственных органов.
Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а так же общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта.
30 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (по состоянию на май 2011 г. (вред. ФЗ. №281-ФЗ от 25.12.2008; №82-ФЗ от 07.05.2009; №175-ФЗ от 18.07.2009; №276-ФЗ от 25.11.2009; № 20-ФЗ от 23.02.2011; №76-ФЗ от 21.04.2011) [11].
Данный Федеральный закон был направлен на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития. В предыдущей редакции закона от 1999 г. целый ряд норм носил декларативный характер, имелись внутренние несоответствия, отсутствовали положения, ориентирующие отрасль на развитие рыночных механизмов. Кроме того, за последнее десятилетие произошли существенные изменения в правовых актах, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта.
Федеральный закон 2008 года содержит новые подходы к регулированию отношений в области физической культуры и спорта по созданию необходимых условий для развития физической культуры и спорта, физического воспитания населения, подготовки спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях, в том числе олимпийских играх.
В законе был существенно расширен и уточнен понятийный аппарат, распределены компетенции и зоны ответственности между государством и самоуправляемыми
спортивными организациями, созданы экономические и организационные условия для развития как спорта высших достижений, так и массового спорта.
Так, данный закон включает в себя:
- систему терминов спортивного законодательства, многие из которых впервые раскрыты на уровне закона (объекты спорта, организатор спортивного мероприятия, спортивная дисквалификация, спортивная федерация, тренер, подготовка спортивного резерва и др.);
- систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, безопасность жизни и здоровья спортсменов и зрителей;
- перечень субъектов физической культуры и спорта, включающий физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные и спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, оборонные спортивно-технические организации, а также общественно-государственные организации, обеспечивающие проведение соревнований по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Кроме этого, к субъектам отнесены образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, и другие организации.
- в законе разграничены полномочия между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области физической культуры и спорта; значительно уточнен правовой статус олимпийского комитета, паралимпийского комитета, сурдолимпийского комитета, специальной олимпиады. Предусматривается реализация их уставных задач и программ развития физической культуры за счет собственных источников финансирования, в том числе за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке.
- Также в законе закреплены такие инструменты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, всероссийский реестр видов спорта, единая всероссийская спортивная
классификация, единый календарный план всероссийских и международных
физкультурных и спортивных мероприятий, которые вместе образуют стройную систему. Введен раздел, посвященный подготовке спортивного резерва, впервые установлены права и обязанности спортсмена, а также меры по противодействию использования
допинговых средств и методов в спорте.
В 2009 г. правительство РФ утвердило стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. Основной целью стратегии является создание условий, обеспечивающих гражданам России возможность регулярно заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни и повышать статус России как спортивной державы [9].
Для достижения поставленных целей разработан ряд мероприятий по развитию массовой физической культуры и спорта, усовершенствованию системы подготовки детей, поддержке спорта высоких достижений, подготовке кадров и развитию материально-технической базы для занятий спортом в России. Также в документе отдельно оговаривается необходимость пропаганды здорового образа жизни.
Стратегия должна быть реализована в два этапа - с 2009 по 2015 г. и с 2016 по 2020 г. В течение первого этапа реализации в России будет построено четыре тысячи спортивных сооружений. Для реализации стратегии потребуется финансирование в размере 300 млрд. руб., оно будет проходить за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Помимо этого, министр отметил, что в ближайшее время России понадобится подготовить не менее 3,5 тысяч спортсменов, которые будут представлять страну в 45 олимпийских видах спорта.
Рассмотрим процесс управления физической культурой и спортом в г. Челябинске и Челябинской области, который основывается на нормах и правилах, принятых в нормативно-правовых актах на уровне Российской Федерации, Челябинской области и муниципальном уровне.
В последнее время в Челябинской области проведена большая работа по организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, пропаганде здорового образа жизни среди горожан.
При активном участии специалистов Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области, научных работников и заинтересованных организацией подготовлен и принят законодательным собранием областной закон "О физической культуре и спорте". Это позволило перевести все взаимоотношения в сфере физической культуры и спорта на прочную правовую основу.
В Челябинской области осуществляются практические меры по созданию условий, способствующие развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни населения.
Решения госсовета от 30 января 2002 года "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян" дали мощный импульс развитию физической культуры и спорта в Челябинской области.
Правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта на территории города Челябинска осуществляется в соответствии с конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 4.12.2007 № 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; Федеральным законом от 6.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; законом Челябинской области от 30.10.2008 № 320-3О "О физической культуре и спорте в Челябинской области"; уставом города Челябинска и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска.
На муниципальном уровне могут преимущественно реализовываться программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе, а на региональном уровне - программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Услуги по обеспечению доступа к спортивным объектам могут быть детализированы по видам спортивных объектов (открытые/закрытые или стадионы/спортивные комплексы/бассейны/и т.д.) либо по категориям потребителей (если доступ предоставляется определенным (льготным) категориям).
Также детализации могут быть подвергнуты работы, включаемые в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ). Например, работы по подготовке спортивных сборных команд субъектов РФ могут быть детализированы по составу спортивных сборных (спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и без ограничения таковых) или по видам спорта, в которых выступают сборные.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствия уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;
- недостаточное количество профессиональных кадров;
- утрата традиций российского спорта высших достижений;
- отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.
На сегодняшний день центральным звеном государственной системы управления физической культурой и спортом является министерство спорта, которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.
Успешное решение поставленных задач в сфере физической культуры и спорта невозможно без создания необходимой законодательной и нормативной правовой базы. 30 марта 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 04.12.2007 №329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2012 №237 - ФЗ). Федеральный закон направлен на совершенствование государственного
регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта, соответствующей новому уровню социально-экономического развития.
Этот базовый Федеральный закон
устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.
В настоящее время в России имеются все предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта, в том числе материально-технические, правовые, научные, образовательные, организационно-управленческие. Однако есть определенные проблемы в сфере правового регулирования. Существует необходимость устранения определенных правовых пробелов, а порой и актуализации действующего законодательства. Особенно это касается сферы привлечения в спортивную сферу внебюджетных средств и совершенствования механизма государственно-частного партнерства.
Реализация государственной политики РФ и Челябинской области в сфере физической культуры и спорта осуществляется соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Базовым правовым актом в определении полномочий и организации их деятельности является Федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ" №329-ФЗ. В нем определяются принципы распределения полномочий между федеральным и региональным уровнями государственного управления.
На федеральном уровне в данной сфере осуществляют управление государственная дума и совет федерации, которые формируют законодательные основы развития физической культуры, спорта, президент России и правительство РФ, которые непосредственно обеспечивают практическое развитие физической культуры и спорта, министерство спорта, комитеты, министерства и департаменты спорта и туризма субъектов Федерации, мнистерство образования и науки РФ, министерство здравоохранения РФ, министерство труда и социальной защиты РФ, совет при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, совет по делам инвалидов при президенте РФ, олимпийский комитет России, федерации по видам спорта и спортивные общества и ведомства, фонд физической культуры и др.
На уровне региона - Челябинской области управление в данной сфере осуществляют законодательное собрание Челябинской области
которое формируют законодательные основы развития физической культуры, спорта области, губернатор, правительство, министерство спорта, министерство образования которые непосредственно обеспечивают практическое развитие физической культуры и спорта региона. В данном процессе активно участвуют спортивные организации и учреждения действующие в различном статусе. Значительную роль играет ОГУ "Ледовая арена "Трактор".
Все органы, организации и учреждения действующие в данной сфере руководствуются принципами законодательства о физической культуре и спорте.
Оно основывается на следующих принципах:
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2) единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
3) сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4) установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
8) содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных
услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее -федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями (в ред. Федерального закона от 07.05.2010 №82-ФЗ);
10) непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов [11].
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта (в ред. Федерального закона от 23.02.2011 №20-Ф3);
а) спортивные федерации (в ред. Федерального закона от 23.02.2011 №20-Ф3);
2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) Специальная олимпиада России;
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство
развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта [11].
К полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
2) участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях;
3) организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;
4) участие в организации межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий;
5) участие в организации на территории Российской Федерации олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;
6) организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая паралимпийские игры и сурдлимпийские игры, всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;
7) аккредитация общероссийских спортивных федераций;
8) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
9) организация разработки требований к спортивному инвентарю и оборудованию для использования в спортивных соревнованиях (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 №248-ФЗ);
10) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;
11) организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке таких граждан;
12) осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
13) научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;
14) организация строительства и реконструкции объектов спорта;
15) разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;
16) подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
17) организация научных исследований в области физической культуры и спорта;
18) учреждение государственных наград Российской Федерации, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
19) обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта;
20) организация функционирования единой системы учета спортивных паспортов;
21) содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
22) иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия [11].
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по оформлению и ведению спортивных паспортов.
Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной правительством Российской Федерации, исходя из количества спортсменов, осуществляющих занятия в спортивных школах, спортсменов, имеющих спортивные разряды, а также численности населения субъектов Российской Федерации.
Предоставленные субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В противном случае предполагается привлечение к различным видам ответственности.
Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается правительством Российской Федерации. В случае использования средств на осуществление переданных полномочий не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать данные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, а также издает обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта:
- осуществляет надзор за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации или о внесении в них изменений;
- осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- в случае необходимости осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующих решений;
- устанавливает периодичность, содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
- утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
- назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
- самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами;
- обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
Контроль за расходованием средств на осуществление переданных полномочий
осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, счетной палатой Российской Федерации [11].
Отдельно определены в данном акте полномочия республик, областей, краев, входящих в состав РФ в сфере физической культуры и спорта к ним относятся:
определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
- учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
- организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно:
а) установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;
б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации;
в) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;
г) информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, а именно:
а) наделение статусом "Спортивная сборная команда субъекта Российской Федерации" коллективов по различным видам спорта,
включенным во всероссийский реестр видов спорта;
б) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
в) обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
- организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах Российской Федерации;
- присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном положением о единой всероссийской спортивной классификации и положением о спортивных судьях;
- реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации;
- организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
- обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
- осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочий [11].
Следует отметить, что полномочия регионов весьма значительны, но акцент в их реализации сделан на собственные или внебюджетные средства. В частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе:
1) участвовать в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;
2) участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 №175-ФЗ) [11];
3) участвовать в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации, проводимых на территориях субъектов Российской Федерации;
4) оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации;
5) оказывать содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
6) участвовать в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 №76-ФЗ)
7) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров олимпийских игр, паралимпийских игр, сурдолимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.
Отдельно обозначены полномочия муниципального управления в области физической культуры и спорта:
1. В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) осуществление иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами муниципальных образований полномочий.
2. В субъектах Российской Федерации -городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга [11].
В стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала общества, его духовного и физического здоровья.
Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области, осуществляя возложенные функции, обеспечило совместно с органами исполнительной власти области и муниципальных образований, организациями и общественными объединениями в 2015 году дальнейшее развитие сферы физической культуры, спорта и туризма.
Исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития
Челябинской области целями деятельности Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области являются [6]:
- вовлечение населения Челябинской области в систематические занятия физической культурой и спортом;
- обеспечение конкурентоспособности Южно-Уральского спорта в российском и международном спортивном движении.
Для достижения этих целей необходимо комплексное решение следующих задач:
- обеспечение развития массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди различных групп и категорий населения;
- модернизация системы физического воспитания и формирования здорового образа жизни;
- создание условий для качественной подготовки Южно-Уральских спортсменов и участия их в российских и международных соревнованиях;
- обеспечение развития сети детско-юношеских спортивных школ, детских спортивных клубов, совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
- развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.
Позитивной тенденцией 2015 года является увеличение общего числа занимающихся физической культурой и спортом, которое составит 758 тыс. человек или 21,8% к населению (по России - 18,8). Возрастет до 76,3 тыс. человек контингент занимающихся в спортивных школах и до 63,7 тыс. в спортивных клубах по месту жительства, с которыми ведут занятия 3,2 тыс. тренеров-преподавателей и другие специалисты [3].
Повышению эффективности и качества учебного процесса, внедрению новых форм организации внеклассной работы по физической культуре и активного досуга подростков по месту жительства способствует ежегодное выделение средств из областного и местных бюджетов на дополнительные ставки руководителей спортивных секций для общеобразовательных учреждений, детских клубов и спортивных школ. Проблема занятости и организация досуга детей и подростков решается также и путем привлечения их к занятиям в секциях физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, число которых составляет 269 единиц. Всего охват учащихся занятиями физической культурой и спортом составляет 43% общего числа обучающихся, ставится задача к 2017 году довести этот показатель до 65%.
В настоящее время в области сформирована многоуровневая система проведения спортивных мероприятий среди различных групп и категорий населения. Единый областной
календарный план физкультурных и спортивных мероприятий включает более 3 тыс. мероприятий по 105 видам спорта и с учетом соревнований в муниципальных образованиях насчитывается свыше 7 тысяч [3].
На 2016 год утверждено 6496 мероприятий. Возможно сказывается непростая
экономическая ситуация, которая не может не отразиться и на развитии спортивного движения
[4].
Постепенно оживляется физкультурно-спортивная работа с трудящимися предприятий и организаций, а также лицами с ограниченными возможностями здоровья. Число занимающихся в секциях и группах достигло до 197,8 тыс. человек, штатных спортивных специалистов до 552 человек. С каждым годом растет численность предприятий, включивших в коллективные договоры вопросы развития физической культуры и спорта.
Адаптивной физической культурой и спортом занимаются около 9 тыс. инвалидов, что составляет 5,3 процента от общего количества. В муниципальных образованиях проходят соревнования и различные турниры, проводятся областные фестивали среди детей и взрослых. Спортсмены-инвалиды на всероссийских и международных
соревнованиях в течение года завоевали 230 медалей.
Возросло внимание к детско-юношескому спорту, позволившее обеспечить расширение сети спортивных школ и контингента воспитанников до 76,3 тыс. человек, повышение мастерства молодых спортсменов. Сборные команды Челябинской области регулярно занимают призовые места на спартакиадах учащихся и молодежи России, во всероссийских и международных соревнованиях.
Планомерная работы минспорта
Челябинской области совместно с органами исполнительной власти области и муниципальных образований, общественными объединениями по реализации "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года", утвержденной распоряжением правительства РФ от 07.08.2009г. №1101-р позволили обеспечить динамичное развитие отрасли в Челябинской области [4].
Отдельное место в управлении спортом и физической культурой занимает
муниципальный уровень. Его значение и роль
нельзя приуменьшать и игнорировать в системе регионального управления.
На территории города Челябинска, деятельность в сфере развития физической культуры и спорта осуществляет управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Челябинска.
Управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Челябинска является отраслевым органом администрации города, созданным на основании решения Челябинской городской думы от 11.03.1997 г. № 4/1 "О структуре органов местного самоуправления города Челябинска", и действует на основании решения Челябинской городской думы от 24.05.2005 г. № 3/5 "Об утверждении структуры администрации города Челябинска" [4].
На управление возлагаются следующие задачи:
1) создание условий для развития массовой физической культуры, спорта и туризма на территории города Челябинска;
2) вовлечение различных групп населения в регулярные занятия различными формами физической культуры, спорта и туризма с целью повышения уровня физической подготовки, сокращения заболеваемости, повышения работоспособности и улучшения социальной обстановки в обществе;
3) обеспечение развития материально-технической и спортивной базы для занятий физической культурой, спортом и туризмом;
4) пропаганда здорового образа жизни среди населения.
11. В рамках решения основных задач управление выполняет следующие функции:
1) оказывает:
- финансовую, методическую и медицинскую помощь спортсменам высокого класса, командам высшей лиги с целью качественной подготовки и успешного выступления на олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, российских и международных соревнованиях;
- практическую помощь в проведении областных, региональных, российских и международных соревнований на территории города Челябинска;
- методическую и практическую помощь подведомственным управлению учреждениям спортивной направленности;
- организационную и финансовую помощь городскому совету ветеранов спорта;
2) принимает меры:
по развитию сети муниципальных учреждений спортивной направленности;
- по развитию доступных видов спорта для населения, различных форм организации занятий по физической культуре, спорту и туризму;
3) координирует:
- деятельность коллективов физкультуры, спортивных клубов, спортшкол и других спортивных организаций, учреждений и общественных объединений города Челябинска по развитию физической культуры, спорта и туризма независимо от формы собственности;
- деятельность отделов по физической культуре, спорту и туризму администраций районов в городе Челябинске, оказывает им методическую, практическую и финансовую помощь;
4) организует:
- проведение городских спортивно-массовых мероприятий, соревнований по видам спорта, спартакиад, матчевых встреч, фестивалей и др.;
5) обеспечивает:
- контроль за деятельностью подведомственных учреждений спортивной направленности;
- финансовый учет и отчетность деятельности подведомственных муниципальных учреждений в установленном порядке;
6) осуществляет:
- совместно с заинтересованными организациями подготовку сборных команд города, команд высшей лиги, отдельных спортсменов, учащихся муниципальных учреждений спортивной направленности, учебных заведений и других организаций к областным, российским и международным соревнованиям, проводит для них учебно-тренировочные сборы, обеспечивает экипировкой, инвентарем оборудованием и медикаментами, осуществляет финансирование на командирование;
- содержание, ремонт, реконструкцию, строительство муниципальных спортсооружений и помещений;
- текущее и перспективное планирование основных показателей развития физической культуры, спорта и туризма, обеспечивает контроль их выполнения;
- контроль эффективного расходования бюджетных и привлеченных средств муниципальными учреждениями спортивной направленности;
- подготовку и реализацию целевых и отраслевых городских программ по развитию физической культуры, спорта и туризма в городе;
- пропаганду физической культуры, спорта и туризма среди населения;
7) проводит:
- работу с обращениями граждан и организаций;
- работу по повышению квалификации физкультурных кадров;
комплексные плановые и внеплановые проверки деятельности подведомственных муниципальных учреждений спортивной направленности;
8) присваивает разряды, ходатайствует о присвоении государственных и ведомственных почетных званий и наград, наград и поощрений администрации города, Челябинской городской думы, правительства Челябинской области и законодательного собрания Челябинской области спортсменам и работникам физической культуры и спорта, ветеранам спорта;
9) издает и выпускает различные печатные материалы по физической культуре, спорту и туризму, обеспечивает взаимодействие со СМИ, создание информационной базы физической культуры, спорта и туризма в городе;
10) организует и проводит смотры-конкурсы по спортивно-массовой и оздоровительной работе;
11) изготавливает и награждает спортивной атрибутикой (грамотами, кубками, значками, вымпелами, медалями и т.п.), призами, денежным награждением победителей и призеров городских соревнований и спартакиад, лучших тренеров, спортсменов, работников физической культуры, общественный актив, ветеранов спорта, спортивные организации;
12) осуществляет иные функции возложенные на управление [4].
Управление для выполнения возложенных на него задач и функций взаимодействует со всеми структурными подразделениями аппарата и органами администрации города, депутатами Челябинской городской думы, аппаратом Челябинской городской думы, главным управлением по физической культуре, спорту и туризму Челябинской области и другими организациями, осуществляющими свою деятельность по развитию физической культуры, спорта и туризма.
Следовательно, значительная часть полномочий в сфере развития спорта и
физической культуры передана и на уровень регионов, и в частности Челябинской области. Центральное место в регулировании и координации данного процесса выполняет министерство спорта и физической культуры Челябинской области. Отношения его с различными организациями, предприятиями, организациями, учреждениями в сфере спорта осуществляется на различных принципах в зависимости от их статуса и наличия или отсутствия бюджетного финансирования.
Выводы. Министерством по физической культуре и спорту в сфере государственного
управления развитием спорта в Челябинской области накоплен значительный
положительный опыт, который несомненно должен быть использован в дальнейшем и переосмыслен с точки зрения сложившейся непростой ситуации в стране и регионе.
Следует отметить, что Челябинская область имеет значительный природный и организационно-ресурсный потенциалы для развития различных видов спорта, спортивного туризма. Не случайно она получила общепризнанный статус одного из сильнейших спортивных регионов России.
Список литературы
1. Бочков А.А. Концепция развития физической культуры и спорта на крышах жилых домов /А.А. Бочков, О.В. Пешиков // Материалы VII итоговой научно-практической конференции молодых ученых Челябинской государственной медицинской академии, посвященной 65-летию ЧелГМА. - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия", 28.10.2009 - с. 18-20.
2. Всероссийский реестр видов спорта. Приказ Минспорта России от 21 сентября 2015 г. N 894. Текст реестра официально опубликован не был
3. Доклад министра физической культуры и спорта Челябинской области Л.Я. Одера "О принимаемых мерах по созданию условий для развития физической культуры и спорта в Челябинской области в "2015 г." Официальный сайт Министерства спорта Челябинской области http://www.chelsport.ru/htmlpages/Show/Programs/OblPrograms (дата обращения 1.03.2016)
4. Единый областной календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных Мероприятий на 2016 г. Официальный сайт Министерства спорта Челябинской области [Электронный ресурс] // http://www.chelsport.ru (дата обращения 16.02.2016)
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489
6. Постановление законодательного собрания Челябинской области от 25.10.2007 № 890 (ред. от 28.08.2008) "О принятии стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года" (вместе со "Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года") // Сборник правовых актов Челябинской городской думы четвертого созыва. - 2008. - № 3. - декабрь
7. Постановление правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 года № 595-П "Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области" на 2015-2017 годы" //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации http://docs.cntd.ru/document/424079085 (дата обращения 2.03.2016)
8. Приказ министерства спорта РФ от 6 сентября 2013 г. № 715 "Обутверждении единой всероссийской спортивной классификации"//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 25 ноября 2013 г. № 47
9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. (Текст распоряжения опубликован в собрании законодательства Российской Федерации от 17 августа 2009 г. № 33 ст. 4110)
10. Устав (основной закон) Челябинской области". Закон Челябинской области от 25 мая 2006 г. № 22-ЗО //Газета "Южно-Уральская панорама" от 16 июня 2006 г
11. Федеральный закон 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.12) //Российская газета. 2007. 06 декабря., Российская газета. 2012. 29 июля
STATE POLITICS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT DEVELOPMENT
IN CHELYABINSK REGION
S.A. MIKHAILOV, UralSUPC, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The most important principle in the sphere of public administration for any kind of activity is formulation, defining conceptual provision of the state politcy. So, sport sphere is not an exception from it. It is absolutely natural that the state policy is fundamentally defined at the level of the Russian Federation, and is hereafter detailed at its particular subjects level, taking into account regional specificity and peculiarities.
Keywords: UralSUPC, physical culture, sport.