333^»— Аграрный вестник Урала № 7 (125), 2014 г. - < JJJj—
Экономика
щ
УДК 330.3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Б. А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Н. Б. ФАТЕЕВА,
старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)
Ключевые слова: государственная политика, государственная аграрная политика, аграрная сфера, подготовка кадров для АПК.
Государственная политика, в том числе государственная аграрная политика, направлена на устойчивое экономическое развитие аграрного сектора страны. Государственную аграрную политику в интегрированном виде можно подразделить на: а) агропродовольственную политику; б) социально-экономическую политику по устойчивому развитию сельских территорий; в) кадровую и научно-технологическую политику. Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Особую актуальность в настоящее время приобретает кадровая политика, так как без высококвалифицированных специалистов трудно прогнозировать устойчивое развитие аграрного сектора экономики. Этот фактор является решающим и для обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости российского государства. Проблема обеспечения квалифицированными кадрами субъектов агропромышленного комплекса, в связи со старением и выбытием кадров специалистов по иным причинам, в самое ближайшее время будет обостряться. Представляется необходимым и на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ принять специальные комплексные государственные программы подготовки и закрепления кадров молодых специалистов в организациях системы агропромышленного комплекса. Также следует инициировать внесение изменений и дополнений в федеральные законы, регламентирующие участие субъекта РФ в финансировании учебно-лабораторной базы и, особенно, приобретения современных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования для аграрных вузов страны. Государственная кадровая политика в аграрной сфере должна претерпеть серьезные изменения и из статического состояния перейти в стадию модернизации и активного позитивного развития.
STATE POLICY IN AGRICULTURAL SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION
B. A. VORONIN,
doctor of law, professor, head of department, N. B. FATEEVA,
senior lecturer, Ural State Agricultural University
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)
Keywords: public policy, public agricultural policy, agrarian sphere, training for agriculture.
Public policy, including state agricultural policy aimed at sustainable economic development of the agricultural sector. State agricultural policy in an integrated manner can be divided into: a) agricultural policy; b) socio-economic policies for sustainable development of rural areas; c) personnel and scientific and technological policy. State agricultural policy is an integral part of the state of social and economic policies aimed at sustainable development of agriculture and rural areas. Of particular relevance is currently gaining personnel policy, because without highly qualified specialists is difficult to predict the sustainable development of the agricultural sector. This factor is crucial for food security and food sovereignty of the Russian state. The problem of providing qualified personnel subjects of agriculture, due to the aging and retirement of specialists for different reasons, in the near future will escalate. It seems necessary at the federal level and at the level of the Russian Federation subjects takes special comprehensive state program staff training and retention of young professionals in organizations of agro-industrial complex. Also should initiate the changes and amendments to federal laws governing the subject's participation in the financing of the Russian Federation laboratory base and especially the acquisition of modern agricultural equipment and machinery for agricultural universities in the country. State personnel policy in the agricultural sector should undergo serious changes, and from the static state to move to the stage of modernization and active positive development.
Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.
Экономика ^Ш]
Государственная политика — деятельность органов государственной власти по достижению определенных целей и решению общественных проблем.
Государство стремится влиять или непосредственно управлять различными сферами общественной жизни путем использования правовых, административных, экономических или политических инструментов. Государственная политика в концентрированном виде выражает интересы социальных классов и групп, которые защищает государственная власть.
Государственная политика различается по функциям — внутренняя или внешняя, по времени — долгосрочная, краткосрочная (текущая), по направлениям — экономическая, социальная, иностранная и др. [1]
Концентрированное выражение «сущность государства» находит воплощение в проводимой им политике — совокупности целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. Смысл государственной политики во многом предопределяет содержание и технологию государственного управления [2].
В разных источниках имеются и другие понятия государственной политики.
В федеральном законе № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. [3] «О развитии сельского хозяйства» (статья 5) дано определение государственной аграрной политики.
Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Основными целями государственной аграрной политики являются:
— повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
— обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
— сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
— формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
— создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
— наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроиз-
водителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).
Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:
— доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;
— единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
— последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;
— участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.
Основные направления государственной аграрной политики:
— поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
— формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
— государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
— развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
— устойчивое развитие сельских территорий;
— совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.
Достижение целей и задач государственной аграрной политики осуществляется посредством проведения ряда мер в сфере государственного управления сельским хозяйством. Данное управление имеет свою специфику, которая предопределяется самим объектом управления.
Управление сельским хозяйством — это насыщенная и многогранная деятельность всех государственных органов, так как сами преобразования в сельском хозяйстве инициированы государством. Система управления аграрной отраслью должна, во-первых, обеспечивать проведение единой общегосударственной политики в решении проблем развития сельского хозяйства, тесную увязку действий между ведомствами, отвечающими за тот или иной участок работы. Во-вторых, она должна предусматривать четкое распределение полномочий и ответственности между различными уровнями руководства. В-третьих, она должна ориентироваться на органическое сочетание федеральных целевых программ с самостоятельностью, инициативой хозяйствующих субъектов в решении оперативных вопросов производства и сбыта продукции. И, в-четвертых, эту систему управления следует приблизить к сельскохозяйственному производству, по возможности исключить из нее лишние звенья, сделать ее максимально результативной в том смысле, что уполномоченные государственные органы должны преимущественно играть координирующую роль и воздерживаться от прямого администрирования [4].
Экономика
Наряду с федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. правовое регулирование реализации аграрной политики осуществляется на основе:
— Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N° 120 от 30.01.2010 г. [5];
— Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 14.11.2008 г. [6].
Особая роль в этой сфере отводится Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012 г. [7]
Основные цели Государственной программы:
— обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
— воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.
— устойчивое развитие сельских территорий.
— повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
— обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.
В интегрированном виде государственную политику в аграрной сфере можно подразделить на:
а) агропродовольственную политику, целью которой является обеспечение населения государства качественными, биологически полноценными, экологически безопасными продуктами питания в объемах соответствующих медицинским показаниям и произведенных на территории страны силами отечественных субъектов агропромышленного комплекса. Стратегической целью агропродовольственной политики является обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации;
б) социально-экономическая политика по устойчивому развитию сельских территорий, как места трудовой и хозяйственной деятельности аграрных предпринимателей, сферы формирования трудового потенциала для аграрной и сельской экономики, как среды обитания граждан страны проживающих в сельских населенных пунктах;
в) кадровая и научно-технологическая политика, направленная на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров от рабочих профессий до специалистов с высшим профессиональным образованием для организаций и предприятий агропромышленного комплекса и индивидуальных аграрных предпринимателей. Целью научно-технологической политики является переход АПК на инновационный путь развития и повышение на этой основе темпов роста производства, экономической эффективности,
конкурентоспособности товаропроизводителей до уровня развитых стран, находящихся в аналогичных агроклиматических условиях, а также экологизация сельскохозяйственной деятельности и рациональное использование природных ресурсов, развитие биотехнологий.
Анализ состояния и динамики развития человеческого капитала с позиции образовательного и квалификационного уровня показал, что в аграрной сфере экономики имеет место неадекватность человеческого капитала заявленному переходу на инновационную стадию роста экономики. Это проявилось в дореформенный период и усугубилось в 90-е гг. ХХ века. В настоящее время имеет место невосприимчивость образовательной системы в аграрной сфере к технологическому прогрессу, что обусловливает необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение формирования и использования человеческого капитала на качественно новой основе.
На решение задач по подготовке и улучшению качественного состава аграрных специалистов влияют такие факторы как:
— морально устарела и слабо обновляется материально-техническая и учебно-методическая базы образовательных учреждений;
— недостаточное финансирование подготовки квалифицированных кадров;
— ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями, снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации;
— непрестижность работы в сельском хозяйстве, обусловленная низкой доходностью отрасли и слабой инфраструктурной обеспеченностью сельских территорий, отсутствие у работников сельского хозяйства материальных возможностей и интереса к подготовке и повышению квалификации;
— несовершенны существующие методы оценки потребностей в профессиональной подготовке кадров АПК, отсутствуют такие средства профессионального развития персонала предприятий АПК как профессиональная ориентация, планирование карьеры и работа с кадровым резервом, определение потребностей в профессиональном развитии кадров;
— постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений, их социальная незащищенность приводит, что ведет к усиливающемуся выбытию из системы молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения, росту среднего возраста научно-педагогических кадров [8].
Формирование системы образования работников АПК в течение всей жизни как основы инновационного развития АПК включает развитие всех ступеней системы непрерывного профессионального образования с целью формирования у работников АПК и в целом сельского населения знаний, умений, навыков и моделей поведения, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.
Это общеизвестные проблемы, на решение которых должны быть направлены значительные финансовые средства.
В настоящее время действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулиро-
86
м/м/м/.avu.usaca.ru
Аграрный вестник Урала № 7 (125), 2014 г. - « Г*»«^^.
Экономика
вания рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июня 2012 г.) [9].
Однако в ней нет полноценного раздела о кадрах.
Поэтому жизнь настоятельно требует принятия специальной Государственной программы подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. и последующие годы.
Опыт разработки подобной программы был в 2000 г., когда Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации был разработан проект Программы модернизации аграрного образования на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.
По разным причинам эта программа не была принята и по настоящее время в стране отсутствует специальный нормативный правовой акт, определяющий стратегию развития аграрного образования.
К сожалению, не спешат решать эту задачу и органы государственной исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
Так, в Свердловской области в 2007 г. была принята Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 гг.»; но ни один год эта программа не была обеспечена финансовыми или другими видами господдержки для высшего аграрного профессионального образования области.
Отсутствует со стороны области и финансовая поддержка вузовской аграрной науки, что отражается на разработке новых научных достижений и их инновационном внедрении в аграрной производство.
Очевидно, что проблема обеспечения квалифицированными кадрами субъектов агропромышленного
комплекса, в связи со старением и выбытием кадров специалистов по иным причинам, в самое ближайшее время будет обостряться.
Так, в Свердловской области все успешно функционирующие аграрные организации возглавляют руководители и главные специалисты предпенсионного или пенсионного возраста.
Лишь около 70 % руководителей сельскохозяйственных организаций имеют высшее аграрное образование. Еще ниже процент с профессиональным образованием у специалистов хозяйств.
А ведь специальное аграрное образование не дань моде, а определяющий фактор в позитивном развитии аграрного производства на основе современных научно-технологических знаний и научных достижений в растениеводстве и животноводстве.
Учитывая эти факторы, необходимо и на федеральном уровне, и на уровне субъектов РФ принять специальные комплексные государственные программы подготовки и закрепления кадров молодых специалистов в организациях системы агропромышленного комплекса.
Сегодня субъекты Российской Федерации, ссылаясь на Бюджетный кодекс, отказываются от экономической поддержки аграрного вуза, как федерального учебного учреждения.
Но проблему все равно необходимо решать и, по-видимому, надо инициировать внесение изменений и дополнений в федеральные законы, регламентирующие участие субъекта РФ в финансировании учебно-лабораторной базы и, особенно, приобретения современных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования для аграрных вузов страны.
Ясно, что государственная кадровая политика в аграрной сфере должна претерпеть серьезные изменения и из статического состояния перейти в стадию модернизации и активного позитивного развития.
Литература
1. Государственное и муниципальное управление : справочник. М. : Магистр, 1997. С. 115-116.
2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. 4-е изд. М. : Омега-Л, 2006. С. 81-83.
3. СЗ РФ. 2007. Ч. I. Ст. 27.
4. Файзуллин Г. Г. Правовые проблемы государственного и муниципального управления сельским хозяйством : теоретические основы и пути совершенствования. Уфа : БашГАУ, 2006. С. 35.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2010. № 5. Ст. 502.
6. СЗ РФ. 2008.
7. Информационный бюллетень Минсельхоза России. М., 2012.
8. Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. : утв. решением коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, протокол № 10 от 27.09.2011 г. Отдельное изд. МСХ РФ. М., 2011.
9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4549.
References
1. State and municipal management : handbook. M. : Magistr, 1997. P. 115-116.
2. Atamanchuk G. V governance theory : lectures. 4th ed. M. : Omega-L, 2006. P. 81-83.
3. NW RF. 2007. P. I. Art. 27.
4. Faizullin G. G. Legal problems of state and municipal management in agriculture : theoretical foundations and ways to improve. Ufa : BashGAU 2006. P. 35.
5. Collection of Laws of the Russian Federation. M., 2010. № 5. Art. 502.
6. NW RF. 2008.
7. Newsletter Russian Ministry of Agriculture. M., 2012.
8. Innovative strategy of development of agriculture of the Russian Federation for the period up to 2020 : approved by decision of the board of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, protocol № 10 of 27.09.2011. Special edition Ministry of Agriculture of the Russian Federation. M., 2011.
9. Collection of Laws of the Russian Federation. 2012. № 32. Art. 4549.