Научная статья на тему 'Правовые вопросы обеспечения занятости иммигрантов в Российской Федерации'

Правовые вопросы обеспечения занятости иммигрантов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакаева Зарема Лаврентьевна

Рассматриваются правовые вопросы обеспечения занятости иммигрантов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы обеспечения занятости иммигрантов в Российской Федерации»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 1 (18). С. 66-68. © З.Л. Сакаева, 2009

УДК 349.3

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ ИММИГРАНТОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

З.Л. САКАЕВА

Рассматриваются правовые вопросы обеспечения занятости иммигрантов в Российской Федерации.

Поиск работы и трудоустройство актуальны как для лиц, которые приезжают в нашу страну на постоянное место жительства, так и для трудящихся-мигрантов.

Правовой статус рабочих-мигрантов закреплен в Международной конвенции «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» от 18 декабря 1990 г. Согласно Конвенции «... термин “трудящийся-мигрант” означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является». Международное трудовое право оперирует понятием «трудящийся-мигрант», которое в российском законодательстве отсутствует. Российский законодатель использует такие понятия, как «иностранный работник» или «иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя». Таким образом, понятие «трудящийся-мигрант» будет родовым по отношению к указанным выше.

Рабочие-мигранты обладают следующими характеристиками:

A) Целью миграции является получение работы и заработка, которых они не имеют в государстве своего постоянного места жительства и (или) гражданства;

Б) Мигрируя в целях поиска работы, мигрант и (или) члены его семьи могут постоянно проживать как на территории государства своего гражданства, так и на территории государства, в которое мигрант прибыл для работы;

B) Жизни и здоровью мигранта не угрожают те факторы, которые являются основанием для признания лица беженцем либо вынужденным переселенцем.

Правовое регулирование процесса реализации иммигрантом права на труд закреп-

лено прежде всего в ст. 34 Конституции РФ. Согласно части 1 данной статьи, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее -ФЗ № 115) конкретизирует положение Конституции. Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ № 115, иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности с учётом ограничений, предусмотренных законом. К таким ограничениям относятся следующие. Во-первых, иностранный гражданин имеет право заниматься на территории РФ трудовой деятельностью, если это возможно в рамках установленных квот (в соответствии с ежегодно принимаемыми постановлениями Правительства РФ, приказами Минздравсоцразвития России). Во-вторых, временно проживающий на территории РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность лишь в том субъекте РФ, на территории которого ему выдано соответствующее разрешение.

С 15 января 2007 г. процедура получения разрешения на работу для граждан госу-дарств-участников СНГ упрощена. Они вправе самостоятельно получать разрешение и трудоустраиваться. Для трудоустройства мигрант должен обладать статусом временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) либо статусом временно проживающего в РФ иностранного

гражданина (лица без гражданства). Согласно ч. 1 ст. 6 Закона разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты. Устанавливая данное условие, законодатель преследовал цель обеспечить осуществление полноценного контроля за перемещениями иностранных работников в пределах территории РФ с учётом демографической ситуации и возможностей обустройства иностранных граждан в конкретном регионе. В части 3 указанной статьи закреплены исключения из этого правила и установлен круг субъектов, которым выдается разрешение на временное проживание без учёта квоты.

Следует отметить, что в 2008 г. по сравнению с 2007 квота сокращена более чем в 3 раза. Если в 2007 г. она составила 6 млн представителей СНГ в безвизовом режиме, а с визовым 302 тыс. чел., то согласно Постановлению Правительства от 29 декабря 2007 г. № 982 квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2008 г. составляет 1 млн 828 тыс.

Несмотря на то, что перечень категорий лиц, которым разрешение на временное проживание предоставляются без квоты, не является исчерпывающим, Федеральным законом № 110-ФЗ от 18 июля 2006 г. часть 3 статьи 6 ФЗ № 115 была дополнена пунктом 6.1, в соответствии с которым круг субъектов расширяется за счёт участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними (далее - Государственная программа). Согласно п. 4 ст. 6, заявление о выдаче разрешения на временное проживание подаётся непосредственно временно пребывающим. Таким образом, если на мигранте лежит обязанность получить миграционную карту либо разрешение на проживание, визу, то на работодателе (заказчике работ, услуг) - обязанность получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Для работника-мигранта обязательными условиями осуществления им трудовой деятельности в соответствии с законом являются:

1) легальное нахождение на территории РФ (наличие разрешения на временное проживание, визы, разрешения на работу, миграционной карты);

2) наличие трудового или гражданско-правового договора. Ранее работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, могли заключать с иностранными работниками только трудовые договоры на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

Для соотечественника - участника Государственной программы необходимо лишь получение разрешения на временное проживание, так как согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ № 115 правило о том, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на привлечение на работу, не распространяется в том числе на иностранных граждан, являющихся участниками Государственной программы.

Нелегальная трудовая миграция является острой правовой проблемой, в том числе и в разрезе права социального обеспечения, так как трудовые и социальные гарантии предоставляются лишь официально занятым гражданам. Как указывает директор ФМС России К. Ромодановский, 30-40 % трудовых мигрантов остаются в теневом секторе рынка труда [1].

Государственная программа является важным правовым средством в борьбе с нелегальной миграцией, так как государство даёт возможность соотечественнику приобрести статус гражданина РФ, трудоустроиться на новом месте жительства, обеспечивая его при этом определённым комплексом гарантий.

Как отмечается в Концепции регулирования миграционных процессов РФ [2], потребность экономики страны в дополнительных трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь из стран-участниц Содружества Независимых Государств. В Концепции отмечается необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счёт развития рынка жилья, мотивации мигрантов к само-обустройству и осуществлению трудовой деятельности.

На данный момент исполнение указанной программы происходит крайне медленно

в связи с отсутствием надлежащей законодательной базы в субъектах РФ, и, что самое главное, невозможностью некоторых субъектов РФ принять соотечественников с соблюдением установленных требований. Это объясняется тем, что на местах по-прежнему делается ставка на временных трудовых мигрантов. При этом, как сообщает председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ В. Густов, из 4,6 млрд руб., выделенных на реализацию программы в 2007 г., освоено лишь 252 млн [3].

В различных источниках приводятся разные сведения о количестве переселенцев. Так, по данным «Альянс Медиа», в текущем году прибыло 120 тысяч переселенцев. Все эти граждане по собственной инициативе и вне рамок программы прибыли в Россию и предполагают стать её гражданами [4]. По сведениям Федеральной миграционной службы, в 2007 г. на историческую родину вернулось только 143 семьи, хотя ожидалось, что репатриантов будет до 50 тыс. Пилотные регионы, вызывавшиеся разместить и трудоустроить возвращающихся соотечественников, столкнулись с проблемой отсутствия желающих воспользоваться этими гарантиями [5]. Комитет Совета Федерации по делам СНГ сообщает иные цифры: в 2007 г. по государственной программе вернулось 160 человек. Из них 41 семья - в Калининградскую область и 13 - в Липецкую.

Таким образом, если соотечественник определился с необходимостью переезда в РФ, в его же интересах сделать этот переезд более комфортным и надежным. В свою очередь, возвращение и обустройство соотечественника зависит от эффективности программы, утвержденной регионом.

Главные трудности в реализации Государственной программы связаны с обеспечением занятости, а также предоставлением жилья. Проблема трудоустройства мигрантов усложняется и тем, что она является общей для населения РФ в целом. В связи с этим существует несколько точек зрения по поводу необходимости привлечения труда иностранных работников. Согласно первой, в связи с привлечением труда иностранных граждан возникает угроза нехватки рабочих мест как для лиц, постоянно проживающих в определенном регионе, так и для граждан РФ

в целом. Некоторые говорят о возможной экспансии со стороны иностранных работников (например, китайских рабочих на Дальнем Востоке). Согласно второму мнению, решение проблемы трудовых ресурсов следует искать через привлечение как можно большего числа мигрантов, независимо от национальности и страны происхождения.

Привлечение иммигрантов на рынок труда должно происходить с учётом дефицита в трудовых ресурсах в конкретных секторах экономики. Согласно Концепции регулирования иммиграционных процессов в РФ [6], в качестве одного из основных направлений деятельности по регулированию миграционных процессов называется обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учётом принципа преимущественного трудоустройства граждан РФ.

Несмотря на все «за» и «против», результаты миграционной политики таковы. По данным Росстата, миграционный прирост компенсировал в 2006 г. потери населения на 18,6 %. А за период с января по август 2007 г. эта цифра возросла до 44,9 %, т. е. в 2,4 раза.

Таким образом, вопрос обеспечения занятости иммигрантов имеет множество проблемных аспектов, в частности: отсутствие надлежащего информирования иммигрантов о ситуации на рынке труда, напряжённость в сфере занятости для населения РФ в целом, низкий уровень заработной платы, нарушение трудового законодательства со стороны работодателей.

1. «Яркая палитра»: Наша власть - дела и лица. Материалы круглого стола // Интегриум. -2007. - № 11.

2. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р // СПС «КонсультантПлюс».

3. Отечество, которое не ждёт? // Российская Федерация сегодня. - 2008. - № 2.

4. Привлекать соотечественников в Российские регионы выгодно и возможно // Вести Отечества. - 2007. - № 46.

5. Хомченко Ю. «Точка невозврата» // Время новостей. - 2007. - № 233 (1875).

6. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.