ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75179
УДК 336.27
Рязанова Олеся Александровна,
старший преподаватель филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Киров olesva pihota@mail.ru
Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования
Аннотация. Статья посвящена вопросам государственной финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, субсидирование, микрокредитование, льготное кредитование.
Раздел: (04) экономика.
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - СМП) - важнейший приоритет для региональной экономики, основа для развития конкурентной среды, обеспечения занятости населения и повышения качества жизни для жителей Кировской области, формирования среднего класса и демократических институтов современного гражданского общества.
По А. И. Меркушеву [1], «малое предпринимательство - феномен региональный». Основная сфера его деятельности - это регион или территория, где функционирует бизнес. Предприниматели области берут на себя организацию торговли в самых разных населенных пунктах, оказывают услуги, занимаются производством и другими видами деятельности. Малые и средние предприятия, развиваясь в основном, за счет собственных средств, функционируют во всех отраслях экономики.
Малое предпринимательство как субъект рыночной экономики существует в Кировской области более двадцати лет. Сегодня сектор малого предпринимательства представляет собой в экономике региона достаточно мощную экономическую и социальную силу.
Предпосылки к тому, чтобы малый бизнес как социально-экономическое явление, занял достойное место в экономике региона, сформировались издревле. Вятская земля имеет богатую историю, период возникновения предпринимательства на Вятке относится ещё к средневековью, так как ещё в домосковский период у предпринимателей на Вятке имелись многосторонние торговые связи.
Основные показатели деятельности малых предприятий [2]
Наименование показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников малых предприятий, руб. 9095 9877 10 401 11 125 13 084 14 335
Средняя численность работников -всего на малых предприятиях, чел. 100 555 127 634 134 879 129 956 133 847 131 736
Количество малых предприятий 9488 14 438 15 797 17 748 19 928 22 070
Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) на малых предприятиях, чел. 89 794 113 851 119 553 119 247 125 332 123 397
Оборот малых предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, млн руб. 121838,3 130744,4 159193,5 176019,7 196513,5 207388,4
1
ISSN 2Э04-120Х
научно-методический рег Эл № ФС 77-49965 ISSN 2304-120Х. электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос.
Малый бизнес - это динамично развивающийся сектор экономики Кировской области, что подтверждает уверенный рост числа субъектов предприятий малого и среднего бизнеса.
По итогам 2013 г. в Кировской области функционировало 22 070 малых предприятий, в работе которых было задействовано свыше 131 тысячи человек. За 20082013 гг. отчетливо виден рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников малых предприятий, хоть он и на порядок отстает от средней заработной платы по Кировской области, которая в 2013 г. составляла 17458,8 [3] руб. По состоянию на 01.01.2014 Кировская область входит, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в число лидеров регионов по количеству зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей - на 176,2 ед. [4] (среднее увеличение). Кировская область по всем показателям занимает позиции выше средних по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО):
- количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения - 6-е место по России и 1 -е место по ПФО;
- доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в регионе - 2-е место по России и 1 -е место по ПФО;
- оборот малых предприятий в расчете на душу населения - 13-е место по России и 3-е место по ПФО;
- инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в расчете на душу населения - 6-е место по России и 1 -е место по ПФО.
Среднее предпринимательство в области можно охарактеризовать устойчивой тенденцией его развития, которая соответствует динамике развития крупного предпринимательства региона, что подтверждается ключевыми экономическими показателями развития Кировской области (статистика среднего предпринимательства не выделяется).
Деятельность субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках законодательного поля, в том числе на региональном уровне законы Кировской области, подзаконные акты, документы Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.
В Кировской области создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая представлена рядом субъектов [5]:
1) Координационный совет по развитию предпринимательства при Правительстве области;
2) департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области;
3) Исполнительный орган муниципального образования (44 субъекта);
4) Областной/районный фонд поддержки предпринимательства (25 субъектов);
5) Бизнес-инкубатор (7 субъектов);
6) Учебно-деловой центр;
7) Автономная некоммерческая организация «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области» (АНО «Центр поддержки экспорта»).
Перечисленные организации оказывают субъектам малого предпринимательства ряд услуг:
- консалтинг по широкому кругу вопросов;
- юридическая консультация и помощь;
- предоставление льготных кредитов;
2
ISSN 2304-120X
научно-методический рег Эл № ФС 77-49965 ISSN 2304-120Х. электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос.
- предоставление поручительств, необходимых для привлечения банковских кредитов;
- юридический и бухгалтерский аутсорсинг;
- предоставление помещений для размещения в них компаний;
- развитие у детей и молодежи интереса к предпринимательской деятельности;
- иные виды и формы поддержки.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства оказывается Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, а также районными фондами поддержки малого предпринимательства и представлена следующими формами [6]:
1. Гарантийное кредитование СМП - предоставление поручительств фондами поддержки предпринимательства кредитным организациям (коммерческим банкам) за субъектов малого или среднего предпринимательства (далее - СМСП), испытывающих трудности в привлечении заемных средств из-за недостаточности собственного залога. Максимальный размер поручительства Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства - 70% от суммы запрашиваемого кредита, муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства - 50%. Оставшиеся соответственно 30% и 50% суммы залога СМСП должны предоставить самостоятельно. Поручительство Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляется по кредитам в сумме более одного млн рублей, районными фондами поддержки малого предпринимательства - без установления минимальной суммы кредита.
2. Льготное кредитование СМП - это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях на пополнение оборотных средств. Условиями льготного кредитования являются:
- максимальная сумма займа - 1 000 000 рублей;
- максимальный срок займа - 1 год;
- обеспечение по займу - не менее 70% от суммы займа;
- базовая ставка процента - от 5,5 до 9,5% годовых.
3. Льготное инвестиционное кредитование СМП - это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях на приобретение основных средств, а также на строительство и реконструкцию коммерческой недвижимости. Условиями льготного инвестиционного кредитования являются:
- максимальная сумма займа - 2,5 млн рублей;
- максимальный срок займа - 2 года;
- обеспечение по займу - не менее 70% от суммы займа;
- базовая ставка процента - от 11,5 до 14,2% годовых.
4. Микрокредитование СМП - это предоставление субъектам малого предпринимательства займов на льготных условиях в размере до 100 000 рублей с целью оказания финансовой поддержки при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Условия кредитования:
- максимальная сумма займа - 100 000 рублей;
- максимальный срок займа - 1 год;
- обеспечение по займу - не менее 100% от размера займа с учётом процентов за весь период пользования займом;
- ставка процента - 10% годовых.
5. Микрофинансирование начинающих предпринимателей - предоставление начинающим СМП, прошедшим обучение по программе «Начинающий предприни-
3
ISSN 2Э04-120Х
научно-методический рег Эл № ФС 77-49965 ISSN 2304-120Х. электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос.
матель» микрозаймов на льготных условиях для реализации бизнес-инициатив. Микрозаймы предоставляются на условиях: срок до 2 лет, максимальная сумма микрозайма - 500 000 рублей, базовая ставка процента - от 5,5% до 12% годовых.
6. Субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) -предоставление субсидий СМП, которые приобретают основные фонды по договорам финансовой аренды для ведения предпринимательской деятельности.
7. Субсидирование части затрат на обучение СМП. Величина субсидии составляет 95% от размера затрат на обучение, но не больше 100 тыс. рублей на СМП.
Рост показателей, которые характеризуют деятельность субъектов малого бизнеса, стал возможен и за счет активной государственной политике, направленной на поддержку и развитие предпринимательства. Для этих целей в области до 01.01.2014 реализовывалась областная целевая программа (далее - ОЦП) «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы [7].
Указанная программа была реализована по ряду направлений, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы в области развития и поддержки СМП, формированием и развитием инфраструктуры поддержки СМП, развитием системы гарантийного кредитования СМП, развитием системы кредитной кооперации, субсидированием части затрат СМП, развитием системы льготного кредитования СМП и другие.
На Портале малого и среднего предпринимательства Кировской области [8] также представлена информация по реестру получателей поддержки за 20112014 гг. в разрезе малого, среднего предпринимательства и микропредприятий.
Основными финансовыми итогами реализации указанной ОЦП в 2011-2013 гг. стали (в рамках государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области) стали [9,10,11]:
1) гарантийное кредитование субъектов малого предпринимательства:
- за 2011 год заключен 101 договор гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств - 141,6 млн руб., объем привлеченных кредитных ресурсов - 383,9 млн руб.;
- за 2012 год заключено 68 договоров гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств - 136,5 млн руб., объем привлеченных кредитных ресурсов - 349,7 млн руб.;
- за 2013 год заключено43 договора гарантийного кредитования. Сумма предоставленных поручительств - 89,03 млн руб., объем привлеченных кредитных ресурсов - 300 млн руб.
2) система кредитной кооперации:
- за 2011 г. хозяйствующим субъектам выдано 12 167 займов на сумму 702,5 млн рублей;
- за 2012 г. хозяйствующим субъектам выдано 15 483 займов на сумму 728,1 млн рублей;
- за 2013 г. - данные не приведены.
3) субсидирование части затрат СМП:
- За 2011 год СМП предоставлено 126 субсидий на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей на общую сумму 37,5 млн рублей. За счет предоставленных субсидий СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 246,5 млн рублей;
4
ISSN 2304-120X
научно-методический рег Эл № ФС 77-49965 ISSN 2304-120Х. электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос.
- За 2012 год СМП предоставлено 189 субсидий и 8 грантов на общую сумму 46,7млн рублей. За счет предоставленных субсидий и грантов СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 400 млн рублей;
- За 2013 год СМП предоставлено 196 субсидий и 4 гранта на общую сумму 60 млн рублей. За счет предоставленных субсидий и грантов СМП приобрели основные средства по выгодной цене стоимостью 449,6 млн рублей.
4) льготное кредитование СМП:
- за 2011 год льготные займы и льготные инвестиционные займы предоставлены 918 СМП на общую сумму 367,9 млн рублей;
- за 2012 год льготные займы и льготные инвестиционные займы предоставлены 946 СМП на общую сумму 498,8 млн рублей;
- за 2013 год льготные займы и льготные инвестиционные займы предоставлены 683 СМП на общую сумму 471 млн рублей.
Однако, как показывают исследования различных авторов и опросов предпринимателей, основной проблемой СМП является недостаточность источников финансирования. Следовательно, государству следует увеличить объемы именно финансовой поддержки, сделать механизм ее более прозрачным и доступным для бизнеса.
Также Правительством Кировской области была государственная программа Кировской области «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» на 2013-2020 годы (далее - Государственная программа) [12], основной целью которой является развитие малого и среднего предпринимательства прежде всего как фактора, «обеспечивающего устойчивое социально-экономическое положение региона».
Органы государственной власти региона признают, что, несмотря на принимаемые ими меры, остаются нерешенным ряд проблем:
- недостаточное развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- трудности в привлечении финансовых ресурсов СМП;
- низкий уровень качества предпринимательской среды;
- невысокая конкурентоспособность продукции, которую производят СМП;
- отсутствие положительного общественного мнения о сфере малого бизнеса;
- слабая активность органов местного самоуправления, связанная с развитием предпринимательства;
- неравномерность развития малого предпринимательства в Кировской области;
- дефицит производственных площадок с выстроенной инфраструктурой для реализации различных инвестиционных проектов СМП;
- другие проблемы.
Целевыми показателями, характеризующими эффективность реализации государственной программы, являются:
- число малых и средних предприятий;
- доля среднесписочной численности работников СМП в среднесписочной численности работников всех организаций и предприятий;
- оборот по продукции (услугам), производимой СМП;
- размер среднемесячной заработной платы;
- величина налоговых поступлений от СМП в бюджет Кировской области (консолидированный);
- оборот по розничной торговле в расчете на душу населения региона;
- число нарушений по срокам рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;
5
ISSN 2Э04-120Х
научно-методический рег Эл № ФС 77-49965 ISSN 2304-120Х. электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос.
- степень технической готовности системы электроснабжения заданной мощности объекта капитального строительства «Индустриальный парк предприятий малого и среднего бизнеса на территории Юрьянского района Кировской области»;
- число региональных инновационных кластеров региона.
Мы же считаем, что указанные показатели эффективности являются по большей части количественными, которые не в полной мере отражают реальное состояние бизнеса. Так, например, среди количества предприятий СМП всегда присутствует определенное число предприятий, так называемых «нулевок», по которым нет оборота. Кроме того, указанные показатели эффективности не отражают финансовых показателей работы бизнеса, уровня его финансирования, в том числе за счет льготного и гарантийного кредитования при реализации государственных программ поддержки.
Следовательно, данный список показателей эффективности необходимо расширить, включив в него показатели, отражающие качественные характеристики состояния малого и среднего бизнеса:
1) скорость оборачиваемости товарно-материальных запасов, дней
2) скорость оборачиваемости дебиторской задолженности, дней;
3) коэффициент автономии;
4) рентабельность активов, %;
5) рентабельность продаж, %;
6) коэффициент текущей ликвидности;
7) рыночная стоимость бизнеса.
Кроме того, именно качественные характеристики становятся главными факторами, обеспечивающими национальное развитие и национальную конкурентоспособность в современном мире. Качество экономического роста в сфере СМП, также должно происходить и за счет углубления интенсивных факторов развития, достижений современного научно-технического прогресса и инновационной модернизации экономики, внедрения новых информационных и нанотехнологий, применения ресурсосберегающих технологий. Параллельно должны также решаться проблемы развития человеческого фактора, социальной ориентации российского и регионального предпринимательства, защиты природных ресурсов страны.
При совершенствовании государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области необходимо учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с учетом специфики нашего государства. Практика стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что необходимо наличие прямых займов за счет средств фондов поддержки СМП, долевое участие в займах коммерческих банков, гарантирование займов коммерческих банков.
Таким образом, необходимо незамедлительное изменение форм и методов государственной политики поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, включая здоровое реформирование системы кредитования, что будет способствовать экономическому развитию нашего региона в частности и государства в целом.
Ссылки на источники
1. Меркушев А. И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10. - М., 2008. - 370 с.: ил.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области: офиц. сайт. - URL: http://kirovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kirov-
stat/ru/statistics/standards_of_life/.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области: офиц. сайт. URL: http://kirovstat.kirov.ru/dg/dg43/dbinet.cgi.
6
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Сайдуллаев Ф. С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году (малые предприятия, включая микропредприятия) // АНО «НИСИПП». - URL; http://www.nisse.ru/business/article/article_2131.html.
Портал малого и среднего предпринимательства. - URL: http://mbko.ru/infrastructure/.
Портал малого и среднего предпринимательства. - URL: http://www.mbko.ru/assistance/finance/.
Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы: [Постановление Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259 (ред. от 21.05.2013). - М., 2014. - URL: http://www.consultant.ru//. Портал малого и среднего предпринимательства URL: http://www.mbko.ru/assistance/finance/. Аналитическая записка о реализации в 2011 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 20102014 годы. - URL: http://www.mbko.ru.
Аналитическая записка о реализации в 2012 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 20102014 годы. - URL: http://www.mbko.ru.
Аналитическая записка о реализации в 2013 году мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 20102014 годы. - URL: http://www.mbko.ru.
Об утверждении государственной программы Кировской области «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» на 2013-2020 годы: [Постановление Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/741 (ред. от 24.09.2014). - М., 2014. - URL: http://www.consultant.ru//.
Olesya Ryazanova,
Senior Lecturer in Kirov branch of Russian State Humanitarian University
olesya pihota@mail.ru
Public policy support lending to small and medium-sized businesses in the Kirov region: status,
problems and ways of improving
Abstract. The article is devoted to the support of small and medium-sized businesses.
Key words: Infrastructure to support small and medium-sized businesses, subsidies, micro-credit, preferential loans.
References
1. Merkushev, A. I. (2008) Financial mechanism of small business development; theory, methodology, practice; the dissertation ... Doctors of Economics; 08.00.10, Moscow, 370 p. (in Russian)..
2. The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Kirov region. Official site. Available at: http://kirovstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kirovstat/ru/statistics/standards_of_life/.
3. The territorial body of the Federal State Statistics Service of the Kirov region. Official site. Available at: http://kirovstat.kirov.ru/dg/dg43/dbinet.cgi (in Russian).
4. Saidullaev, F. S. “The dynamics of small business development in the regions of Russia in 2013 (small businesses, including micro-enterprises)”, ANO "NISIPP." Available at: http://www.nisse.ru/business/article/article_2131.html (in Russian).
5. Portal for small and medium-sized businesses. Available at: http://mbko.ru/infrastructure/ (in Russian).
6. Portal for small and medium-sized businesses. Available at: http://www.mbko.ru/assistance/finance/ (in Russian).
7. (2014) “On the regional target program "Support and development of small and medium enterprises in the Kirov region" for 2010-2014: [Decree of the Government of the Kirov region from 25.08.2009 N 22/259 (Ed. By 05.21.2013) “, Consultant. VersiyaProf, Moscow. Available at: http://www.consultant.ru// (in Russian).
8. Portal for small and medium-sized businesses. Available at: http://www.mbko.ru/assistance/finance/ (in Russian).
9. Analytical Report on the implementation of the 2011 activities of the regional target program "Support and development of small and medium-sized enterprises in the Kirov region" for 2010-2014. Available at: http://www.mbko.ru (in Russian).
10. Analytical Report on the implementation of the 2012 activities of the regional target program "Support and development of small and medium-sized enterprises in the Kirov region" for 2010-2014. Available at: http://www.mbko.ru (in Russian).
11. Analytical Report on the implementation of the 2013 activities of the regional target program "Support and development of small and medium-sized enterprises in the Kirov region" for 2010-2014. Available at: http://www.mbko.ru (in Russian).
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Рязанова О. А. Государственная политика поддержки кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в Кировской области: состояние, проблемы, направления совершенствования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 11. - ART 75179. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75179.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
12. “On approval of the state program of the Kirov region "Support and Development of Small and Medium Enterprises" for 2013 - 2020: [Decree of the Government of the Kirov region from 10.12.2012 N 185/741 (Ed. by 24.09.2014)”, KonsultantPlyus. VersiyaProf, Moscow, 2014. Available at: http://www.consultant.ru// (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Караниной Е. В., доктором экономических наук
Поступила в редакцию Received 16.02.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.02.2015
Принята к публикации Accepted for publication 18.02.2015 Опубликована Published 03.04.2015
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Рязанова О. А., 2015
www.e-koncept.ru
8